Только сердцем постигается значимость Святой Церкви: Слово прот. Иоанна Гончарова в праздник Троицы (2 ВИДЕО)
19.06.2019
+ + +
НЕ ХОТИТЕ ЛИ И ВЫ ОТОЙТИ ОТ МЕНЯ?
Во имя Отца и Сыны и Святаго Духа!
На праздник Преполовения Пятидесятницы и на Праздник Недели о Самарянке богослужебные тексты переполнены мыслью о воде. Вода уподобляется Благодати Всесвятаго Духа. Вода течет в Жизнь Вечную. Вода – живая вода – уподобляется вере.
Вообще, вода – это самое таинственное вещество в мире. Она как бы живая. Она уподобляется живой воде. И потому она с жизнью временной и вечной. И потому уподобляется вере.
И вера – таинственный орган познание в человеке. Богослужебные тексты подчеркивают такую мысль, что как без воды жить нельзя, так и без веры жить нельзя. Вера – это основа нашей жизни как во времени, так и в вечности. Человек без веры вообще жить не может. Вот простой пример.
Мы веруем, что в завтрашний день мы будем жить, а знать этого наверняка не можем. А про вечность уже и говорить нечего. Необходимость воды, необходимость нашей веры и необходимость заботы о ней, о ее животворности стоит поставить во главу угла всей нашей жизни.
Вопрос о вере – это первый вопрос, поднимаемый в неделю о Самарянке.
Второй вопрос – о том, что когда Христос сказал ей, что Он – Сын Божий, то она задала Ему вопрос – где кланяться Богу? Главный ее душевный вопрос – как правильно и где поклоняться Богу?
Христос объясняет ей, что время, когда кланяться Богу в определенном месте и определенной жертвой, прошло. Что теперь все будет по-другому – Богу надо поклоняться в Духе. Бог есть Дух, и Он есть везде, и кланяться Ему можно везде в Духе и Истине.
Т.е. поклоняться нужно Святой Троице. Раньше кланялись Господу Вседержителю. Теперь в Духе Святом кланяются Истине. То есть, самому Иисусу Христу.
И третьим вопросом недели о Самарянке ставится вопрос о мученичестве. Вопрос о мученичестве в Христианстве – это краеугольный вопрос.
Весь календарь переполнен днями памяти мучеников. Нам постоянно как бы навязывается помысел о мучениках.
Как гласит Предание Святой Церкви, Самарянка – это св. мученица Фотина, которая, при Нероне, приняла страшные страдания. Она и семь ее сыновей. Житие передает нам, каке й загоняли тонкие палочки под ногти, заливали расплавленное олово в горло, и, наконец, разорвали ее между деревьями. Она приняла лютые страдания!
Святая Церковь в напоминание показывает нам, что мученичество – это основа всей нашей жизни. Настоящая вера, которой живет человек, без мученичества невозможна. То есть, мученичество в разной степени обязательно должно сопровождать жизнь православного христианина.
В той или иной степени мы распинаем свое самолюбие. Терпя нестроения, мы переносим те или иные мучения, в какай-то степени, пусть и самой маленькой, мы прикасаемся к этим вещам.
А вообще-то все это зовет нас на крест настоящий! А у нас вера кое-какая, потому что и риск у нас почти никакой. И самолюбие наше почти не страдает. Потому-то у нас нет и настоящей радости.
Святая Церковь как бы подвигает нас вперед, к мученичеству, говорит словами апостола Павла «иже Христовы суть – плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5,24). Речь идет о постоянной работе над своим самолюбием, над его распятием. И далее он говорит: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13,14). Мы должны постоянно жить «в натяге» – поститься, молиться, понуждать себя, мысли собирать в себе, постоянно «причесывать» себя изнутри. Есть же заповедь – непрестанно молиться.
Если не помышлять о Боге, то какая только чепуха в голову не залезет. Чтобы охранять себя, свой ум и благородство сердца, чистоту сердца, чтобы общаться с Богом на должном уровне, необходим вот такой постоянный труд, который отчасти и есть мученичество.
Все это, постепенно углубляя человека, ведет его к настоящему мученичеству. Вся история Православной Церкви это, так или иначе, – сплошное мученичество. И если оно не внешнее, физическое, то значит – внутреннее.
Окружающий мир не может терпеть Святую Православную Церковь. Он не переносит ее святости, и, так или иначе, он достает всех, кто по-настоящему верует в Бога. Настоящие христиане недаром говорят так, что «если у меня нет скорби, то Бог меня забыл».
Скорби – это сопровождение, соль нашей души.
Скорбь – это сохранение нашей веры. Христианина без скорбей просто не бывает.
Насколько человек терпит скорбь, насколько преодолевает свои немощи, настолько нисходит на него благодать и радует его ощущением живой веры. Надо саккумулировать наше внимание около этих предметов – течение воды, поклонение Богу в Духе-Истине и подготовка к мученичеству.
Есть такая заповедь – все время помни последняя твоя (Сир. 7, 39) – чтобы меньше согрешать. Человек все время готовит себя. И если не готовит, то в рассеяности губит свою душу, ибо суета поглощает все внимание человека, энергию его души, и делает человека безплодным.
Как в притче о сеятеле – выросло терние и заглушило ростки веры. Семя Божие, попавшее в терние – в суету всяких житейских помышлений о благополучии и прочем – не прорастает в человеке, и он остается безплодным и пустым.
Хотя он и называется христианином, и вроде как исповедует веру, а в результате – ничего. Зерно посеяно, а оно не взошло, или взошло, но увяло, пропало в терниях пустых суетных пожеланий.
Празднуя этот Праздник беседы Христа с Самарянкой, будем размышлять о настоящей вере, которая всегда влечет нас к мученичеству.
Интересный момент, почему Христос выбрал эту женщину, которая, мягко сказать, проводила не очень благочестивую жизнь? Выбрал, конечно, не случайно, выбрал промыслительно и усмотрительно. Ведь она потом явила свою дивную любовь к Богу через мученичество свое.
Посему все эти притчи с Господними деяниями имеют в себе глубокую мысль. Все это понуждает не только самарянку, но и нас размышлять о нашем отношении к Богу, о нашей вере.
___________________
См. также:
<-назад в раздел