Суббота, 22 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

Митр.Иоанн о лжемиротворчестве экуменистов
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.
Митр. Иоанн (Снычев) о «миротворчестве»

Томос о "боге" мухаммеда
Мусульмане под именем Бога поклоняются мысленному идолу, жалкому измышлению жалкого ума Мухаммеда.
Томос Константинопольского Собора о «едином Всевышнем» с исламистами

Свт. Василий о ревности в вере
Умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовью к Богу и день ото дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь, придя, найдёт на земле.
Свт. Василий Великий о стоянии в Православии

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Как уврачевать раскол: Почему у Болгарии получилось то, что не получается у Украины?
15.01.2020

4ME6e7_5e1da19bb98694_73179316-tmb-720x411xfill.jpg
«Патриархи» Пимен Энев и Филарет Денисенко 

Как Всеправославный Собор помог уврачевать раскол в Болгарии, возникший одновременно с «филаретовским»?

В 1992 г. практически параллельно с нашим, так называемым «филаретовским», расколом в Болгарии произошел свой раскол. В 1998 г. его уврачевали. Почему в Болгарии получилось, а у нас – нет? Какую роль у них и у нас сыграл Константинопольский Патриархат? И можно ли что-то позаимствовать из болгарского опыта для решения украинского церковного вопроса? 

Вкратце история болгарского раскола такова. 

В конце 1980-х годов, когда так называемый социалистический лагерь уже распался, а Советский Союз был на гране этого, в Болгарии также вовсю дул ветер перемен. Этот ветер принес убеждение, что все западное и капиталистическое – хорошо, а все советское и коммунистическое – плохо. И с этим ненавистным прошлым нужно порвать сразу и решительно. 

Не будем давать оценку, насколько такой подход оправдан в сфере политики или экономики, но скажем, что в церковных вопросах он неприемлем в принципе. Однако, к сожалению, подобный бунтарский дух проникает и в Церковь. И в Церкви находятся люди, как правило молодые и амбициозные, которые призывают разрушить все «до основанья, а затем…».

И вот в 1989 г. в Болгарии нашелся иеромонах Христофор (Сыбев), который заявил, что Церкви нужен «новый демократический Синод» вместо старого, якобы запятнавшего себя связями с коммунистическим режимом. Вопреки мнению своего священноначалия он основал некий Комитет защиты религиозных прав, который должен был способствовать «демократизации» церковного управления. 

А в 1990 г. священник и профессор канонического права Радко Поптодоров опубликовал статью, в которой прямо обвинил Синод Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в сотрудничестве с коммунистической властью и раскритиковал выборы Болгарского Патриарха Максима в 1971 году. 

В 1991 г. на очередных выборах в Болгарии победила партия «Союз демократических сил», идеология которой состояла в радикальном разрыве с «ненавистным» прошлым и развороте на Запад. А иеромонах Христофор (Сыбев) не только стал депутатом парламента от этой политсилы, но и возглавил парламентскую Комиссию по делам вероисповеданий. 

В 1992 г. эта комиссия поставила вопрос о незаконности выборов Патриарха Максима в 1971 г. Ее поддержала Дирекция по вероисповеданию при Совете министров Болгарии, которая своим постановлением объявила выборы Патриарха Максима в 1971 г. незаконными, а его самого – низложенным. 

Болгарские власти того времени продемонстрировали весьма своеобразное понимание демократического принципа отделения Церкви от государства. В этом они переплюнули даже украинскую власть, которая не признала законным Харьковский Собор 1992 г. и отстранение Филарета Денисенко от управления УПЦ. 

Здесь первое отличие болгарского раскола от «филаретовского». Если там власти ополчились против Патриарха Максима за то, что он якобы сотрудничал с КГБ, то на Украине власти горячо поддержали Денисенко, который был просто воплощением такого сотрудничества в самой тесной форме. 

Практически одновременно с постановлением Дирекции вероисповеданий о незаконности избрания Патриарха Максима заявила и группа из шести архиереев. Кстати, буквально через несколько дней эта группа возросла до семи, поскольку «рукоположила» в «епископы» иеромонаха Христофора (Сыбева). 

И тут можно указать на следующее отличие: в Болгарии в раскол ушла, хотя и немногочисленная, но все же группа архиереев, которые на момент возникновения раскола были каноническими епископами. В Украине за Филаретом пошел только один викарный архиерей, епископ Почаевский Иаков (Панчук), изгнанный к тому времени братией из Почаевского монастыря. 

Мятежные болгарские архиереи потребовали сместить Патриарха Максима и назначить новые выборы. Однако большинство архиереев и духовенства остались верными Патриарху и Синоду. Тогда мятежники организовали «альтернативный Синод», во главе которого поставили старшего по хиротонии митрополита Неврокопского Пимена (Энева) и, опираясь на поддержку властей, начали рейдерский захват БПЦ. 

Они «нарукополагали» «альтернативных архиереев», захватили Синодальную палату в Софии, в которой находилось верховное управление БПЦ, и Софийскую духовную семинарию и академию, которая стала именоваться Богословским факультетом при Софийском университете Св. Климента Охридского. Новым ректором академии, кстати, назначили профессора Радко Поптодорова, автора первой статьи с нападками на Патриарха Максима. 

Болгарские власти признали «альтернативный Синод» единственным легитимным органом управления БПЦ и передали в его распоряжение все церковное имущество. 

В 1996 г. митрополита Неврокопского Пимена возвели в сан «патриарха». В его интронизации принял непосредственное участие Филарет Денисенко, который к тому времени уже стал Киевским «патриархом», сменив умершего при невыясненных обстоятельствах Владимира Романюка. 

В то время и Филарет, и его зарубежные коллеги по расколу активно продвигали теорию самодостаточной «альтернативной семьи» Православных Церквей и поэтому вступали в общение со всеми религиозными проходимцами в разных странах, которые были на это согласны. 

В том же 1996 г. состоялся Собор болгарских епископов, которые сохранили верность Патриарху Максиму. Он отлучил Пимена от Церкви и лишил сана всех епископов, которых «рукоположили» в расколе. 

С 1992 г., когда возник болгарский раскол, вместе с «рукоположением» «альтернативных архиереев» и захвата церковной собственности происходил и обратный процесс. Некоторые архиереи и духовенство приносили покаяние и возвращались в лоно канонической БПЦ. 

Общая черта болгарского и украинского расколов – то, что все Поместные Церкви категорически отмежевались от всякой поддержки раскольников. Конечно, только до 2018 г., когда Константинопольский Патриархат вступил в общение с украинскими раскольниками. 

Считают, что болгарский раскол уврачевали в 1998 г. В том году с 30 сентября по 1 октября в соборе Александра Невского состоялся Всеправославный Собор, в котором участвовали представители почти всех Поместных Православных Церквей, кроме Грузинской и Американской, которую, впрочем, некоторые Поместные Церкви не признают автокефальной. Семь Поместных Церквей были представлены своими предстоятелями. На том Соборе присутствовали и патриарх Константинопольский Варфоломей, и Патриарх Московский Алексий II.

Есть еще два существенных различия в болгарском и украинском расколах. 

Во-первых, Константинопольский Патриархат был последовательно на стороне канонической БПЦ во главе с Патриархом Максимом и не менял своей позиции, как в случае с украинским расколом. 

А во-вторых, патриарх Варфоломей совершенно не отвергал возможности соборного решения болгарского вопроса всеми Поместными Церквами. Он не пытался решить эту проблему единолично, как на Украине, хотя Болгарская Церковь намного дольше пребывала в составе Константинопольского Патриархата, чем Киевская митрополия, и у патриарха Варфоломея было больше оснований заявить, что он может единолично разрешить болгарский церковный конфликт. 

Всеправославный Собор поддержал Патриарха Болгарского Максима и его Святейший Синод, осудил действия раскольников и призвал их к покаянию. И действительно, большая часть пребывавших в расколе «архиереев» и «духовенства» принесли покаяние прямо на Соборе и были воссоединены с Церковью. 

Но были и те, кто остался в расколе. Они выбрали себе нового лидера, «митрополита» Софийского Иннокентия (Петрова), и продолжили раскольническую деятельность. Окончательно болгарский раскол прекратил свое существование в 2012 г., когда Иннокентий (Петров) направил в Синод БПЦ покаянное письмо и был воссоединен с Церковью. 

Таким образом, болгарский и украинский расколы имеют как общие черты, так и существенные различия. 

Общие черты: 

Оба раскола возникли по политическим мотивам. 

Оба раскола поддержало государство. 

В обоих случаях раскольники быстро начали «рукополагать» «альтернативных епископов». 

В обоих случаях большинство иерархов, духовенства и верующих остались верными канонической Церкви. 

Различия

В Болгарии раскол был направлен против Патриарха, обвиненного в связях с коммунистическим режимом. В Украине раскол возглавил человек, олицетворявший сотрудничество с коммунистическим режимом. 

В Болгарии раскол изначально поддержало значительно большее число канонических архиереев, чем на Украине. 

В Болгарии проблему раскола решили соборно всеми Поместными Церквами, а на Украине ее безуспешно попытался решить Константинопольский Патриархат единолично. 

В Болгарии все Поместные Церкви были на стороне канонической БПЦ и не меняли своей позиции. На Украине после многолетней последовательной поддержки канонической УПЦ на сторону раскольников стал Константинопольский Патриархат, а теперь уже и Александрийский, а также Элладская Церковь. 

Несмотря на очень существенные общие черты, необходимо признать: кардинальное различие украинского и болгарского расколов в том, что в случае с Украиной нарушено то монолитное единство в позиции Поместных Православных Церквей, которое было в Болгарии. Поэтому достаточно сложно извлечь из опыта уврачевания болгарского раскола какие-то уроки и применить их к Украине. Но есть некоторые идеи, которые можно было бы почерпнуть из болгарского опыта. 

Во-первых, можно заявить, что решения, принятые в 1998 г. на Всеправославном Соборе в Софии, составляют часть корпуса канонического права Церкви. А в этих решениях содержится указание на то, что раскол можно уврачевать только покаянием и ничем иным. И под этими решениями стоит подпись в том числе и патриарха Варфоломея. 

Во-вторых, можно инициировать проведение Всеправославного Собора для уврачевания раскола именно там, где он существует, то есть в Киеве. 

Конечно, в условиях противодействия Константинопольского Патриархата любым попыткам соборного решения «украинского вопроса» организовать такой Собор будет достаточно трудно. 

Но если все же состоится Всеправославная встреча предстоятелей Поместных Церквей в Иордании по приглашению Патриарха Иерусалимского Феофила III, она может стать приготовлением к такому же полноценному Всеправославному Собору в Киеве. 

Ведь на встрече в Иордании предлагается только обсудить проблему всеправославного единства, которое нарушил патриарх Варфоломей. А собственно «украинский вопрос» уместно было бы решать именно в Киеве. По крайней мере, такую идею можно было бы озвучить в Иордании. 

Ну, и самое главное, что можно вынести из болгарской ситуации. Раскол там не уврачевал бы даже Всеправославный Собор, если бы епископат, духовенство и верующие не сплотились вокруг своего канонического Патриарха Максима. В Украине это сплочение всех членов Церкви вокруг Блаженнейшего Митрополита Онуфрия есть, и даже в еще большей мере, чем в Болгарии. А значит, есть надежда, что и украинский раскол когда-нибудь станет перевернутой страницей истории. 


Источник: https://www.spzh.news/ru

___________________
См. также:   

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100