Четверг, 23 Сентября 2021 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Похвальное безстыдство: О готовности хоть в стотысячный раз вставать перед Богом и обещать исправиться
Похвальное безстыдство: О готовности хоть в стотысячный раз вставать перед Богом и обещать исправиться

Можно ли говорить Богу: «Я больше этим не согрешу», если мы уже это обещали и не исполнили? Что такое «похвальное безстыдство»? Что нужно делать, чтобы Ангел-Хранитель почтил наше терпение и дал нам силы побеждать?
   
КАМЕНЩИКИ СВОЕЙ ДУШИ

Есть такое важное и решительно необходимое в христианской жизни умение, которое обычно именуется у святых отцов умением вновь полагать начало. Безусловно, каждый из нас должен был бы положить начало своей христианской жизни единожды – когда принял Таинство Крещения или же, будучи крещенным в детстве, уже в сознательном возрасте переступил порог храма, прочел Евангелие и принес Богу исповедь за все прожитые до этого годы. Тогда закладывается фундамент здания, которое мы должны построить для жизни вечной, а затем мы начинаем день за днем возводить его стены.

Но как это зачастую происходит? Кто-то, образно говоря, выстроил с течением времени определенный участок стены – и грубым неверным движением в мгновение ока всё разрушил; кто-то кладет три кирпича и тут же снимает два, нивелируя те добродетели, которых пытался достичь, своей гордыней и корыстью; а кто-то кладет пять кирпичей, а снимает шесть, не замечая даже, что при всей видимой кипучей деятельности на самом деле разрушает, а не строит.

Очень важно во всех этих ситуациях не впадать в уныние и отчаяние, а, разобравшись, почему же на самом деле так произошло, начинать вновь и вновь класть эти кирпичи.

Что нам может в этом помочь? Прежде всего, наверное, понимание того, что, в отличие от реальной стройки, здесь стройматериал не закончится никогда: он подается нам совершенно безплатно до скончания нашей земной жизни. 

Нам всегда есть из чего созидать дом своей души, дом добродетелей, и нет таких обстоятельств, в которых человек не мог бы найти нечто для своего спасения.

Из опыта можно сказать, что труднее всего бывает полагать начало тем людям, которые привыкли поддаваться жалости к себе. Ведь если разобраться, человеку очень часто мешает приступить к восстановлению разрушенного именно безплодное сожаление – о том времени и тех усилиях, которые уже были потрачены на созидание. И кажется: «Как же я вновь буду строить, когда знаю, что практически наверняка опять разрушу, когда сам ход моей жизни убеждает меня в том, что я не столько строитель, сколько разрушитель?..»

Нужно всегда помнить о том, что шанс все-таки поднять это здание до той отметки, до которой Господь нам допустит его возвести, есть у нас только в одном случае: если, в очередной раз разрушив, мы не пойдем на поводу у эмоций, а будем готовы вновь начинать строить. Если же мы от этого отказываемся, то сами себя такого спасительного шанса лишаем. А это значит, что мы уже наверняка останемся без дома, даже не поборовшись до конца за то, что безконечно важно, поскольку имеет прямое отношение к нашей вечной участи. И этого нужно по-настоящему испугаться, поскольку то, с чем придем мы к концу этой земной жизни, и пребудет в нас в вечности. И если мы всё разрушили, но вновь, покаявшись и внутренне собравшись, положили начало, это начатое сможет в нас в вечности возрасти; а если мы просто всё бросили, ничто из ничего и не произойдет.

2018-10-12_004615.jpg

ВСЕГДА – КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ

Как такое полагание начала в духовной жизни происходит на практике? Мы падаем, отступаем от Бога, уклоняемся в жизнь нерадивую, приходим с этим на исповедь, каемся, читается разрешительная молитва… И это тот самый момент, когда у нас есть возможность начать всё заново. Возможность удивительная, возможность, которой обязательно нужно воспользоваться. Точно так же у нас такая возможность есть, когда мы в момент какого-то преткновения или падения обращаемся к Богу.

Но всегда ли человек, приходящий на исповедь или просящий у Бога за что-то прощения в домашней молитве, имеет при этом мысль, что ему нужно что-то заново начинать? К сожалению, далеко не всегда. А ведь именно понимание, что сразу вслед за тем нам предстоит вновь приступить к труду, способно нас удержать от безудержной печали о своем грехе, от расслабления. Эта готовность трудиться над своим сердцем не дает нам отчаяться в самих себе, потому что в нас рождается надежда и в то же время благодарность Богу за этот удивительный дар – за то, что Господь дает нам возможность всё начинать снова.

Как не разувериться в том, что мы, столько раз отступая и согрешая, сможем вновь вернуться в нормальное состояние и что-то доброе сделать? 

Здесь можно обратиться к опыту святых отцов. К примеру, у преподобного Никодима Святогорца есть приблизительно такие слова: если даже ты согрешил сто раз на дню, проси прощения в сотый раз так же, как и в первый, и начинай исправляться с той же самой надеждой. А преподобный Иоанн Лествичник говорил, что у человека должно быть некое похвальное безстыдство, имея в виду готовность и в тысячный, и в стотысячный раз вставать перед Богом и говорить: «Господи, прости меня, я согрешил, но более этого не совершу».

Также у преподобного Иоанна Лествичника есть слова о том, что если человек, раз за разом падая и вставая, не впадает в уныние, его терпение в конце концов почтит его Ангел-Хранитель, который даст ему силы, чтобы начать побеждать.

Конечно же, при этом мы не должны про себя думать: «Согрешу-ка я еще, ведь полагать начало можно несчетное количество раз». Здесь мы как раз таки должны вспомнить о тех силах, которые уже потратили, и сказать себе: «Пока еще – прямо сейчас – у меня есть силы на борьбу с этим грехом и Господь дает мне время на покаяние, поэтому сейчас и буду бороться. Иначе от многократных падений мои силы истощатся, и я могу дойти до такого состояния, когда и само это благое произволение во мне исчезнет». 

Нужно понимать, что Господь не ограничивает возможности человека восстать от греха, но сам человек в ожесточении и огрубении своей души может достичь некой критической точки, когда он уже не будет видеть ничего страшного в падениях. Поэтому, когда предательская мысль еще разок согрешить в очередной раз придет нам в голову, нужно обязательно подумать о том, что у нас может не хватить сил подняться.

БЕЖАТЬ, ПЛЫТЬ, ПОЛЗТИ…

Если говорить о механизме полагания начала, важной его частью является раскладывание на составляющие тех ситуаций, в которых мы уже согрешили и в которых не собираемся больше грешить.

Самый простой пример: какая-то ситуация, в которой мы потеряли терпение. Мы все выходим из себя довольно часто, и если мы сравним, сопоставим, прокрутим в голове какое-то количество таких моментов, то увидим, что динамика развития ситуации практически всегда одна и та же. Нам нужно определить, что служит конкретно для нас самым сильным провоцирующим фактором, в какой точке мы теряем над собой контроль. И вслед за тем принять для себя решение: вот в этот момент, пока я еще способен с собою справиться, я начну бороться, вот от этого я постараюсь уклониться, этому не поддамся, а этого и этого просто не допущу. Тем самым мы эту конструкцию демонтируем, и она перестает работать; и даже если нам это не до конца удалось, враг уже не сможет подвигнуть нас к падению, просто легонько подтолкнув по рельсам, – ему придется что-то изобретать. А мы будем, соответственно, учитывать новые обстоятельства и опять-таки говорить себе: «Я в этом согрешил, но больше уже не согрешу».

Таким образом, христианин выстраивает всю свою жизнь как некую стратегию борьбы. Если же нет у нас стратегии, то мы так и будем всю жизнь топтаться на месте, и в конце концов наша убежденность в том, что ничего у нас и в нас не изменится к лучшему, приобретет уже совершенно основательный характер, потому что само собой оно, конечно, никоим образом не изменится.

2018-10-12_004925.jpg

Как прийти к тому, чтобы полагание начала в нашей жизни обратилось в навык? Необходимо приобрести твердое намерение, которое будет скреплять собой все наши действия. Как говорит преподобный Исаак Сирин, каждый из нас должен быть подобен путнику, который настолько стремится куда-то попасть, что готов добираться туда как угодно, невзирая на то, что с ним на этом пути происходит. Он садится на корабль, это судно терпит крушение, его выбрасывает на берег – он находит на этом берегу лошадь и скачет на ней. Лошадь падает, погибает где-то в безлюдной степи – он идет дальше пешком. По пути спотыкается, повреждает ногу – ложится на землю и ползет по-пластунски вперед. 

Так и мы должны стремиться в Царство Небесное, понимая для себя, что, даже если закончатся у нас все силы, душевные и телесные, мы будем туда просто ползти. 

И тогда мысли о том, полагать или не полагать вновь начало доброй христианской жизни и исправлению, у нас просто не возникнет.


Источник: Православие.ру

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100