Воскресенье, 26 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте веры
Если отпадешь от своей веры, как уже отпали многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте Православия

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Мудрость и любовь в ревности по вере: Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в Бар

2019-05-22.jpg

Прославляющыя Мя прославлю.
1 Цар. 2, 30

Как звезда от звезды разнится в достоинстве, так праведники отличаются один от другого в своих качествах и дарованиях, трудах и подвигах. Одни просияли словом мудрости, другие – словом знания; одни прославились даром исцелений, другие – даром пророчества.

Чем преимущественно ознаменовал себя прославляемый ныне нами угодник Христов, святитель и чудотворец Николай? Тем, что он среди распространявшейся тьмы ариевой ереси просиял верою и был защитником Православия – не умствованиями, но силою простой и чистой веры, – ценил веру не по словам, а по делам, мыслил так, как мыслили все истинно верующие, и учил так, как учили предшествовавшие ему Отцы, за это и прославил его Господь и на земле, и в Небесах. Посему мы не имеем, слушатели, причин искать иного предмета для своего наставления, кроме того, которым ознаменовал себя ублажаемый нами святитель. Ревность по вере – вот одна из отличительных черт его жизни.

Что есть ревность по вере? Есть такое расположение духа, по которому мы с пламенным желанием и живейшею деятельностию стараемся истинную веру, которую познали и возлюбили, сохранить и распространить, защищать от врагов и обращать их к оной. Сия ревность должна состоять из двух сил – мудрости и любви. Мудрость должна светить ревности в избрании средств, а любовь – согревать и поддерживать ревность в случае необыкновенных усилий. Ревность без благоразумия есть то же, что орган зрения без света, и ревность без любви – то же, что огнь палящий и сожигающий все без разбора. Но чем благоразумнее ревность – тем осторожнее она, разборчивее и внимательнее; и чем полнее любовию – тем кротче и терпеливее, мужественнее и постояннее. Таковая ревность до времени безмолвствует, где не слушают и не хотят слушать истин Божественных; но не коснит говорить и учить, где есть сердца отверстые к принятию учения. Укоряет и обличает ожесточенных, утешает и успокаивает кающихся; удаляет лжеучителей и хульников от собрания простодушных христиан, и не отдаляет их самих от любви христианской, увещая их и убеждая обратиться от тьмы ко свету, от заблуждения к истине. Сию-то ревность имел святитель Николай. Сколько он был строг и взыскателен по вере, столько кроток и благ по любви. Его ревность по Бозе была соединена с ревностию ко благу ближнего.

И подлинно! Бог, нами проповедуемый, есть Бог любви и мира! Убо можно ли угодить Ему преследованием за веру своих собратий? Искупитель наш пролил кровь Свою за самых врагов Своего Божества! Убо восхощет ли, чтобы ревнители Его славы проливали слезы и кровь искупленных Им? Дух Святый, Коим мы освящаемся, есть Дух истины, благодати и щедрот; убо вселится ли Он в душе, которая не растворяет истины и правды кротостию и милосердием?

Объяснимся примерами: некогда ученики Иисуса просили дозволить им истребить жителей одного самарянского селения небесным огнем за то, что они, по суеверной своей ревности, не приняли Его! Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илиа сотвори? Не веста, – сказал им кротчайший Учитель, – коего духа еста вы (Лк. 9, 54–55). Ваша ревность несвоевременна и неуместна. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать; пришел не как Судия, но как Спаситель; пришел не для того, чтобы устрашать людей силою и угрозами, но чтобы чрез познание и уверенность в благотворности и божественности Его благовестия привлекать к вере в Него. Еще пример из Христовой притчи: некогда рабы, увидев на ниве своего господина растущие вместе с пшеницею плевелы, сказали ему: Хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Ни.., – сказал им господин, – оставите расти обое купно до жатвы (Мф. 13, 28–30). Ваша ревность нерассудительна, вы не можете довольно распознать хорошую пшеницу: многое можете почитать за плевелы, между тем как, может быть, это и не они, – во время жатвы распознаете их удобнее.

Так, слушатели, где нужно исторгать заблуждения, как плевелы, и беречь добрые склонности и чувства, как пшеницу, там ревность по вере без ревности ко благу ближнего – недостаточна. Ревность по вере должна все, что может ей покоряться, могущественно направлять к своей цели, способное к очищению – очищать, смешанное – разделять, противоборствующее – отражать; а ревность ко благу ближнего должна все, что ей покоряется, вести к своей цели тихо и кротко, утешать и успокаивать, покровительствовать и благотворить.

Нет ничего неестественнее, как заблуждающегося и в своем заблуждении упорствующего почитать уже окончательно погибшим врагом добродетели. Кто может знать тайные помышления и чувствия в душе человека? Он заблуждает, но есть друг добродетели. Так в одно время один из Иудеев попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его и мучили. Увидел израненного священник – и прошел мимо, увидел левит – и прошел мимо, увидел самарянин – и помог несчастному. Как трогателен поступок самарянина, который, не спрашивая, принадлежит ли несчастный к его вероисповеданию, милосердствует о нем! Что пользы в ревности без милосердия самарянинова? Что такое наружная праведность и благочестие без благости и милосердия к человечеству? Ревность Божию имут, – говорит Апостол, – но не по разуму (Рим. 10, 2).

Ревность не по разуму не приносит пользы и даже опасна. Так, иной имеет ревность учить других закону Божию и вере, не зная совершенно ни того, ни другого. Научит ли он? Иной имеет ревность к делам благочестия и всю праведность поставляет в одних внешних подвигах. Сделается ли он от одного этого истинно благочестивым? История свидетельствует, что безрассудная ревность по вере всегда порождала ненависть, производила несогласие и вражду и доводила людей до убийства… Но вера невинна. Она в существе своем есть любовь; виноваты ревнители по вере. Они, они-то причинили глубокое зло Православной Церкви, ревнуя не по вере, но по собственным мнениям и собственным выгодам.

Нужна ли ныне ревность по вере? Нужна. Есть сидящие во тьме и сени смертной, есть поклонники лжепророка, есть ревность религии Моисеевой, есть заблуждающие в самой религии христианской. Нужна ревность по разуму, ревность, которая бы основывалась на чистой любви, управлялась здравым рассудком и действовала в духе Евангелия. Смирение и кротость, терпение и постоянство, твердость и мужество – должны быть отличительными чертами истинной ревности.

Кто имеет любовь – тот не может быть без ревности. Но какова любовь – такова и ревность; мы не любим чужих преступлений, хотя сами и ежечасно преступаем закон Божий, и потому ревность наша к чужим грехам бывает горяча, как огнь, а к собственным – холодна, как лед. Сучец в глазе брата нашего, т. е. малейшее прегрешение его, кажется нам бревном, т. е. великим грехом; напротив, бревно в собственном глазе, т. е. наше великое преступление, кажется нам за ничто. Таковая ревность есть безрассудная. Кто имеет ее – тот не думай, что он есть ревнитель добродетели: он, по слову Христову, есть лицемер (ср.: Мф. 7, 5).

Обратись, христианин, в собственную храмину души твоей и посмотри, нет ли чего такого, что должно снедать тебя ревностию. Не прилагается ли ум твой в поучении странна и различна? Употреби против себя самого ревность святителя и чудотворца Николая, который силою веры ниспроверг замыслы и всякую высоту, возвышающуюся на разум Божий. Не наполняет ли сердца твоего корысть и суета? Употреби противу себя самого ревность Моисея и Илии, обличавших и истреблявших идолослужение.

Ревнуя, поревнуй по Господе Боге твоем, поревнуй как о спасении собственном, так и о других, и да прославит тебя Господь и здесь, на земле, и там, на Небесах. Аминь.

Митрополит 
Никанор (Клементьевский)


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100