Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о смерти
Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные нигода не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью.
Прп. Паисий Святогорец о смерти

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Творец Русской триады «Православие, Самодержавие, Народность»: Памяти государственника и мыслителя С.С. Уварова


Эту публикацию о великом отечественном мыслителе и государственном деятеле, министре народного просвещения Сергее Семеновиче Уварове, творце Русской триады, мы приурочиваем не только к дате его рождения, но и к началу учебного года, – желая таким образом особенно отметить его труды по формированию в России национальной системы образования.

2018-09-07.1.jpg
Собственными началами России являются Православие,
Самодержавие и Народность, без коих она не может
благоденствовать, усиливаться и жить.
Граф С. С. Уваров

Граф Сергей Семенович Уваров (1786–1855) происходил из старинного Русского дворянского рода, восходящего к XV веку. Его отец был адъютантом Г. А. Потемкина; Императрица Екатерина II восприняла его от купели и стала крестной матерью младенца, нареченного Сергием в память величайшего Русского подвижника Сергия Радонежского. Отец умер, когда мальчику исполнилось два года. Мать не сумела сохранить небольшое наследство и, не имея средств, отдала на воспитание обоих сыновей сестре, бывшей замужем за князем Куракиным.

Уже с раннего детства С. С. Уваров осознанно стремился к знаниям и страсть к наукам сохранил до конца жизни. Получил домашнее образование, слушал лекции в Геттингенском университете в Германии. Благодаря настойчивому самообучению, обладал глубокими познаниями (особенно в греческой истории), знал семь языков (новые и древние, греческий изучал 15 лет), на четырех языках писал сочинения.

Опубликовал свыше 20 работ по истории, литературе, филологии и изящным искусствам Древней Греции, Рима и Востока (преимущественно на французском языке). После выхода в отставку в 1853 году публично защитил в Дерптском университете магистерскую диссертацию о происхождении болгар; до последних дней трудился над докторской диссертацией.

Сергей Семенович признан одним из образованнейших людей своего времени. Был почетным членом Императорской академии наук (1811), Российской академии наук (1828), многих ученых обществ России (Московского Императорского общества сельского хозяйства (1818), Общества любителей российской словесности при Московском Императорском университете (1818), Общества истории и древностей российских (1823), Одесского общества истории и древностей (1839), Императорского университета святого Владимира (1844), Императорского Русского географического общества (1845)); состоял почетным членом ученых обществ практически всех европейских стран (в т. ч. Национального института Франции, Королевского общества наук в Геттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности), также был избран членом Историко-географического общества Бразилии.

Службу С. С. Уваров начал в 15 лет юнкером в Коллегии иностранных дел (1801), затем был назначен к посольству в Вене (1806), секретарем посольства в Париже (1809), попечителем Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ (1810–1821), президентом Императорской академии наук (1818–1855), директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и членом Совета министров финансов (1822–1824), сенатором (1826; участвовал в разработке Цензурного устава 1828 г.), товарищем министра народного просвещения (1832), и. д. министра народного просвещения (1833), утвержден министром народного просвещения (1834–1849).

Особенно значительна его роль как президента Академии наук, которую он возглавлял 37 лет и коренным образом преобразовал (разработанная им структура сохраняется и поныне). Уваров стоял во главе Министерства народного просвещения 15 лет, создав фундамент образования, в т. ч. высшего университетского.

Воспитанный аббатом-французом Мангеном на европейской (преимущественно французской) культуре, 20-летним юношей оказавшись в Западной Европе на дипломатической службе, прожив за границей несколько лет, достаточно глубоко познав западный мир, Уваров возвращается в Россию страстным патриотом своего Отечества. Критически восприняв западноевропейскую цивилизацию, он считал, что в странах Западной Европы «порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух», и следствием этого явились революционные потрясения; пришел к убеждению, что Россия под руководством Монарха может развиваться без революций, сохраняя свои национальные и духовные традиции.

Уваров был предан интересам России, достойно трудился для ее блага. Дважды добровольно уходил в отставку (в 1821 и 1849 гг.) в знак протеста против политики, направленной на ослабление государства. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили ему выработать оригинальное мировоззрение и провести фундаментальные преобразования, особенно в народном просвещении.

Основу мировоззрения Уварова составляли два коренных принципа. Первый заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убежденный сторонник самобытного эволюционного пути развития России в общем русле мировой цивилизации: «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть Русской, она перестанет существовать».

Второй принцип заключался в том, что основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Сергей Семенович принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, ее благосостояние связаны с уровнем образования. Поэтому просвещение он сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии.

Самобытная программа Уварова в области народного образования была построена на «исторических принципах Русской государственности и культуры»; она ставила задачу просветить все слои общества: «Министерство желает просвещения для всех в мере способности каждого для вящего утверждения народного духа в верности к религии предков и преданности трону и Царю».

Основные ее положения впервые были высказаны в 1832 году в отчете о состоянии Московского университета: «Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества»; окончательно сформулированы в 1833 году в докладе Николаю I: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: „Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности"» (опубликованы в 1834 г. в «Журнале Министерства народного просвещения»).

2018-09-07.jpg

Широко известная уваровская формула была взята им и преобразована из старинного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество»; стала девизом графского рода Уваровых (возведен в графское достоинство в 1846 г.). Знаменитая уваровская триада легла в основу не только народного образования, но и всей государственной деятельности Уварова. Она заключает в себе глубокую «державносозидающую философию».

По убеждению Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна была стать национальной идеей, вокруг которой сумели бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (а не западного, революционного) преобразования России. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой Русского общества, который в силу особенностей развития отошел от Русской культуры, от Православия и которому вследствие этого недоставало национального самосознания.

Прогресс человеческого общества С. С. Уваров связывал прежде всего с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому Православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности («Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть; ослабить в них веру, то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце»); обезпечивает единство Русского народа, утверждает начала внутренней общности (определяет нормы поведения и убеждения и отдельного человека, и народа, и державного правителя). Православие сумело сохранить чистоту и крепость своих основ (в отличие от т. н. христианских религий Запада) и способно объединять Русское общество. Вера незыблема. Творческая духовная сила лежит в основании Русской государственности и Русской культуры.

В Самодержавии и самодержавном правлении Уваров видел главное условие политического существования России. Самодержавие как определяющая форма державного бытия Русского народа была выстрадана и принята народом. Уваров считал, что обширная и разнообразная Империя требует сильной центральной власти, что только сильная власть способна успешно претворять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост принесет благо народу, приведет к безболезненной ликвидации крепостного права.

Любая попытка ослабить Самодержавие неминуемо послужит гибели России: «Русский колосс упирается на Самодержавии как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. <…> Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

Народность – это прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям. Уваров считал, что «народность состоит не в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия меняться не должна». Иноземные веяния следовало воспринимать осмысленно, чтобы не «удушить»национальную культуру и национальное самосознание и тем самым не изменить насильно «физиономию» народа. Уваров всегда выступал против слепого подражания западной культуре.

Познать самобытность можно только путем изучения отечественной истории и культуры; зная во всей полноте «драгоценное наследие», Россия сможет сбросить оковы «интеллектуальной» колонии: «Внимайте гласу истории! Она вам ответствовать будет, она объяснит все ваши сомнения, решит все ваши вопросы».

В глубоком историческом образовании C. С. Уваров видел действенное средство от революционных потрясений, от разлагающих общество атеистических идей, поэтому особое место отводил преподаванию истории на всех уровнях образования для полноценной подготовки российского гражданина; история, по определению Уварова, является главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма: «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои; судей, знающих цену правосудия; воинов, умирающих за Отечество; опытных вельмож; добрых и твердых Царей».

Также важным элементом сохранения и развития национальной культуры Сергей Семенович считал заботу о сохранении и развитии Русского языка. По уваровской реформе образования в гимназический курс на протяжении всех семи лет образования было введено преподавание Русской грамматики, истории и литературы.

Исходя из концепции «Православие, Самодержавие, Народность», С. С. Уваров сумел за годы своего правления в Министерстве создать фундамент системы народного образования в России действительно на Русских национальных началах и в интересах общественного развития Отечества. Реформировал учебные программы на основе классического образования, положил начало реальному образованию; создал два университета: Санкт-Петербургский (преобразовал в 1819 г. из Главного педагогического института) и святого Владимира в Киеве (1833). Один из воспитанников Петербургского университета (выпускник 1849 г.) писал: «Университет графа Уварова был университетом не немецким, не французским, не английским, но свой оригинальный Русский, такой, каким его создали потребности общества».

Во всех университетах (в соответствии с разработанным Уваровым университетским уставом 1835 г.) были открыты специальные кафедры по Русской истории, всемирной истории, истории и литературе славянских наречий; укреплены кафедры по истории и словесности древней Греции и древнего Рима. Введены заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений.

«Ученые записки», которые стали издавать университеты по инициативе Уварова, не печатали политических новостей и «литературных ругательств», они выступали «как чистейший источник познаний и сведений». Одна из главнейших задач «Записок» заключалась в том, чтобы «внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив большее внимание на узнавание нашей народности». Приоритетное значение в изучении отечественной истории в российских университетах должно было «показать место Русского народа в системе народов» юношеству.

Сергей Семенович первым из министров стал публично отчитываться о своей работе: отчеты по управлению Министерством ежегодно публиковались в основанном при нем в 1834 году «Журнале Министерства народного просвещения».

При нем была создана централизованная система управления учебными округами. Учебные заведения всех ступеней (приходские, уездные, гимназии, университеты) были включены в единую государственную систему. Частное воспитание и иноземные воспитатели искоренялись как не соответствующие общественному характеру и национальному направлению в обучении и воспитании юношества: «…положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами и водворить как между молодыми людьми высшего сословия, так и вообще в университетском юношестве стремление к образованию народному, самостоятельному». Защищая российское просвещение от европейских революционных и атеистических идей, Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы.

Уваров фактически поднял из руин Академию наук. Коренным образом преобразовал ее: при нем увеличилось количество академиков, он способствовал избранию в нее крупнейших Русских и европейских ученых; при нем основана Пулковская обсерватория, осуществлена масштабная исследовательская программа в области Русской истории и языкознания, в т. ч. создана в 1829 году и существующая поныне Археографическая экспедиция, которая целенаправленно собирала по всей России источники по истории допетровской Руси, обследовав с этой целью около 200 библиотек, архивов, монастырей; Сергей Семенович также укрепил связь Академии наук с университетами.

Почил граф 4 сентября 1855 года и был похоронен в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

В начале ХХ века уваровская Русская триада «Православие, Самодержавие, Народность» легла в основу идеологии черносотенных организаций, радеющих о спасении России и сохранении Монархии («Союза Русского народа» и др.). Будучи формулой Великой Руси, она сохраняет непреходящий смысл и в наши дни.

Подготовила Татьяна Виноградова

Полунина Н. Уваров С. С. // Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа.
Русский патриотизм. М., 2003. С. 811–814.



____________________
См. также:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100