Среда, 27 Октября 2021 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о смерти
Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные нигода не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью.
Прп. Паисий Святогорец о смерти

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Митр. Агафангел о духе мира
Все должны понимать, что внедряемая система тотального контроля и управления людьми, прежде всего, несет вред душам человеческим.
Митрополит Агафангел Одесский

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Ни на шаг я не сошел…»: День памяти сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского
26.08.2019
  
  2019-08-26.jpg
Священномученик Серафим

Цветите, врастайте глубже 
в благодатную почву Православия. 
Не сходите с этой почвы. Ни на шаг 
я не сошел, хотя и был усиленно 
сводим – Господь подкрепил.
Из письма епископа Серафима

Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна и его супруги Евдокии (урожденной Славской) Звездинских. В три года мальчик остался без матери.

Отец приучал Колю любить храм, церковную службу, молитву. Ребенок с детства читал на клиросе – чтобы он мог видеть текст Часослова, ему подставляли скамеечку...

Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, – в Заиконоспасское духовное училище. С 1899 года Николай Звездинский стал студентом Московской духовной семинарии. В комнате Коли висел образ святителя Николая во весь рост, перед которым он ежедневно молился о даровании способности говорить слово Божие – поучения и проповеди, и Господь наградил его этим талантом.

В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Николаю было 19 лет, у него обнаружили лимфангит – болезнь, тогда практически неизлечимую. Но чудесным образом юноша исцелился по молитве перед образом старца Серафима Саровского, который привез ему игумен Саровской пустыни Иерофей. В Саров даже послали заверенное врачами свидетельство о чуде и благодарственное письмо. С тех пор образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. Через год после этого Коля удостоился поучаствовать в торжествах прославления преподобного Серафима. А исполненный благодарности за исцеление сына его отец, священник Иоанн, написал новопрославленному угоднику Божиему службу.

Окончив в 1905 году семинарию одним из лучших учеников, Николай Иванович поступил в Московскую духовную академию. За годы обучения там он утвердился в выборе монашеского пути и 26 сентября 1908 года принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского. А в день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября того же года, ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона. Затем, 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось его рукоположение во иеромонаха.

Жил отец Серафим строго, часто молился и постился: супа – восемь ложек, по числу слов молитвы Иисусовой; маленькие порции обеда делил пополам.

10 июня 1914 года подвижник был возведен в сан архимандрита и назначен помощником наместника Чудова монастыря с освобождением от должности преподавателя Московской духовной семинарии. Исполняя обязанности настоятеля архимандрит Серафим проявлял особую ревность в деле соблюдения уставов монашеского жития.

Вскоре произошла революция, положившая начало трагичному периоду русской истории. Представители новой власти закрыли Кремль и с весны 1918 года начали выселять оттуда монахов. В августе 1918 года архимандрит Серафим с епископом Серпуховским Арсением (Жадановским) перебрались в подмосковный Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой). Здесь они много молились и трудились в полном уединении. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания; ежедневно сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.

3 января 1920 года Святейший Патриарх Тихон посвятил отца Серафима во епископа Дмитровского. Три года, проведенные Владыкой в Дмитрове, стали для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, возвращение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим – таким было его служение. Паству свою он воспитывал в духе благоговейного отношения ко всем церковным уставам, а от священнослужителей требовал их строгого соблюдения.

Однажды, когда епископ Серафим приехал к своему старцу Алексию Зосимовскому, тот благословил его прозрачным темно-красным, как кровь, крестом и прочитал священномученический тропарь. А вскоре после этого пришла повестка – епископа вызывали в Москву и там арестовали. По завершении допросов Владыку перевели в Бутырскую тюрьму. Там он делился с узниками всем, что получал; утешал их словами сострадания, молитвой, любовью; совершал Божественную Литургию, исповедовал и причащал. В Бутырках епископ Серафим сложил акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего…»

Вскоре он тяжело заболел; тело исповедника, изъеденное вшами, покрылось струпьями так, что врач не мог приставить трубку – приходилось подкладывать бумагу; начались сердечные приступы. Владыку перевели в «околоток», с полубольничным режимом, но приехавший прокурор, заметив у кровати узника образы Скоропослушницы, преподобного Серафима и других святых, прилепленные хлебом к стене, приказал вернуть его в общую камеру. 30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: два года ссылки в Зырянский край. 14 мая поезд увез Владыку этапом в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

Но и в Зырянском крае святитель не оставлял своего архипастырского попечения о чадах – общение осуществлялось через письма. Божественную Литургию Владыка совершал ежедневно, неопустительно вычитывал и весь круг богослужебный. Известно, что во время первой Литургии у него даже не было ни одной просфоры – их заменила чистая постная баранка. Днем ссыльный епископ уединялся на молитву в ближний лес, где у него были устроены пустынька и круглый холмик-кафедра. А в праздники проводилось соборное богослужение с участием других ссыльных пастырей; за всенощной Владыка обычно читал канон. Местные жители изготовили ему из подручных материалов орлец, митру, панагию с камушками, деревянные дикирий и трикирий... Келия архипастыря стала церковью во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», там он хранил антиминс и образочек на бумаге.

Весной 1925 года срок ссылки окончился. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро священномученик получил известие о кончине Святейшего Патриарха Тихона. Но весенняя распутица задержала отъезд из Зырянского края до 9 мая.

В Москве епископ Серафим поселился в Даниловском монастыре. У него вновь начались приступы, связанные с заболеванием печени. Аносинская игумения Алипия, которую Владыка знал еще будучи архимандритом, предложила пожить в их обители. Матушка была заботлива, приветлива и искала себе и своим сестрам духовной поддержки. В Аносино Святитель также ежедневно совершал Божественную Литургию...

13 июля 1926 года исповедника вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся на Влахернское подворье и сказал: 
   «Требуют выезда из Москвы. Предложили Новгород, я попросил Дивеево. Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или Саров. Сказали: „Будем организовывать Синод, а Вы помешаете“».

В Дивеево он прибыл в канун дня памяти преподобного Сергия, 17 июля 1926 года. Так владыка Серафим оказался в обители, основанной его святым покровителем. В течение долгого времени Дивеевская игумения Александра не разрешала ссыльному епископу служить в монастырском храме, но в конце концов согласилась – привели в порядок подвальную церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинским храмом...

Но новые власти не оставляли страдальца в покое. 22 сентября 1926 года его поместили в тюрьму города Арзамаса, оттуда перевели в Нижний Новгород, а затем опять в Москву – эпизод, знаменательный тем, что в столице опальный епископ сообщил митрополиту Сергию (Страгородскому) о непризнании его декларации. К концу октября епископ Серафим перебрался в город Меленки Владимирской области. Узнав о новом местопребывании, его во множестве стали посещать духовные чада.

На Первой седмице Великого Поста подвижник уединялся в келии, ни с кем до пятницы не говорил и ничего не вкушал; ночи напролет он возносил молитвы ко Господу. Как-то раз послушницы, заглянув в случайно открытую келию Владыки, увидели его лежащим ниц на полу, повергшимся перед иконами с крестообразно раскинутыми руками...

В очередной раз преосвященного Серафима арестовали 23 апреля 1932 года, а 7 июля вынесли приговор – три года ссылки в Казахстан. В Алма-Ату Владыка с сопровождавшими его послушницами прибыл 1 августа и поселился на терраске одного небольшого дома в чуланчике. Климат для его здоровья оказался весьма неблагоприятным: разреженность воздуха действовала на сердце, вызывая тяжелые приступы. Едва ли не через день бегали за врачом – казалось, подвижник умирает. К тому же на террасе осенью было очень холодно: появились нарывы, ревматизм, зубная боль, малярия... Как всегда неожиданно, 10 ноября 1932 года священномученика вызвали в ОГПУ и приказали отправляться в город Гурьев.

Зима в Гурьеве прошла в привычной скудости и нищете. 17 июля 1933 года, во время совершения Литургии, в храм пришел представитель властей – на этот раз Владыку перевели в Уральск. Так, 1 августа, в день памяти преподобного Серафима, у ссыльного епископа началась жизнь на новом месте, в маленькой хатке. Там он устроил и келию-церковь, в которой снова стали совершатся постоянные богослужения. Однако вскоре преосвященный Серафим заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, каждую ночь ждали, что больной может умереть… Наступила зима. В Крещенский сочельник, когда епископ готовился к водосвятию, в очередной, уже безчисленный раз, пришедший представитель ОГПУ объявил, что его переводят на жительство в Омск.

23 января 1935 года, в 35-градусный мороз, святитель с сопровождавшими выехали из Уральска, добирались через Москву. Там на Павелецком вокзале исповедника Христова встретили духовные чада. Утром Владыка причастил пришедших, а затем с теплой отеческой любовью наставил свою московскую паству. 28-го вечером его проводили в Омск. Однако переезды на этом не закончились, и после пяти дней пребывания в Омске ОГПУ приказало немедленно выехать в Ишим…

С Рождества 1937 года начались новые массовые аресты духовенства. 23 июня, после службы, в дом Владыки вошли работники НКВД с обыском. Его увезли в ишимскую тюрьму, где начался последний этап земной жизни священномученика.

В заключении у епископа Серафима вновь начались сердечные приступы, к которым добавилось кишечное заболевание, не спадала 40-градусная температура. 18 июля духовным чадам разрешили свидание, предупреждая: «Прощайтесь навсегда. Больше никогда его не увидите». Передачку не брали, никаких справок об арестанте не выдавали. Почти десять дней изоляции в одиночной камере сменились содержанием в переполненной камере с обновленцами, духовенством, снявшем с себя сан, и уголовниками. Владыка страдал от камней в почках, мучился болями, однако в одной из записочек сообщал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия».

23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

2019-08-26_114742.jpg

 Подготовила Ксения Миронова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100