Суббота, 16 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

свт. Феофан о наукообразности
Целость, полнота и истина знания собственно принадлежат людям, восстановленным благодатию и в Боге живущим.
Свт. Феофан об ученых и наукообразности

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

Свт. Серафим о святых отцах
Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия.
Свт. Серафим (Соболев) о святых отцах

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Апостол Русской самобытности: День памяти И.С. Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения
Апостол Русской самобытности: День памяти И.С. Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения

Иван Сергеевич Аксаков – один из самых значительных Русских мыслителей, политиков и деятелей культуры второй половины XIX века. Его статьи читала тогда вся Россия. Романсы на его стихи писали А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, М. А. Балакирев и другие композиторы. Глубокую его порядочность отмечали и политические противники («честен, как Аксаков»). И при этом сохранивший до конца дней своих юношеский идеализм Иван Сергеевич мог проявлять себя жестким и волевым политиком. Один из первых Русских социологов и оригинальный экономист, создатель Русской политической философии, поэт и писатель, он искренне не считал себя теоретиком. Всю свою энергию И. С. Аксаков направлял на популяризацию и проведение в жизнь славянофильского учения.

В нижеследующей публикации отражены далеко не все факты биографии и стороны деятельности мыслителя. Это лишь небольшой набросок яркого образа Апостола Русской самобытности на фоне его эпохи и, в частности, такого замечательного явления Русской религиозно-философской мысли, как славянофильство.


СЕМЬЯ И ДЕТСТВО

Иван Аксаков родился 26 сентября 1823 года в Русской патриархальной семье. Отцом его был известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), автор многократно переиздаваемых и в наши дни «Детских годов Багрова-внука» и сказки «Аленький цветочек». Мать, Ольга Семеновна, урожденная Заплатина, была дочерью суворовского генерала и пленной турчанки. О матери много лет спустя Иван Сергеевич вспоминал: «...она вся принадлежала Русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, Русская кухня, Русская природа – все это было ей родное». Всего у Аксаковых родилось 14 детей – шесть сыновей и восемь дочерей. Иван был третьим сыном.

В отличие от основной массы Русских дворян, отдававших детей на воспитание гувернерам-иностранцам, Аксаковы воспитывали своих чад сами. По воспоминаниям Ивана Сергеевича, в их доме «детская не существовала, т. е. не существовал тот сомкнутый, разгороженный уголок, где под надзором наемных педагогов возрастает молодое поколение в какой-то искусственной, пресной атмосфере, не имеющей ничего общего с действительной жизнью».

Мыслитель появился на свет в деревне Надежино (другое название – Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне – Башкортостан). Именно там, на степной окраине России, среди простого народа, он провел первые годы своей жизни.

В 1827 году Аксаковы переехали в Москву. Их гостеприимный и хлебосольный дом стал одним из центров Русской культурной жизни. Именно там Гоголь читал свои новые произведения, и семейство Аксаковых было первыми слушателями и критиками его творчества. Аксаков-старший водил знакомство со многими литераторами Русского направления. В частности, крепкая дружба связывала его с несправедливо забытым ныне писателем адмиралом А. С. Шишковым, неутомимым борцом за чистоту Русского языка. Часто посещали Аксаковых историк М. П. Погодин, филолог и историк Ю. Венелин, философ Н. И. Надеждин, профессор физики и своеобразный философ М. Г. Павлов. Со временем стали собираться в доме будущие теоретики славянофильства – Алексей Степанович Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Под этим названием понимаются философские, исторические, литературно-художественные направления Русской мысли, основанные на поиске места Русского народа и России среди народов и стран Запада и Востока. Применительно к России основы ее бытия в 1833 году гениально обозначил граф С. С. Уваров в триаде «Православие, Самодержавие, Народность».

Славянофильство в широком смысле слова родилось вместе с Россией. Но в каждой эпохе Русской истории оно было и будет свое. В классической философской форме это направление возникло в 30–40-х годах позапрошлого века.

2018-10-09.jpg 
Памятник С. Т. Аксакову у Музея семьи Аксаковых в с. Надеждине

Создателями классического славянофильства были выдающиеся личности. Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – потомок старинного дворянского рода. Уже в 15 лет он сделал перевод книги древнеримского писателя Тацита «Германия». В Московском университете получил степень кандидата математических наук. Писал стихи, о которых лестно отозвался Пушкин; занимался различными техническими изобретениями, получив, в частности, в Англии патент на создание нового вида паровой машины; усовершенствовал хозяйство в своем имении; воспитывал своих девятерых детей. При всем многообразии интересов отличался цельностью мировоззрения и глубочайшей религиозностью.

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), чья полемика с Хомяковым и привела к кристаллизации теории классического славянофильства, также является одним из самых самобытных философов России. Был хорошо знаком с Пушкиным, Гоголем, Погодиным и другими выдающимися современниками. В 1828 году в «Московском Вестнике» появилась статья Киреевского «Нечто о поэзии Пушкина», в которой молодой критик первым обратил внимание на народность творчества поэта. Совершив поездку в Германию, познакомился с Г. Гегелем, Ф. Шеллингом и Ф. Шлейермахером. И именно знакомство со светилами западной философии окончательно убедило Киреевского в том, что нового в европейской философии нет – все ее лучшие идеи уже изложены более глубоко и ясно в творениях Святых Отцов. Существенное влияние на Ивана Васильевича оказало общение со знаменитыми старцами Оптиной Пустыни.

Несколько позднее к славянофилам примкнул Юрий Федорович Самарин (1819–1876), также выходец из знатного рода. В 1847 году он опубликовал прославившую его статью, посвященную критике представителей «государственной школы» за попытки перенести на Русскую историю исторические принципы европейского общества и за недооценку роли общины. Самарин говорил, что образцом общественных отношений в России должен стать не индивидуализм, а иерархия христианской общины с верховной властью во главе.

2018-10-09.5.jpg

Сергей Аксаков, Иван и Константин Аксаковы, Киреевский, Хомяков, Чижов, Юрий Самарин… их называли славянофилами... Это были честные и чистые Русские люди, родные сыны земли своей, богатые умом, чуткие чутьем Русского сердца, любящего народ свой и землю, и алчущего и жаждущего правды и прямого дела для земли своей. Они были высокообразованны, но близкое знакомство с наукой и культурой Запада не отрешило их от родимой почвы, из которой почерпает духовную силу земли всякий истинный подвижник земли Русской. Перегорев в горниле западной культуры, они остались плотью от плоти, костью от кости Русского своего Отечества, и правду, которую так пламенно желали осуществить в нем, искали не в отвлеченных теориях и принципах, но в соответствии вечных начал правды Божией с основными условиями природы Русского человека, отразившимися в историческом его быте.
Победоносцев К. П. Аксаковы. СПб., 1886.

Наконец, еще одним из создателей классического славянофильства стал старший брат Ивана Сергеевича Константин Аксаков (1817–1860). Константин воспринимал славянофильство не просто как доктрину, а как образ жизни: истово проповедовал славянофильские воззрения в салонах того времени, первым из славянофилов оделся в Русскую одежду (сапоги, рубашку с косым воротом, зипун, мурмолку), отпустил бороду…

Были среди славянофилов и «сугубые практики». Так, брат Ивана Киреевского, Петр, не создавая философских или литературных произведений, внес несравненный вклад в развитие Русской культуры. Определившись в своих воззрениях и веря в великую судьбу России, с 1831 года он систематически записывал народные песни, мечтая воссоздать запечатленную в них духовную основу народа. В поисках песен Петр Васильевич в прямом смысле слова исходил пешком целые губернии. Еще один славянофил, Дмитрий Валуев, умерший в 25 лет, успел за свою короткую жизнь собрать и обработать множество материалов по истории Русского и славянских народов.

2018-10-09.1.jpg 
Цитата Константина Аксакова, брата Ивана Сергеевича

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

В 1842 году Иван Аксаков заканчивает Училище правоведения и поступает на службу секретарем 2-го (уголовного) отделения 6-го департамента Сената. Он служит честно и усердно. В целом на службе Аксаков зарекомендовал себя работоспособным идеалистом. Он не отбывал повинность, а действительно трудился с душой по 16–18 часов в сутки, видя в этом долг перед страной и народом.

Летом 1845 года Аксаков был назначен товарищем (заместителем) председателя Калужской уголовной палаты. В Калуге мыслитель провел полтора года, объездив всю губернию. Казенная служба дала молодому чиновнику много материала для размышлений. Из-под его пера выходят около 30 стихотворений, короткая поэма «Зимняя дорога»; начата поэма «Бродяга».

В конце апреля 1847 года Аксаков возвращается в Москву, где его за многочисленные заслуги повышают до обер-секретаря 2-го отдела Сената. Затем он становится чиновником по особым поручениям в Министерстве внутренних дел...

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
В 1856 году славянофилы впервые получили возможность издавать свой печатный орган. Это был журнал «Русская Беседа», первый номер которого вышел осенью 1856 года.

По своей программе издание поддерживало готовившиеся реформы Александра II с патриотических славянофильских позиций. Журнал противопоставлял Россию странам Европы, поскольку Русский народ развивается по своим особым законам в силу собственных национальных особенностей.

Однако, несмотря на успех «Русской Беседы», Ивана Аксакова не устраивал исключительно литературно-художественный характер журнала, отсутствие политического отдела и редкость выпусков. После долгих хлопот он добился права на издание в 1859 году еженедельной газеты «Парус». О программе объявил прямо: «Наше знамя – Русская народность. Народность вообще – как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми, которые стоят и ратуют за права личности, не возводя своих понятий до сознания личности народной».

Однако вышло лишь два номера «Паруса» – 3 и 10 января 1859 года. Гнев цензуры вызвала помещенная во втором номере статья М. П. Погодина о внешней политике, критикующая Русских дипломатов за служение Европе, а не России. За такие высказывания, а также за открытие не утвержденного официально славянского отдела газету закрыли. Иван Сергеевич был вытребован в Петербург и допрошен в Третьем отделении.

В октябре 1861 года Аксаков начинает редактировать еженедельную газету «День». Именно она сделала имя мыслителя знаменитым во всей России и за ее пределами.

2018-10-09.2.jpg

Помимо передовиц, «День» имел отделы: «Литературный», «Областной» (посвященный жизни Русской провинции), «Славянский» (посвященный проблемам славянских народов и славянского движения), «Критический», «Смесь». Политический отдел цензура не разрешила. Среди сотрудников были не только давние товарищи по кружку славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др.), но и новые бойцы славянофильства: М. О. Коялович, И. Д. Беляев, Н. П. Гиляров-Платонов, Ф. В. Чижов, О. Ф. Миллер и проч., ряд польских, чешских и сербских авторов.

«День» начал выходить в момент серьезнейшего кризиса, поставившего Россию на грань революции и распада. С высоты опыта ХХ века пореформенное время 60–70-х годов XIX столетия может показаться периодом процветания и стабильности. В действительности это были годы революционной ситуации, сепаратистских мятежей, нигилизма, экономических потрясений, жесточайшего социального расслоения, инородческого засилья во всех сферах Русской жизни. Можно только восхититься тем, что в то время Россия устояла, сохранила свою традиционную форму правления и достигла вершин культурного развития. И в этом – заслуга таких деятелей, как Иван Аксаков.

«ПОРА ДОМОЙ!»

Вождь славянофильства скончался 27 января 1886 года. Император Александр III удостоил вдову покойного телеграммой: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти Вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного Русским интересам. Дай Бог Вам сил перенести эту тяжелую сердечную потерю». Похоронен Иван Сергеевич Аксаков был в Троице-Сергиевой лавре, при небывалом стечении народа.

После смерти мыслителя те силы, которые не смогли победить его при жизни, пытались предать его имя забвению...

Многие свои статьи Аксаков заканчивал призывом: «Пора домой!», подчеркивая тем самым необходимость возвращения к устоям исконной Руси. Великое, но до сих пор невостребованное как должно богатство славянофильской мысли может указать блуждающей России нового тысячелетия заветные дороги «к дому».

2018-10-09.3.jpg
Могила И. С. Аксакова в Троице-Сергиевой лавре

Подготовила 
Татьяна Виноградова

 Лебедев С. 
Предисловие // Аксаков И. 
Наше знамя – русская народность.
М., 2008. С. 5–67

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


Взять человечество под контроль с целью его уничтожения: Проф. Катасонов о деятельности Римского клуба и Комитета 300

В 2018 году Римскому клубу исполнилось полвека со времени его учреждения по инициативе и на средства Дэвида Рокфеллера, одного из «хозяев денег», который ушел из жизни на 102-м году в марте 2017 года. Основная задача, которая была поставлена перед клубом, - «научно» обосновать политику депопуляции Земли....


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100