Понедельник, 27 Января 2020 г.
Духовная мудрость

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

Свт.Феофан о власти
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Свт. Феофан об отношении к власти

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Подвиг святительства – бережение заветов Святой Церкви: День памяти сщмч. Николая (Добронравова)
10.12.2019

  2019-12-10.jpg
Архиепископ Николай в Бутырской тюрьме, 1937 год
 
Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовке Дмитровского уезда Московской губернии, в семье священника. В 1881 году Николай Павлович окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885 году – Московскую духовную академию. Стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской духовной семинарии, женился. Принял рукоположение в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, а также в гимназиях Поливановой и Арсеньевой. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища отца Николая перевели в храм Всех Святых на Кулишках.

В августе 1918 года сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли в храм с обыском. Чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касавшимися, в частности, восстания большевиков 3–5 июля 1917 года в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917-го. Под датой 2/15 ноября там отмечалось: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 года он выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для присутствия на предсоборных совещаниях, поэтому в подавлении восстания большевиков не участвовал, будучи занят делами Церкви.

По окончании следствия Реденс составил свое заключение: 
«Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни <...>, хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции „тип“, который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь».

Однако руководители ЧК послали дело на доследование, и 16 апреля 1919 года было принято решение об освобождении священника за отсутствием явных улик.

В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К этому времени он овдовел и в том же году принял постриг в монашество и хиротонию во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году, в связи с появлением обновленцев, были арестованы многие архиереи из числа тех, кто не согласился поддержать раскольников. Эта участь постигла и епископа Николая. Власти приговорили его к году ссылки в Зырянский край.

По возвращении в Москву он был возведен в сан архиепископа. Владыка стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона, помогая ему защищать Церковь от натиска обновленцев. 16 апреля 1924 года безбожники арестовали архиепископа и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве, но 14 июня он был освобожден. В этом же году Владыку поставили архиепископом Владимирским и Суздальским.

После кончины Патриарха Тихона он сделался ближайшим помощником Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского). В списке архиереев, которым священномученик Петр выражал абсолютное доверие, первым значилось имя архиепископа Николая – как исповедника, человека твердых убеждений и опытного труженика на ниве церковной.

11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства приняла решение ускорить процессы церковного раскола, для чего было необходимо арестовать архиереев, которые противились антицерковной политике государства. В результате взяли под стражу одиннадцать иерархов из числа ближайших сподвижников митрополита Петра, среди которых оказался и архиепископ Николай.

В тюрьме Владыку спрашивали, знал ли он о письме историка Сергея Мансурова к Местоблюстителю, в котором с канонической точки зрения обосновывалась необязательность следования курсу т. н. «завещания» Патриарха Тихона. Следователь пытался добиться от архиепископа, чтобы тот оговорил не причастных к этому делу людей. Но разумные и спокойные ответы святителя заставили его отказаться от этой попытки.

Священник Сергий Сидоров, арестованный по этому же делу, вспоминал: 
«На первом моем допросе в ноябре 1925 года следователь потребовал от меня выдачи автора письма к митрополиту Петру. Я отказался его назвать, и Тучков (уполномоченный ГПУ по делам религии, – примеч. ред.) потребовал очной ставки моей с владыкой Николаем. Помню серую мглу сумерек, лицо Казанского (следователя по делу отца Сергия, – примеч. ред.) хриплый крик Тучкова и нечленораздельный возглас С., который все время целился поверх моей головы в окно маленьким браунингом. Архиепископ Николай вошел, взглянул на следователя, на меня и остановил внимательный взгляд свой на С. На Владыке была сероватая ряса и зимняя скуфья. Утомленные глаза были холодно-строги. Встав со стула, С. разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон. Высокопреосвященный Николай властно прервал его: „Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать Вам тогда, когда Вы будете говорить по-человечески. И спрячьте вашу игрушку“. Чудо совершилось. С. спрятал револьвер и вежливо стал спрашивать Владыку, который давал ему, как и Тучкову, какие-то дельные показания. Во время этого допроса Владыке удалось совершенно обелить Сергея Павловича Мансурова и спасти его от ареста.

Когда рассеялись ужасы сидения в тюрьме, то мне удалось узнать подробности пребывания Владыки на Лубянке. Я с ужасом узнал об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах. И с тем большей благодарностью я склоняюсь перед величием его духа, благодаря которому Владыке удалось спасти многих и сохранить многие церковные тайны. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру».

Отца Сергия Сидорова и С. П. Мансурова освободили, а владыка Николай 21 мая 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь.

Во время гонений 1937 года власти ставили своей целью уничтожение церковнослужителей и для этого опрашивали всех, кто мог бы стать свидетелем обвинения. 10 ноября 1937 года сотрудники НКВД вызвали одного из московских священников, который показал, что знал архиепископа Николая с 1924 года, сослужа ему в разных храмах Москвы. Допрашиваемый заявил, что Владыка – авторитетнейший архиерей Русской Православной Церкви. Будучи долгое время священником Александровского военного училища, он имел большое влияние на юнкеров и до сего времени тесно связан с бывшими военными кругами. Что касается антисоветской деятельности, то архиепископ неоднократно заявлял, что
«Русская Православная Церковь и весь Русский народ переживают тяжелое положение – исключительно по своей простоте и недальновидности; доверились различным проходимцам, и вот результат – у власти стоит „апокалиптический зверь“, который расправляется с Русским народом и духовенством». 

Также, согласно показаниям, Добронравов говорил окружающим о необходимости защиты Церкви и духовенства, заявляя, что 
«каждый верующий должен противодействовать мероприятиям советской власти, не допускать закрывать церкви, собирать подписи, подавать жалобы, а самое главное – что духовенство должно разъяснять верующим смысл происходящих событий <...>, что советская власть есть явление временное...»

27 ноября власти арестовали Владыку и заключили в Бутырскую тюрьму. 7 декабря Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 

В 2000 году причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

2019-12-10.1.jpg

Подготовила Ксения Миронова

+ + +

ПОБЕДИТЕЛЬ В БОРЬБЕ ЗА ЦЕРКОВЬ
Из воспоминаний протоиерея Сергия Сидорова

Из знаемых мною иерархов я особенно был близок с епископом Николаем, с самым значительным иерархом наших дней. Подвиг святительства заключается в бережении заветов Святой Церкви от мирских течений и соблазнов внесения в жизнь Церкви человеческих страстей и тревог. Епископ Николай, сознавая всю трудность борьбы с новым современным православным толком – с вычурным пением, крикливым диаконом и властью мирян в деле церковного управления, настойчиво и властно боролся против этих человеческих врываний в святое святых и нередко выходил победителем в борьбе за Церковь. 

Он оберегал, указывая на ошибки компромисса, владыку Петра и высшую церковную власть от тяжких грехов измены Христу и Его заповедям. Твердо и непоколебимо стоя у кормила Церкви, он был управляющим Московской епархией в бурные годы живоцерковников. Епископ Николай умел в эти смутные годы и проводить важные церковные реформы, и подготавливать почву для грядущего слова Христовой Церкви. По его настоянию был отменен новый стиль, введенный Патриархом Тихоном (обманутым и принужденным к этому явно противоречащему его убеждениям шагу, – примеч. ред.); он сыграл главную роль в неприеме Красницкого (протоиерей Владимир Красницкий возглавлял «Живую церковь». В мае 1924 года покаялся перед Патриархом, но не прекратил своей антицерковной деятельности. – Примеч. ред.) в Патриарший Синод; он провел проект реорганизации прихода, в котором указывал на необходимость введения в приходе благотворительности, даровых исполнений за счет всего прихода необходимых треб. 

Собор 1917 года слышал смелые речи епископа Николая (тогда протоиерея Добронравова) против Патриаршества, в которых он указывал на то, что среди иерархов нет достойных Ермогену или Филиппу, могущих взять на себя тяготу правления Церковью в наше тревожное и страшное время. А когда он убедился в силе и святости почитаемого Патриарха, он особенно ярко поддерживал величие власти первого иерарха Русской Церкви...

Записки священника Сергия 
Сидорова. М., 1999. С. 40–41.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100