I. Некоторые из христиан много жертвуют на устройство или украшение храмов Божиих, но при этом сомневаются – будет ли им за это награда от Бога или нет, и думают: не лучше ли бы деньги, употребленныя на храм, раздать нищим, и примет ли Бог их жертву? – Что сказать таковым? Скажем, что и сие подобает творити и онех не оставляти; т. е. хорошо помогать и нищим, но также хорошо жертвовать и на украшение храмов Божиих. И как несомненно то, что первое не будет забыто Богом, так равно также несомненно и то, что и за последнее наградит Он. Скажут: чем это последнее можно доказать? Отвечаем: во 1-х, тем, что церковь Божия каждый день молится о плодоносящих и добродеющих во св. храме Божием, и каждый день вопиет: освяти любящих благолепие храма Твоего; а молитва церкви всегда сильна пред Богом; а во 2-х, можно доказать и тем, что в житиях святых находим указания на то, что Господь и Царица небесная устроителям и украсителям храмов Божиих являли с своей стороны особенную любовь и милосердие. Одно из таковых указаний для вашего назидания, братие, мы и намерены привести в настоящий раз.
II. Преподобный Еразм, инок печерский, память коего св. церковь совершает ныне, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатства и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить его на украшение церковное и многия иконы в церкви печерской обновил золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующаго искушения: когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет, и что он лучше бы сделал, если б роздал имение свое нищим. Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, принявши, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь и лишился языка и зрения, и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «горе, горе душе его! Так как он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал: «подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мною случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он даст тебе время на покаяние. Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, церкви же Моей не имели. Итак, возставши, покайся и прими великий ангельский образ; в третий же день я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братиею исповедывать грехи свои, и за тем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Ч.-М. февр. 24 д.).
Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день года
См. также:
<-назад в раздел