Четверг, 6 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В защиту веры и особенно Православной: Русская Церковь есть истинная Церковь Христова


2019-01-22.JPG

Публикуем актуальнейший, на наш взгляд, труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям «разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в религиозные заблуждения, пагубные для христианской души».

ЧАСТЬ 2
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Итак, во всех рассмотренных нами верах и сектах нет правды Божией: она затемнена и искажена здесь разными человеческими дополнениями и толкованиями.

Где же на земле хранится Церковь Христова? И есть ли она в своем целом и неповрежденном виде? Есть, и именно – в вере Православной: она одна есть вера правая и истинная. Только в ней одной сохранилось в полной целости и совершенной чистоте спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа. Только она одна совершала и совершает церковную службу, Таинства и обряды согласно древнейшему преданию Святых Апостолов и Отцов Церкви. Только в ее учении и в установленных ей порядках и обычаях нет ничего такого, что было бы введено людьми впоследствии и самовольно прибавлено к заповедям Христовым и правилам Святых Апостолов и Отцов Церкви.

Где же на земле, у каких народов, содержится в настоящее время Православная вера? Хранится она главным образом в странах восточных, в Церквах: Греческой, Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской. Есть исповедники Православной веры и в других государствах, хотя и не в таком большом количестве, как в странах восточных. По милости Божией Православная вера хранится и в отечественной Русской Церкви.

Она получила свое начало и устройство от Церкви Вселенской Константинопольской, основанной самими Святыми Апостолами. В Х веке по Р. Х. наш Великий Князь Владимир принял Православную греческую веру и крестил в нее Русский народ. От греков мы приняли все, что относится к святой вере: христианское учение, святые Таинства и обряды. Духовенство на Руси также первоначально было греческое: первым митрополитом был святой Михаил, привезенный равноапостольным Князем Владимиром из города Херсонеса Таврического. Впоследствии на церковные должности – высшие и низшие – стали назначаться и Русские люди. Таким образом, наше отечественное священство ведет свое происхождение от самих Святых Апостолов: от теперешних наших святителей мы постепенно можем дойти до первого нашего митрополита святого Михаила, рукоположенного Патриархом Константинопольским, от него, идя из века в век назад, мы дошли бы до святого Златоуста, Григория Богослова и, наконец, до святого Стахия, рукоположенного святым апостолом Андреем Первозванным. Поэтому Русская Церковь по преемству епископов справедливо может быть названа Церковью Апостольской (см.: Христианское чтение. 1843. Ч. 3. С. 55).

Все, что получила первоначально Русская Церковь от Греческой, она сохранила в полной чистоте и неповрежденности: в учении, богослужении, церковных законах и обрядах она не внесла ничего такого, чего бы она не унаследовала от древнейших времен, из предания апостольского и святоотеческого. Сохранению в нашем Отечестве Православия в его целом и неповрежденном виде способствовало прежде всего то, что наша Церковь всегда находилась в тесном единении со своей Матерью – Церковью Константинопольской. Русские святители не предпринимали ничего важного, не заводили у себя никаких порядков без согласия и одобрения Восточных Патриархов, советовались с ними о всяком деле. Без их ведома наши пастыри не хотели входить ни в какие сношения с другими христианскими Церквами относительно веры. Новгородский митрополит Василий на требование шведского короля состязаться о вере отвечал: «Если хочешь узнать, какая вера лучше, наша или ваша, пошли в Царьград, к Патриарху, потому что мы приняли от греков Православную веру, а с тобою спорить о вере не желаем» (Там же). При такой тесной, никогда не прерывающейся связи Русской Церкви с Церквами Восточными первая всегда находилась под наблюдением и попечением последних. Все дела и события в нашем Отечестве, касающиеся веры, становились в свое время известными на Востоке и получали оттуда или одобрение, или осуждение. Вот отчего в нашем Отечестве относительно веры не могло быть допущено ничего нового. Всякое изменение или нововведение было бы замечено Восточными Церквами и своевременно было бы остановлено и исправлено.

Об охранении Православной веры от какой-нибудь порчи и примеси ревностно заботились и пастыри нашей Церкви. Их к этому обязывала, кроме собственной любви к Православию, присяга, даваемая перед посвящением в архиерейский сан. И действительно, каждый из наших святителей, оканчивая свое земное поприще, мог сказать о себе: Течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 7). Приближаясь к пределу своего земного существования, наши пастыри в своих грамотах и духовных завещаниях свидетельствовали перед Богом и людьми, что они всю жизнь свою соблюдали Православную веру и увещевали других хранить ее твердо и неизменно.
Так, целость и чистота Православной веры в России были ограждены с одной стороны – заботами восточных Патриархов, а с другой – любовью и верностью древнему учению как самих святителей, так и всего Русского народа.

Как при таких условиях могли проникнуть в нашу жизнь какая-либо ересь и заблуждение? При отправлении митрополита Исидора на Флорентийский собор Великий Князь Василий Васильевич говорил: «Если пойдешь и опять захочешь возвратиться к нам, то принеси нам наше древнее благочестие и Православную веру, которую мы приняли от прaродителя нашего Владимира, которую содержит Великая, Соборная и Апостольская Церковь Греческая, – а иностранного, нового и чуждого той Соборной Церкви не приноси нам. Если же принесешь что новое, то неприятно нам будет то». Когда же Исидор, вернувшись с Собора, изменил Православию и начал вводить в Русской Церкви католические обычаи, то Собор Русских архиереев вместе с Великим Князем изгнал изменника-митрополита из Москвы.

Так внимательно и ревностно оберегала Русская Церковь свою Православную веру от искажений и изменений! Она сохранила в совершенной чистоте и неприкосновенности все то, что получила от Матери своей – Церкви Греко-Восточной. Ни в учении, ни в обрядах не установила ничего нового и самовольного. До сих пор она, вместе с Восточными Церквами, исповедует Никео-Цареградский символ веры без всяких сокращений и прибавлений. А верность учению Христа и Апостолов служит несомненным признаком того, что наша Русская Церковь есть истинная Церковь Христова.

Так, во-первых, она имеет священство, ведущее свое начало по преемству от Христа и Апостолов. Во-вторых, хранит все слово Божие, как писанное, так и не писанное в святом Евангелии, причем объясняет его согласно толкованиям Святых Отцов и Учителей Церкви. В-третьих, признает Главой своей Одного Господа Иисуса Христа и неизменно содержит установленные Им и Апостолами три степени священства: епископство, священство и диаконство. Ее пастыри не стремятся к мирскому господству над верующими и пасут свое стадо в духе любви и кротости. В-четвертых, содержит семь Таинств по уставу Вселенскому. В святейшей Евхаристии верует истинному Телу и Крови Христовой и преподает ее людям под обоими видами, согласно заповеди Установителя Таинства. В-пятых, принимает учение всех Семи Вселенских Соборов и древнейших отцов Церкви. На правила их она смотрит как на закон, которым должна руководствоваться и в своем учении, и в своих порядках. В-шестых, она, согласно древнейшему преданию, почитает и молит Пресвятую Деву Марию как Матерь Божию и Заступницу рода христианского; чтит и молитвенно призывает святых Ангелов и святых людей как ходатаев наших перед Богом; почитает святые иконы и мощи; содержит установленные Апостолами и Отцами Церкви посты; творит память об усопших своих членах при совершении Божественной Литургии. В-седьмых, согласно учению Христа, Святых Апостолов и Отцов, она исповедует, что одной веры в Бога недостаточно для нашего спасения: для того необходимы и добрые дела.

Вот главнейшие признаки того, что наша отечественная Церковь, как и Церковь Восточная, есть истинная, Святая, Соборная и Апостольская, потому что она утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным Камнем (Еф. 2, 20). А потому к ней вполне относится обетование Господа: И вратa ада не одолеют ее (Мф. 1, 18).

Здесь нелишне заметить, что даже иноверные христиане искренне признают высокое достоинство Православной Церкви. Один ученый англичанин писал о ней следующее: «Нить апостольского преемства и чистота учения видимы для всех в недрах Восточных Церквей. Они никогда не были подчинены Риму. Священство, безкровная жертва и власть вязать и решить пребывают в них с первых дней непрерывно и неложно. Они не испытали никакой реформации со стороны людей, коих жизнь была соблазном всему христианскому миру. Восточная Церковь показала в себе лучший признак кафоличества – жизнь. Ей, ей одной со времени отделения Рима обязано своим обращением к Христианской вере это великое государство – Россия. Да, Россия с ее епископами, духовенством, монастырями, скитами, с ее древним чиноположением, ее совершенно организованной церковной системой, с ее подвижниками, исповедниками, иноками и святителями неопровержимо свидетельствует об истине Восточной Церкви!» В заключение сочинитель говорит: «Итак, спасение и безопасность наша единственно должны заключаться в приятии и сохранении ясно-несомненного учения сей Церкви» (Ответы на главнейшие возражения против веры истинной. СПб., 1860. С. 110–111).

Здесь кстати заметить, что Господь Бог для вразумления заблуждающихся иногда особенным чудесным образом свидетельствовал о правоте истины нашей отечественной Церкви. Вот несколько случаев из нашей Русской жизни.

11 мая 1866 года крестьяне Владимирской губернии Муромского уезда погоста Липовиц, двоюродные братья Василий Николаев Трубин и Василий Архипов Трубин сидели у своих домов в деревне Иголкино и вели беседу о разных предметах. Т. к. один из братьев – Василий Архипов – принадлежал к поморской секте старообрядцев, то скоро между собеседниками зашла речь о Православной Церкви. Василий Николаев как умел доказывал, что Православная Церковь есть святая и истинная. Выслушав речь православного, старообрядец сказал: «Я Церковь и Причащение считаю за вавилонскую жену блудницу. Она держит в руках золотую чашу, наполненную мерзостей и вина, в устах сладка, а во чреве горька». Сказав это, старообрядец отошел и выругал своего собеседника. И что же? Тотчас сошла на него кара небесная; рот у него повело к правому уху, он едва мог произнести слова: «Брат, прощай!» Через два дня он лишился языка и, пролежав шесть дней в тяжелой болезни, помер (см.: Кириллов А. Перст Божий. Новочеркасск, 1887. Вып. 1. C. 11).

Одна православная девушка вышла замуж за старообрядца. Сначала она твердо держалась своей веры, «но потом, вынужденная истязаниями, которым подвергали ее семейные ее мужа, решилась перейти в раскол. При этом она высказала перед семейными неразумное заклятие на себя, что если Православная вера, которую она оставляет, есть правая вера, то пусть Господь завтра же поразит ее громом; а если раскольничья вера правая, то она за оставление Православия не потерпит вреда. На этот раз правде Божией угодно было, по неисповедимым судьбам ее, исполнить кару, отступницей предназначенную себе, в указанный срок. На следующий день она вместе с мужем поехала в поле. День был ясный, грозы нельзя было ожидать. Но вскоре над головами едущих собралось две тучки, разразившиеся громом, и отступница была убита молнией» (Там же).

Не вразумительны ли эти доказательства истины Православной веры? Не грозное ли предостережение тем, кто склонен переменять Православную веру на другую? Из всего сказанного следует, что долг наш – каждого Русского человека – горячо любить свою Церковь, высоко ценить содержимую ею Православную веру, ставить ее выше всех других исповеданий и беречь ее больше всего на свете как единый верный и истинный путь к вечному нашему спасению.

Продолжение следует


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Бой у станицы Кущёвской

В славной истории российского казачества одной из самых ярких страниц является бой у станицы Кущёвской, произошедший 2 августа 1942 года. Это была крупнейшая классическая атака в конном строю Второй мировой войны и блестящая тактическая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ. Однако в многочисленных современных публикациях сейчас очень трудно найти сколько-нибудь последовательное, а главное, правдоподобное, описание всего сражения.


Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100