Суббота, 26 Сентября 2020 г.
Духовная мудрость

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Уповать на Бога всегда и не бросаться в крайности
Сегодня гость нашей газеты – известный ученый и общественный деятель, доктор экономических наук, автор многих книг и публикаций, участник различных конференций и круглых столов Валентин Юрьевич Катасонов. Он любезно согласился ответить на самые животрепещущие вопросы современности.

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Как уврачевать раскол: Почему у Болгарии получилось то, что не получается у Украины?
15.01.2020

4ME6e7_5e1da19bb98694_73179316-tmb-720x411xfill.jpg
«Патриархи» Пимен Энев и Филарет Денисенко 

Как Всеправославный Собор помог уврачевать раскол в Болгарии, возникший одновременно с «филаретовским»?

В 1992 г. практически параллельно с нашим, так называемым «филаретовским», расколом в Болгарии произошел свой раскол. В 1998 г. его уврачевали. Почему в Болгарии получилось, а у нас – нет? Какую роль у них и у нас сыграл Константинопольский Патриархат? И можно ли что-то позаимствовать из болгарского опыта для решения украинского церковного вопроса? 

Вкратце история болгарского раскола такова. 

В конце 1980-х годов, когда так называемый социалистический лагерь уже распался, а Советский Союз был на гране этого, в Болгарии также вовсю дул ветер перемен. Этот ветер принес убеждение, что все западное и капиталистическое – хорошо, а все советское и коммунистическое – плохо. И с этим ненавистным прошлым нужно порвать сразу и решительно. 

Не будем давать оценку, насколько такой подход оправдан в сфере политики или экономики, но скажем, что в церковных вопросах он неприемлем в принципе. Однако, к сожалению, подобный бунтарский дух проникает и в Церковь. И в Церкви находятся люди, как правило молодые и амбициозные, которые призывают разрушить все «до основанья, а затем…».

И вот в 1989 г. в Болгарии нашелся иеромонах Христофор (Сыбев), который заявил, что Церкви нужен «новый демократический Синод» вместо старого, якобы запятнавшего себя связями с коммунистическим режимом. Вопреки мнению своего священноначалия он основал некий Комитет защиты религиозных прав, который должен был способствовать «демократизации» церковного управления. 

А в 1990 г. священник и профессор канонического права Радко Поптодоров опубликовал статью, в которой прямо обвинил Синод Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в сотрудничестве с коммунистической властью и раскритиковал выборы Болгарского Патриарха Максима в 1971 году. 

В 1991 г. на очередных выборах в Болгарии победила партия «Союз демократических сил», идеология которой состояла в радикальном разрыве с «ненавистным» прошлым и развороте на Запад. А иеромонах Христофор (Сыбев) не только стал депутатом парламента от этой политсилы, но и возглавил парламентскую Комиссию по делам вероисповеданий. 

В 1992 г. эта комиссия поставила вопрос о незаконности выборов Патриарха Максима в 1971 г. Ее поддержала Дирекция по вероисповеданию при Совете министров Болгарии, которая своим постановлением объявила выборы Патриарха Максима в 1971 г. незаконными, а его самого – низложенным. 

Болгарские власти того времени продемонстрировали весьма своеобразное понимание демократического принципа отделения Церкви от государства. В этом они переплюнули даже украинскую власть, которая не признала законным Харьковский Собор 1992 г. и отстранение Филарета Денисенко от управления УПЦ. 

Здесь первое отличие болгарского раскола от «филаретовского». Если там власти ополчились против Патриарха Максима за то, что он якобы сотрудничал с КГБ, то на Украине власти горячо поддержали Денисенко, который был просто воплощением такого сотрудничества в самой тесной форме. 

Практически одновременно с постановлением Дирекции вероисповеданий о незаконности избрания Патриарха Максима заявила и группа из шести архиереев. Кстати, буквально через несколько дней эта группа возросла до семи, поскольку «рукоположила» в «епископы» иеромонаха Христофора (Сыбева). 

И тут можно указать на следующее отличие: в Болгарии в раскол ушла, хотя и немногочисленная, но все же группа архиереев, которые на момент возникновения раскола были каноническими епископами. В Украине за Филаретом пошел только один викарный архиерей, епископ Почаевский Иаков (Панчук), изгнанный к тому времени братией из Почаевского монастыря. 

Мятежные болгарские архиереи потребовали сместить Патриарха Максима и назначить новые выборы. Однако большинство архиереев и духовенства остались верными Патриарху и Синоду. Тогда мятежники организовали «альтернативный Синод», во главе которого поставили старшего по хиротонии митрополита Неврокопского Пимена (Энева) и, опираясь на поддержку властей, начали рейдерский захват БПЦ. 

Они «нарукополагали» «альтернативных архиереев», захватили Синодальную палату в Софии, в которой находилось верховное управление БПЦ, и Софийскую духовную семинарию и академию, которая стала именоваться Богословским факультетом при Софийском университете Св. Климента Охридского. Новым ректором академии, кстати, назначили профессора Радко Поптодорова, автора первой статьи с нападками на Патриарха Максима. 

Болгарские власти признали «альтернативный Синод» единственным легитимным органом управления БПЦ и передали в его распоряжение все церковное имущество. 

В 1996 г. митрополита Неврокопского Пимена возвели в сан «патриарха». В его интронизации принял непосредственное участие Филарет Денисенко, который к тому времени уже стал Киевским «патриархом», сменив умершего при невыясненных обстоятельствах Владимира Романюка. 

В то время и Филарет, и его зарубежные коллеги по расколу активно продвигали теорию самодостаточной «альтернативной семьи» Православных Церквей и поэтому вступали в общение со всеми религиозными проходимцами в разных странах, которые были на это согласны. 

В том же 1996 г. состоялся Собор болгарских епископов, которые сохранили верность Патриарху Максиму. Он отлучил Пимена от Церкви и лишил сана всех епископов, которых «рукоположили» в расколе. 

С 1992 г., когда возник болгарский раскол, вместе с «рукоположением» «альтернативных архиереев» и захвата церковной собственности происходил и обратный процесс. Некоторые архиереи и духовенство приносили покаяние и возвращались в лоно канонической БПЦ. 

Общая черта болгарского и украинского расколов – то, что все Поместные Церкви категорически отмежевались от всякой поддержки раскольников. Конечно, только до 2018 г., когда Константинопольский Патриархат вступил в общение с украинскими раскольниками. 

Считают, что болгарский раскол уврачевали в 1998 г. В том году с 30 сентября по 1 октября в соборе Александра Невского состоялся Всеправославный Собор, в котором участвовали представители почти всех Поместных Православных Церквей, кроме Грузинской и Американской, которую, впрочем, некоторые Поместные Церкви не признают автокефальной. Семь Поместных Церквей были представлены своими предстоятелями. На том Соборе присутствовали и патриарх Константинопольский Варфоломей, и Патриарх Московский Алексий II.

Есть еще два существенных различия в болгарском и украинском расколах. 

Во-первых, Константинопольский Патриархат был последовательно на стороне канонической БПЦ во главе с Патриархом Максимом и не менял своей позиции, как в случае с украинским расколом. 

А во-вторых, патриарх Варфоломей совершенно не отвергал возможности соборного решения болгарского вопроса всеми Поместными Церквами. Он не пытался решить эту проблему единолично, как на Украине, хотя Болгарская Церковь намного дольше пребывала в составе Константинопольского Патриархата, чем Киевская митрополия, и у патриарха Варфоломея было больше оснований заявить, что он может единолично разрешить болгарский церковный конфликт. 

Всеправославный Собор поддержал Патриарха Болгарского Максима и его Святейший Синод, осудил действия раскольников и призвал их к покаянию. И действительно, большая часть пребывавших в расколе «архиереев» и «духовенства» принесли покаяние прямо на Соборе и были воссоединены с Церковью. 

Но были и те, кто остался в расколе. Они выбрали себе нового лидера, «митрополита» Софийского Иннокентия (Петрова), и продолжили раскольническую деятельность. Окончательно болгарский раскол прекратил свое существование в 2012 г., когда Иннокентий (Петров) направил в Синод БПЦ покаянное письмо и был воссоединен с Церковью. 

Таким образом, болгарский и украинский расколы имеют как общие черты, так и существенные различия. 

Общие черты: 

Оба раскола возникли по политическим мотивам. 

Оба раскола поддержало государство. 

В обоих случаях раскольники быстро начали «рукополагать» «альтернативных епископов». 

В обоих случаях большинство иерархов, духовенства и верующих остались верными канонической Церкви. 

Различия

В Болгарии раскол был направлен против Патриарха, обвиненного в связях с коммунистическим режимом. В Украине раскол возглавил человек, олицетворявший сотрудничество с коммунистическим режимом. 

В Болгарии раскол изначально поддержало значительно большее число канонических архиереев, чем на Украине. 

В Болгарии проблему раскола решили соборно всеми Поместными Церквами, а на Украине ее безуспешно попытался решить Константинопольский Патриархат единолично. 

В Болгарии все Поместные Церкви были на стороне канонической БПЦ и не меняли своей позиции. На Украине после многолетней последовательной поддержки канонической УПЦ на сторону раскольников стал Константинопольский Патриархат, а теперь уже и Александрийский, а также Элладская Церковь. 

Несмотря на очень существенные общие черты, необходимо признать: кардинальное различие украинского и болгарского расколов в том, что в случае с Украиной нарушено то монолитное единство в позиции Поместных Православных Церквей, которое было в Болгарии. Поэтому достаточно сложно извлечь из опыта уврачевания болгарского раскола какие-то уроки и применить их к Украине. Но есть некоторые идеи, которые можно было бы почерпнуть из болгарского опыта. 

Во-первых, можно заявить, что решения, принятые в 1998 г. на Всеправославном Соборе в Софии, составляют часть корпуса канонического права Церкви. А в этих решениях содержится указание на то, что раскол можно уврачевать только покаянием и ничем иным. И под этими решениями стоит подпись в том числе и патриарха Варфоломея. 

Во-вторых, можно инициировать проведение Всеправославного Собора для уврачевания раскола именно там, где он существует, то есть в Киеве. 

Конечно, в условиях противодействия Константинопольского Патриархата любым попыткам соборного решения «украинского вопроса» организовать такой Собор будет достаточно трудно. 

Но если все же состоится Всеправославная встреча предстоятелей Поместных Церквей в Иордании по приглашению Патриарха Иерусалимского Феофила III, она может стать приготовлением к такому же полноценному Всеправославному Собору в Киеве. 

Ведь на встрече в Иордании предлагается только обсудить проблему всеправославного единства, которое нарушил патриарх Варфоломей. А собственно «украинский вопрос» уместно было бы решать именно в Киеве. По крайней мере, такую идею можно было бы озвучить в Иордании. 

Ну, и самое главное, что можно вынести из болгарской ситуации. Раскол там не уврачевал бы даже Всеправославный Собор, если бы епископат, духовенство и верующие не сплотились вокруг своего канонического Патриарха Максима. В Украине это сплочение всех членов Церкви вокруг Блаженнейшего Митрополита Онуфрия есть, и даже в еще большей мере, чем в Болгарии. А значит, есть надежда, что и украинский раскол когда-нибудь станет перевернутой страницей истории. 


Источник: https://www.spzh.news/ru

___________________
См. также:   

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Тату для Тимура

2015 год, Крым, город Саки. Я на густонаселенном пляже арендовала лежак и молча любуюсь видом на море; время от времени названивает сын с бытовыми вопросами: «Мам, а где моя синяя футболка?» Пока я объясняю, со счета списывается стоимость трех футболок: роуминг. А когда вечереет, вижу гуляющего по пляжу мужчину, забинтованного с головы до пят.


Трагедия жизни Наследника Престола

Великий Князь Алексей Николаевич Романов (1904–1918) вошел в историю как Наследник Русского Престола, единственный и долгожданный сын Государя Императора Николая II. Он прожил совсем короткую жизнь – в день гибели Царской Семьи ему не исполнилось и 14-ти лет. Просиял он как ясная заря на рассвете новой истории России.


Громкая читка (продолжение)

И ещё на одно мероприятие для избранных я попал, благодаря Тендрякову, на экскурсию в знаменитые винные подвалы «Магарач». В переводе «стоянка осла». Знамениты они ещё и тем, что фашисты, долго жировавшие в Крыму, знали, конечно, о винных подвалах, искали их, но - великая честь ялтинцам - никто не выдал, где они.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100