Среда, 11 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Хотели как лучше, а уничтожат «все живое»: «Кочующие дискуссии» в Иркутске о переходе вузов на онлайн-образование

олайн.jpg

Хотели как лучше…


Недавно ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сообщил, что намерен отменить в подопечном учебном заведении традиционные лекции, заменив их онлайн-курсами, которые должны будут записывать преподаватели. В качестве причин он обозначил слабую посещаемость лекций в вузе и загруженность преподавателей. Предполагается, что теоретический материал будет передаваться с помощью видеокурсов, а студенты смогут встречаться с преподавателями на семинарских занятиях. При этом у учащихся появится возможность больше заниматься исследовательской деятельностью и проводить семинарские занятия более эффективно. При этом, по словам многих сотрудников вузов, эффективная работа возможна лишь в небольших группах, но этот вопрос пока никак не решается. Кузьминов также заявил, что, вероятно, подобный формат будет внедрён впоследствии и в остальных российских вузах. В связи с этим высшие учебные заведения планируется поделить на базовые, продвинутые и ведущие. Ведущие будут создавать онлайн-контент для себя и базовых, а у продвинутых будет право самим создавать и использовать свой контент. Кто силен, а кто слаб, определит система аккредитации вузов, над ней в данный момент работает межведомственная рабочая группа.

…а уничтожат «все живое»

В университетской среде далеко не все согласны с такой перспективой, так как не уверены, что такие видеокурсы станут качественной заменой традиционных лекций. Кроме того, удар будет нанесён и по гуманитарной, научной среде, необходимой любому городу. И что же делать преподавателям региональных вузов, которые в условиях новой образовательной программы будут не нужны? Это-то и обсудили в Иркутске в рамках проекта «Кочующие дискуссии». Многих преподавателей, как выяснилось, волнует вопрос, смогут ли они повлиять на ситуацию или на их долю выпадет лишь роль наблюдателей.

По мнению Андрея Тесли, преподавателя Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, принятие этого решения окажется разрушительным для провинциальных вузов, которым до недавнего времени удавалось выживать, образовывать интеллектуальные сообщества, несмотря на ухудшающуюся ситуацию. Но то, что предлагается сейчас, Тесля воспринимает как конец всей «провинциальной истории».

Предлагаемый формат обучения хорошо работает с большими потоками, используется в качестве дополнительного источника контента – однако в качестве абсолютной замены университетскому образованию мне трудно его представить. Как тогда может сохраниться в этом всём что-то живое?

Но Тесля считает, что в сегодняшней ситуации преподаватели не могут ничего сделать – кроме как возмутиться. Леонид Бляхер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, отметил, что считается, будто вуз должен только готовить специалистов, в то время как он выполняет огромное количество функций, из которых подготовка специалистов как раз не является главной.

 – Во-первых, университет позволяет преодолеть географическое неравенство, создавая возможность миграции для наиболее талантливой молодёжи в большие города. Во-вторых, это та самая игровая неконкурентная среда, где формируется солидарность. Также вуз выполняет функцию воспроизводства социальной структуры. Все эти функции уйдут, если университет исчезнет как некая институция. А вот что касается возможности как-то повлиять на это, то в рамках сегодняшней административной системы действительно сделать ничего нельзя.

 Однако, поскольку сегодня фантастическую популярность приобретают разнообразные формы интеллектуального досуга, одним из вариантов может стать деятельность преподавателей вне стен вузов. Может быть, предполагает Бляхер, решение проблемы в выстраивании другой системы образования, которая никак не будет связана с Министерством образования и другими подобными структурами.

Евгений Волосов, доктор исторических наук, являвшийся директором Усть-Илимского филиала Иркутского педагогического института с 2000 по 2014 годы, также отметил, что региональные университеты ценны именно своей уникальной средой и влиянием на социум.

Танцплощадка не место для танцев

 Евгений Волосов вспомнил, как однажды слышал от московского социолога такое заявление: танцплощадка не место для танцев.

Исходя из этого хочу сказать, что образование прежде всего выполняет важные социальные, а не образовательные функции, ведь далеко не все выпускники работают по специальности. И это правильно. Если бы все выпускники шли в свою профессию, то представьте, например, какой вал педагогов накрыл бы школы – в условиях нашей «скукоживающейся» экономики не нужно столько специалистов. Поэтому университеты ценны прежде всего своей социальной функцией. Я считаю, что вузы выживут.

В поддержку своей уверенности он привел такое доказательство: был ведь когда-то один учебник истории КПСС на всю страну, все преподаватели читали лекции по нему и воспитали следующее поколение. При этом история КПСС не помешала разномыслию, потому что работали живые люди.

 – А вот когда это будет делать одна «говорящая голова», в режиме офлайн, ничего хорошего не будет.

Относительно этого нововведения иркутский издатель и профессор Александр Гимельштейн, который возглавляет кафедру журналистики ИГУ и местное отделение Союза журналистов России, поднял и вопросы, связанные с уровнем восприятия, поскольку подобный формат лекций психологически воспринимается хуже. С одной стороны, дистанционное обучение хорошо для людей с ограниченными возможностями, но сегодня в эту категорию хотят записать всех студентов, таким образом их отчасти лишат возможности социализации в коллективе. По его мнению, произойдёт некое «растворение» региональных университетов – параллельно созданию мегакомплексов по генерации контента.

Преподаватели иркутских вузов также отметили, что уже проводили подобные эксперименты для своих студентов, включая 1,5-часовую лекцию, и уже через 15 минут внимание обучающихся рассеивалось. Ведь чтение лекции предполагает массу методик, позволяющих удержать внимание студента.

На подмене понятий

Ирина Басалаева
, сотрудник Новокузнецкого института Кемеровского государственного университета, подчеркнула, что идея не нова – это продолжение того режима принуждения, который наблюдается уже с десяток лет. Она находит, что пространство высшего образования весьма нездорово.

Это принуждение интеллектуальное и моральное по отношению и к студентам, и к преподавателям. Я вижу, что речь идет о стандартизации, унификации и фактически об идеологической индоктринации всего живого, что есть в университетах, под живым я подразумеваю разнообразие, разницу подходов и точек зрения. В ситуации, когда всё подменятся одной монологической системой диктовки «сверху», пусть и не в буквальном смысле слова, всё имеющееся разнообразие гибнет. Ранее такие курсы, которые сейчас обретают контуры обязательных программ, были факультативными. Да, здорово, когда есть возможность утолить культурный голод, припав к источнику зданий. Другое дело, когда то же самое предлагается студентам. Процедура обучения и образования значительно отличается от процедуры просвещения.

Члены университетского сообщества в Иркутске пришли к общему выводу: видеокурсы, предлагаемые сегодня Высшей школой экономики, представляют собой качественный контент, который хорошо передаёт содержание, но в принципе не учит мыслить.

Некоторые преподаватели высказывались и за идею бойкотирования нововведения. Однако это вряд ли поможет делу, поскольку финансовые вопросы решаются через Министерство образования, которое, судя по всему, не отвергает идею «повысить» качество образования таким вот сомнительным образом. Еще преподаватели провинциальных вузов обратили внимание на то, что происходит подмена понятий: на деле речь идёт не об онлайн-, а об офлайн-курсах – проще говоря, записанных видеолекциях. Онлайн-обучение сделать практически невозможно – разве что если только синхронизировать часовые пояса.

Преподавателей возмущает, что в то время, когда речь идёт об образовании в масштабах России, пытаются принять такие легковесные и рискованные решения. Тем более что еще недавно Рособрнадзор сообщал: «Внедрение и развитие цифровых технологий в сфере образования не должно понижать качество образования, поэтому данное предложение требует тщательного и всестороннего обсуждения»

Источник: http://rvs.su
__________________
См. по теме:
Форум «Открытые инновации»... соответствовать понятию «Умная страна»: Послесловие к съезду в Сколково 15-17 октября 2018 г.

Учитель – это дар Божий: Приветствие митр. Вениамина Владивостокского и Приморского к педагогам

Сектанты в России активизировались после назначения Хантсмана: Прокуратура займется уральскими мормонами

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100