Воскресенье, 19 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте веры
Если отпадешь от своей веры, как уже отпали многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте Православия

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

прп.Иустин о псевдохрист
Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь... И здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион.
Прп. Иустин (Попович) о лжехристианах

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ответы пастырей: Как следует относиться к бездетности, если Бог послал это испытание?

Если нет детей, надо подарить счастье ребенку,
который предан собственными родителями

Протоиерей Федор Бородин:

– Есть достаточно распространенная точка зрения, что единственным смыслом христианского брака является деторождение. Однако мы не можем сказать, что весь смысл христианского брака исчерпывается исполнением этого Божьего благословения, которым является рождение детей. Если бы это было так, то непонятно, зачем супругам жить вместе, когда дети уже выросли. Но было бы и также непонятно, зачем Бог дает любовь между мужем и женой, у которых нет детей.

Подобный прямолинейный взгляд, конечно, не исчерпывает то, что в браке может найти человек. Если все-таки попытаться найти наиболее распространенное определение брака у святых отцов, то это будет сочетание двух слов: «школа любви». Поскольку Царство Божие есть царство любви, то Господь готовит людей на Земле к этому царству, словно в школе, для будущей подлинной взрослой жизни на Небесах. Брак и является таким «местом», где человек научается любви.

Из Священного Писания мы знаем, что в будущем не будет ни надежды, ни веры: в них не будет смысла, потому что все исполнится. А любовь пребывает вовек. Может, форма этой любви будет другою. В Царстве Божием вообще все будет по-другому, но нам это не открыто. Однако самое светлое и прекрасное, что есть на Земле, – это любовь, причем в любых ее формах: супружеской, родительской, братской и т.д., – и она, конечно, останется.

А иначе то место, где этого не будет, в меня вселяет просто ужас. Я любил супругу всю свою жизнь, через нее мне открылось, что такое любовь Божия. Я хранил эту любовь, берег ее, был счастлив этим. И вдруг я приду к Источнику любви Иисусу Христу, и Он скажет мне больше не видеть этого человека?

Поэтому, конечно, смысл брака не может быть исчерпан деторождением. Деторождение помогает взрастить и познать любовь во всех ее проявлениях. Разные грани жизни семьи помогают человеку постичь с разных сторон, что есть любовь как самое высшее проявление Богоподобия в человеческой жизни.

И если так понимать брак, то семья, у которой нет детей, – это семья, несущая тяжкий крест, но все равно это семья. Все равно это малая Церковь. А что такое малая Церковь? Это Христос, который объединил вокруг себя людей, которые любят Его и друг друга. Поэтому мы и называем семью малой Церковью. Храм где-нибудь на вершине Афона, где служит один иеромонах и поет один послушник, ничуть не меньше храма, в котором молятся две тысячи людей. И таинства там точно так же совершаются, и Христос там пребывает. В этой семье 10 детей, в этой 5, а в этой детей нет, хотя эти люди хотели бы иметь детей. Но у них это не получилось, им этого не дано Божиим Промыслом. Но от этого малая Церковь не перестала быть малой Церковью.

Что с этим можно сделать? Во-первых, можно усыновить ребенка. Это требует труда, это некоторый риск, но сейчас это возможно. Однако мне кажется, что это не больший риск, чем рождение собственного ребенка. Сколько я знаю семей, где собственный ребенок стал источником очень большого горя для своих родителей, но они продолжают его любить. Между прочим, каждый человек – это, наверно, тоже источник скорби для Бога. Хотя Бог не скорбит, конечно, но можно так выразиться. Каждый человек предает своего Небесного Родителя и возвращается к Нему лишь как блудный сын.

Да, есть неизвестная приемным родителям наследственность ребенка. Но сколько примеров того, когда ребенок узнает, что родители не являются ему родными, переживает внутренний кризис, но потом возвращается к ним с еще большей любовью и нежностью. Потому что понимает, какой подвиг они по отношению к нему совершили, подарив ему ту любовь, которой его лишили родные мама и папа.

Поэтому, мне кажется, если нет детей, то надо подарить счастье ребенку, который предан собственными родителями. Который был лишен самого главного дара, с которого человек должен начинать свою жизнь, – дара родительской любви. Мы часто видим, что дети из детских домов, даже накормленные и одетые, даже получившие квартиры, не могут построить семью и устроиться на работу и что они скатываются на социальное дно. Это происходит потому, что у них нет опыта семьи как опыта любви. А этот опыт и должен рождать у ребенка весь остальной жизненный опыт, все прочие жизненные навыки.

Рождение детей не спасает само по себе

Протоиерей Владимир Седов:

– Нам трудно узнать, Бог ли послал такое испытание. Скажем лучше, что нас постигло испытание по воле Божией. Волос с головы не падает без Его воли. Значит ли это, что мы должны ничего не предпринимать, а только терпеть и молиться? У меня заболел зуб: надо к врачу идти или священномученику Антипе молиться? Ясно, что и то и другое. Так и здесь: и молиться надо, и к врачам обратиться, чтобы попытаться установить причину и попытаться вылечиться. В основах социальной концепции нашей РПЦ упоминаются допустимые так называемые вспомогательные репродуктивные технологии, которые не связаны с уничтожением эмбрионов, то есть убийством, хотя все последствия таких методов еще неизвестны и отношение к ним осторожное. К тому же это стоит денег, и немалых, а они далеко не у всех есть.

Можно взять приемного ребенка. Каждая супружеская пара должна сама найти решение, угодное Богу и основанное на вере, а не навеянное собственными мечтами. Вера в Бога – это не самовнушение и концентрация воли, чтобы не допускать колебаний и сомнений и думать, что в этом случае Господь непременно выполнит наше желание. Вера в Бога и вера в себя – совсем разные вещи. Вера в себя и желание ее развить толкает человека на дерзкие и порой неразумные поступки: люди, рискуя жизнью, залезают на вышки и неприступные скалы и прыгают с них, летая как птицы, плавают с касатками и обнимаются с крокодилами и львами. Просто удивительно, как это сходит им с рук (до поры) и вызывает всеобщее восхищение. Верующий в Бога в повседневной жизни часто может казаться нерешительным. Он боится шаг шагнуть, чтоб не согрешить, и он, в общем, не герой нашего времени. Но, стараясь быть верным в малом и жить по заповедям Божиим, он растит в себе веру, становится ближе к Богу и все яснее различает Его волю.

Как же быть, если человек чувствует, что нет воли Божией на то, чтоб иметь детей, как с этим смириться?

Главное в семье – это любовь. Бездетность может стать трагедией, если один супруг станет упрекать в этом другого. Но любящий человек никогда не сделает намека, не допустит бестактности, которая может задеть и причинить страдание любимому. К сожалению, часто бывает наоборот, в ссоре наносят друг другу самые болезненные удары. Страстное желание детей может восприниматься как упрек, вызывая у второй половины чувство вины и желание оправдаться, и всё это от недостатка любви и доверия друг к другу. Бездетным парам иногда кажется, что без детей нет счастья в жизни.

Конечно, дети дают нам ни с чем не сравнимую радость, любовь к ним раскрывает мужу и жене их лучшие стороны, развивает чувство долга, ответственности, самоотречения. Юные или, наоборот, закоренелые эгоисты научаются думать не только о себе, а любя своих детей – любить и уважать друг друга. Но рождение детей не спасает само по себе и не является целью семьи. Цель у каждой души одна – Христос, сказавший «враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36) и «кто любит... жену или детей больше Меня, недостоин Меня» (Мф. 10, 37).

Только в Лице Христа – разрешение всех наших временных проблем, как личных, так и семейных и общественных, и вечное счастье и блаженство. Семья и дети просто помогают нам познать свой эгоизм и раскаяться в нем.

Дай Бог нам всем, семейным и одиноким, бездетным и многодетным, смиренно нести свой крест и не искать другого.

Бездетность – не безысходность, а испытание веры

Священник Димитрий Шишкин:

– Начнем с того, что бездетность, за редким исключением, – это, скорее, вопрос испытания веры, нежели безысходная данность. Достаточно вспомнить примеры великих святых: Авраама и Сарры, Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Многие годы веры, терпения, смирения и любви принесли им, наконец, благословенные плоды. И если кто-нибудь скажет, что это были особенные, исключительные люди и случаи, то мы ответим вместе с апостолом Иаковом, что, напротив, и эти святые были «люди подобные нам», но «молитвою помолились», и Господь послал им просимое (ср. Иак. 5, 17). Только за этими простыми словами: «молитвою помолились» – стоит целая жизнь, исполненная доверия Богу, смирения, терпения и любви. И их пример, несомненно, должен быть примером для подражания именно в их ревности и постоянстве.

Так что без преувеличения можно сказать, что бесплодие супругов – это в первую очередь повод для проявления веры, усиленной молитвы, долготерпения, смирения и любви к Богу и друг ко другу. И когда такое христианское отношение к факту бесплодия, в конце концов, увенчается даром деторождения – оно бывает тем более радостным, что величие этого дара бывает оценено вполне, благодаря его крайней желанности. Даже понятие такое есть в народе: вымоленный ребенок. Мы знаем множество таких семей, где после долгих лет, казалось бы, «клинического» бесплодия в конце концов появлялось на свет долгожданное дитя, а за ним в некоторых случаях рождались и другие дети, на радость и утешение еще недавно пребывавшим в скорби супругам. Что же это, как не очевидный знак того, что Господь слышит наши молитвы, и если медлит с ответом, то только для того, чтобы мы укрепились в вере, терпении и любви?!

Но бывает и так, что бесплодные пары Господь подводит к тому, чтобы они проявили свою любовь и милосердие, усыновляя и воспитывая тех детей, которые в силу тех или иных причин остались сиротами. И такой выход из ситуации бесплодия – это выход тоже, несомненно, христианский, с тем только условием, что супруги достойно понесут крест своего «приемного» родительства. Говорим об этом с учетом всех тех опасностей и вероятностей, которые таит в себе усыновление ребенка, рожденного от неизвестных родителей. А это может быть крест тяжелый, потому что мы знаем, что существует не только физическая наследственность, в результате которой у ребенка могут со временем открыться те или иные тяжкие заболевания, но это может быть также и наследственность «душевная». Словом, усыновление – это в высшей степени ответственный поступок и шаг. Но при условии отношения к нему как к крестоношению – семейная пара, несомненно, может приобрести великую духовную пользу и достичь Царствия Небесного, следуя за Христом.

Наконец, возможен и третий вариант, когда пара так и остается бездетной навсегда. И в этом тоже может быть особенный Промысл Божий, научающий смирению, терпению и вере не благодаря, а вопреки обстоятельствам жизни. То есть бездетные супруги могут свою заботу, внимание и любовь обратить на воспитание своих близких родственников, например, племянников и племянниц. Или более самоотверженно, чем люди, имеющие собственных детей, посвятить себя служению ближним, особенно тем, кто страдает больше других и нуждается в сугубой заботе. И мы тоже знаем немало примеров такого доброго и постоянного служения одиноких супругов.

Словом, поприще для приложения сил и веры, терпения и любви всегда присутствует в жизни христианина вообще и православных супругов в частности. А вот как совершить свой выбор, чтобы не ошибиться: ждать с молитвой появления первенца, усыновлять или больше внимания уделять нуждающимся – это супругам может подсказать только Дух Святой в тайниках их боголюбивого сердца. И для того, чтобы этот ответ состоялся, чтобы он был услышан, можно сказать без сомнения, что должна присутствовать усиленная молитва, молитва не столько уст, сколько сердца, когда супруги носят эту сокровенную молитву в себе, как непрестающее чаяние, как непрестанный вопрос, обращенный к Богу. На такой вопрос Господь обязательно найдёт возможность ответить, и именно так, чтобы этот ответ был услышан.

Подлинная семья определяется, прежде всего, взаимной любовью

Священник Валерий Духанин:

– Бездетность для христианской семьи не означает какого-либо проклятия, отвержения или наказания. Это один из путей ко спасению, по которому Бог ведет конкретную семью.

Приходилось видеть прекрасные супружеские пары, которые так и остались бездетными. Они спасались тесным сердечным единством друг с другом, не грызлись и не обвиняли один другого: «Это ты во всем виноват (виновата), что мы без детей», но преодолевали испытание вместе. Когда сердце наполнено добром, чистотой и любовью, то вся жизнь согревается, уходят тоска, чувство одиночества и сиротливости. То есть подлинная семья определяется, прежде всего, взаимной любовью. Любовь помогает правильно принять ниспосланные испытания, а если нет любви, то и рождение детей не поможет сохранить семью.

Некоторые находят весьма мудрое решение – усыновляют брошенных деток. Таким образом они обретают чад, а чада обретают родителей, и в этом осуществляется удивительный Промысл Божий, потому что каждый находит искомое. Самое главное – чтобы сердце не было замкнуто на себе, чтобы оно готово было свою любовь излить на принятого ребенка. Пусть он рожден не от тебя, но ведь не всегда кровное родство само по себе делает людей близкими друг другу. Близость определяется тем, насколько ты сам готов вместить в свое сердце еще кого-либо.

Бездетность подается как крест, который приходится нести, порой даже не понимая, за что и почему он дан. И не нужно понимать, пытаться объяснить всё рационально. Иначе мы будем думать, что бездетность дана человеку за какие-то его грехи, но мудрость Божия Промысла непостижима для наших слабых умов. Нужно просто терпеливо нести данный крест, вверяя себя и свою жизнь, свое здоровье в руки Божии.

Если что-то возможно по-человечески сделать, надо делать: поправлять здоровье, учитывать рекомендации врачей. Лишь бы это не таило за собой греха, внутреннего лукавства, попытки обмануть себя и Бога, когда, например, идут на суррогатное материнство или на ЭКО, заведомо предполагая выборочное отношение к заготовленным эмбрионам и убийство некоторых из них.

бездетность5.jpg

Рождение ребенка – Божий дар. Если семье не даются дети, то это особый повод вспомнить Того, в Чьих руках рождение и жизнь, телесное благополучие и вечное спасение души. Прежде всего, стоит всем сердцем обращаться к Богу. Мы ведь все знаем, что во многих семьях, считавшихся бездетными, ребенок был буквально вымолен.

Случается и так, что человек молится и выпрашивает себе детей, употребляет всевозможные средства, дабы во что бы то ни стало родить. Он получает просимое. Но потом оказывается, что это – крест для него тяжкий, малоподъемный. Человек ропщет и унывает, а дети страдают. То есть и в самой молитве стоит сказать: «Да будет воля Твоя».

Все, что нам ниспосылается в жизни, имеет духовный смысл. И без жизненных испытаний или скорбей не обойтись. Поэтому каждый несет свой крест – кто болезни, кто неурядицы в семье, кто неудачи на работе, а кто-то бездетность. Но благодаря этому кресту мы и можем быть со Христом, обрести вечное спасение.


Источник: http://www.pravoslavie.ru

___________________
См. по теме:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100