Суббота, 16 Января 2021 г.
Духовная мудрость

Прп. Максим Грек об обличении ересей, иудеев, язычников
Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую.
Прп. Максим Грек о хранении веры

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

прп. Анатолий Оптинский об апостасии священства
Враг не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное святыми отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Кладезь» Великих Княжон: Доктор Е.С. Боткин, который был крепкой духовной опорой Царской Семьи

2019-03-01.2.jpg  
Е.С. Боткин с Великими Княжнами Марией и Анастасией

Прошедший в феврале 2016 года Архиерейский собор одним из своих решений постановил прославить в лике святых доктора Евгения Сергеевича Боткина (1865–1918), который сопровождал Царскую Семью на екатеринбургскую голгофу и вместе с ней сподобился мученической кончины. Предлагаем вниманию читателя публикацию об этом человеке, верном до смерти Христову Евангелию и гражданскому долгу.

В каждом деле я заботился <…> «о Господнем». 
Это оправдывает и последнее мое решение, когда 
я не поколебался покинуть своих детейкруглыми 
сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг 
до конца, как Авраам не поколебался по требованию 
Бога принести Ему в жертву своего единственного сына. 
И я твердо верю, что, так же как Бог спас тогда Исаака, 
Он спасет теперь и моих детей и Сам будет им Отцом...
Из письма Е.С. Боткина  от 26 июня 1918 года 
//  ГАРФ. Ф. 740. Оп. 1.

Когда в 1907 году Императрицу Александру Феодоровну спросили, кого она желает взять на должность врача после смерти лейб­медика Г.Н. Гирша, Государыня сразу ответила: «Боткина». Императору и Императрице было особенно важно, чтобы в их самом близком окружении находились только очень надежные, верные люди – те, кто, кроме прочего, мог хранить государственную тайну о болезни Наследника.

В Тобольске, в Екатеринбурге, в доме Ипатьева Боткин был не только врачом, советчиком, постоянным ходатаем перед властями о смягчении режима Царственных Страдальцев – он стал другом, членом их Семьи. Несомненно, он был крепкой духовной опорой для всех, не исключая и слуг. И особенно – для царских детей, которых он очень любил, о чем писал и рассказывал своим детям.

Во время русско­японской войны при отступлении наших войск произошел такой случай.  Е.С. Боткин с раненым солдатом поджидали транспорт для эвакуации в госпиталь. Время поджимало, вот­вот могли нагрянуть японцы. Солдатик, сильно страдавший от раны, занервничал: «Не успеем, не успеем… Ваше благородие, сейчас они [японцы] придут…» –«Успеем, – ответил Евгений Сергеевич, – а если не успеем, так я останусь с тобой». Это спокойное «Я останусь с тобой» явилось для душевно и физически истомленного человека утешением. Ему казалось, что присутствие Боткина отводит несчастье, снимает боль, отгоняет страх.

В другой раз Евгений Сергеевич, офицер, высокое должностное лицо, сказал раненому фельдшеру: «Иди спокойно, я останусь за тебя», – взял его санитарную сумку и двинулся на гору – туда, где гремел бой.

Пройдет 13 лет, и он останется вместе с обреченными на смерть в Ипатьевском доме, чтобы разделить их участь. А ведь Боткин – единственный из всех узников, кто знал о близком расстреле (он откровенно намекал об этом в письме своему брату Александру за несколько дней до смерти).

Император и Императрица ознакомились с пророчествами о судьбе Дома Романовых еще задолго до революции. Трагедию предрекали монах Авель, блаженная Параскева Дивеевская, преподобный Серафим Саровский... Но когда и как именно она свершится – это оставалось неизвестным. Тучи над Царской Семьей, заключенной в Ипатьевском доме, сгущались день ото дня, но жизнь текла в уже привычном русле. Узники трудились, кололи дрова, готовили, помогали повару Харитонову печь хлеб, гуляли, учились, занимались рукоделием, читали, писали письма, очень редко, но все же бывали в храме…

В Государственном архиве Российской Федерации хранится почтовая открытка: на обороте – фотография Алупки, а в месте для письменного сообщения рукой Е.С. Боткина выведено: «Ваше Императорское Высочество, дорогая и глубокоуважаемая Ольга Николаевна, от всего сердца поздравляю Вас и с самого дна старого колодца шлю наши наилучшие благопожелания. Горячо преданный Вам Евгений Боткин. 6 апр. 1916 г.».

Эти строки были написаны за два с небольшим года до их общей гибели. Смысл странной на первый взгляд фразы «со дна старого колодца» разъясняет дочь Евгения Сергеевича Т.Е. Мельник­Боткина в своих «Воспоминаниях о Царской Семье и ее жизни до и после революции»: «Между отцом и дочерями Царя установились особые отношения. На официальных приемах Ольга Николаевна, старшая, часто сидела за столом рядом с ним, и они вели длинные разговоры. Великая Княжна имела мало контактов с окружающим миром и очень хотела познакомиться с идеями и течениями, имевшими место вне двоpa, с целью понять устремления различных слоев русского народа. С тех пор Великие Княжны называли моего отца „дорогой старый колодец“, показывая тем самым, какое доверие и какую дружбу они к нему испытывают. Отец ценил ее [Ольги Николаевны] интеллигентность и открытость, она могла его слушать не переставая, часами. „Когда я Вас слушаю, – сказала она однажды, – мне кажется, что я вижу в глубине старого колодца чистую воду“».

«Колодец» для Великих Княжон был драгоценным кладезем знаний. И, если вспомнить Евангелие, читавшееся в Царской Семье ежедневно,  смысл, вложенный Царевнами в столь необычное обращение к Евгению Сергеевичу, становится совершенно ясен. Этот сильный духом, носивший в себе огромное духовное богатство человек всегда мог поддержать, укрепить, понять, успокоить и вселить в сердце веру и надежду. Таким он был и с солдатами, и со студентами Военно­медицинской академии – с каждым, кто нуждался в его помощи, заботе, внимании и совете. Е.С. Боткин учил будущих медиков лечить больных прежде всего словом и сочувствием.

Кроме того, приходит на ум и колодезь Иаковлев из Евангелия от Иоанна, где повествуется о беседе Спасителя с самарянкой (см.: Ин. 4, 4–26). В ответ на просьбу Христа подать воды самарянка говорит: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок (Там же, 11). Но замечание это скорее можно было адресовать ей самой, потому что она, блудница, не жаждала почерпнуть из Колодца воды живой.

А Великие Княжны и Цесаревич, по свидетельствам принимавших их Исповеди священников, отличались ангельской чистотой и в мире сем, земном, не теряли связь с миром горним, духовным. Они имели, чем почерпнуть, и это отражалось в их разговорах и переписке. Так. Цесаревич Алексий однажды сказал Евгению Сергеевичу по­французски: «Е vous aime de tout mon petit соur» («Я люблю Вас всем моим маленьким сердцем»).

В апреле 1918 года доктор Боткин отправился вместе с Императором, Императрицей и Великой Княжной Марией Николаевной из Тобольска в Екатеринбург. В то время здоровье самого Евгения Сергеевича уже было подорвано. К болезни почек прибавилось послетифозное осложнение на сердце. Кроме того, тяжелым камнем лежала на его душе семейная трагедия – гибель сына Дмитрия на фронте Первой мировой войны. Тяготился он и разлукой с другими детьми – дочерью Татьяной и младшим сыном Глебом. Но все­таки в эти страшные для всей России дни Боткин находил в себе силы укреплять других – потому он и остался в Ипатьевском доме, зная о грядущем конце и отклонив предложение «товарищей» о свободе.

Брат Евгения Сергеевича, Петр, дипломат, чрезвычайный и полномочный посол Российской Империи в Лиссабоне, вспоминал слова Императора Николая II: «Ваш брат для нас больше, чем друг. Он так близко принимает к сердцу все, что случается с нами. Ваш брат работает за десятерых. <…> Его надо беречь…»

Воспитатель Цесаревича Алексия П. Жильяр в своих мемуарах пишет: «Число тех немногих людей, которых оставили при заключенных, быстро уменьшалось. По счастью, при них оставался доктор Боткин, преданность которого была изумительна. В эти мучительные дни присутствие доктора Боткина служило большой поддержкой для узников; он окружил их своей заботой, служил посредником между ними и комиссарами и приложил все усилия, чтобы защитить их от грубости стражи».

Так случилось, что узников в последнюю ночь их земной жизни, с 16 на 17 июля, разбудил по требованию палача Юровского именно он, Е.С. Боткин. В т. н. воспоминаниях Юровского описывается, как выглядел залитый кровью Ипатьевский подвал после зверской расправы и как расположены были тела убиенных: доктор лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхавшего.

Пытаясь представить весь ужас этой страшной казни, вспоминаешь книгу Евгения Сергеевича «Свет и тени русско­японской войны», где он описывает смерть, как она ему представлялась. Военный врач, видевший множество трупов и предсмертных мук и агоний, размышляет: «Умереть – это еще самое легкое. Мне кажется, что художники навязали миру совершенно неверное изображение смерти – в виде страшного скелета. Мне представляется смерть доброй, любящей женщиной в белом, с материнской нежностью и сверхъестественной силой подымающей умирающего на руки. Он чувствует в это время необычайную легкость, ему кажется, что он подымается в воздух и испытывает истинное блаженство... Так засыпают маленькие дети на коленях нежной матери... Какое счастье это должно быть!»

Видимо, именно так, несмотря на адскую жестокость палачей, и предали свои души в руки Божии невинные узники дома Ипатьева, ныне прославленные Церковью в лике святых.

Подготовила 
Татьяна Виноградова

По книге «С Царем и за Царя. 
Мученический венец Царских слуг». М., 2008.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Убит и оклеветан. К 95-летию гибели Сергея Есенина

Революционные преобразования в России начались сменой образов. И со стен повсеместно стали снимать Божьи образа. Вместе с тем, для создания советского образования надо было всю русскую классику, пронизанную Евангельским Светом, приспособить к новой противоестественной действительности, основанной на классовой вражде.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100