Понедельник, 16 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Св. Косма Этолийский о папе
Папа – это антихрист... Папу проклинайте, потому что он станет причиной (отступления).
Св. Косьма Этолийский о ереси католиков

Свт.Игнатий: не покусись
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

свт.Василий об инославии
Не приносит славы имени Божию тот, кто дивится учению инославных.
Свт. Василий Великий о православных

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ревнитель Русской России: 155-летие со дня кончины выдающегося Русского мыслителя и ученого С.П. Шевырева

2019-05-21.jpg
Степан Петрович Шевырев

Степан Петрович Шевырёв – выдающийся Русский мыслитель, политический публицист традиционалистского толка, поэт «тютчевской плеяды» и литературный критик, ученый-историк литературы и искусства, христианский педагог и организатор университетского образования. Вся его жизнь связана с Россией, Москвой и Московским университетом. Четыре десятилетия, начиная с учебы в Благородном пансионе при Московском университете и посещения лекций в самом университете до увольнения со службы в 1857 году и последних лет жизни, проведенных за границей, Шевырев добросовестно работал на благо России, защищая от нападок недоброжелателей все Русское и московское. Достаточно посмотреть на перечень его занятий, фундаментальных трудов, ученых степеней и званий, чтобы понять значимость роли и места, которые занимает этот человек в интеллектуальной истории России второй четверти XIX века.

С. П. Шевырев родился в Саратове, в семье губернского предводителя дворянства. Получив вначале домашнее образование (куда входило изучение церковнославянского, французского, немецкого языков), окончил с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816–1822). Продолжая жить в пансионе, где познакомился со своим ближайшим другом и соратником М. П. Погодиным, посещал университетские лекции, совершенствовался в греческом, латинском, читал классику в оригинале, изучал Русских писателей, историю государства Российского. Два стремления поддерживали энтузиазм Шевырева – жажда знаний и жажда передать эти знания людям. Он готовился сдать экзамены на звание кандидата университета, но тогда этого не произошло. Поступил в Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, начал печатать в журналах стихи и переводы.

В 1829 году Степан Петрович отправился за границу в качестве учителя сына княгини З. А. Волконской. Три года в Италии и Швейцарии не прошли даром: он учил и учился. Изучал классическую философию, греческих писателей, историю древнего и нового искусства, историю Италии, итальянский, испанский, английский языки и их литературы, теоретические и исторические основы эстетики. Статьи его и стихи этих лет печатались в российских журналах.
По возвращении Шевырева в Россию министр народного просвещения С. С. Уваров предложил ему занять вакансию адъюнкта словесности в Московском университете. Любимая просветительская работа, к которой он готовился все годы, ждала его. Однако совет университета не удовлетворился написанными ранее работами и потребовал представить особую диссертацию. Шевырев отложил все и за шесть месяцев написал диссертацию «Данте и его век», напечатанную потом в «Ученых записках Московского университета». 15 января 1834 года он приступил к чтению лекций по истории всеобщей словесности (поэзия). В результате в 1835 году были изданы два тома «Истории поэзии». Прекрасный отклик на это издание («„История поэзии“ С. П. Шевырева») дал А. С. Пушкин, книга была награждена Демидовской премией.

Одной из центральных тем Русской мысли того времени стало обсуждение факта экономической, социально-политической и культурной отсталости России. И этот факт истолковывался по-разному. Одни ее понимали как временное препятствие, которое нужно просто преодолеть. В этом случае Россия идет по тому же пути, что и Запад, но лишь с некоторой задержкой, отставанием, и с неизбежностью должна пройти основные этапы исторического развития Запада. Другие толковали отсталость России как залог ее великого будущего. В этом случае путь России уникален, она имеет особое предназначение. Шевырев не мог остаться в стороне от этого вопроса – позиция, обозначенная им в «Истории поэзии», близка второму случаю истолкования отсталости.

Учительницею Русских, утверждал мыслитель, должна быть история, а опыт народов должен служить уроком. Он ратует за самостоятельный, без европейских посредников, критический труд по освоению культурных богатств человечества и выработке национального «самобытного воззрения».

В 1836 году Шевырев начал читать в Московском университете историю Русского языка по летописным источникам, памятникам древнерусской литературы, в том числе народным песням, а также произведениям М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, знакомя таким образом студентов «с элементами книжной речи в языке церковнославянском и Русском, отличая в нем народные или простонародные формы от принятых в разговоре образованного общества». Весной 1837 года, получив степень доктора философии за сочинение «Теория поэзии в историческом ее развитии у древних и новых народов», в которой дал характеристику существовавшим основным эстетическим теориям, Шевырев был утвержден экстраординарным профессором университета.

Одной из главнейших заслуг С. П. Шевырева является создание нового направления в науке и новой учебной дисциплины – истории Русской литературы, в которую, наряду с литературой петровской и послепетровской эпох, была включена древняя отечественная словесность. Главная цель, которую ставил ученый – суметь преодолеть негативизм по отношению к своему прошлому: «Дух неуважения к произведениям отечественным и дух сомнения, обращенный на все то, что славного завещала нам древность, должны же когда-нибудь прекратиться, а мы можем противодействовать им только глубоким и терпеливым изучением того, что составляет литературную собственность нашего народа».

Исследуя литературные памятники допетровской эпохи, Шевырев пришел к выводу о синкретичности Русской словесности и, шире, – Русской общественной мысли, обусловленной тем, что в Русской культуре не было резкого размежевания общественной мысли и религиозной традиции: «Мы видим, что наша древняя Россия деятельно занята была жизнью религиозною и жаркими богословскими прениями, в которых принимало участие не одно духовенство, но и весь народ. Вот почему и словесность, отражающая всегда жизнь народа, носит на себе характер чисто религиозный». Подчеркивая специфику культурного развития древней России, Шевырев указывает на наличие единого богослужебного языка – словено-церковного, который, в отличие от мертвого латинского языка, принятого в Европе, был близок к живому Русскому языку. Именно Православие и славянский язык помогли Русскому народу сохранить свою идентичность в тяжелые времена: «Религия и язык, сохраняясь в чистоте, поддерживали единство разделенного народа и государства». В целом же Шевырев считает, что «Россия, в течение всей своей древней жизни развивавшаяся самостоятельно и отдельно, не принимала участия в Европейском развитии и потому чужда была всех форм просвещенного Запада».

Шевырев формулирует две важнейшие задачи Русского образования и просвещения, в решении которых определяющую роль призвана сыграть университетская наука: во-первых – «породнить Россию древнюю с Россиею новою», во-вторых – «примирить навсегда нашу чистую коренную народность с Европейским образованием». Только тогда до сих пор не имевшая никакого влияния на европейскую литературу отечественная словесность станет явлением всемирным, действующим на все образованное человечество.

Спустя три года в статье «Взгляд Русского на современное образование Европы», опубликованной в возглавляемом им совместно с Погодиным журнале «Москвитянин», мыслитель уже иначе ставит вопрос: нужно не примирять, а оградить Русскую народность от разлагающего европейского влияния. К такому выводу он пришел, побывав в Италии, Германии, Швейцарии, Франции и Англии во время своего второго заграничного путешествия в 1838–1840 годы. Состояние Запада, зараженного, как тогда говорили, «развратом мысли», с его эгоистическими устремлениями, Шевырев характеризует как «гниение»: «Не пойдет за ним [Западом] Россия: никакого обета она не дала ему, никаким договором не связала бытия своего с его бытием: она не делила с ним его недугов; она сохранила свое великое единство, и в роковую минуту, может быть, она же назначена от Провидения быть великим Его орудием к спасению человечества».

Миссию России он видит в укреплении Православия, Самодержавия, сохранения самобытности народной культуры: «Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее. Муж Царского Совета [т. е. министр народного просвещения С. С. Уваров], которому вверены поколения образующиеся, давно уже выразил их глубокою мыслию, и они положены в основу воспитания народа».

Еще один важный пласт богатейшего наследия Шевырева – труды в области педагогики. В 1842 году в Москве была напечатана его работа «Об отношении семейного воспитания к государственному»; в 1842–1852 годах он прочел курс публичных лекций на эту тему. В 1851 году ученому была поручена кафедра педагогики Московского университета. С этим назначением связаны появившиеся в 1852 году в «Журнале Министерства народного просвещения» его сочинения «Вступление в педагогию» и «О цели воспитания».

В последнем, в частности, отмечается: «Т. к. воспитание человека совершается в известной среде какого-либо народа, отсюда необходимо принять воспитанию цвет народный. Да, есть воспитание французское, английское, немецкое; должно быть и воспитание Русское. Если человек только через воспитание может сделаться человеком, то Русский только через Русское воспитание может быть Русским человеком». С такой точки зрения педагогика как наука у Шевырева получает высокое предназначение: «Ее дело – определить Русским великую задачу Русского воспитания; ее дело – собрать все результаты, добытые жизнью и опытом древних и новых народов, – разнообразные учения мыслителей о воспитании, – подвергнуть их критической оценке и представить выводы в полной системе. Ее дело, наконец, выработать Русский образ мыслей о воспитании, который приходился бы к нашей почве, истекал бы из сознания Русской жизни».

Шевырев смело и резко высказывал свои национально-государственные взгляды, вел ожесточенную борьбу с врагами России, в частности с Белинским и Герценом. По этой горячей полемике с «западниками» многие считали его «славянофилом». Этот взгляд мыслитель не отрицал, хотя фактически к кружку славянофилов никогда не принадлежал, сохраняя определенную независимость. Из писателей он был особенно близок с Гоголем, которому оказывал много услуг: читал корректуру его сочинений, налаживал связи с книгопродавцами, ведал его финансовыми делами. После смерти Гоголя Шевырев принимал деятельное участие в разборе его бумаг и хлопотал о посмертном издании его сочинений. Гоголь высоко ценил своего друга: «Если вы будете когда в Москве, не позабудьте познакомиться с Шевыревым. Человек этот стоит на точке разумения высшей, чем другие в Москве, и в нем зреет много добра для России».

Скончался выдающийся Русский мыслитель и ученый-патриот в Париже, 8 мая 1864 года, на 58-м году жизни. Похоронен он был в любимой им древней Русской столице, на Ваганьковском кладбище.

Степан Петрович Шевырев до наших дней остается неоцененным Русским национальным деятелем во всей его разносторонности; более того – оболганным: почти 100 лет его преподносили как «реакционера». Около его имени постоянно витали определения «охранительный», «официальный», «славянофил» – словно это преступления. Издания его серьезных трудов в течение ХХ века не предпринимались. Все публикации сводились к двум-трем «цыганским» или сентиментальным романсовым стихотворениям, словно это все, что написал Шевырев. Наш долг – очистить память и вернуть нынешним и будущим поколениях имя и наследие этого «великого трудолюбца» (по слову М. П. Погодина), оригинального поэта, выдающегося мыслителя и ученого, создавшего новую науку – историю российской словесности, ведущего теоретика «православно-Русского» направления.

Подготовила Татьяна Виноградова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Митрополит Агафангел Одесский: Миссия России в предантихристово время

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100