Понедельник, 20 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

В кулуарах

Совсем нет сил. Что делать?: Духовные и практические советы священника современным людям
Живу в городе и смотрю по многим знакомым, что стали вялыми, замкнутыми, раздражительными, по многим вопросам равнодушными из-за нехватки сил душевных и телесных. И по себе чувствую гнетущую усталость, хотя мне еще нет сорока и работа у меня не физическая, а больше умственная, за компьютером. Подскажите,...

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Он держится самых старых взглядов...»: День памяти священноисповедника Иоанна Оленевского
06.08.2019

2019-08-06.jpg

Священноисповедник Иоанн Оленевский, в миру Иван Васильевич Калинин, родился в 1861 году в селе Оленевка Пензенского уезда Пензенской губернии. Рано осиротев, Ваня жил у родственников; образование получил в сельской школе. С детства научившись хорошо шить и вязать, делал шарфы и перчатки и тем зарабатывал средства к существованию. Но отраду и утешение отрок находил прежде всего в молитве. Двоюродная сестра Наталья, чинившая его одежду, нередко ворчала: «Все коленки изъерзал и изодрал!»

С семи лет подвижник читал и пел в местной церкви, помогал в алтаре. Еще подростком он приучил себя к строгой жизни: спал мало, сидя или свернувшись на полу, как котенок. Питался в основном печеным картофелем и чаем; яйца ел только на Пасху, а молоко – когда заболевал. Подробных сведений о событиях юношеских и зрелых лет жизни исповедника, судя по всему, не сохранилось.

В 1920 году, когда Иоанн уже достиг преклонного возраста, епископ Пензенский Иоанн (Поммер) рукоположил его во диакона без зачисления в штат. Диакон Иоанн служил в оленевской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ко времени принятия сана он был известен местным жителям как молитвенник и прозорливец, и его посещали многие люди.

Так, некая Анна Кочетова, прослышав о старце, поспешила в Оленевку, чтобы узнать о пропавшем без вести в Первую мировую войну муже. От поезда к подвижнику шла целая группа паломников – человек пятнадцать. Увидев отца Иоанна, женщина посетовала: «Мне от мужа четыре года нет никаких известий... Бог его знает, может, он уже не живой...» «Живой, живой, живой, придет, будет известие», – последовал ответ. А бывшей тут же некой Марии Ивановне старец на подобный вопрос, напротив, прорек: «Нету живого, не жди». Еще одна богомолка обратилась с той же проблемой: «Давно нет слуха с войны о моем муже...» Старец замахал на нее руками и даже повысил голос: «Скорей, скорей, скорей к поезду ступай. Стой у поезда и дожидайся». Когда женщины возвращались, последняя, подойдя к только что остановившемуся у платформы составу, увидела, как из вагона выходит ее супруг. А Анна действительно вскоре получила от мужа письмо, из которого узнала, что он находится в Тироле, в плену. Но уже через месяц воин вернулся на Родину.

В 1930 году Введенский храм был закрыт, и отец Иоанн стал служить в Троицкой церкви села Соловцовка, а также в храме Николаевки. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами.

В 1931 году органы ОГПУ провели в Пензенской области массовые аресты; почти одновременно было взято 124 человека во главе с епископом Пензенским Кириллом (Соколовым). Поводом послужило то, что большинство священников епархии за богослужением поминали только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и епископа Кирилла и не возносили имя Заместителя Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), выпустившего в 1927 году т. н. Декларацию о признании безбожной власти. Не поминали они и саму эту власть, что рассматривалось в то время как доказательство враждебности к существовавшему политическому строю.

3 апреля 1932 года начальник секретного политического отдела Пензенского оперсектора ОГПУ направил рапорт своему начальнику, в котором писал, что «по подработанному агентурному материалу на оставшихся приверженцев организации церковников, именующихся „истинно православные“ по Телегинскому району, <...> выявлен ряд старцев, стариц, бродячих монахов, келейниц, отшельников и прозорливцев, которые помимо внушения верующим своих религиозных взглядов антисергиевского направления открыто высказываются о своей принадлежности к „истинно православной церкви“, проводя антисоветскую деятельность, направленную к срыву проводимых мероприятий на селе».

Среди других были названы диакон Иоанн Калинин, его духовный отец – настоятель закрытого властями Пензенского монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков), настоятель храма, в котором служил в то время диакон Иоанн в селе Надеждине, священник Александр Державин, монахи, благочестивые крестьяне, а также безногая почитаемая за прозорливость Наталия Цыганова, к которой крестьяне приходили побеседовать на религиозные темы.

5 апреля 1932 года начальник Пензенского оперсектора дал разрешение на уголовное дело против них. В тот же день на допрос вызвали священника села Ермолаевка Алексия Султанова, который показал, что он навещал болящую Наталью, исповедовал ее и причащал. На него она произвела впечатление изнуренного болезнью человека, т. к. у нее отсутствуют ноги, а людьми она почитается как подвижница. Диакона Иоанна также посещает много народа, обращаясь к нему как к старцу святой жизни. Известность их среди верующих подтвердил и священник Никольского храма в селе Клейменовка Петр Онагров. Один из крестьян, допрошенный в качестве свидетеля, показал, что диакона Иоанна считают старцем, ходят к нему за советами буквально по всем вопросам. Многим женщинам он рассказал об их мужьях, пропавших без вести в Первую мировую войну. А также что посетители приходят к старцу Иоанну уже в течение нескольких десятков лет.

Священник храма в селе Телегине, враждебно настроенный по отношению к диакону Иоанну, в своих показаниях сообщил, что народ ездит к старцу Иоанну издалека и почитает за святого. Правда, узнать о его взглядах на различные церковные темы совсем непросто – он не высказывается вслух, опасаясь спровоцировать церковный раскол. «Но не подлежит ни малейшему сомнению, – заявил священник, – что Калинин держится самых старых взглядов на Церковь, и идеологические его воззрения ничем не отличаются от „истиновцев“ <...>. Вред от него советской власти громадный, он ведет самым безстыдным образом подрывную работу против советской власти, и очень многие слушают его».

8 мая 1932 года было составлено заключение, в котором все арестованные обвинялись в том, что «будучи тесно связаны друг с другом, имея единое намерение противопоставить себя мероприятиям, проводимым советской властью на селе, путем распространения ложных слухов о скором падении советской власти, о нежизненности колхозов, намереваясь восстановить недавно ликвидированную организацию церковников „истинных“, связываясь между отдельными ее членами через бродячих монахов и монашек, т. е. в преступлении, предусмотренном статьей 58 пункты 10 и 11 УК».

14 мая 1932 года тройка при ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорила узников к различным срокам заключений и ссылок. От приговора была освобождена только старица Наталия. Диакона Иоанна приговорили к лишению права проживания в двенадцати городах Средне-Волжского края на три года.

По истечении этого срока и возвращении домой, старец, когда позволяли силы, служил во Введенском храме Соловцовки и по-прежнему принимал людей, ищущих совета, помощи и утешения. После закрытия солонцовской церкви в 1935 году он ездил служить в Успенский храм села Князевка.

В те годы подвижнику пришлось перенести много насмешек и прямых гонений и от властей, и от некоторых односельчан. Однажды, когда он молился в лесу, его подстерегли злоумышленники и привязали к дереву, а сами ушли – пусть, мол, ему поможет Тот, Кому он молится. На связанного старца натолкнулся односельчанин Иван Морозов, который и привез его домой чуть живым. На вопрос, кто это с ним сделал, старец отвечал скороговоркой: «Бог с ними! Бог с ними! Бог с ними!» В другой раз хулиганы сбросили его в овраг, засыпанный мусором. Всю ночь он ползал по дну и стенам оврага, но по немощи сам не смог выбраться, и только утром его отыскали, окровавленного, с синяками на теле. Дома его спросили: «Кто тебя, батюшка, затолкал туда? Не побили ли тебя? Как ты туда попал?» – «Бог с ними! Бог с ними! Бог с ними!», – отвечал исповедник.

В октябре 1945 года верующие добились разрешения на открытие соловцовского храма. 25 марта 1946 года епископ Пензенский Михаил (Постников) благословил отца Иоанна служить там диаконом, а 2 сентября рукоположил его во иерея.

Великий пост в 1951 году был последним в жизни старца, и он провел его в строгом воздержании. Перед Ильиным днем просил передать близким, чтобы они поскорей приезжали к нему, т. к. скоро будет «праздник» – так подвижник назвал день своей кончины. Почил он 6 августа 1951 года, перед смертью приобщившись Святых Христовых Таин. Когда закончилось отпевание, гроб подняли и понесли на кладбище в Оленевку, на место, где угодник Божий завещал себя похоронить. По дороге люди менялись, каждому хотелось хоть сколько-нибудь поучаствовать, старались прикоснуться к нему, бросали на дорогу цветы и траву, как на Троицу, и солнце светило и переливалось, как бывает на Пасху. По всему кладбищу распространилось благоухание.

5 августа 1996 года по благословению Пензенского архиепископа Серафима (Тихонова) состоялось открытие могилы отца Иоанна. Останки исповедника перенесли в храм села Соловцовка и погребли за алтарем. 27 декабря 2000 года Священный Синод РПЦ включил имя подвижника в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 31 мая 2001 года его мощи были перенесены в Троице-Сергиевский соловцовский храм.

2019-08-06.1.jpg

Отец Иоанн особенно покровительствует детям и безплодным супругам. Сам он был незаконнорожденным ребенком и за это, согласно житию, претерпел вместе со своей матерью много унижений и притеснений. После смерти матери старец рос лишенным родительской любви и заботы, поэтому он с глубокой теплотой относился к детям в своей земной жизни и помогает им поныне. Богослужения в Сергиевском храме Соловцовки проходят регулярно, и почти каждый день приезжают паломники, чтобы приложиться к раке с мощами священноисповедника Иоанна и попросить его помощи и молитвенного предстательства.

Подготовила Ксения Миронова 

По книге игумена Дамаскина 
(Орловского) «Жития 
новомучеников и исповедников 
Церкви Русской. Июль. Ч. 2» 



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100