Чтобы Страшный Суд был не ужасом, а радостью: Слово свт. Луки Крымского, егоже и память днесь
Позаботьтесь заранее о том, чтобы Страшный Суд был для вас не ужасом потрясающим, не ужасом нестерпимым, а радостью.
Живите так, чтобы когда услышите страшную трубу Архангела, когда воскреснут тела ваши, вы восклонились бы и с радостной улыбкой на устах воздали хвалу Богу, Который наконец творит суд, наконец наказывает тяжких грешников, безнаказанности которых не терпела душа ваша, душа каждого доброго человека.
Будем жить так, чтобы Страшный Суд и труба Архангела не испугали нас, а привели в великую радость, и воспели бы мы песнь Вечному Судии, Праведному судии, Который воздаст всем по делам их. «Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Петра 3:18).
+ + +
Христос придет во всей небесной славе Своей, и пред Ним соберутся все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, никто не останется в сторонке, не укроется за чужой спиной.
И Господь отделит праведников от грешников: праведники пойдут направо, а грешники налево. Праведным Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).
Итак, от создания мира уже все предвидено, уже тогда был предрешен этот Страшный Суд, уже тогда было уготовано Царство Небесное.
«С какими благами может сравняться это наименование — “благословенные”, — говорит свт. Иоанн Златоуст. — Сколько чести, сколько блаженства в этих словах! Он не сказал: “примите”, но сказал: наследуйте Царство — как свое собственное, как Отеческое, как от века вам принадлежащее».
За какие же добродетели такая милость снизойдет на Суде Божием на праведников? Сам Судья Христос укажет на эти добродетели:
«Алкал Я, – скажет Он, – и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 35, 36).
Как видим, братья и сестры, на Суде Божием вскроются дела любви и милосердия, которые творили праведники, живя на земле.
Однако праведники, несмотря на все свои добродетели, по своему глубочайшему смирению, будут считать себя неключимыми рабами (см. Лк. 17, 10), недостойными милости Божией. Они не станут напоминать о всех своих добрых делах, о своей любви и милосердии. Им даже будет казаться, что ничего доброго они не делали: таково их смирение, свойственное всем праведным. Не оправдываться, а, наоборот, обвинять себя будут они на этом Суде.
Они скажут Господу:
«Господи, когда мы видели Тебя алчущим, жаждущим, страждущим, больным, нагим или заключенным и оказали Тебе милосердие?»
Тогда Сам Господь встанет на их защиту против обвинения ими самих же себя. Он скажет им: «Вы это сделали одному из сих меньших Моих братьев, и тем самым сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Как видим, Господь милует и оправдывает праведников их праведной жизнью и дарует им неизмеримо больше, чем они могли ожидать.
Потом, обращаясь к стоящим по левую сторону, скажет: «Вы не накормили, не напоили, не одели, не оказали милости ни одному из меньших братьев Моих, значит, и Мне ничего не сделали и поэтому заслужили муку вечную» (см. Мф. 25, 46).
За что такой строгий приговор? За то, что они не сделали самого главного в жизни – не отозвались на нужды своего ближнего во имя Христа.
Что значит разделить кусок хлеба с голодным или посетить больного во имя Христа? Это значит сострадательно отозваться в своем сердце на его голод и страдания, пережить его горе, как свое собственное, соболезновать ему как брату во Христе и, наконец, поделиться с ним тем, что Господь послал и что есть под рукой. Вечным образцом оказания помощи больному является для нас евангельский милосердный самарянин, отдавший израненному все, что имел (см. Мр. 10, 30-37).
У нас самих может и не быть лишних материальных средств для благотворительности, но в наше время нужно не столько это богатство, сколько богатство сердца, дары нашего внутреннего милосердия, сострадания, соучастия и молитвы. О, если бы мы хоть немного любили друг друга во Христе, сочувствовали бы друг другу, уважали бы друг друга, тогда нашлись бы у нас средства и способы помочь друг другу. И тогда рай начинался бы уже здесь, на земле, и не страшно было бы умирать.
Почему же мы не любим друг друга? Потому что не любим Бога. Не любя Бога, нельзя полюбить и ближнего. Не любим же мы Бога потому, что вера наша слаба. Поэтому мы не чувствуем Бога в своем сердце, не живем Им и не знаем Его, так как мало читаем Евангелие и не воспринимаем все события и дела нашей жизни в Боге, как нечто ниспосланное нам Промыслом Божиим.
Мелькают дни, недели, а мы иногда о Боге и не вспоминаем, не задумываемся над своей жизнью, не смягчаемся сердцем. Сердце же, не согретое любовью к Богу, будет холодным и к ближнему. И вместо любви в нем будет гнездиться вражда, вместо участия и помощи –ненавистничество, злорадство, и тогда мы сами приготовим себе будущий приговор: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).
Две основные заповеди даны нам: первая – о любви к Богу и вторая – о любви к ближнему (Мр. 12, 30-31).
Кто наш ближний? Все, с кем мы живем, работаем, встречаемся, кто нуждается в нашей любви, молитвенной помощи. По нашей христианской вере, все мы – братья и сестры, и составляем одну семью во Христе. Никто нам не чужой. За спиной каждого ближнего стоит Сам Христос. Если мы не оказываем любви ближнему, то не оказываем ее и Христу. Так просто и ясно сказал нам об этом Сам Господь, и мы сегодня слышали это за Литургией.
Будем же всегда помнить эти слова Спасителя. Будем молить Его оживотворить наши сердца любовью к людям. Будем просить даровать нам «прежде конца покаяние» и «добрый ответ» при Втором славном Его пришествии, чтобы услышать сей блаженный глас: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
По материалам: Издательство «Благословение»
___________________
См. также:
«Скальпель в Божьих руках»: Заслуженные врачи о чудесной помощи по молитвам святителя Луки Крымского
Выросшие пальцы Назара и другие чудеса святого Луки: К 140-летию со дня рождения крымского святителя
<-назад в раздел