Среда, 15 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

Свт. Серафим о предках
Вера предков сияла Православной, Апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения Русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали.
Свт. Серафим (Соболев) о ревнителях Православия

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Защитник Православия на землях Малороссии: День памяти святителя Феодосия Черниговского

2019-02-18.1.jpg
Святитель Феодосий Черниговский

В 1686-м году произошло воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью. Важное участие в этом историческом событии принял святитель Феодосий Черниговский, исполнявший тогда обязанности наместника Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры. 22 сентября Церковь празднует память этого святого в честь его славного прославления.
   «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца» (из жития святителя Феодосия Черниговского).

Выбор пути

О ранних годах жизни святителя Феодосия нам мало что известно, мы не знаем даже имени, полученного им при Крещении. Известно, что происходил он из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родился мальчик в 1630-х годах, в Винницкой области. Отец его Никита был священником, мать звали Марией. Других сведений об этом времени, кроме того, что мальчик рос кротким и послушливым, мы не имеем.

По достижении необходимого возраста он был отдан на обучение в Киево-Братскую коллегию при Богоявленском монастыре. В то время коллегия являлась центром защиты Православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения (стоит вспомнить, что в то время Малороссия входила в состав Речи Посполитой). Достоин упоминания по крайней мере тот факт, что среди воспитанников коллегии, с которыми учился и дружил в то время Полоницкий-Углицкий, был выдающийся духовный деятель Самуил Петровский-Ситнянович (впоследствии – святитель Симеон Полоцкий). Ректором коллегиума в ту пору был известный поборник Православия епископ Лазарь (Баранович).

После обучения в Киево-Братской коллегии будущий святитель Феодосий принимает иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, с наречением имени в честь её первооснователя. Одарённый инок вскоре был замечен митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном) и поставлен им на архидиаконское служение в Софийский собор Киева. Позже Феодосию выпало нести послушание наместника митрополичьего дома. Однако, более склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, он вскоре удаляется из Киева и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. Здесь он принял монашеский постриг.

Настоятель монастырей

2019-02-18.1.1.jpg
Выдубицкий монастырь в настоящее время

Недолго молодому подвижнику довелось скрывать свои таланты в отдалённом Крутицком монастыре – вскоре он был переведён в Корсунский монастырь с назначением на должность игумена обители. И снова очень быстро блестящие способности Феодосия, теперь уже в качестве настоятеля обители, были замечены и по достоинству оценены священноначалием. В 1664-м году его снова переводят – теперь уже он становится настоятелем древнейшего Выдубицкого монастыря Киева.

В то время Выдубицкий монастырь находился в разорённом состоянии после временного пребывания под властью польских униатов и католиков. Однако новоназначенному настоятелю обители Феодосию удалось со временем привести монастырь к прежнему благоустройству. Это касалось как внешней – хозяйственной – части, так и ещё более важного внутреннего состояния обители. В монастырь скоро начали возвращаться назад старые и приходить новые насельники, настоятель обители строго следил за их благочестием. Для иноков, склонных к безмолвному жительству, был организован скит. Следует отметить, что дух подвижничества, которым был славен в ту пору Выдубицкий монастырь, Феодосий возгревал в сердцах братии и поддерживал, прежде всего, своим личным примером.

Особенное внимание он уделял также богослужению, которое всегда совершалось со строгим соблюдением Устава. Большое значение придавалось и церковному пению. Феодосию удалось создать в Выдубицком монастыре столь прекрасный хор, что о нём знали даже в Москве и часто просили прислать в Москву людей из этого хора для обучения своих певцов.

24 года Феодосий управлял Выдубицкой обителью. При этом по зависти и недоброжелательству некоторых людей пришлось ему претерпеть многие скорби, клевету, пришлось ему пережить и запрет в священнослужении из-за того, что святитель отстаивал права монастыря на земли. По наговору завистников обвиняли его даже в измене русскому правительству, тайной переписке с врагами государства – облыжно, разумеется. Однако вскоре была доказана невиновность святого подвижника. Царь Алексей Михайлович даровал ему милостивую грамоту.

Преемник Лазаря (Барановича)

2018-02-18.1.2.jpg
Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович)

Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах».

Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове.

Защитник Православия

Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве.

Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским.

Архиепископ Черниговский

2019-02-18.1.2.jpg

Когда в 1687-м году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.

Помимо управления монастырём, архимандрит Феодосий оказывал неоценимую помощь преосвященному Лазарю в деле управления Черниговской епархией. Желая видеть Феодосия своим преемником на Черниговской кафедре, Преосвященный владыка отправил прошение Патриарху Адриану в Москву о назначении Феодосия Углицкого своим помощником. Эта просьба была удовлетворена. А в следующем – 1662-м – году архимандрит Елецкий по ходатайству того же Лазаря (Барановича) был возведён в сан архиепископа. Хиротония была совершена в Москве, в Успенском соборе Кремля, 11 сентября. Кроме того, архиепископ Феодосий получил право совершать богослужение в саккосе, что в те времена было привилегией исключительно митрополитов и Патриарха.

Однако недолго двум выдающимся святителям довелось совместно управлять Черниговской епархией. 3 сентября 1693 года архиепископ Лазарь (Баранович) закончил свой земной путь. Теперь все заботы о Черниговской кафедре легли на плечи архиепископа Феодосия. Своё служение он нёс с большим радением о духовном благочестии до конца своих дней. Святителем Феодосием был основан Печеницкий женский монастырь и Любецкий скит. Ещё одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящён Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова.

Заботился святитель Феодосий и о высоком уровне духовного образования – большим его попечением пользовались духовные школы Черниговской епархии. Одним из учеников такой школы стал Иоанн (Максимович), впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири. Именно его и назначил владыка Феодосий наместником Елецкого монастыря, предчувствуя близость своей кончины.

Ко Господу святитель Феодосий преставился 5 (18) февраля 1696 года. Он был погребён в Борисоглебском соборе Чернигова, в специально сооружённом склепе.

Канонизация святого

Сразу же после преставления архиепископа Феодосия последовал ряд случаев чудесной помощи по молитвам святому. Особо примечательным был один из них. Однажды Преосвященный Иоанн (Максимович) сильно заболел – у него случилась горячка. Архиепископ усиленно молился святителю Феодосию об исцелении. Вечером ему явился сам святой и сказал: «Служи завтра, и будешь здоров». На следующее утро владыка Иоанн, к великому удивлению окружающих, сам отслужил литургию, после чего совершенно исцелился. В благодарность за это чудо он написал особенную «похвалу» святому, а также благоустроил его склеп.

Несмотря на возраставшее с каждым годом почитание Черниговского святителя, его прославление в лике святых состоялось гораздо позже. Первое обретение мощей святителя Феодосия Черниговского произошло в 1772-м году, когда обнаруженные нетленными его останки были переложены в новый деревянный гроб. Однако канонизация святого состоялась лишь спустя два столетия со дня его кончины – 9 (22) сентября 1896 года. Тогда мощи были святителя торжественно перенесены из Борисоглебского в Спасо-Преображенский собор Чернигова.

«Дорога святителя Феодосия»

2019-02-18.1.3.jpg

Хранит история и ещё одно свидетельство удивительной помощи святого Феодосия во времена Великой Отечественной войны. Произошло это в 1942-м году, когда город Ленинград был взят во второе кольцо блокады, выход к Ладожскому озеру перекрыли немецкие войска, отрезав единственную возможность сообщения между городами – Ленинград был полностью осаждён. В такой безвыходной, казалось, ситуации военные обсуждали варианты решения, которое не могли найти. Тогда они все ясно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, он поможет».

Не зная ничего о святом, военные обратились к Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому). Он благословил перенести мощи святителя Феодосия из Музея атеизма в Ленинградском Казанском соборе, где они в то время пребывали. Мощи святого, с разрешения властей, перенесли в Николо-Богоявленский собор, где была отслужена торжественная служба перед ними.

Ночью из-за сильного мороза замёрзла Ладога, и по ней можно было передвигаться. Долгое время это была единственная дорога, по которой в Ленинград поступали грузы, а из осаждённого города эвакуировали людей. Вот почему в народе эта трасса стала широко известной под названием Дорога жизни. Однако существует и второе её название – «Дорога святителя Феодосия».

После окончания войны Алексий (Симанский), ставший Патриархом, добился того, чтобы мощи святителя Феодосия были возвращены в Чернигов. В Николо-Богоявленском соборе Петербурга в честь Черниговского святого был освящён один из приделов в память о том, что некогда здесь почивали его святые мощи.


Источник: Православие.Ru
https://pravoslavie.ru/

__________________
См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

 Громкая читка

Писатели, особенно в России, самые настоящие владельцы территорий. Как Питер, так Пушкин, да Достоевский, да приставший к ним Блок. Как Москва, так опять же Пушкин да приставший Булгаков. Как Тамань, так Лермонтов; как Ялта, так Чехов. Как Рязань, так Есенин. Как Север, так Шергин. Из современников: как Воронеж, так Платонов, как Енисей, так Астафьев; как Байкал, так Распутин; как Вологда, так Белов.


Кто и как должен любить Христа?

Как должен верующий православный человек относиться к тому, что происходит сейчас в России? Да и не только сейчас, а вообще: каков критерий, с помощью которого современный русский христианин может составить своё мнение о важнейших политических событиях в стране? И, конечно, о политиках, являющихся главными действующими лицами всех этих событий?


Как одним посланием  митрополит Петр укрепил Церковь

Море лжи и реки крови затопили в то время Землю Русскую, и немалая доля участия в том принадлежала обновленцам. Погрязнув в политических интригах, они писали доносы на архипастырей Православной Церкви, пытались натравить карательные органы новой власти на очередное «контрреволюционное гнездо», соблазняли простых верующих идеями примирения и единства Церкви. Меж тем главной целью «примирения» был захват и покорение ее своему диктату.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100