Четверг, 25 Апреля 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

Свт.Серафим об экуменизме
В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, дьявол хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) о масонском экуменизме

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий Святогорец об экуменизме
Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, – говорят, – тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»!
Прп. Паисий Святогорец об экуменизме

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

В кулуарах

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Айфоны и цифровизация – это для нищих и тупых: «Новое будущее» не коснется его лоббистов – мирового олигархата
Популярная американская газета «взрывает мозг» среднестатистическому российскому либералу и технократу, опубликовав статью о том, что нынешнее «цифровое обучение» как и остальная цифровизация – это удел общества нищих. Оказывается, богатые в США отказываются не просто от услуг «цифровой экономики», а...

О чем не любят вспоминать цареборцы: 60 фактов о правлении последнего Русского Императора
При Николае II русский национализм был самой мощной силой в легальной политике, жестко отстаивая русские интересы везде, где мы соприкасались с недругами. Было множество организаций, некоторых партий и всякого рода патриотических движений, от Союза Русского Народа и Всероссийского Национального Союза...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Оделись ли мы во Христа?: Слово на Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 2019-01-20.jpg

Елицы во Христа крестистеся, 
вo Христа облекостеся...

Песнопение чина Крещения, 
исполняемое на Литургии 
вместо Трисвятого в праздники 
Рождества Христова и Богоявления

В праздник Крещения Господня, в праздник Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, естественно вспомнить, братиe, и о нашем Крещении. Святая Церковь сегодня особенно настойчиво напоминала нам об этом. Ибо и над нами некогда были разводящиеся небеса, и на нас нисходил Дух Святый в водах Крещения, и нас некогда Отец Небесный именовал возлюбленными сынами. Мы не видели и не слыхали этого, не видели и те, которые окружали нашу купель Крещения: но в том уверяет вера и Святая Церковь, совершающая Тайну Крещения над верующими, по вековечной заповеди Самого Спасителя. Мы не помним, когда и как совершено над нами самое Крещение – оно совершено во дни нашего самого начального детства, – но что оно было, в том порукою наши родители, восприемники, наши родные и близкие, в том порукою всеобщий обычай и Святая Церковь, которая не оставила бы нас без этого великого Таинства.

И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этом, как бы требуя отчета и поставляя пред нами те обязанности, которые налагает на нас Крещение. Замечательно, что это она делает в самые торжественные праздники, при самых многолюдных молитвенных собраниях верующих, именно – в Рождество, Пасху, Крещение, на Троицу она и возглашает многократно эти священные слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Вникнем же поглубже в эту священную песнь: что она значит и чему нас учит? Песнь эта взята из слова Божия, из Послания святого апостола Павла (см.: Гал. 3, 27) и по-русски проще ее можно выразить, сказав так: «Те, которые во Христа крестились, во Христа оделись».

Первая половина ее всем понятна; ясно, что здесь говорится о тех, кто крещен – о всех христианах, о нас с вами, возлюбленные братие. Но что значит вторая половина песни этой? Что это значит – во Христа одеться? Разве Христос – одежда? Разве можно Им или в Него одеться?

Всякий благомыслящий поймет, что здесь дано нам сравнение. Так и Спаситель наш учил притчами, уподоблениями и сравнениями, так делает Церковь Божия, так делаем и мы в обыкновенных разговорах, чтобы проще, ближе и яснее понять какую-либо истину. Нужно понять сравнение Христа с одеждою, нужно вникнуть в смысл его, нужно разъяснить себе ту истину, которую желает Церковь внушить и истолковать нам, когда приказывает нам во Христа одеться.

Откуда одежда и для чего она назначена? Слово Божие рассказывает нам, что одежда впервые явилась у людей после того, как они согрешили в раю. Им сделалось стыдно наготы своей, и им дана была одежда из листьев смоковных, чтобы сокрыть их от этого стыда. Посмотрите же, сколько постыдного и позорного, сколько низменного в нашей душевной жизни: постыдные мысли, скверные желания, нечистые похоти, позорные дела. Что защитит нас от всего этого? Какою одеждою покроемся? Защитит нас Христос Спаситель; одежда наша – Христос Спаситель. Он научил нас отличать доброе от худого; Он повелел нам бегать всего постыдного, возлюбить правду и возненавидеть беззаконие; Он и падшим и грешным даровал убежище: благодать, покаяние и прощение грехов, омываемых в водах Крещения, в чистых слезах Исповеди. Итак, если хочешь, христианин, одеться во Христа, подавляй в себе все постыдное, нечистое, срамное: пусть не будет у тебя ни одной скрытой и тайной мысли, ни одного скрытого и тайного чувства, желания, или поступка, ничего такого, чего бы ты не мог сказать открыто пред Богом и пред людьми.

Для чего еще дана и назначена одежда? Она защищает нас от многих враждебных нам так называемых стихий природы, вредных для нашего тела и здоровья: от зноя от стужи, от вредного ветра, от губительной сырости. И Христос Господь защищает нас, как одежда тело, защищает душу нашу от стихий миpa, вредных и гибельных для нашей душевной жизни и нашего вечного спасения. Сколько кругом нас и в нас этих стихий миpa, этих душевных опасностей! Бурею налетают на нас гнев, ярость, ненависть; огнем нас жгут обжорство, пьянство и блуд; стужею и морозом сковывают нас зависть, отчаяние, скупость и жадность; как промозглая сырость, губят навеки душу леность, тунеядство, нeвepиe, равнодушие ко всему высокому и святому. Христианин, ищи спасения у Христа от этих стихий миpa: Он укроет тебя в Церкви Святой, Он подаст тебе благодатные высшие небесные силы, восполняющие нашу естественную немощь, на борьбу со страстями. И если мы, христиане, укроемся от страстей при помощи нашего Спасителя, – значит, мы воистину облеклись и оделись во Христа, по слову песни церковной.

«Елицы во Христа, крестистеся, во Христа облекостеся». Одежда в жизни обычной служит украшением для человека: в торжественные праздники, в великие и памятные дни нашей жизни, или бывая в многолюдных собраниях, мы стараемся надеть лучшую одежду и ею украсить себя. И Христос Спаситель – наша одежда, наше светлое и лучшее украшение, – конечно, не для тела, а для души. Какая похвала человеку самая высокая, почетная и святая? Часто хвалят человека: он умен, дельный, умелый, энергичный; он способен, талантлив, гениален. Но такая похвала – ничто пред другою, высшею; высшая похвала о человеке – это сказать: «Он – истинный христианин». Такому человеку все доверяют, на него все полагаются; около такого человека, истинного христианина, всем хорошо, тепло, светло, уютно, и он оставит по себе в жизни людей самый светлый след, самую добрую и долгую память. Христианин, старайся украситься Христом и христианством, старайся снискать похвалу и звание истинного христианина, – и тогда ты, по слову песни церковной, облечешься во Христа! К этому званию стремился и святой апостол: Забывая заднее, – говорит он, – и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Ииcycе (Флп. 3, 13–14).

Одежда, наконец, отличает человека в обществе; по одежде мы судим о поле, возрасте, звании, должности и положении человека в среде людей. О, если бы Христос был в этом отношении нашей одеждой! О, если бы в среде мусульман, евреев, неверующих – нас сразу замечали как христиан по нашему поведению, по словам, по отношениям к ближним, по духу любви христианской, по силе и ревности веры. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), – вот что говорит нам Спаситель! Этим сильны были древние христиане; именно о них сказано слово апостола, что они сияли, как светила в темном месте (см.: Флп. 2, 15); они сразу и наглядно отличались от язычников и неверных. В среде язычников бывало пьянство и разврат: христиане воздержны, чисты и целомудренны; у язычников – падение семьи, нечистота в супружеских отношениях, жены меняют мужей и мужья жен: у христиан – целомудрие, семейственность и строгость нравов; язычники идут в театры, цирки, в шумны и пьяны празднества: христиане – в церкви; язычники шумно распевают дикие и непристойные песни: христиане воспевают псалмы; у язычников – ссоры, зависть, ненависть, казни и козни, кровь и убийство: у христиан – мир, взаимная любовь и взаимная помощь; преступники в тюрьмах – все из язычников: из христиан там нет ни одного. Сами языческие цари, наконец, заметили и сознали, что христиане – самые лучшие отцы и матери, самые дружные братья и сестры, самые честные судьи, самые трудолюбивые работники, самые верные подданные и самые честные граждане и преданные долгу воины. Таким образом, видно было сразу для всякого, кто христианин: это и значило, что древние христиане как бы одевались во Христа.

О, если бы и у нас, в нашем разноверном и многоплеменном крае мы так же отличались своим христианством от всяких других религий, если бы своим поведением мы ясно показывали, что принадлежим к числу учеников Христовых! Но если наши мужья и жены так ведут себя, что мусульмане сторонятся и боятся нас; если православные pyсскиe люди так пьянствуют, что с ними все боятся иметь какое-либо дело; если в среде православных царят ссоры, сплетни, осуждение, взаимная подозрительность и разделение, в то время как прочие племена дружны и сплочены; если мы, православные, холодны и равнодушны к своей вере, а иноверцы за свою веру стоят горой; если наши храмы пусты, а синагоги и мечети полны; если мы не уважаем своего духовенства, сочиняем про него разные грязные и глупые рассказы, вечно ссоримся с ним и осуждаем его, а у католиков и лютеран священник – самое почетное и влиятельное лицо, – если все это так, то скажите: оделись ли мы во Христа? Христиане ли мы по существу, не по имени ли только мы – христиане? Если мусульмане и евреи часто говорят нам: «Вера ваша хорошая, святая и высокая, да сами вы никуда не годны», – то это значит, что мы совсем наги от христианства и как бы раздеты от Христа...

Отчего так? Оттого, что мы не живем с Христом единою и всецелою жизнью. Ведь Он Сам сказал: «Как ветвь виноградная не приносит плода, если не будет на лозе, так и вы ничего не можете творить без Меня» (см.: Ин. 15, 5). И в этом отношении Христос – наша одежда. Одежда плотно и тесно облегает тело, и самого тела не видно, а видна только на человеке одежда: так тесно мы должны соединиться со Христом; мы должны иметь ум Христов (1 Кор. 2, 16), как говорит апостол; Его учение и жизнь должны повториться в нас, Он Сам должен в нас вообразиться (см.: Гал. 4, 19). И тогда не будет в нас ничего нашего, а все – Христово; тогда не будет в нас внешнего, естественного, ветхого, греховного человека, а будет постоянно расти в нас человек внутренний, благодатный, новый и святой, обновляемый на всякий день, созданный по Богу в правде и преподобии истины (см.: Еф. 4, 24).

Вот что значит облечься во Христа! Торжественно и радостно, без укора и обличения звучит песнь церковная: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Но не звучит ли она укором и страхом в наших сердцах? Не зовет ли она нас к отчету?

Есть в старинных добрых и благочестивых семьях обычай беречь и хранить крестильные ризки членов семьи до самой смерти. Конечно, ризки не спасут человека, но образ здесь исполнен глубокого смысла: мы должны беречь и хранить чистыми и незапятнанными одежды Крещения до последнего вздоха жизни. Загрязним их, запятнаем – услышим тогда в небесной вечери грозный голос: «Как ты вошел сюда, не имея брачного одеяния?» (см.: Mф. 22, 12).
Но, братие, ведь мы все повинны, все мы изменили обетам Крещения, все пали, все загрязнили чистые одежды Крещения. Что же нам делать? Есть ли нам спасение? Не все ли погибло? Не впадем ли в отчаяние?

Есть, братие, второе рождение. Проповедью о нем и предначал свое служение ныне прославляемый Иоанн Предтеча, исшедший на людный путь к Иордану и взывавший: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Божие!» (см.: Там же. 3, 2). О нем же прежде всего проповедовал и Сам Господь наш и Спаситель по всем градам и весям родной земли: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Там же. 4, 17).

И блаженны те, которые, сохранив обеты Крещения, возродившись вторично в покаянии и всею жизнью следуя Христу, могут без укора и страха, но с радостью и упованием слушать и воспевать вечную и святую песнь Церкви: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»! Аминь.

Священномученик 
Иоанн Восторгов
 
Произнесено 7 января 1905 года

Полное собрание сочинений.
СПб., 1995. Т. II.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Одухотворенный странник: Беседа с историком Д.И. Стоговым о Григории Ефимовиче Распутине-Новом

В нынешнем году, 9/22 января, исполнилось 150 лет со дня рождения одной из самых загадочных и мифологизированных фигур Русской истории начала ХХ века – Григория Ефимовича Распутина-Нового.  По случаю юбилейной даты мы подготовили  беседу с уже знакомым читателю историком, кандидатом...


2019-й год поставил перед нами новые задачи: И.М. Друзь о ситуации в мировом Православии и геополитике

Вся внешняя геополитика на самом деле является производной религиозных, духовных процессов в мире. Важно осознать, что на Украине находится около 13000 приходов Русской Православной Церкви, а на всю Российскую Федерацию их всего около 16000. Так что можно сказать, что сейчас уже идет атака на Россию,...


Какое покаяние – такими будут дети: Беседа о воспитании и Иисусовой молитве в семье

Предлагаем к прочтению беседу на неизменно актуальную для всех православных родителей тему воспитания. Однако затронутые вопросы – о взаимосвязи духовной жизни и отношений человека с окружающими (не только детьми), о необходимости благодатной помощи и важности Иисусовой молитвы для мирян и др....


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100