Суббота, 24 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Апостол Русской самобытности: День памяти И.С. Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения
Апостол Русской самобытности: День памяти И.С. Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения

Иван Сергеевич Аксаков – один из самых значительных Русских мыслителей, политиков и деятелей культуры второй половины XIX века. Его статьи читала тогда вся Россия. Романсы на его стихи писали А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, М. А. Балакирев и другие композиторы. Глубокую его порядочность отмечали и политические противники («честен, как Аксаков»). И при этом сохранивший до конца дней своих юношеский идеализм Иван Сергеевич мог проявлять себя жестким и волевым политиком. Один из первых Русских социологов и оригинальный экономист, создатель Русской политической философии, поэт и писатель, он искренне не считал себя теоретиком. Всю свою энергию И. С. Аксаков направлял на популяризацию и проведение в жизнь славянофильского учения.

В нижеследующей публикации отражены далеко не все факты биографии и стороны деятельности мыслителя. Это лишь небольшой набросок яркого образа Апостола Русской самобытности на фоне его эпохи и, в частности, такого замечательного явления Русской религиозно-философской мысли, как славянофильство.


СЕМЬЯ И ДЕТСТВО

Иван Аксаков родился 26 сентября 1823 года в Русской патриархальной семье. Отцом его был известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), автор многократно переиздаваемых и в наши дни «Детских годов Багрова-внука» и сказки «Аленький цветочек». Мать, Ольга Семеновна, урожденная Заплатина, была дочерью суворовского генерала и пленной турчанки. О матери много лет спустя Иван Сергеевич вспоминал: «...она вся принадлежала Русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, Русская кухня, Русская природа – все это было ей родное». Всего у Аксаковых родилось 14 детей – шесть сыновей и восемь дочерей. Иван был третьим сыном.

В отличие от основной массы Русских дворян, отдававших детей на воспитание гувернерам-иностранцам, Аксаковы воспитывали своих чад сами. По воспоминаниям Ивана Сергеевича, в их доме «детская не существовала, т. е. не существовал тот сомкнутый, разгороженный уголок, где под надзором наемных педагогов возрастает молодое поколение в какой-то искусственной, пресной атмосфере, не имеющей ничего общего с действительной жизнью».

Мыслитель появился на свет в деревне Надежино (другое название – Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне – Башкортостан). Именно там, на степной окраине России, среди простого народа, он провел первые годы своей жизни.

В 1827 году Аксаковы переехали в Москву. Их гостеприимный и хлебосольный дом стал одним из центров Русской культурной жизни. Именно там Гоголь читал свои новые произведения, и семейство Аксаковых было первыми слушателями и критиками его творчества. Аксаков-старший водил знакомство со многими литераторами Русского направления. В частности, крепкая дружба связывала его с несправедливо забытым ныне писателем адмиралом А. С. Шишковым, неутомимым борцом за чистоту Русского языка. Часто посещали Аксаковых историк М. П. Погодин, филолог и историк Ю. Венелин, философ Н. И. Надеждин, профессор физики и своеобразный философ М. Г. Павлов. Со временем стали собираться в доме будущие теоретики славянофильства – Алексей Степанович Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Под этим названием понимаются философские, исторические, литературно-художественные направления Русской мысли, основанные на поиске места Русского народа и России среди народов и стран Запада и Востока. Применительно к России основы ее бытия в 1833 году гениально обозначил граф С. С. Уваров в триаде «Православие, Самодержавие, Народность».

Славянофильство в широком смысле слова родилось вместе с Россией. Но в каждой эпохе Русской истории оно было и будет свое. В классической философской форме это направление возникло в 30–40-х годах позапрошлого века.

2018-10-09.jpg 
Памятник С. Т. Аксакову у Музея семьи Аксаковых в с. Надеждине

Создателями классического славянофильства были выдающиеся личности. Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – потомок старинного дворянского рода. Уже в 15 лет он сделал перевод книги древнеримского писателя Тацита «Германия». В Московском университете получил степень кандидата математических наук. Писал стихи, о которых лестно отозвался Пушкин; занимался различными техническими изобретениями, получив, в частности, в Англии патент на создание нового вида паровой машины; усовершенствовал хозяйство в своем имении; воспитывал своих девятерых детей. При всем многообразии интересов отличался цельностью мировоззрения и глубочайшей религиозностью.

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), чья полемика с Хомяковым и привела к кристаллизации теории классического славянофильства, также является одним из самых самобытных философов России. Был хорошо знаком с Пушкиным, Гоголем, Погодиным и другими выдающимися современниками. В 1828 году в «Московском Вестнике» появилась статья Киреевского «Нечто о поэзии Пушкина», в которой молодой критик первым обратил внимание на народность творчества поэта. Совершив поездку в Германию, познакомился с Г. Гегелем, Ф. Шеллингом и Ф. Шлейермахером. И именно знакомство со светилами западной философии окончательно убедило Киреевского в том, что нового в европейской философии нет – все ее лучшие идеи уже изложены более глубоко и ясно в творениях Святых Отцов. Существенное влияние на Ивана Васильевича оказало общение со знаменитыми старцами Оптиной Пустыни.

Несколько позднее к славянофилам примкнул Юрий Федорович Самарин (1819–1876), также выходец из знатного рода. В 1847 году он опубликовал прославившую его статью, посвященную критике представителей «государственной школы» за попытки перенести на Русскую историю исторические принципы европейского общества и за недооценку роли общины. Самарин говорил, что образцом общественных отношений в России должен стать не индивидуализм, а иерархия христианской общины с верховной властью во главе.

2018-10-09.5.jpg

Сергей Аксаков, Иван и Константин Аксаковы, Киреевский, Хомяков, Чижов, Юрий Самарин… их называли славянофилами... Это были честные и чистые Русские люди, родные сыны земли своей, богатые умом, чуткие чутьем Русского сердца, любящего народ свой и землю, и алчущего и жаждущего правды и прямого дела для земли своей. Они были высокообразованны, но близкое знакомство с наукой и культурой Запада не отрешило их от родимой почвы, из которой почерпает духовную силу земли всякий истинный подвижник земли Русской. Перегорев в горниле западной культуры, они остались плотью от плоти, костью от кости Русского своего Отечества, и правду, которую так пламенно желали осуществить в нем, искали не в отвлеченных теориях и принципах, но в соответствии вечных начал правды Божией с основными условиями природы Русского человека, отразившимися в историческом его быте.
Победоносцев К. П. Аксаковы. СПб., 1886.

Наконец, еще одним из создателей классического славянофильства стал старший брат Ивана Сергеевича Константин Аксаков (1817–1860). Константин воспринимал славянофильство не просто как доктрину, а как образ жизни: истово проповедовал славянофильские воззрения в салонах того времени, первым из славянофилов оделся в Русскую одежду (сапоги, рубашку с косым воротом, зипун, мурмолку), отпустил бороду…

Были среди славянофилов и «сугубые практики». Так, брат Ивана Киреевского, Петр, не создавая философских или литературных произведений, внес несравненный вклад в развитие Русской культуры. Определившись в своих воззрениях и веря в великую судьбу России, с 1831 года он систематически записывал народные песни, мечтая воссоздать запечатленную в них духовную основу народа. В поисках песен Петр Васильевич в прямом смысле слова исходил пешком целые губернии. Еще один славянофил, Дмитрий Валуев, умерший в 25 лет, успел за свою короткую жизнь собрать и обработать множество материалов по истории Русского и славянских народов.

2018-10-09.1.jpg 
Цитата Константина Аксакова, брата Ивана Сергеевича

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

В 1842 году Иван Аксаков заканчивает Училище правоведения и поступает на службу секретарем 2-го (уголовного) отделения 6-го департамента Сената. Он служит честно и усердно. В целом на службе Аксаков зарекомендовал себя работоспособным идеалистом. Он не отбывал повинность, а действительно трудился с душой по 16–18 часов в сутки, видя в этом долг перед страной и народом.

Летом 1845 года Аксаков был назначен товарищем (заместителем) председателя Калужской уголовной палаты. В Калуге мыслитель провел полтора года, объездив всю губернию. Казенная служба дала молодому чиновнику много материала для размышлений. Из-под его пера выходят около 30 стихотворений, короткая поэма «Зимняя дорога»; начата поэма «Бродяга».

В конце апреля 1847 года Аксаков возвращается в Москву, где его за многочисленные заслуги повышают до обер-секретаря 2-го отдела Сената. Затем он становится чиновником по особым поручениям в Министерстве внутренних дел...

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
В 1856 году славянофилы впервые получили возможность издавать свой печатный орган. Это был журнал «Русская Беседа», первый номер которого вышел осенью 1856 года.

По своей программе издание поддерживало готовившиеся реформы Александра II с патриотических славянофильских позиций. Журнал противопоставлял Россию странам Европы, поскольку Русский народ развивается по своим особым законам в силу собственных национальных особенностей.

Однако, несмотря на успех «Русской Беседы», Ивана Аксакова не устраивал исключительно литературно-художественный характер журнала, отсутствие политического отдела и редкость выпусков. После долгих хлопот он добился права на издание в 1859 году еженедельной газеты «Парус». О программе объявил прямо: «Наше знамя – Русская народность. Народность вообще – как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми, которые стоят и ратуют за права личности, не возводя своих понятий до сознания личности народной».

Однако вышло лишь два номера «Паруса» – 3 и 10 января 1859 года. Гнев цензуры вызвала помещенная во втором номере статья М. П. Погодина о внешней политике, критикующая Русских дипломатов за служение Европе, а не России. За такие высказывания, а также за открытие не утвержденного официально славянского отдела газету закрыли. Иван Сергеевич был вытребован в Петербург и допрошен в Третьем отделении.

В октябре 1861 года Аксаков начинает редактировать еженедельную газету «День». Именно она сделала имя мыслителя знаменитым во всей России и за ее пределами.

2018-10-09.2.jpg

Помимо передовиц, «День» имел отделы: «Литературный», «Областной» (посвященный жизни Русской провинции), «Славянский» (посвященный проблемам славянских народов и славянского движения), «Критический», «Смесь». Политический отдел цензура не разрешила. Среди сотрудников были не только давние товарищи по кружку славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др.), но и новые бойцы славянофильства: М. О. Коялович, И. Д. Беляев, Н. П. Гиляров-Платонов, Ф. В. Чижов, О. Ф. Миллер и проч., ряд польских, чешских и сербских авторов.

«День» начал выходить в момент серьезнейшего кризиса, поставившего Россию на грань революции и распада. С высоты опыта ХХ века пореформенное время 60–70-х годов XIX столетия может показаться периодом процветания и стабильности. В действительности это были годы революционной ситуации, сепаратистских мятежей, нигилизма, экономических потрясений, жесточайшего социального расслоения, инородческого засилья во всех сферах Русской жизни. Можно только восхититься тем, что в то время Россия устояла, сохранила свою традиционную форму правления и достигла вершин культурного развития. И в этом – заслуга таких деятелей, как Иван Аксаков.

«ПОРА ДОМОЙ!»

Вождь славянофильства скончался 27 января 1886 года. Император Александр III удостоил вдову покойного телеграммой: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти Вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного Русским интересам. Дай Бог Вам сил перенести эту тяжелую сердечную потерю». Похоронен Иван Сергеевич Аксаков был в Троице-Сергиевой лавре, при небывалом стечении народа.

После смерти мыслителя те силы, которые не смогли победить его при жизни, пытались предать его имя забвению...

Многие свои статьи Аксаков заканчивал призывом: «Пора домой!», подчеркивая тем самым необходимость возвращения к устоям исконной Руси. Великое, но до сих пор невостребованное как должно богатство славянофильской мысли может указать блуждающей России нового тысячелетия заветные дороги «к дому».

2018-10-09.3.jpg
Могила И. С. Аксакова в Троице-Сергиевой лавре

Подготовила 
Татьяна Виноградова

 Лебедев С. 
Предисловие // Аксаков И. 
Наше знамя – русская народность.
М., 2008. С. 5–67

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100