Суббота, 6 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

В кулуарах

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

 Контроль интеллекта над людьми
В последнее время много говорят про искусственный интеллект, который осуществляет контроль за изоляцией граждан во время пандемии. Что же это за явление? Каковы плюсы и минусы его работы, и как технически он будет развиваться? На эти вопросы нам согласился ответить программист Александр Хромов.

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Мудрость и любовь в ревности по вере: Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в Бар

2019-05-22.jpg

Прославляющыя Мя прославлю.
1 Цар. 2, 30

Как звезда от звезды разнится в достоинстве, так праведники отличаются один от другого в своих качествах и дарованиях, трудах и подвигах. Одни просияли словом мудрости, другие – словом знания; одни прославились даром исцелений, другие – даром пророчества.

Чем преимущественно ознаменовал себя прославляемый ныне нами угодник Христов, святитель и чудотворец Николай? Тем, что он среди распространявшейся тьмы ариевой ереси просиял верою и был защитником Православия – не умствованиями, но силою простой и чистой веры, – ценил веру не по словам, а по делам, мыслил так, как мыслили все истинно верующие, и учил так, как учили предшествовавшие ему Отцы, за это и прославил его Господь и на земле, и в Небесах. Посему мы не имеем, слушатели, причин искать иного предмета для своего наставления, кроме того, которым ознаменовал себя ублажаемый нами святитель. Ревность по вере – вот одна из отличительных черт его жизни.

Что есть ревность по вере? Есть такое расположение духа, по которому мы с пламенным желанием и живейшею деятельностию стараемся истинную веру, которую познали и возлюбили, сохранить и распространить, защищать от врагов и обращать их к оной. Сия ревность должна состоять из двух сил – мудрости и любви. Мудрость должна светить ревности в избрании средств, а любовь – согревать и поддерживать ревность в случае необыкновенных усилий. Ревность без благоразумия есть то же, что орган зрения без света, и ревность без любви – то же, что огнь палящий и сожигающий все без разбора. Но чем благоразумнее ревность – тем осторожнее она, разборчивее и внимательнее; и чем полнее любовию – тем кротче и терпеливее, мужественнее и постояннее. Таковая ревность до времени безмолвствует, где не слушают и не хотят слушать истин Божественных; но не коснит говорить и учить, где есть сердца отверстые к принятию учения. Укоряет и обличает ожесточенных, утешает и успокаивает кающихся; удаляет лжеучителей и хульников от собрания простодушных христиан, и не отдаляет их самих от любви христианской, увещая их и убеждая обратиться от тьмы ко свету, от заблуждения к истине. Сию-то ревность имел святитель Николай. Сколько он был строг и взыскателен по вере, столько кроток и благ по любви. Его ревность по Бозе была соединена с ревностию ко благу ближнего.

И подлинно! Бог, нами проповедуемый, есть Бог любви и мира! Убо можно ли угодить Ему преследованием за веру своих собратий? Искупитель наш пролил кровь Свою за самых врагов Своего Божества! Убо восхощет ли, чтобы ревнители Его славы проливали слезы и кровь искупленных Им? Дух Святый, Коим мы освящаемся, есть Дух истины, благодати и щедрот; убо вселится ли Он в душе, которая не растворяет истины и правды кротостию и милосердием?

Объяснимся примерами: некогда ученики Иисуса просили дозволить им истребить жителей одного самарянского селения небесным огнем за то, что они, по суеверной своей ревности, не приняли Его! Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илиа сотвори? Не веста, – сказал им кротчайший Учитель, – коего духа еста вы (Лк. 9, 54–55). Ваша ревность несвоевременна и неуместна. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать; пришел не как Судия, но как Спаситель; пришел не для того, чтобы устрашать людей силою и угрозами, но чтобы чрез познание и уверенность в благотворности и божественности Его благовестия привлекать к вере в Него. Еще пример из Христовой притчи: некогда рабы, увидев на ниве своего господина растущие вместе с пшеницею плевелы, сказали ему: Хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Ни.., – сказал им господин, – оставите расти обое купно до жатвы (Мф. 13, 28–30). Ваша ревность нерассудительна, вы не можете довольно распознать хорошую пшеницу: многое можете почитать за плевелы, между тем как, может быть, это и не они, – во время жатвы распознаете их удобнее.

Так, слушатели, где нужно исторгать заблуждения, как плевелы, и беречь добрые склонности и чувства, как пшеницу, там ревность по вере без ревности ко благу ближнего – недостаточна. Ревность по вере должна все, что может ей покоряться, могущественно направлять к своей цели, способное к очищению – очищать, смешанное – разделять, противоборствующее – отражать; а ревность ко благу ближнего должна все, что ей покоряется, вести к своей цели тихо и кротко, утешать и успокаивать, покровительствовать и благотворить.

Нет ничего неестественнее, как заблуждающегося и в своем заблуждении упорствующего почитать уже окончательно погибшим врагом добродетели. Кто может знать тайные помышления и чувствия в душе человека? Он заблуждает, но есть друг добродетели. Так в одно время один из Иудеев попался разбойникам, которые сняли с него платье, изранили его и мучили. Увидел израненного священник – и прошел мимо, увидел левит – и прошел мимо, увидел самарянин – и помог несчастному. Как трогателен поступок самарянина, который, не спрашивая, принадлежит ли несчастный к его вероисповеданию, милосердствует о нем! Что пользы в ревности без милосердия самарянинова? Что такое наружная праведность и благочестие без благости и милосердия к человечеству? Ревность Божию имут, – говорит Апостол, – но не по разуму (Рим. 10, 2).

Ревность не по разуму не приносит пользы и даже опасна. Так, иной имеет ревность учить других закону Божию и вере, не зная совершенно ни того, ни другого. Научит ли он? Иной имеет ревность к делам благочестия и всю праведность поставляет в одних внешних подвигах. Сделается ли он от одного этого истинно благочестивым? История свидетельствует, что безрассудная ревность по вере всегда порождала ненависть, производила несогласие и вражду и доводила людей до убийства… Но вера невинна. Она в существе своем есть любовь; виноваты ревнители по вере. Они, они-то причинили глубокое зло Православной Церкви, ревнуя не по вере, но по собственным мнениям и собственным выгодам.

Нужна ли ныне ревность по вере? Нужна. Есть сидящие во тьме и сени смертной, есть поклонники лжепророка, есть ревность религии Моисеевой, есть заблуждающие в самой религии христианской. Нужна ревность по разуму, ревность, которая бы основывалась на чистой любви, управлялась здравым рассудком и действовала в духе Евангелия. Смирение и кротость, терпение и постоянство, твердость и мужество – должны быть отличительными чертами истинной ревности.

Кто имеет любовь – тот не может быть без ревности. Но какова любовь – такова и ревность; мы не любим чужих преступлений, хотя сами и ежечасно преступаем закон Божий, и потому ревность наша к чужим грехам бывает горяча, как огнь, а к собственным – холодна, как лед. Сучец в глазе брата нашего, т. е. малейшее прегрешение его, кажется нам бревном, т. е. великим грехом; напротив, бревно в собственном глазе, т. е. наше великое преступление, кажется нам за ничто. Таковая ревность есть безрассудная. Кто имеет ее – тот не думай, что он есть ревнитель добродетели: он, по слову Христову, есть лицемер (ср.: Мф. 7, 5).

Обратись, христианин, в собственную храмину души твоей и посмотри, нет ли чего такого, что должно снедать тебя ревностию. Не прилагается ли ум твой в поучении странна и различна? Употреби против себя самого ревность святителя и чудотворца Николая, который силою веры ниспроверг замыслы и всякую высоту, возвышающуюся на разум Божий. Не наполняет ли сердца твоего корысть и суета? Употреби противу себя самого ревность Моисея и Илии, обличавших и истреблявших идолослужение.

Ревнуя, поревнуй по Господе Боге твоем, поревнуй как о спасении собственном, так и о других, и да прославит тебя Господь и здесь, на земле, и там, на Небесах. Аминь.

Митрополит 
Никанор (Клементьевский)


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Святая благотворительница

Сегодня, 6 июня, день рождения Царицы-мученицы Александры Федоровны... Вспоминая в этот день жизнь Государыни Императрицы, можно было бы много рассказать о замечательных свойствах ее души: о глубокой Православной вере и супружеской преданности, о материнской мудрости и христианском долготерпении, о милосердии и сострадании к ближнему, о разумной бережливости и практичности.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100