Нужна не одна полемика, но и просвещение: Еп. Феодор (Казанов) о Русской Голгофе и народном самосознании
В продолжение публикации:
Продолжая публикацию рассуждений современных архипастырей РПЦ о подвиге святых Царственных Мучеников, предлагаем к прочтению интервью с правящим архиереем Переславской епархии (Ярославская митрополия) епископом Переславским и Угличским Феодором (Казановым).
– Ваше Преосвященство, при освящении памятника Царственным Страстотерпцам в Годенове Вы сказали примечательные слова: «Мы ничего не забыли, мы все помним». Но так ли уж много нас, помнящих? Социальные опросы констатируют ужасающее незнание россиянами собственной истории, отсутствие интереса к ней у молодежи. Как Вы считаете, обратим ли этот процесс?
– Конечно, невежество, как любая болезнь общества, требует и лечения, и профилактики. Если не бороться с причинами болезни, ее порождающими, она может перейти в хроническую форму. Изменить природное тяготение общества к сохранению своей истории можно, только разрушив духовно-нравственную составляющую системы ценностных ориентиров. Полностью уничтожить стремление к исторической идентичности практически невозможно, для этого нужно поработить сознание.
Но подобная потребность социума может стремиться к нулю. Если бы процесс был необратимым, мы с вами об этом сейчас уже, наверное, не говорили. Хотя в общем картина печальная, но говорить, что все потеряно, будет неправильно.
Процесс разложения идет в обществе постоянно, с момента грехопадения человека и первого социального раскола в лице братоубийцы Каина и тех его братьев и сестер, которые оставили родителей и стали жить иной жизнью, жизнью подмены ценностей. Именно в семье каинитов – Иувала, Тувалкаина и прочих – появляются прогрессивные достижения юного человечества как замена Божественной благодати.
Позднее их принцип будет озвучен в 30-х годах Мичуриным: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача. Человек может и должен создавать новые формы… лучше природы». Этот лозунг быстро подхватят строители развитого социализма.
Насколько позиция потребительства будет развиваться в современном обществе, зависит от самого общества и от ярких его представителей, которые задают вектор движения не только для современников, но часто и для многих поколений вперед.
Выстраивать правильную систему ценностей в социуме призваны три института: государство, семья и Церковь. Безусловно, светская власть имеет больше возможностей в реализации государственной идеологии, если таковая, конечно, имеется. В России, например, до сих пор нет и не может быть по Конституции единой цели, идеи развития.
Экономически для государства выгоднее выращивать человека-потребителя, чем человека-мыслителя, но это путь к тоталитарному режиму, потому что контролировать человеческие пороки при низком пороге совести по-другому невозможно. С другой стороны, в людях заметно определенное отторжение от продуктов псевдокультуры. Поиск вечных ценностей, движение к светлому, доброму. Каждый из нас является проповедником своего образа жизни, ценностных ориентиров. Мы не можем недооценивать влияние личности на общество. Духовное опьянение сменяется обычно просветлением народа или его порабощением и потенциальным уничтожением. Все-таки в Русском народе таятся великая сила и неизменная надежда.
– Многие подвижники минувшего века говорили о необходимости всенародного покаяния в том или ином соучастии в грехе клятвопреступления – предательства Царя и Главнокомандующего накануне победы в кровопролитнейшей войне, о перемене образа мыслей, а тем самым и жизни. О необходимости такого покаяния много говорилось и в 90-е, когда наряду с разрушительными процессами происходило и духовное пробуждение: храмы были полны, множество людей пришло к вере.
Символично, что именно на рубеже этой эпохи и начала следующей Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил Царскую Семью, хотя были те, кто выступал против ее канонизации. И сейчас, как я знаю, находится немало священников и мирян, внутренне не согласных с канонизацией и лишь подчиняющихся решению священноначалия. Что бы Вы сказали этим людям?
– Мы понимаем, что наши предки заблудились, вели неправильную духовную и социальную жизнь, не каялись в своих грехах, позволили страстям поработить ум, сердце и волю. Как следствие – государственный переворот, гражданская война, убийство Помазанника Божия, открытое богоборчество.
Если сегодня мы, глядя сквозь призму времени, не обратим взгляд на себя, не будем каяться в своих неправдах, то, как наши деды и прадеды, совершим что-то ужасное, может быть, еще более худшее, чем они. Мы можем и должны молиться о том, чтобы Господь простил России ее грех. Но, чтобы Он нас услышал, нужно самим быть ближе к Богу.
Нет ничего удивительного, что на угодников Божиих не только при жизни, но и после смерти возводили клевету, стараясь стереть и саму память о них, – так они противны врагу нашего спасения диаволу. Апостол Павел претерпевал искушения от братии и от лжебратии, – что изменилось в людях с того времени?
Что касается Царской Семьи и духовенства, то и сто лет назад, к великому сожалению, многие представители клира поддержали свержение Самодержавия как некой ненавистной формы управления государством…
Они [Царственные Мученики] жили для России и умерли за Россию. Лично я нисколько не сомневаюсь в их святости и чувствую их благодатную помощь. Впервые это произошло в 1999 году на крестном ходе «За веру и верность». Даже если бы на их челах не был надет терновый венок России, невозможно не удивляться их скромности при всей полноте власти, их христианскому подвигу служения ближнему и своему родному Отечеству.
Для Александры Феодоровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской, Русская земля стала родной вместе с принятием всем своим сердцем Православия и Русского отчества от Феодоровской иконы Божией Матери. Сама эта традиция и созвучие смыслов Отечества и отчества не могут оставить равнодушным, кажется, ни одного человека. Невозможно не умиляться сердцем их трогательным чистым отношениям, которые отчасти приоткрываются в переписке Николая. Многие письма Императрицы могут служить для назидания современным матерям и супругам.
Посмотрите, какое благородство их лиц, их поступков.
Прекрасные Великие Княжны заняты не поиском восторженных ухажеров, а вместе со своей Царственной матерью в военном госпитале в обычной одежде сестер милосердия перевязывают раненых солдат.
Юный Цесаревич Алексий, невзирая на свою страшную, неизлечимую болезнь, защищает своих сестер от грубости красных конвоиров. Он спит в шинели, подражая своему августейшему отцу: всегда быть готовым к военному походу по первому сигналу.
Мы не увидим этих защитников Родины в шикарных нарядах, кроме как при официальных приемах. Рассказы, которые уже стали преданием, повествуют: когда Хрущев занял Ливадийский дворец – одну из царских резиденций, попросил приготовить поваров то, что кушали обычно Цари. Ему принесли гречневую кашу и, кажется, еще капусту. Стерлядь, черная икра, заливные потроха, бараньи ребрышки и прочие изыски были в меню дипломатических приемов и торжественных встреч. В обычные дни Царская Семья жила достаточно скромно, что немало удивило первого секретаря ЦК КПСС и партийных сотрудников...
– Можно также вспомнить, какие огромные личные средства последние венценосцы тайно жертвовали на самые различные народные нужды, что в годы последнего царствования Россия стремительно становилась сверхдержавой, как росло благосостояние, какой был прирост рождаемости, наконец, и о том, что, приняв командование армией в 1915 году, когда страна была на краю военной катастрофы, Император привел ее к победе, сорванной изменой, трусостью и обманом российской элиты. Все это давно известно, но до сих пор нередко сталкиваешься с повторением избитых пропагандистских мифов – то, по старинке, о «Николае Кровавом», то о «слабом Царе», что обвалил-де Россию «в черную дыру». И как противостоять всей этой повторяющейся вот уже в течение более ста лет клевете?
– Есть прекрасная фраза: «Молчанием попирается Бог». Мы не должны молчать, когда слышим клевету на ближнего своего и тем более на святых и на Церковь. И вопрос здесь не только в полемике, но и в просвещении, нужно больше говорить о подвиге новомучеников и исповедников, к этому призывают нас Святейший Патриарх и Архиерейский Собор, об этом говорит сама историческая справедливость.
Беседовал священник Константин Кравцов
Журнал Переславской епархии
«Ковчег» (№ 7 (25), июль 2018 г.)
Печатается в сокращении
___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
Телефон редакции: 89153536998
См. также:
<-назад в раздел