Суббота, 25 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

Митр. Иоанн об экуменистах
Уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменистах

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Апостол Русской самобытности: День памяти И.С. Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения
Апостол Русской самобытности: День памяти И.С. Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения

Иван Сергеевич Аксаков – один из самых значительных Русских мыслителей, политиков и деятелей культуры второй половины XIX века. Его статьи читала тогда вся Россия. Романсы на его стихи писали А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, М. А. Балакирев и другие композиторы. Глубокую его порядочность отмечали и политические противники («честен, как Аксаков»). И при этом сохранивший до конца дней своих юношеский идеализм Иван Сергеевич мог проявлять себя жестким и волевым политиком. Один из первых Русских социологов и оригинальный экономист, создатель Русской политической философии, поэт и писатель, он искренне не считал себя теоретиком. Всю свою энергию И. С. Аксаков направлял на популяризацию и проведение в жизнь славянофильского учения.

В нижеследующей публикации отражены далеко не все факты биографии и стороны деятельности мыслителя. Это лишь небольшой набросок яркого образа Апостола Русской самобытности на фоне его эпохи и, в частности, такого замечательного явления Русской религиозно-философской мысли, как славянофильство.


СЕМЬЯ И ДЕТСТВО

Иван Аксаков родился 26 сентября 1823 года в Русской патриархальной семье. Отцом его был известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), автор многократно переиздаваемых и в наши дни «Детских годов Багрова-внука» и сказки «Аленький цветочек». Мать, Ольга Семеновна, урожденная Заплатина, была дочерью суворовского генерала и пленной турчанки. О матери много лет спустя Иван Сергеевич вспоминал: «...она вся принадлежала Русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, Русская кухня, Русская природа – все это было ей родное». Всего у Аксаковых родилось 14 детей – шесть сыновей и восемь дочерей. Иван был третьим сыном.

В отличие от основной массы Русских дворян, отдававших детей на воспитание гувернерам-иностранцам, Аксаковы воспитывали своих чад сами. По воспоминаниям Ивана Сергеевича, в их доме «детская не существовала, т. е. не существовал тот сомкнутый, разгороженный уголок, где под надзором наемных педагогов возрастает молодое поколение в какой-то искусственной, пресной атмосфере, не имеющей ничего общего с действительной жизнью».

Мыслитель появился на свет в деревне Надежино (другое название – Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне – Башкортостан). Именно там, на степной окраине России, среди простого народа, он провел первые годы своей жизни.

В 1827 году Аксаковы переехали в Москву. Их гостеприимный и хлебосольный дом стал одним из центров Русской культурной жизни. Именно там Гоголь читал свои новые произведения, и семейство Аксаковых было первыми слушателями и критиками его творчества. Аксаков-старший водил знакомство со многими литераторами Русского направления. В частности, крепкая дружба связывала его с несправедливо забытым ныне писателем адмиралом А. С. Шишковым, неутомимым борцом за чистоту Русского языка. Часто посещали Аксаковых историк М. П. Погодин, филолог и историк Ю. Венелин, философ Н. И. Надеждин, профессор физики и своеобразный философ М. Г. Павлов. Со временем стали собираться в доме будущие теоретики славянофильства – Алексей Степанович Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Под этим названием понимаются философские, исторические, литературно-художественные направления Русской мысли, основанные на поиске места Русского народа и России среди народов и стран Запада и Востока. Применительно к России основы ее бытия в 1833 году гениально обозначил граф С. С. Уваров в триаде «Православие, Самодержавие, Народность».

Славянофильство в широком смысле слова родилось вместе с Россией. Но в каждой эпохе Русской истории оно было и будет свое. В классической философской форме это направление возникло в 30–40-х годах позапрошлого века.

2018-10-09.jpg 
Памятник С. Т. Аксакову у Музея семьи Аксаковых в с. Надеждине

Создателями классического славянофильства были выдающиеся личности. Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – потомок старинного дворянского рода. Уже в 15 лет он сделал перевод книги древнеримского писателя Тацита «Германия». В Московском университете получил степень кандидата математических наук. Писал стихи, о которых лестно отозвался Пушкин; занимался различными техническими изобретениями, получив, в частности, в Англии патент на создание нового вида паровой машины; усовершенствовал хозяйство в своем имении; воспитывал своих девятерых детей. При всем многообразии интересов отличался цельностью мировоззрения и глубочайшей религиозностью.

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), чья полемика с Хомяковым и привела к кристаллизации теории классического славянофильства, также является одним из самых самобытных философов России. Был хорошо знаком с Пушкиным, Гоголем, Погодиным и другими выдающимися современниками. В 1828 году в «Московском Вестнике» появилась статья Киреевского «Нечто о поэзии Пушкина», в которой молодой критик первым обратил внимание на народность творчества поэта. Совершив поездку в Германию, познакомился с Г. Гегелем, Ф. Шеллингом и Ф. Шлейермахером. И именно знакомство со светилами западной философии окончательно убедило Киреевского в том, что нового в европейской философии нет – все ее лучшие идеи уже изложены более глубоко и ясно в творениях Святых Отцов. Существенное влияние на Ивана Васильевича оказало общение со знаменитыми старцами Оптиной Пустыни.

Несколько позднее к славянофилам примкнул Юрий Федорович Самарин (1819–1876), также выходец из знатного рода. В 1847 году он опубликовал прославившую его статью, посвященную критике представителей «государственной школы» за попытки перенести на Русскую историю исторические принципы европейского общества и за недооценку роли общины. Самарин говорил, что образцом общественных отношений в России должен стать не индивидуализм, а иерархия христианской общины с верховной властью во главе.

2018-10-09.5.jpg

Сергей Аксаков, Иван и Константин Аксаковы, Киреевский, Хомяков, Чижов, Юрий Самарин… их называли славянофилами... Это были честные и чистые Русские люди, родные сыны земли своей, богатые умом, чуткие чутьем Русского сердца, любящего народ свой и землю, и алчущего и жаждущего правды и прямого дела для земли своей. Они были высокообразованны, но близкое знакомство с наукой и культурой Запада не отрешило их от родимой почвы, из которой почерпает духовную силу земли всякий истинный подвижник земли Русской. Перегорев в горниле западной культуры, они остались плотью от плоти, костью от кости Русского своего Отечества, и правду, которую так пламенно желали осуществить в нем, искали не в отвлеченных теориях и принципах, но в соответствии вечных начал правды Божией с основными условиями природы Русского человека, отразившимися в историческом его быте.
Победоносцев К. П. Аксаковы. СПб., 1886.

Наконец, еще одним из создателей классического славянофильства стал старший брат Ивана Сергеевича Константин Аксаков (1817–1860). Константин воспринимал славянофильство не просто как доктрину, а как образ жизни: истово проповедовал славянофильские воззрения в салонах того времени, первым из славянофилов оделся в Русскую одежду (сапоги, рубашку с косым воротом, зипун, мурмолку), отпустил бороду…

Были среди славянофилов и «сугубые практики». Так, брат Ивана Киреевского, Петр, не создавая философских или литературных произведений, внес несравненный вклад в развитие Русской культуры. Определившись в своих воззрениях и веря в великую судьбу России, с 1831 года он систематически записывал народные песни, мечтая воссоздать запечатленную в них духовную основу народа. В поисках песен Петр Васильевич в прямом смысле слова исходил пешком целые губернии. Еще один славянофил, Дмитрий Валуев, умерший в 25 лет, успел за свою короткую жизнь собрать и обработать множество материалов по истории Русского и славянских народов.

2018-10-09.1.jpg 
Цитата Константина Аксакова, брата Ивана Сергеевича

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

В 1842 году Иван Аксаков заканчивает Училище правоведения и поступает на службу секретарем 2-го (уголовного) отделения 6-го департамента Сената. Он служит честно и усердно. В целом на службе Аксаков зарекомендовал себя работоспособным идеалистом. Он не отбывал повинность, а действительно трудился с душой по 16–18 часов в сутки, видя в этом долг перед страной и народом.

Летом 1845 года Аксаков был назначен товарищем (заместителем) председателя Калужской уголовной палаты. В Калуге мыслитель провел полтора года, объездив всю губернию. Казенная служба дала молодому чиновнику много материала для размышлений. Из-под его пера выходят около 30 стихотворений, короткая поэма «Зимняя дорога»; начата поэма «Бродяга».

В конце апреля 1847 года Аксаков возвращается в Москву, где его за многочисленные заслуги повышают до обер-секретаря 2-го отдела Сената. Затем он становится чиновником по особым поручениям в Министерстве внутренних дел...

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
В 1856 году славянофилы впервые получили возможность издавать свой печатный орган. Это был журнал «Русская Беседа», первый номер которого вышел осенью 1856 года.

По своей программе издание поддерживало готовившиеся реформы Александра II с патриотических славянофильских позиций. Журнал противопоставлял Россию странам Европы, поскольку Русский народ развивается по своим особым законам в силу собственных национальных особенностей.

Однако, несмотря на успех «Русской Беседы», Ивана Аксакова не устраивал исключительно литературно-художественный характер журнала, отсутствие политического отдела и редкость выпусков. После долгих хлопот он добился права на издание в 1859 году еженедельной газеты «Парус». О программе объявил прямо: «Наше знамя – Русская народность. Народность вообще – как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми, которые стоят и ратуют за права личности, не возводя своих понятий до сознания личности народной».

Однако вышло лишь два номера «Паруса» – 3 и 10 января 1859 года. Гнев цензуры вызвала помещенная во втором номере статья М. П. Погодина о внешней политике, критикующая Русских дипломатов за служение Европе, а не России. За такие высказывания, а также за открытие не утвержденного официально славянского отдела газету закрыли. Иван Сергеевич был вытребован в Петербург и допрошен в Третьем отделении.

В октябре 1861 года Аксаков начинает редактировать еженедельную газету «День». Именно она сделала имя мыслителя знаменитым во всей России и за ее пределами.

2018-10-09.2.jpg

Помимо передовиц, «День» имел отделы: «Литературный», «Областной» (посвященный жизни Русской провинции), «Славянский» (посвященный проблемам славянских народов и славянского движения), «Критический», «Смесь». Политический отдел цензура не разрешила. Среди сотрудников были не только давние товарищи по кружку славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др.), но и новые бойцы славянофильства: М. О. Коялович, И. Д. Беляев, Н. П. Гиляров-Платонов, Ф. В. Чижов, О. Ф. Миллер и проч., ряд польских, чешских и сербских авторов.

«День» начал выходить в момент серьезнейшего кризиса, поставившего Россию на грань революции и распада. С высоты опыта ХХ века пореформенное время 60–70-х годов XIX столетия может показаться периодом процветания и стабильности. В действительности это были годы революционной ситуации, сепаратистских мятежей, нигилизма, экономических потрясений, жесточайшего социального расслоения, инородческого засилья во всех сферах Русской жизни. Можно только восхититься тем, что в то время Россия устояла, сохранила свою традиционную форму правления и достигла вершин культурного развития. И в этом – заслуга таких деятелей, как Иван Аксаков.

«ПОРА ДОМОЙ!»

Вождь славянофильства скончался 27 января 1886 года. Император Александр III удостоил вдову покойного телеграммой: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти Вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного Русским интересам. Дай Бог Вам сил перенести эту тяжелую сердечную потерю». Похоронен Иван Сергеевич Аксаков был в Троице-Сергиевой лавре, при небывалом стечении народа.

После смерти мыслителя те силы, которые не смогли победить его при жизни, пытались предать его имя забвению...

Многие свои статьи Аксаков заканчивал призывом: «Пора домой!», подчеркивая тем самым необходимость возвращения к устоям исконной Руси. Великое, но до сих пор невостребованное как должно богатство славянофильской мысли может указать блуждающей России нового тысячелетия заветные дороги «к дому».

2018-10-09.3.jpg
Могила И. С. Аксакова в Троице-Сергиевой лавре

Подготовила 
Татьяна Виноградова

 Лебедев С. 
Предисловие // Аксаков И. 
Наше знамя – русская народность.
М., 2008. С. 5–67

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Церковь не должна молчать о глобализме: О. Никодим (Шматько) о Воскресении Христовом и угрозах трансгуманизма (+ВИДЕО)

В наше время нередко можно встретить какого-нибудь невежду или даже священнослужителя, который критикует верующих людей, не желающих подчиняться тотальному электронному контролю. Говоря множество слов о любви, эти критики извергают неприкрытую злобу в адрес тех, кто держится святоотеческого учения по вопросам глобализации. И даже выступления Святейшего Патриарха Кирилла на эту тему...


Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100