Суббота, 20 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Состояние духовной жизни как повод для отшельничества: Как и почему старец Феодосий Карульский переехал на Афон
Состояние духовной жизни как повод для отшельничества: Как и почему старец Феодосий Карульский переехал на Афон

Старец Феодосий Карульский (1869–1937), русский афонский подвижник ХХ века, известен нам прежде всего как исихаст, делатель Иисусовой молитвы, борец против употребления в Православной Церкви «нового стиля», внесшего не только много неудобств в богослужебную жизнь, но и разделений, смущений; а также как автор трудов против учения «имябожников», которое буквально раздирало русский Афон в начале того скорбного века. По свидетельствам учеников старца Феодосия, его дневник, который велся во время жизни на Святой Горе, «можно считать руководством в художественном делании Иисусовой молитвы», а своими молитвами старец многих возвращал ко Христу, Его Церкви.

Чистая цель сына мельника

Иночество все время была целью будущего подвижника. К нему он стремился с раннего детства, согласно его жизнеописанию:
   «Своею детскою простотою он умел говорить с детьми по-детски, чем и привлек к себе детей брата и по соседству других, и родных поблизости, и составил из них маленькое общежитие наподобие монастырских. Малышам обоего пола было лет от четырех до восьми. По вечерам и утрам собирались на общую молитву, исповедовали свои грехи, кто в чем согрешил, а он их учил на память читать молитвы, учил послушанию и прочему. Все охотно сделались его учениками и ученицами и с нетерпением, бывало, ждут не дождутся, когда он приедет на каникулы. А как приедет, то тогда он сам с ними делался как дите: занимался с ними по-детски и играл с ними такими же играми, какие дети любят, и в то же время учил их страху Божию и благочестию… 
   Ни одного дня дети не оставляли своего учителя. Вместе с ним дети шли в церковь, впереди него попарно, прыгая и толкая друг друга… Любил старец впоследствии часто рассказывать про этих детей. Раз спрашивает одного: “А скажи-ка, на кого похож Бог?” И тот отвечает: “На моего батю – в белой рубахе, подпоясанный красным поясом и с кнутом в руках”. И старец поправлял их детские понятия».

Так говорится о его жизни в Саратовской губернии, где родился Василий Харитонов, будущий иеросхимонах Феодосий.

Если цель человека чиста, угодна Богу, то Господь, несмотря на кажущуюся некоторым, быть может, фантастичность цели, устраивает и внешние обстоятельства жизни таким образом, что они позволяют этому человеку достигнуть желаемого. Не всегда, правда, путь к цели выстлан розовыми лепестками. Вася Харитонов из саратовской крестьянской семьи – и вдруг на Афон, да еще иеросхимонах, защищающий церковное Предание? А почему бы и нет? – говорит Бог, устраивая жизнь Васи Харитонова лучшим для него образом и приближая Васю к любимому Афону. Точнее, уже не Васю, конечно, – инока Феофана: получив, судя по всему, не без труда, родительское разрешение, сын мельника избирает иноческий путь.

Несколько лет он учился в Саратовском духовном училище, потом в Вологодской духовной семинарии, затем в Казанской духовной академии. В Казани же он и принял постриг с именем Феофан – в честь преподобного Феофана Сигрианского и из почтения к епископу Феофану, затворнику Вышенскому, одному из своих любимых духовных писателей. Сразу же инок Феофан был назначен надзирателем в Симферопольскую семинарию, а через некоторое время вернулся в знакомую ему Вологодскую семинарию, но уже на должность инспектора, которую исполнял в течение пяти лет до своего отъезда на Святую Гору – с 1896 по 1901 год.

Не убежавший от Церкви…

С уверенностью можно сказать, что административные должности тяготили инока Феофана: не в них он видел исполнение своего монашеского призвания. Да и сами духовные учебные заведения того времени (только ли того времени?), судя по воспоминаниям, названию своему не очень соответствовали, что не могло не мучить людей, искренне стремившихся именно к жизни по духу. Доказательством могут служить, например, воспоминания, записки современников.

Так, архиепископ Никон (Рождественский), бывший в то время на Вологодской кафедре, пишет в своем дневнике:
   «Год 1910. Питомцы Церкви бегут от Церкви! В России имеется 56 духовных семинарий для приготовления пастырей, а епископы озабочены недостатком кандидатов священства. Семинарии выпускают кандидатов для высших учебных заведений, акцизных чиновников, даже ветеринаров, а во священники в некоторых епархиях из их питомцев едва ли идет один из десяти… Не я один опасаюсь – от многих епископов слышал я тревожное опасение, как бы не опустили из виду самого главного – чтобы семинарии прежде всего давали нам достойных кандидатов священства. Не тревожное ли, в самом деле, явление: на Церковь Божию надвигаются со всех сторон полчища врагов, а ее духовные силы падают, ее пастыри понижаются в своем образовательном цензе, и, что особенно тревожно, в них гаснет та благодатная искорка ревности о служении спасению ближнего, которой одной и жива Церковь Божия…»

И это пишется не где-нибудь, а на земле Северной Фиваиды, прославившейся подвигами сотен и сотен преподобных разных веков. Заметьте: «Питомцы Церкви бегут от Церкви».

Митрополит Вениамин (Федченков) писал о семинариях того времени:
   «В семинарию шли совсем не для того, чтобы потом служить в Церкви, а потому, что это был более дешевый способ обучения детей духовенства. Школы стали сословными. Но ученики их по окончании семинарии в огромном количестве уходили по разным мирским дорогам: в университеты, в разные институты, в учителя, в чиновники, – и только 10–15 процентов шли в пастыри. И конечно, таким семинаристам не очень нравились многие духовные порядки, а если они и терпели их, то по нужде, чтобы получить права. И нам, начальникам, становилось все труднее и труднее держать дисциплину, а еще более – религиозный дух. Приходилось мириться, смотреть сквозь пальцы, страдать за них и о них».

Еще одно скорбное свидетельство из тысяч:
   «Иногда, обычно под праздники, семинаристы развлекались в спальне. Таких кощунственных песнопений я после семинарии нигде не слыхивал. Мне, непривычному к такому пению, казалось диким и возмутительным то, что я видел и слышал. Но бурсацкое ухо ко всему этому было привычно. Здесь закатывались прекрасно исполняемые “молебны” в честь “Сергия Каменноостровского, чудотворца” или сквернословный акафист в честь “святых монашенок” и т.п. Это были, по-видимому, “родимые пятна” бурсацких нравов: они, как тяжелая наследственность, переползали из поколения в поколение, стали неискоренимой традицией», – пишет Евгений Петрович Смелов, учившийся в Санкт-Петербургской духовной семинарии в 1918 году в числе студентов последнего выпуска, служивший потом в историческом отделе Главного штаба ВМФ, капитан второго ранга.

…Но бежавший от внутреннего ада

Бунты, забастовки, безпорядки, покушения на убийство, кощунства, взрывы в духовных учебных заведениях империи – обычное явление начала ХХ века. После 1917 года все бунты прекратились, как прекратили свое существование и сами духовные учебные заведения. 

«Революция вышла из семинарии», – говорил преподобный Варсонофий Оптинский, показывая, что духовно, увы, мы были готовы к страшным изменениям в России и что внешний ужас, воцарившийся в стране в 1917 году, был лишь следствием внутреннего ада.

Мог ли инок Феофан, человек, для которого Христос, Церковь – не дежурная ступенька по карьерной лестнице, а сама жизнь, спокойно смотреть на падение нравов в среде православных христиан? Инспектор Вологодской духовной семинарии вынужден разбираться с кражами, кощунствами, драками, что устраивают те, кто вообще-то призван стать пастырями. Можно поискать другую, попроситься туда, но везде – по всей России – одно и то же.

Совсем оставить духовные учебные заведения неравнодушного инока побудил следующий случай. После ужина в общежитии семинаристов ученик по фамилии Славин, обладавший значительной физической силой, набросился на дежурного и, повалив его, стал душить. Только при помощи нескольких человек – учеников и служителей – удалось вырвать дежурного из железной хватки покушавшегося. Сам дежурный был уже без сознания. Вот это, думается, и был последний штрих, последняя черта, после которой отец Феофан понял: духовности в «духовных» учебных заведениях того времени мало, а если и есть, то не того духа эта духовность, как показала практика следующих десятилетий, о чем и говорил преподобный Варсонофий Оптинский. Мог ли не мучиться искренний священник, настоящий Христов пастырь, наблюдая постоянное отступничество от Христа своих пасомых?

Однажды мне сказал житель далекого скита, иеромонах, тоже бывший какое-то время инспектором одного из духовных училищ, но уже в наше время:
   «Студенты-семинаристы четко делились на три группы: служители, ремесленники и наемники. Служители – искренние, горячие сердцем ребята, готовые и хотящие быть с Богом. Один взгляд в их глаза радовал, утешал. Пусть даже успеваемость у некоторых хромала, но ты видел их веру, любовь ко Христу. Ремесленники – ну, дай им Бог хоть начать приближаться к первым. Наемники – самое страшное. Они и не скрывали, что училище, семинария, академия, сан, возможное монашество – лишь средство “делать деньги и стать уважаемым человеком”. Каково сейчас соотношение этих трех групп в наших учебных заведениях, я не знаю, но уже тогда оно вызывало тревогу. Допускаю, что если будет достигнута критическая масса представителей второй и особенно третьей группы, нас ждут очередные потрясения, и я не уверен, что в этот раз Россия их выдержит. В общем, я рад и благодарен Господу, что живу в скиту».

Где Небо стало ближе

Вероятно, те же чувства испытывал и отец Феофан (Харитонов) веком ранее. Но даже трагедии, потрясения – что общественные, что личные – Бог использует ко благу человека, честно Его ищущего. После печального случая в Вологодской семинарии в 1901 году отец Феофан и получил возможность переселиться на Святую Гору, где Небо ему, вероятно, было ближе. Уже оттуда, с Афона, приняв схиму с именем Феодосий, он писал письма в защиту привычного церковного календаря, стремясь помочь Церкви избавиться от разделений и расколов; оттуда он полемизировал с «имяславцами»; оттуда же позднее писал вразумления христианам, оступившимся после прихода большевиков к власти в России.

Большевиков у власти, слава Богу, сейчас нет. Но знакомство с жизнью, письмами и наставлениями старца Феодосия Карульского, думается, оказалось бы полезным. Времена уж очень схожи.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/115257.html

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100