В продолжение публикации:
Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы (ПОПОЛНЯЕТСЯ)
В нынешнем традиционном новогоднем опросе авторов «ПК» мы задали респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания». В этом номере публикуются ответы мирян – представителей православной общественности, историков, журналистов, писателей, деятелей культуры и искусства.
Юбилеи посылаются нам для оживления памяти. Если чего-то нет в памяти постоянно, то оно все-таки вспомнится в юбилейную дату. На вторую сотню лет уходит бывший в этом году юбилей убийства Царской Семьи. И все, даже забывшие эту страшную трагедию или даже не знавшие о ней, увидели в кино и на фотографиях лица членов Венценосной Семьи и поразились их красоте и чистоте: это ангелы во плоти.
Смело можно сказать: тогдашняя Россия была недостойна такого Царя (здесь и далее выделения авторов ответов, – примеч. ред.). И как можно обсуждать или осуждать его действия, если Царская Семья причислена к лику святых страстотерпцев?! Неужели зря пролилась Царская кровь? И мы ничему не научились?
Неизмеримой ценой заплатила Россия за предательство Трона. Одно утешает: она все-таки не погибла, хотя все шло к пропасти. Господь услышал молитвы рабов Божиих Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Они любили Россию. Больше и сильнее всех нас.
И это главный итог и урок навсегда прошедшего столетия.
Юбилейное сознание и самосознание было характерно для библейского ветхозаветного мышления и самоощущения. Оно было связано с ожиданием в какие-то расчетные сроки пришествия в мир Спасителя. В некоторой степени такое представление отвечало духовной действительности и было выражено в канонической Книге пророка Божия Даниила, и особенно в неканоничной Книге Юбилеев, и отобразилось в действительности в Воплощении Бога Слова в 5500 году от Адама, или в 8 году до нашей эры.
Юбилейная библейская цикличность была связана с периодом в 49 лет, или в семь седмин. Такой период потом в бытовой духовной практике был округлен до 50 лет. Таким образом, столетия являлись двойным Юбилеем, 150-летие – тройным и так далее…
Ряд ученых полагают, что слово «юбилей» якобы происходит от семитского слова jobel– звук рога, трубы. Но более созвучное самобытно иафетическое – латинское словоjubilо (-avi, -are), которое имеет значения: 1) издавать громкие крики, поднимать сильный шум; 2) ликовать, издавать торжествующие возгласы; 3) громко окликать; 4) ликующе возглашать. В Египте и Вавилоне были приняты празднования тридцатилетних юбилеев, и представление о том, что этимологически слово «юбилей» обязательно связано с числом 50 – ошибочно.
Новый Завет категорично упразднил юбилейные чаяния, надежды и расчеты относительно конца времен и связанного с ним Второго Пришествия Иисуса Христа. Откровение Иоанна Богослова является своего рода духовным контрапунктом (от лат. punctus contra punctum, «точка против точки», – примеч. ред.). расчетным обетованиям Книги пророка Даниила и Книги Юбилеев, поскольку течение времен в Апокалипсисе рассматривается не как «объективный» процесс-период, внутри которого совершается человеческая история, а в качестве духовно-нравственного измерения, необходимого для процесса покаяния на путях к Жизни Вечной одних людей или для окончательного смертельного падения других. И поэтому в Апокалипсисе принципиально отсутствуют сроки, но обозначены духовно-нравственные рубежи исторического существования человечества от апостольского века и до Страшного Суда.
Юбилейное сознание и восприятие в некоторой степени присущи и сознанию христианскому, сознанию православному, хотя в большей степени – католическому и протестантскому. И тем более в таком «расчетливом» сознании бытует талмудический «иудаизм». Но в связи с Православием достаточно вспомнить массовые ожидания конца времен в седьмом тысячелетии от сотворения мира, т. е. в конце XV столетия по Р. Х. Аналогичные явления массового сознания мы могли наблюдать в настроениях церковного народа накануне и в течение 1992 года, когда отмечался 75-вековой библейский юбилей Божиего Творения.
Лично я где-то по итогам 1993 года стал ясно понимать, что принципиально ошибочно напрямую связывать те или иные круглые даты с кардинальными качественными изменениями в жизни человечества или Русского народа. Поэтому у меня не было каких-то определенных чаяний, что в столетие Царской Голгофы в нашем массовом народном сознании произойдет качественный покаянный рывок. Однако круглые даты – великолепный информационный повод для выяснения мнения общества по тем или иным ключевым вопросам. Именно по такой причине в 2016–2018 годах в России развернулась колоссальная битва в информационно-психологической гражданской войне с достаточно четким выявлением «красных», «белых», «зеленых» даже в сугубо церковной среде, не говоря уже о всем народонаселении на территории Российской Империи.
Доволен итогами той битвы, из которой пока разрозненный Русский народ все же вышел как некая в общих чертах сохранившаяся целостность, умудренная новым духовным опытом непоражения.
Полагаю, что к итогам 2016–2018 годов можно отнести принципиально новый уровень массовой духовно-просветительской работы в стратегии именно Русского Самодержавного Православия, которая заметно угасала после канонизация Царской Семьи на Соборе в августе 2000 года.
Многие православные на рубеже тысячелетий связывали предстоящий канонизационный акт с «неизбежным» чудом преображения России. А как раз в то время вся страна переживала трагедию атомного подводного крейсера «Курск». И многие православные на душевном уровне «обиделись» – одни на святых Царственных Мучеников, что они не посодействовали чуду преображения народа и Отечества, другие – на священноначалие, которое прославило их в лике страстотерпцев, а не мучеников…
Такой религиозной эмоциональности обычно сопутствуют элементы сознания, близкие к «магизму»: если в Церкви, по таким представлениям, сделать что-то важное, то и все вокруг чудесным образом изменится в лучшую сторону. Конечно, такой прямолинейный подход к бытию Церкви и Божиего народа лишен духовной составляющей, и требовательное ожидание чуда неизбежно оборачивается разочарованием и даже унынием.
Но в 2016–2018 годах уровень духовно-просветительской деятельности в массовом осмыслении достоинств Русского Самодержавного Православия качественно многократно возрос. И, полагаю, теперь достигнутый уровень не будет снижаться, поскольку он по-настоящему выстрадан церковным народом в информационных сражениях с антихристианскими силами.
2018 год, на мой взгляд, явно свидетельствует, что подлинное церковное, духовное прославление подвигов святых Царя Николая Александровича, Царицы Александры Феодоровны, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и сонма их святых верноподданных по-настоящему только начинается. Царственное Созвездие для миллионов верующих соотечественников стало наконец по-настоящему путеводным в долговременной борьбе за строительство христианской семьи как малой Церкви и малого Царства, за обустройство братолюбивого, филадельфийского общества и кропотливого созидания Православной Державы как удерживающей силы мирового зла.
Радует победа в Мурманске по выбору названия аэропорта именем Императора Николая II, где шла упорная борьба с коммунистами.
Проведенные опросы общественного мнения об отношении к Монархии показывают, что более 1/3 молодежи поддерживают монархический строй правления в России.
Огорчили события в Малороссии с «автокефалией».
Поистине, наступают исповеднические времена.
Продолжение следует
Источник: Газета «Православный Крест»* № 2 (218) от 15 января 2019 г.
http://www.pkrest.ru/218/218-1.html
___________________
См. также:
Царь принес себя в жертву: Слово владык-монархистов в 100-летие Русской Голгофы
<-назад в раздел