Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме
Любовь к Богу <...> не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно <...> борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями.
Митр. Иоанн (Снычев)

Прп. Паисий о сионистах

Сионисты хотят управлять миром. Для того чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм.

Прп. Паисий Святогорец

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Технологический прорыв в эпоху святого Царя Николая II: Наука. Медицина. Образование
Технологический прорыв в эпоху святого Царя Николая II: Наука. Медицина. Образование
06.09.2019


НАУКА

Безусловно, наука в Российской империи возникла не при Царе Николае II. Ее фундамент закладывался на протяжении столетий. К началу царствования Николая II в России уже были серьезные научные школы во многих областях. Причем, развивались как фундаментальные (математики, механика, биология, химия и др.), так и прикладные науки (прикладная механика, химия с наукой о материалах, биология с приложениями к медицине и сельскому хозяйству и др.). 

Практически во всех научных школах имелись свои выдающиеся ученые, деятели. Российская научная школа по биологии занимала сильнейшие позиции в мире: активно развивались направления нейрофизиология (ее известные представители Н.Е. Введенский, князь А.А. Ухтомский), генетика и селекция (Н.И. Вавилов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, Г.Д. Карпеченко, перед революцией только начавшие путь в науку, были учениками уже всемирно известных тогда ученых Н.К. Кольцова, С.И. Жегалова, Д.Н. Прянишникова), двум русским ученым И.П. Павлову и И.И. Мечникову были присуждены Нобелевские премии и др. [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2018]. 

2019-09-06.2.jpg

В 1915 году в России должен был состояться Мировой химический конгресс, что являлось признанием достижений русской химии во всемирном масштабе и во всех областях этой науки (физической химии, науке о материалах и металловедении, кристаллографии и т.д.). Отметим также, что в это время только Германия превосходила Россию по числу выдающихся химиков (среди известных русских химиков можно вспомнить царского генерала и академика В.Н. Ипатьева, профессора МГУ А.Е. Чичибабина и др.). 

В математике и механике русская научная школа тоже относилась к числу сильнейших в мире. В Москве сложилась школа Н.Н. Лузина и Д.Ф. Егорова, которая потом прославила советскую математическую науку. В Санкт-Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Варшаве и других университетских центрах империи появлялись сильнейшие школы по математике, механике и математической физике. 

Другая отрасль науки тесно связана с математикой – это инженерия. Русской инженерной школе как минимум 300 лет, и всё это время она остается одной из сильнейших в мире. Еще при Петре I была создана Школа математических и навигацких наук, из которой впоследствии выросли лучшие военно-инженерные учебные заведения России. Далее, Императрица Екатерина I, исполняя волю венценосного супруга, основала Императорскую Академию наук, которая в XVIII веке стала одним из центров мировой научной мысли. В это время в Соединенных Штатах Америки ничего подобного не было… 

Самые же сильные инженерные вузы были созданы в России в основном в конце XIX – начале XX века. А к началу Первой мировой войны в двадцатке ведущих инженерных вузов мира 8-9 были из Российской империи. Миру известны такие великие русские ученые, выходцы из Имперской России, как морские инженеры Н.И. Путилов и И.А. Шестаков, горный инженер П.М. Обухов, инженеры В.Н. Ипатьев, И.И. Сикорский, С.П. Тимошенко, В.К. Зворыкин, И.И. Остромысленский. 

К сожалению, после революции многие из них эмигрировали из России и уже работали на благо Америки, помогая развитию ее науки, опираясь на полученное в Российской Империи образование и на достижения дореволюционной русской научной и инженерной школы. 

Следующая отрасль науки, физика также была преуспевающей в дореволюционное время. Основные школы «советской» физики – школы академика Д.С.  Рождественского, А.Ф. Иоффе, Л.И. Мандельштама и московская школа Лебедева-Лазарева-Вавилова – сложились как раз накануне и во время Первой мировой войны. 

Было и множество практических достижений в науке, о которых пишет А.А.Борисюк в своей книге. 
Во-первых, 
именно в Российской Империи был впервые покорен эфир. А именно, в 1895 году А.А. Попов создал радио. В 1904 году в ходе Русско-Японской войны впервые в мировой истории был осуществлен перехват радиосвязи противника. В 1907 году русский физик Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений на расстояние». В 1911 году он провел первую в мире передачу телевизионных данных.

Во-вторых, 
в Российской Империи, а не в СССР, были проведены первые исследования космоса и проекты по созданию ракет! Первая теория ракетного движения была создана Иваном Вселодовичем Мещерским, ректором Петербургского политехнического института, создателем особой школы инженеров-механиков. На момент революции ему было уже 58 лет и, естественно, он был не советским деятелем, а воспитанником царской системы образования! Другой известный ученый Константин Эдуардович Циолковский в умах многих напрямую связан с СССР, но факты говорят о другом. Он также являлся выходцем Царской России. В 1911 году была опубликована его книга «Исследование мировых пространств реактивными приборами», уже были выведены его формулы по преодолению земного притяжения, разработаны принципы строения реактивных ракет, орбитальных станций и искусственных спутников. На тот момент ученому было уже 54 года (!), а значит всю свою сознательную жизнь он провел в Имперской России, все свои знания он получил в рамках царской системы образования. Далее, в 1915 году выходит книга Якова Перельмана «Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел.» (на тот момент ученому было 33 года). В 1916 году Юрий Кондратюк (настоящее имя: Александр Шаргей) в возрасте 19 лет высчитал оптимальную траекторию полёта на Луну (т.н. «трассу Кондратюка). Именно эти расчёты были использованы США (NASA) в лунной программе «Апполон» в середине XX  века. Безусловно, все эти трое ученых творили и в Советском союзе, но небезосновательно скажем, что база их образования была положена именно в Имперской России и именно в рамках той образовательной и социально-культурной среды. Все достижения этих лет, тот научный потенциал до сих пор используется в мировой космической отрасли. 

В-третьих, 
в Имперской России были разработаны проекты, на столетие опередившие весь мир. Вспомним о проекте, который был создан в начале XX века, а столетием позже был заимствован и успешно испытан американскими учеными. Речь идет о проекте сверхдальнобойного электромагнитного оружия, который был создан русскими инженерами Подольским и Ямпольским в 1915 году, и отправлен на доработку Главному Артиллерийскому Управлению Российской Империи. Проект был остановлен, ему помешала революция, и как мы указали ранее, был использован иностранцами в отложенной перспективе.

Также нельзя не отметить достижения в области радиоактивности и атомной энергетики. Владимир Иванович Вернадский, член Государственного Совета Российской Империи, уже в 1910 году говорил об атомной энергии как о силе, имеющий грандиозное значение в будущем. В 1911 году в Российской Империи открывается первая радиевая Лаборатория академии наук. В 1914 году Царь Николай II принимает закон о дальнейшем финансировании исследований радиоактивных металлов (тогда больший упор был сделан на изучение радия, а не урана). Однако, как мы указали ранее, многие исследования с приходом революции канули в лету.

МЕДИЦИНА

Андрей Анатольевич Борисюк  в своей книге не обошел стороной и тему здравоохранения, представив довольно обширный ряд фактов об успехах Имперской России в этой области. Во-первых, медицина была полностью бесплатной для представителей всех слоев населения [Гаджиев и Османова 2014]. Во-вторых, сфера здравоохранения постоянно модернизировалась и улучшалась. При Царе Николае II велась эффективная борьба с заразными болезнями: смертность от них сократилась в среднем в 2 раза, от оспы и скарлатины – в 3 раза [Новосельский 1916]. В период с 1903 по 1913 год число больниц увеличилось в 1,5 раза, а количество больничных коек в 2 раза. 

2019-09-06.5.jpeg

В 1910-ых гг. появились первые автомобили скорой медицинской помощи, в то же время были введены принципы участковой медицины, которые затем легли в основу советской и даже современной системы здравоохранения. В-третьих, медицина царских времен была неразрывно связана с наукой. В Имперской России была поддерживаема научная экспериментальная медицина. Как пример, в 1911-1914 гг. именно в России впервые были проведены успешные исследования по применению радиевых лучей для лечения болезней, в том числе злокачественной опухоли (См. книгу Ефима Лондона «Применение радия в науке и медицине», 1911 год). 

*Добавим от себя один частный пример. В 1913 в Геленджике был открыт санаторий для детей, больных костным  туберкулезом. В настоящее время он называется ГБУЗ «Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата им. Октябрьской революции». Старое название — ДКТС (детский костно-туберкулёзный санаторий). Вопрос: почему детский санаторий, открытый при Царе Николае II, назван именем Октябрьской революции?... Это же и нелепость, и ложь в одном флаконе. И это всего лишь один очень частный пример из сферы здравоохранения, где СССР приписывает достижения Имперской России на свой счет.

В целом, организация грамотной медицинской помощи была под личным контролем Императора, как и другие важнейшие социальные сферы жизнедеятельности общества (например, образование). Из недавно опубликованных материалов «Особого журнала Совета министров Российской империи» узнаем, что решение о создании Главного управления здравоохранения, особого Министерства, Николай II принимал лично. Фактически он настоял на создании медицинской государственной службы вопреки мнению большей части экспертов и министров. В документах написано, что 
«…Министр Внутренних Дел сомневался, что все в России сразу и круто изменится в этой отрасли от одного того факта, что в Петрограде появится новое Министерство. В западных странах, где культура идет впереди нашей и врачей имеется гораздо более, чем на Руси, все же самостоятельных Министерств народного здравия нигде не имеется, и хотя в последнее время этот вопрос поднимался и в Англии и во Франции, но нигде он до сего времени, как дорогой и сложный, не прошел…» [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389]. 

А в России этот вопрос был поднят и по воле Императора реализовывался стремительными темпами! Более того, те, кто знаком с биографией семьи Царя Николая II, отчетливо понимают, насколько много было сделано Великой Императрицей и ее дочерями, которые самолично ухаживали за больными в лечебницах, посвящали свое личное время и силы на служение своему народу. 

Как результат, в Российской Империи был отмечен огромный прирост населения: 2 и более млн. чел. в год. За 20 лет правления Государя Николая II численность населения увеличилась на 60 млн человек! Значит, люди хотели жить… С другой стороны, в документах было отмечено неуклонное падение смертности населения России: в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29, в 1911 году оно выразилось в 26, а в 1912 г. — в 25 [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389]. Значит, государственная власть боролась за жизни людей…

ОБРАЗОВАНИЕ
 
Обсудим и систему образования в дореволюционной России. Многие критики царского режима при вопросе об образовании многозначительно указывают на «закон о кухаркиных детях». Отметим, что закон этот был утвержден в 1887  году по инициативе министра народного просвещения И. Д. Делянова императором Александром III. Просуществовал он 13 лет, и в 1900 году был отменен по воле Императора Николая II. То есть подобный аргумент как оправдание революции и осуждения последнего Царя из династии Романовых является несостоятельным.

Более того, при Царе Николае II система образования поддавалась значительным изменениям. Сразу после восшествия Государя на престол в 1894 году началась волна преобразований в высших учебных заведениях и создание новых институтов. Была проведена реформа высшей школы (среди прочего была создана сеть инженерных вузов), потом средней школы (среди прочего она была направленна на сближение интересов семьи и школы и улучшения качества образования), а в 1906-1907 гг. – и системы начального образования (была проведена реформа Столыпина-Кауфмана, направленная на общедоступность школ для детей) [Беседы с Сапрыкиным Д.Л. 2017, 2018]. 

В 1908 году Царь Николай II запустил проект всеобщего образования, выделяя на него значительное финансирование. Всего в Российской Империи по разным оценкам в николаевское время было около 140 тысяч школ (для сравнения, сегодня у нас 53,5 тысяч школ при примерно таком же населении) [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2017, Беседа с Трушиной И.А. 2017]. С 1894 по 1914 год в Российской Империи было построено около 59 тыс. новых школ, то есть количество школ за период правления Царя Николая II увеличилось в полтора раза. Школы строились в пешей доступности. Число учеников младшей школы выросло в 3 раза за счет поступления всех слоев населения в школы. Набор дисциплин в средней школе был значительно шире, чем даже сегодня (например, преподавались такие предметы как латинский, греческий языки, Закон Божий и др.). 

2019-09-06.4.jpg

Из источников узнаем, что программа всеобщего образования сопровождалась открытием большого количества культурных учреждений [Борисюк 2018]. В 1914 году на территории страны действовало 76 тыс. библиотек (См. «Страна Советов за 50 лет», 1967. Сборник статистических материалов, стр. 289). Посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год. Ежегодно печаталось 99 млн. книг и издавалось 11 млн. журналов. Для сравнения, в Российской Федерации, по данным 2016 года, работает в два раза меньше библиотек, а именно 38.2 тыс  (См. «Россия в цифрах», 2018, стр. 156), что конечно, можно связать с появлением интернета, но вопрос о том, что в деревнях и малых городах перестают работать библиотеки с уже имеющимся у них арсеналом книг остается открытым. 

Интересна сама система образования, которая существовала при Государе. 
Во-первых, 
ее фундаментом было активное участие родителей в воспитании своих детей. При Государе уже начинала вводиться система родительских комитетов и учредительных советов, которые непосредственно влияли на содержание и принципы обучения детей, предлагая школе конкретные варианты реализации этих инициатив. Для детей-сирот были организованы школы-интернаты, так называемые Ольгинские приюты, программа образования в которых в точности копировала программу обычных школ. «В основе лежало православное духовно-нравственное воспитание, глубокое изучение родного языка, истории, работа на земельном участке, привитие детям профессиональных навыков на основе русских ремесел, чтобы в жизнь они выходили подготовленными и продолжали наши ремесленные традиции» [Беседа с Трушиной И.А. 2017]. 

Во-вторых, 
в Имперской России понятия воспитание и образование были неразрывно связаны между собою. Детям прививалась любовь к Родине, к своим соотечественникам, к своей земле. В царское время при школах устраивались пасеки, сады, фермы, приусадебные участки, дети принимали активное участие в земледелии (современными учеными доказано, что дети, имеющие опыт труда на земле и общения с природой при прочих равных более уравновешены и добры). 

В-третьих, 
что также немаловажно, в Имперской России образование на местах имело свою материальную поддержку: были созданы специальные фонды, которые помогали школам и гимназиям выстраивать свою систему обучения, делать ее более качественной. Радостно говорить о том, что в современной России существует аналоги царской системы образования: проект «Царская школа»,  школа народного искусства имени Императрицы Александры Феодоровны, Ольгинские приюты трудолюбия, о чем рассказывает в своем интервью кандидат философских наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС Трушина Ирина Александровна. 

Продолжая анализ темы образования, кратко затронем тему женской учебы, которая так активно сейчас обсуждается в прессе. Уже в 1914 году в России действовали 965 женских гимназий и Высших учебных курсов (фактически университетов) во всех крупнейших городах страны. Это обозначает, что в вопросе всеобщего образования для мужчин и женщин Россия начала XX века шла впереди даже Западной Европы [Решетников 2018, стр. 91].

Нельзя также не упомянуть тот факт, что после прихода советской власти все образование держалось на учителях царской эпохи, а затем – на их учениках. Нельзя сказать, что преемственность в образовании была полностью уничтожена. Как и в религии, люди старались хранить знания, память,  отношение к прошлому и передавать это из поколения в поколение.

* Далее следовало бы обсудить изменения в трудовом законодательстве, реформы в пенсионной системе; преобразование современных территорий Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Польши, Украины, входивших в состав Российской Империи во времена правления Романовых; реформы в области физической культуры, успехи по строительству храмов и монастырей, а также тему Русско-Японской войны... Но формат статьи не позволяет охватить все темы. С ними можно подробнее ознакомиться в книге А.А.Борисюка и многочисленных источниках, которые он использовал в своей работе. Также для заинтересованного читателя была бы полезна книга Л.П.Решетникова, в которой указано множество интересных фактов об Имперской России. Так, например, автор констатирует, что бюджет России во время правления Царя Николая II составлял 3.5 млрд. золотых рублей и государство продолжало копить резервы. При этом бремя прямых налогов в России было почти в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раз меньше, чем в Англии; а косвенных налогов в среднем было в два раза меньше, чем в Австрии, Франции, Германии и Англии [Решетников стр.90]. Все эти факты, безусловно, должны быть проанализированы более глубоко и тщательно. Настоящая статья лишь схематично обрисовывает основные достижения эпохи правления Царя Николая II, опираясь на источники, указанные в списке литературы в конце статьи.



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100