Воскресенье, 5 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Св. Фотий Великий о Единой Церкви
Существует лишь одна Церковь Христова, Апостольская и Соборная, не больше, даже не две, а прочие суть синагоги лукавнующих и сборище мятежников.
Свт. Фотий Великий о Единой Церкви

свт. Феофан о наукообразности
Целость, полнота и истина знания собственно принадлежат людям, восстановленным благодатию и в Боге живущим.
Свт. Феофан об ученых и наукообразности

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
06.12.2019

Читатели «ПК» уже давно знакомы с композитором и руководителем уникального детского-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина Ириной Валентиновной Болдышевой. Через византийскую и древнерусскую традиции, в которых хор исполняет богослужебные песнопения, открытая душа слушателя буквально пробуждается, «вспоминает себя», восполняется той благодатью, которой часто не может насытить ее духовную жизнь современное партесное пение. О том, что в себя включает правильное произношение и исполнение богослужебных текстов, почему такое влияние на душу имеют именно древние распевы, мы и побеседовали в этот раз с Ириной Валентиновной, имеющей опыт преподавания на кафедре Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.


– Не так давно, с 23 по 25 октября, в Храме Христа Спасителя прошел Второй международный съезд регентов, где я имела честь обратиться к многочисленному собранию коллег-регентов с докладом о певческих церковных основах и главенстве слова в богослужебном пении. К сожалению, сегодня эти основы забываются, однако, как показывает практика, возрождая их, мы возвращаемся к своей святорусской миссии.

– Ирина Валентиновна, что же лежит в основе церковного пения?

– Сейчас очень часто в нем «верховодят» мелодия и 4-голосная гармония. А издревле и на протяжении многих веков – слово, звучащее одноголосно.

– Как это понять, ведь и сейчас на службах вместе с мелодиями звучат слова?

– Святым Отцам и последующим мелургам – создателям древних распевов – было дано Духом Святым проникнуть в сокровенную природу слова, природу интонации, обрести (и передать) звучащее слово как проявление молитвенной жизни души.

В основе византийской, а после и древнерусской певческих традиций – «прорастание» слова в музыкальную природу через его распевание, возвышение и облагораживание последней через слияние со словом. Музыка ни на йоту не господствует над словом, не искажает, не затеняет его, не подчиняет своей самовластной стихии. Слово всецело изводит распев из своей глубины. В этой распевности, таящейся внутри слова благодаря гласным звукам, заложено богатство как речевого, так и певческого интонирования. Мы же не говорим на одной линии, одинаково произнося разные слоги. Равноударность слогов в произнесении слов – есть разрушение природы звучащего слова. Чем больше нивелируется при чтении и пении ударный слог, тем, наоборот, труднее восприятие смыслов.

А сильное музыкальное начало в звучащих сегодня многоголосных песнопениях, которые через гармонию и мажоро-минорность активно «включают» эмоциональную  сферу в человеке, часто затеняет слово, затушевывает его. К большой скорби, сегодня слово нередко становится как бы фоном для музыки, заполняющей наши клиросы, и восприятие смысла предельно затрудняется. А значит, затрудняется и дело благовестия. Увы, часто задачи даже не ставится такой, чтобы молящийся в храме все расслышал и все, в соответствии со своим духовным возрастом и устроением, понял. Думаю, прихожане вправе ожидать и просить о том, чтобы слово произносилось ясно. Хорам же, которые не могут справиться с этой задачей, видимо лучше перейти на более простые песнопения не оперно-концертного стиля, ведь и исток последних – не в богослужении. Когда слово невнятно произносится, оно не может быть воспринято, а винят часто в этом якобы непонятный церковнославянский язык. Древние же распевы поражают – насколько Церковь по-матерински заботится о том, чтобы чадо ее напиталось благодатным словесным молоком.

2019-12-05_150104.jpg

– Ирина Валентиновна, можете объяснить это на каких-то простых речевых, певческих примерах?

– Слушая осмысленную человеческую речь, мы сразу понимаем, есть ли адресат у говорящего или это размышление вслух. Это происходит благодаря присущей нашей речи интонации обращенности. Значит, речь, обращенная к другой личности, более выразительна, чем, например, простое чтение вслух. Но еще более выразительна речь, содержащая прошение. А если прошение пропеть, то энергия просьбы проявляется через энергию ударного слога и большей амплитудой динамической волны внутри слова.

Ведь совершение молитвы подразумевает участие двух, как минимум, личностей – Личности, к которой обращена молитва, и личности, изливающей молитву из своего сердца через уста. В молитвенных текстах используется присущий древним языкам звательный падеж, утраченный в современном Русском языке. Обращаясь, мы говорим «Господи», а не «Господь», «Царю», а не «Царь». Эта падежная форма обращения очень важна как сама по себе – поскольку обращение ко Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам и святым привносит дух благоговения и оживляет чувство предстояния пред Богом, – так и в качестве ключа к правильной певческой интонации.

– Можно хотя бы кратко обозначить, в чем она проявляется на практике?

– Во-первых, как я уже сказала, ударный слог должен артикулироваться более ярко, а окружающие его звуки исполняются легко, как это бывает в выразительной речи. Этот принцип совершенно противоположен тем малым подъемам и спадам (кресчендо-диминуэндо) внутри фразы в многоголосной музыке, но он – настоящая жемчужина, именно так слово освобождается от давления музыкального потока и начинает дышать, привлекая внимание слушающих. 

Во-вторых, когда слог распевается на два звука, то второй из них, как не являющийся собственно носителем слова, всегда в древних распевах естественно облегчается, причем независимо от того, нисходящее движение или восходящее. Внутрислоговой распев тоже всегда поется тише, легче, опять же потому, что звуки его не являются носителями слова и не должны его затенять. Все это заложили духоносные распевщики через знаковую систему записи мелодии, и это неизбежно утрачивается, когда их труды веками остаются вне нашего внимания.

Еще важно сказать, что правильное пение называют «пением на дыхании». А выдающийся вокальный педагог и носитель старой Русской вокальной школы Таисия Георгиевна Волкова (+2000 г., СПб) уточняла, что правильное пение – это стон. Стон и плач – по технике звукоизвлечения и радость – по состоянию души. Стон как основу правильного звучания применял еще Шаляпин.

Правильное пение рождается из речи, когда мы ее начинаем как бы «простанывать». Это абсолютно физиологично, удобно и приводит к идеальной дикции. Пение на стоне-дыхании единственное может передать искреннюю теплую интонацию и чисто выражать духовные смыслы, оно являет прямую связь между сердцем – центром молитвы и ее звучанием. Оно не утомляет ни поющего, ни слушающих, в нем и рождается богатство интонирования и полетность звука. Этот принцип может каждый использовать, совершая молитвенное правило, не только певчие.

Все это удивительно отображено в пении Вашего хора. Ирина Валентиновна, скажите, пожалуйста, где можно приобрести диски с Вашими записями тем людям, кто не имеет возможности услышать Вас вживую?

– Диски с нотами продаются в церковных лавках храмов и монастырей Москвы и Петербурга, контакты их есть в разделе «Издания» на сайте нашего хора: http://damaskinhor.ru/ 

Прошу дорогих наших слушателей обратить внимание на два новых аудиоальбома: «Золото, смирна и ладан. Рождественские песни Греции, Сербии, России» и «Акафист Пресвятей Богородице ради иконы Ея “Умиление”».



Беседовала Анастасия Державина


___________________ 
*  Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998

  
См. также: 





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Храм-победитель

Здесь, где начинало свою историю древнее, тысячелетнее Берестье, в центре воинского мемориала, на территории героической Брестской Крепости, стоит многострадальный, но гордый и величественный свидетель войн и исторических перемен – Свято-Николаевский гарнизонный собор.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100