Понедельник, 1 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

Прп. Лаврентий о "церквях"
Христос создал Одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола.
Прп. Лаврентий Черниговский

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Сокровище, сокрытое от мира: День памяти блаженного Космы Верхотурского

2018-12-21.1.1.jpg
 
В XVI–XVII веках Право-славное Христианство распространилось по всей Руси, проникнув на восток до самой сибирской тайги. На нашей земле подвизалось великое множество истинных христолюбцев, за свои богоугодные труды и подвиги веры удостоившихся славы Небесной. Некоторые из них были впоследствии канонизированы Церковью как всероссийские святые, другие стали местночтимыми молитвенниками, но наибольшее число подвижников до сей поры не явлено миру. Избегая земной человеческой славы, истинные угодники Божии всегда тщательно скрывают свои подвиги. Именно поэтому нам или вовсе не известны их имена и жития, или же мы можем ознакомиться лишь с некоторыми скудными сведениями. К числу таких святых принадлежит и блаженный Косма. Устные предания о нем благоговейно хранились и переходили из рода в род, будучи, наконец, записанными в конце XIX – начале XX века.

Святой Косма был родственником одного из жителей Верхотурья – Феодора Павловича Немтинова, почившего в 1882 году в возрасте 90 лет. Он рассказывал, что блаженный родился в середине XVII века; родители его, вероятно, также носили фамилию Немтиновы. Вся их семья жила в Заречной части города, на Набережной улице, в собственном доме. Отец, выходец из Великого Устюга Вологодской губернии, занимался торговлей, а мать, дочь священника, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Известно, что Косма с рождения страдал болезнью ног и передвигался лишь при помощи костылей. Безусловно, болезнь эта была ниспослана подвижнику по преблагому Промыслу Божию.

Больше всего блаженный любил ходить в церковь и молиться Богу. Было у него и любимое место, у Троицкого собора, где он тайно исполнял бденный подвиг, подражая Спасителю, проводившему ночи в молитве. Родные, заметив, что около часа ночи он куда-то пропадает из дома, немало смущались и как-то сделали ему замечание касательно этих непонятных им отлучек. Косма же ответил иносказательно, как юродивый, скрыв свое богоугодное делание.

Днем подвижник постоянно молился на службах в Свято-Николаевском монастыре или в Троицком соборе. Соборную церковь, располагавшуюся по левому берегу реки Туры, на каменном утесе за крепостной стеной, он особенно любил – потому, что в то время там юродствовал другой избранник Божий, блаженный Иоанн Верхотурский († 1701), которому Косма стремился подражать.

Юродивый Христа ради – это человек, не просто добровольно отказавшийся от обыденных удобств и преимуществ, но, кроме того, принявший на себя вид безумца, не знающего правил приличия, и смиренно несущий любое унижение. Такие люди не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, радовали и утешали благочестивый и богобоязненный народ, избегали мирского почета и славы, молились за всех, тайно благотворили...

Именно этот непростой путь ко спасению избрал для себя Косма. Зимой и летом он ходил в одной рубашке, босой, что, впрочем, нисколько не вредило ему. Господь всегда слышал его горячие, исходившие из сердца молитвы и помогал Своему избраннику в самых трудных обстоятельствах.

Интересен и показателен следующий случай, произошедший с подвижником в детстве. Однажды в летнюю пору городские мальчишки по злой привычке посмеяться над «дурачком» стали забавы ради бросаться в блаженного камешками. Бедняга вынужден был, насколько хватало сил, убегать от них. Но вот перед ним оказалась преграда – река. Тогда Косма взмолился Богу – и совершилось чудо: на глазах у изумленных гонителей и зевак он по воде, «аки по суху», перешел на другой берег.

Особо же блаженный прославился при перенесении мощей праведного Симеона из села Меркушина в Верхотурье 12 сентября 1704 года. Когда недуговавший ногами подвижник совершенно изнемогал, он в простоте сердечной взывал к святому: «Брате Симеоне! Давай отдохнем!» И происходило непостижимое: никакая сила не могла сдвинуть гроб с телом угодника Божия; шествие вынужденно останавливалось, служились молебны. Позже на местах сих необычных остановок Крестного хода были построены несколько небольших часовен и храмов. Устное предание об этом чуде подтверждается тем, что на некоторых древних изображениях перенесения святых мощей праведного Симеона запечатлен юродивый на костылях.

Почив в 1706 году, блаженный Косма был похоронен возле Троицкого собора, близ места первого сгоревшего храма. После кончины на его могиле часто совершались панихиды, ее посещали многие богомольцы. Рядом установили столб с кружкой, в которую верующие клали свою лепту на храм. В начале XIX века одна благочестивая вдова на собственные средства устроила над местом погребения подвижника деревянную часовню. Намерение это появилось у женщины после чудесного видения: однажды во сне ей предстал молодой человек лет 25–30, в одной рубашке, босой, среднего роста. Он назвал себя Космой юродивым и попросил спасти его могилу от попрания скотиной.

Около 1882 года причтом собора было решено заменить обветшавшую деревянную часовню новой. Освящена она была 28 августа 1883 года в честь святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских. Строение обнесли деревянной оградой с решеткой. Могила блаженного находилась в центре часовни, под полом. Над ней был сооружен деревянный рундук – большой прикрепленный к полу ларь в форме гроба с поднимавшейся крышкой. Во время литий крышка откидывалась, и присутствовавшие могли видеть могильный камень. Около рундука устроили лестничный спуск, и, сходя по нему, богомольцы брали с могилки землю, от которой, по вере страждущих, совершались исцеления различных, особенно детских, болезней.

Приведем несколько чудесных случаев, произошедших по молитвам к блаженному Косме. Так, в 1840-х годах Верхотурье посещала купчиха Анисья Феодоровна из города Владимира. В течение нескольких лет она пребывала в расслаблении. Но однажды ночью, в сонном видении, неизвестный праведник обличил ее в немилосердии к бедным и сказал, что если она впредь перестанет пренебрегать убогими и даст обет побывать в Верхотурье и отслужить там молебен святому праведному Симеону и панихиду на могиле Космы юродивого, то выздоровеет. Женщина исполнила это повеление и действительно исцелилась.

Монахиня, подвизавшаяся в 1845–1846 годах в Верхотурье, рассказывала следующее. Казначея их обители сильно болела, ей не помогали никакие лекарства. Но вот однажды, в видении, благообразный молодой человек в одной рубашке посоветовал ей сходить в Верхотурье, поклониться мощам праведного Симеона и заказать панихиду на могиле блаженного Космы. Проснувшись, она дала слово последовать совету и вскоре получила избавление от своего недуга.

В 1902 году было решено переустроить часовню ввиду ее малой вместительности в небольшую церковь. Образовался особый строительный комитет под председательством настоятеля Троицкого собора протоиерея Петра Арефьева. На призыв комитета о сборе средств одним из первых откликнулся известный уже в то время по всей России чудотворец и молитвенник протоиерей Андреевского собора города Кронштадта отец Иоанн Сергиев – праведный Иоанн Кронштадтский, пожертвовавший 100 рублей. Сохранились сведения, что в 1912–1913 годах на могиле блаженного Космы был заложен небольшой каменный храм.

В 1920 году из-за начавшихся гонений на Церковь монахини Свято-Покровского монастыря перезахоронили честные останки подвижника возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви. На протяжении 70 лет благочестивые прихожане и паломники брали землю с могилы юродивого, заказывали панихиды о его упокоении. В 1984 году имя блаженного Космы Верхотурского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было включено в Собор Сибирских святых. В 1993-м состоялось обретение его мощей, которые сначала поместили в Свято-Николаевском мужском монастыре, а через два года, 28 апреля 1995 года, перенесли в Покровскую женскую обитель, где они почивают и поныне.

  2018-12-21.jpg
Свято-Косминская Пустынь

В селе Костылева на месте часовни, воздвигнутой в память о чудесной остановке Крестного хода из Меркушина в Верхотурье и разрушенной в послереволюционные годы, был построен храм во имя блаженного Космы. Маленькая белоснежная церковь с небольшой колоколенкой стала душой скромного, напоминающего крепость монастыря – Свято-Косминской мужской пустыни. В алтаре храма, в специально изготовленном ковчежце, хранится часть мощей Божия угодника.

Память блаженного Космы как местночтимого святого отмечается 8/21 декабря (в день его преставления) и 1/14 июля, а также в Соборе Сибирских святых 10/23 июня и в Соборе Екатеринбургских святых 29 января / 11 февраля.

 
Подготовила Ксения Миронова



* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

___________________
См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100