Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

Митр.Иоанн о лжемиротворчестве экуменистов
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.
Митр. Иоанн (Снычев) о «миротворчестве»

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Защитник веры и народа многострадальной земли сербской в XX веке: День памяти сщмч. Петра Дабро-Боснийского

2018-09-17.jpg
Портрет священномученика Петра
 Худ. Р. Калмаревич

Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении веков обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом отношении был период турецкого владычества, но не менее драматичным стало и 20-е столетие, когда Сербскую Церковь вновь постигли суровые испытания. В период Второй мировой войны территория Боснии и Герцеговины оказалась в составе марионеточного «Независимого хорватского государства», где был развернут террор в отношении православного духовенства и сербского населения. В это жестокое время украсился мученическим венцом митрополит Дабро-Боснийский Петр, чья фигура явилась идеалом сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада Христова.

Священномученик Петр (в миру Иоанн Зимонич) родился 24 июня 1866 года в городе Грахове (Герцеговина, тогда в составе Османской Империи), в семье прославленного народного героя, воеводы и священника Богдана Зимонича – участника Герцеговинского восстания 1875–1878 годов против турок (после которого край отошел к Австро-Венгерской Империи).

Получив начальное образование в родном доме, в 1887 году Иоанн закончил семинарию в Рельеве и поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом и проводит год в Венском университете. С 27 октября 1893 года становится доцентом, а с 14 октября 1895-го – профессором богословского училища в Рельеве. 6 сентября 1895 года в монастыре Житомислич будущий святитель принимает монашеский постриг с именем Петр. Затем – рукоположение в иеродиакона и иеромонаха. Неутомимый труженик и талантливый педагог, скромный, любезный в обхождении и искренний, отец Петр пользовался любовью и уважением семинаристов. 20 июля 1901 года он назначается консисториальным советником Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 году производится в архимандриты. Известие о его избрании митрополитом Захолмско-Герцеговинским в православной Герцеговине встретили с особым воодушевлением. Хиротония состоялась 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара.

У нового архиерея были нелегкие задачи – восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести тяжелую борьбу с австрийскими властями за сербскую автономию в сфере школьного образования. Противостояние это в известной мере завершилось в 1905 году, после чего владыка Петр смог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Помимо многочисленных церквей, им был возведен большой митрополичий двор в Мостаре и открыто монашеское училище в Житомисличе.

В это время в Боснии и Герцеговине произошел ряд крупных политических событий, негативно повлиявших на положение Сербской Церкви и народа. В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, и надежды на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских войн, а начало Первой мировой войны ознаменовалось арестами, убийствами и террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты и казнены, а другие окончили свои дни в концентрационных лагерях. Несмотря ни на что, сам митрополит не покидал кафедру и делал все возможное, чтобы облегчить положение паствы. Патриот, безстрашный защитник церковных и народных интересов, он неоднократно проявлял готовность пострадать за свое служение.

Cвятая Сербия... <…> она освящена миллионами страданий и мук за честной Крест и веру Христианскую. Это высшее освящение земли – мученической кровью за Христа. А сколько крови! Сорокалетние сербы являются свидетелями мучений более двух миллионов своих соотечественников. Кто возьмется подсчитать миллионы сербских мучеников за полных пять столетий – от Косова до конца сороковых годов?! Сколько крови! Освящает вода, которой священник окропляет человека, дом, поле, виноградник, пасеку или стадо. Тем более – кровь! Кровь со слезами и воплями к Богу! Поэтому сербы имеют право называть свою землю святой. Святая Сербия... Они должны знать и своим детям наказать, что нет ничего сильнее святого. Святая земля не подвластна ни безбожию, ни лжи, ни насилию, ни вульгарности, ни жестокости завоевателей, ни какой иной силе. Святую землю охраняет Своей силой и Своим благословением Сам Бог. Ее нельзя одолеть. Чем больше мучений – тем она крепче. Пусть радуется каждый серб – теперь больше, чем когда бы то ни было: его Родина – это святая земля. Святая Сербия! Пусть он бережет ее и стремится умножить ее богатство.
Святитель Николай Сербский
Источник: «Святая Русь» (http://svrus.hram.by)

Накануне объявления Австро-Венгрией войны Сербии, в беседе в кафедральном соборе святитель потребовал от присутствовавшего австрийского генерала, чтобы власти прекратили изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к Императору или призвать сербский народ к восстанию. Кроме прочего, он сказал: «Часть наших сограждан [т. е. хорваты] пошли туманным путем, который не ведет к Богу, Царю и миру. Они подняли руки на наши земли, на нашу честь и нашу личную безопасность. Мы не должны следовать этим путем, но необходимо идти с законом в руках к Царю и Хозяину и спросить: есть ли в этой стране для нас защита?!»

После Первой мировой войны на карте мира появилось новое государство – Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, получившее впоследствии название Югославия. Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр активно включился в работу по объединению частей Сербской Церкви.

Когда Патриархия восстановилась, святителя переместили в Сараево на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру, при этом он не оставлял административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией.

При нем в митрополии строились и освящались многочисленные храмы и колокольни. Перед Второй мировой войной в Новом Сараеве по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита была и постройка семинарии в Сараеве, но начавшиеся боевые действия этому воспрепятствовали. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало Братство святого Саввы, занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекций. Под руководством Церкви проходили благотворительные акции, работали детский дом, детский сад и столовая для сирот. Особое внимание Владыка уделял преподаванию Закона Божиего, на уроках которого сам нередко присутствовал. Ему удалось достичь необыкновенной гармонии в отношениях с окружавшим его духовенством и народом, он не оставлял заботами паству и рукоположил около 40 священников. За свои труды святитель был награжден орденами святого Саввы 1-й степени, Белого Орла 4-й степени и орденом Звезды Карагеоргия.

Нападение Германии и ее союзников на Югославию в апреле 1941 года застало митрополита Петра на кафедре в Сараеве. Из-за интенсивных бомбардировок он на некоторое время покинул город, но уже 21 апреля вернулся в свою резиденцию. Тогда в городе орудовали отряды усташей (хорватских фашистов), повсюду проходили аресты и погромы. Владыка знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича), но отказался оставить паству, сказав: «Там, где я делил с народом добро, я делю с ним зло, и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».

27 апреля 1941 года в здании митрополии гестаповцы провели обыск. Один из немецких офицеров спросил у святителя Петра: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» – добавив, что за это его следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев священномученик смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды, которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь».

Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии католический священник Божидар Брале позвонил митрополиту Петру и потребовал приказать православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Кириллические надписи в официальных документах и на печатях требовалось срочно заменить латинскими. При этом Брале пригрозил, что в случае неисполнения ответственность ляжет непосредственно на Владыку. Ответ последнего был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а кроме того, война еще не закончена».

Твердая позиция архипастыря проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, он ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 года в митрополию пришли усташские полицейские и арестовали святителя. 17 мая Владыку доставили в полицейскую тюрьму Загреба. По свидетельству одного из сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, он держался мужественно и своим поведением ободрял других заключенных. Из Загреба его перевели в лагерь Керестенац, где обрили, отобрали мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позже митрополита Петра отправили в концентрационный лагерь Госпич – на новые пытки и муки. Очевидцы вспоминали, что его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, глумясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба святого доподлинно неизвестна. На протяжении 1941–1942-го годов Священный Синод Сербской Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но – безрезультатно. По одной из версий из Госпича Владыку перевели в лагерь Ядовна, где убили ударом молотка по голове, после чего сбросили тело в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. Есть также предположение, что митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его останки уничтожены в печи для обжига кирпичей. Место погребения священномученика осталось неизвестным. Но как бы там ни было, он безспорно принял мученическую кончину ради Христа и верности Православию, по слову Спасителя, положив за паству свою душу (см.: Ин. 10, 11).

В 1998 году Архиерейский Собор СПЦ прославил владыку Петра в лике священномучеников. В его честь было возведено несколько храмов. 27 декабря 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви внес имя священномученика Петра (Зимонича) в месяцеслов РПЦ.

Подготовила Ксения Миронова

http://www.pkrest.ru       

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100