Пятница, 10 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Басни твои – это не басни, а Апостол»: Дедушка Крылов и Оптинские старцы

Иван Андреевич Крылов (13 февраля 1769 - 21 ноября 1844) великий русский баснописец герой данной статьи, юбилей которого 250 лет со дня рождения мы недавно отмечали


Крылова отец Амвросий очень любил,
его «Басни» всегда стояли на полке старца
среди святоотеческих трудов
и другой душеполезной литературы.

Из Жития преподобного Амвросия Оптинского

Однажды, после того как Христос рассказал народу великую притчу о сеятеле, ученики спросили Господа: «Для чего притчами говоришь им?», и сказал Он им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (Мф. 13:10–13).

Причину, по которой Господь Иисус Христос был вынужден говорить притчами, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) объяснял так: люди, грубые сердцем, и слыша – не слышат и не разумеют, сердце мирских людей огрубело. Люди, далекие от жизни духовной, отвергающие интересы религии, никогда не вспоминают о Боге и не хотят слышать ничего из того, что напоминало бы им о Нем. Господь Иисус Христос изобрел такое средство. Он говорил прикровенно: в притчах, в рассказах. И эти притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем, они слушали его рассказы и над ними задумывались.

Басня же по своей сути и есть притча, явление того же рода и схожего назначения. Недаром в словаре Даля можно прочитать: «Басня – это иносказательное, поучительное повествование, то же, что и притча…» Недоговоренность, намек, призыв к соразмышлению и диалогу делают этот жанр необычайно гибким и достаточно глубоким для существенных смыслов. Басня действительно предельно близка притче. А если воспринимать ее не столько обличением того или иного порока, но более научением, то ее религиозный подтекст станет для читателя ещё более очевидным.

Общенародное значение басен Крылова в том-то и заключается, что в легкой, шуточной форме, которая воспринимается абсолютно всеми вне зависимости от ранга, статуса, возраста или образования, в них говорится очень о серьезных вещах, причем хорошо знакомых и близких всякой душе. А как может быть иначе? Ведь их соль – в нравственных истинах Евангелия, заложенных в русском человеке от самого его рождения.

   «Ты, любезный тятенька, пишешь это для всех, – простодушно признавался прославленному баснописцу его благодарный читатель, – для малого, для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют... Басни твои – это не басни, а Апостол». Похожую мысль выражал в стихах, посвященных Крылову, и поэт князь Вяземский:

Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.

Поэтому и снискал автор безсмертных басен себе в народе имя ласковое и родное – «дедушка Крылов», а многие выражения из его произведений навсегда вошли в русский язык, став крылатыми словами.

По-апостольски смело он восставал против всякого порока и греха, несовместимых с жизнью во Христе. Читая басню Крылова «Петух и жемчужное зерно», православный человек непременно вспоминает про евангельского купца: Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее (Мф. 13:46). Жемчуг, а речь-то идет о Царствии Небесном – быстро догадывается душа-христианка.

Басня «Крестьянин и Лошадь» отсылает нас к евангельскому размышлению о Промысле Божием и к строкам из Библии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:8–9).

Стихи из басни «Зеркало и Обезьяна»: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – прямая цитата слов Спасителя: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7:3).

 В басне «Лань и Дервиш» Крылов говорит о добродетели безкорыстия, раскрывая существо подлинной Христовой любви. Басня «Дуб и Трость» обличает гордыню. Немалые грехи для христианской души и хвастовство со тщеславием, ибо заповедано Спасителем: …кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою (Мф. 20:26), – об этом басни «Две бочки» и «Водопад и Ручей». Басня «Безбожники» рассказывает нам о долготерпении и любви Божиих, о которых написано в Псалтири Давидовой: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), и голос Крылова в этом его произведении звучит буквально пророчески.

Превосходным заданием для детей в православных школах может стать угадывание евангельских строк, опираясь на которые дедушка Крылов писал ту или иную свою поучительную историю. Ведь совершенно очевидно, что автор дает своего рода смысловую кальку того, о чем читаем в Писании, но при этом его произведения лишены внешней церковности. В том-то и сила их, что о православных истинах, о Самом Христе, Крылов говорит прикровенно, или как он сам выражался «вполоткрыта», выступая словно «тайный агент Христа». И делает это безупречно!