Среда, 20 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

свт. Николай Сербский о Державе
Не вывози свои деньги из Державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой Державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие.
Свт. Николай Сербский

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Царская тема находит меня всю жизнь…»: Прот. Аркадий Петровцев о Царском подвиге и проблемах монархического просвещения

2018-08-18.jpg
Отец Аркадий

Сегодня в рубрике «Год Царской голгофы» мы беседуем с настоятелем храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке Ропша Ленинградской области протоиереем Аркадием Петровцевым. При знакомстве с батюшкой особенно приятно удивило, что, несмотря на далеко не пожилой возраст, отец Аркадий с матушкой Екатериной – родители 12 детей: шести мальчиков и шести девочек!

– Отец Аркадий, расскажите, пожалуйста, немного о себе – о Вашем пути к Богу и священническому служению, о том, как и почему Вам стала близка Царская тема.

– В Православие я пришел из протестантизма. Несколько лет был протестантом и даже собирался стать пастором. Ездил и на конференции протестантские в Москву, помогал им проводить их службы…

А Царская тема меня всю жизнь находила, а не я ее, если так можно сказать. Учился в сельхозинституте в Царском Селе. И иногда заходил в православные храмы, одним из которых был Феодоровский Государев собор, рядом с институтом. Близость Царских мест давала мне некий духовный ориентир, и эта тема привлекла мой ум.

А потом пришел к Православию – это уже на четвертом курсе, в 1993–1994-м – мой институтский друг помогал в алтаре Феодоровского собора у тогда еще игумена Маркелла, теперь владыки Царскосельского. Также через друзей я попал к отцу Николаю Гурьянову, а он был почитателем Царской Семьи и Григория Ефимовича Распутина. Мы к батюшке ездили регулярно по несколько раз в год в течение семи лет. Конечно, то, что мы слышали от Старца, подталкивало к сугубому проникновению Царской темой. Мы ходили и к Александровскому дворцу, который находился тогда на реставрации, смотрели на Царские огороды, которые Царственные Мученики возделывали, будучи в пленении. Мне показывали комнаты, где они жили. На свалке около дворца, когда еще этой темой никто не интересовался, мы даже нашли битую посуду тех времен, с Царскими вензелями.

Т. е. изначально так получилось, что из-за близости к Царским местам и благодаря окружавшим меня людям, с которыми мы ездили к отцу Николаю Гурьянову, я оказался в такой околоцарской среде, где все о Царской Семье свидетельствовало, где почитали и любили эту святую Семью.

– Но давайте вернемся к тому, как Вы пришли к Православию и что было потом.

– Моему приходу к Православию поспособствовали молитвы моей бабушки. Потому что она – единственная, наверное, кто за меня молился, когда я был еще некрещеный и ходил к протестантам. И вот однажды, приехав к ней, я почувствовал такую огромную тягу к Церкви Христовой, что даже ночью не смог уснуть. Тогда я осознал, что должен принять Крещение. Утром спрашиваю: «Бабушка, а у тебя есть крестик?» Она на меня изумленными глазами смотрит, не веря, что я, только недавно готовившийся стать протестантским пастором, обратился в Православие. И я буквально бегом побежал креститься!

Потом, когда я окончил институт и уже знал, что буду священником, батюшка Николай Гурьянов благословил меня переехать в Брянскую область. И мы из тех Царских мест приехали на Брянщину… тоже в Царское место!

Тогда Брянскую епархию возглавлял архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Он глубоко почитал Царскую Семью, за что и пострадал. Это был один из старейших архиереев Русской Церкви, членов Священного Синода, очень грамотный. И вот, как только я стал молодым священником, мы туда перебрались, и он нас тоже в Царской теме воспитывал. Рассказывал, как из Германии в 70-е годы перевозил самиздатовские брошюры про Царя в чемоданах с архиерейскими облачениями. Интересно, что когда пограничники заходили их проверять, он молился Царственным Мученикам, потому что, если бы это нашли, его могли бы и от служения отстранить, и дело завести.

А в Брянск Владыка попал из Екатеринбурга, где активно содействовал прославлению Царской Семьи еще до ее канонизации. За это его в Синоде осторожно «притормозили», сказав, что пока соборно вопрос не решен. И за это, так сказать, рвение Владыку перевели на Брянскую кафедру. Вот, это был архиерей, который меня рукоположил и под омофором которого я служил с 1997 по 2002 год. Часто, когда мы встречались, он говорил что-то на Царскую тему.

Более того, он меня отправил в Брасовский район Брянской области служить. А Брасово – единственное Царское имение во всей округе! Это имение брата Царя – Михаила Александровича Романова, почему и супруге его дали фамилию Брасова. Там был его конный завод, где он выращивал лошадей для Дикой дивизии, которую возглавлял. Его дворец посещали разные композиторы, знатные люди. Был и станкостроительный завод, поставлявший продукцию в Петербург. И ветка железнодорожная, по которой осуществлялись поставки в Северную столицу. Вот как получилось – из Царского Села мы попали в Царское имение на Брянщине, да к такому Царскому архиерею!

2018-08-18.1.jpg
«Малая гостиная в имении „Брасово"». Худ. С. Жуковский, 1916 год
 
– Еще и по благословению старца Николая Гурьянова, сугубого молитвенника Царственным мученикам!

– Да, конечно. А через 18 лет мы вернулись в Петербург, тоже по благословению, как отец Николай и говорил: вы будете там (в Брянске) не всегда, переберетесь обратно в Питер. И здесь меня определили в Ропшу. И она тоже оказалась Царским местом!

– Надо же! Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Наш храм Благовещения Матери Божией был домовой церковью Петра I. Но еще раньше он был известен как храм покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского на Княжьей горке, т. к. в новгородские времена здесь находились оборонительные крепости. И когда шведы завоевали на 100 лет земли новгородчины, они разрушили тот деревянный храм и поставили лютеранскую кирху. Но Царь Петр их победил, и вновь воссоздал на том месте православный храм. А приезжал он в Ропшу, потому что здесь есть минеральные радоновые источники, как на юге. У него тут была лечебная резиденция. Рядом с этим храмом построили дворец с подземной галереей.

После Петра I в нашем храме побывали практически все Цари. Особенно любили Ропшу Петр III, у которого тоже был здесь дворец; Павел I, который решил после гибели своего отца от рук убийц построить здесь Петропавловский храм – в честь его и своего Небесных покровителей. Но по причине кратковременности правления ему не удалось это завершить. А т. к. Павел I огласку этому проекту не давал, что это храм и в честь кого он возводился, то его переделали под манеж, дабы стереть память о мученической кончине этих двух Государей. Потом Ропшу очень любила и отстраивала, сделав генеральный план, Императрица Елисавета. А незадолго до революции Ропшу выкупила Царская Семья, устроив в ней охотничье имение. Здесь устраивались военные маневры, и Государь часто приезжал сюда, молился на Литургии в храме...

В целом наш храм Благовещения Пресвятой Богородицы с петровских времен относился к дворцовому ведомству и никогда не был приходским. Поэтому его содержали все без исключения Русские Цари. Вот, в такое место я попал после Брянска, хотя никаких личных усилий на всем этом пути не прикладывал – чтобы специально оказаться в Царском Селе, в Брасово или в Ропше. Поэтому я и говорю: Царская тема сама находит меня – всю жизнь!

2018-08-18.2.jpg
Руины Благовещенского храма в Ропше

– Но Царская тема весьма непростая – столько лжи и клеветы возводится на благочестивых Государей – Николая II, Павла I и на их окружение – того же Григория Ефимовича, которого Вы упомянули. Как бороться с этим?

– Да, тема эта непростая, даже внутри Церкви. Как с этим быть? Лично я пошел путем принятия точки зрения уважаемых мной людей. С первых лет своего священства я поставил отца Николая Гурьянова духовным образцом и впитывал все его наставления. Я боялся некое собственное мнение иметь, старался подстраиваться под духовных наставников, Святых Отцов и подвижников благочестия.

Но при этом помните, как старец Николай ответил на вопрос: «А Вы молитесь Григорию Ефимовичу?» Он сказал: «Дома – молюсь». Видите, мы как верные чада Церкви должны придерживаться церковного благочиния.

– Отец Аркадий, а как вообще Вы понимаете Царскую тему? Каким образом она связана с нашей современностью?

– Царская тема для меня очень многое значит, я убежденный монархист с первого года, как пришел к Православию. Она меня трогает до глубины души. Когда 17 июля, в этом году, в 100-летие Русской Голгофы, после Литургии наш клирос запел Царский гимн «Боже, Царя храни», я прослезился.

Царская тема в России до сих пор находится фактически под запретом, табуирована. Потому что у нас, можно сказать, существует политическая конкуренция. Образы правления демократический и монархический – взаимоисключающие. И продвигать, «рекламировать» Царскую тему «наверху» никто не собирается, поскольку это подразумевает иную позицию и огромную ответственность. Поэтому сейчас большинство людей, живущих в России, важности этой темы не осознают.

При этом, к сожалению, порой монархические организации и мероприятия возглавляются не самыми подходящими людьми. И думается, большую роль здесь играет, может быть, даже государственная политика. Здравые силы притормаживаются, в чем-то дискредитируются, а когда люди экзальтированные занимаются Царской темой, то это может устраивать «политических конкурентов».

– Какой вывод отсюда необходимо сделать, как подходить к данной теме правильно?

– Важно, чтобы занимались Царским делом люди достойные. Например, когда говорил о Государе отец Николай Гурьянов или другие наши старцы и подвижники благочестия, – слова их имели безусловный авторитет.

Прежде всего, конечно, значительную роль в Царском деле играет то, чем вы занимаетесь, – просвещение. Это и издательская деятельность, и выпуск фильмов, передач правильных. Но важно, как я сказал, работать с опорой на слова и опыт реальных общественных и духовных авторитетов. Потому что за ними – люди. А для того чтобы проводить какое-то массовое мероприятие, акцию, или участвовать в чем-то, необходимо понимать, кто это возглавляет, кто благословил, за кем люди смогут пойти и пойдут ли. Иначе все наши усилия останутся малоэффективны, не затронут людей, не зацепят по-настоящему, а могут и вред принести. Сколько таких случаев – берутся возглавлять народное движение люди искренние, но неглубокие, либо экзальтированные, либо пафосные, – примеров этому много, не хочу их приводить, чтобы никого не обидеть. Но и не говорить об этом не могу, т. к. это немаловажно.

Царская тема очень важна по трем причинам: во-первых, потому что дает нам понятие справедливого государственного устройства. Многие законодательные начинания Царя – пример справедливой политики, в которую в наше время уже трудно поверить. Второе – личный пример Царской Семьи – образцовый для христиан. И третье, главное в плане осознания подвига Царя и по аналогии с подвигом особо чтимых на Руси святых Бориса и Глеба, – важность, стержневой характер этого подвига. Благоверные князья Борис и Глеб в течение столетий были знамением для Русских людей, постоянно пребывавших в условиях братоубийства и междоусобиц. Подвиг этих святых впечатлял десятки поколений и стал одним из центральных стержней души Русского человека. А в наш страшный богоборческий ХХ век, время преследования за веру и того же братоубийства, Царская Семья является стержнем никак не менее значимым, понимаете? Их подвиг для нашего времени – центральный и стержневой, потому что олицетворяет в себе подвиг всех Новомучеников и Исповедников, благодаря которым Россия не погибла и Русская Церковь сохранилась. 

2018-08-18.3.jpg

– Батюшка, а видя то, как мы провели 2017 и 2018 годы, можно ли сказать, что уроки столетия усвоены? И к чему нам готовиться в ближайшем будущем, на Ваш взгляд?

– Говорить об этом трудно, потому что происходящее сегодня видится в основном глазами статистики. Согласно ее печальным итогам, например, лишь единицы процентов населения регулярно посещают храм. Стало быть, церковное самосознание очень низкое, и внутри самой Церкви далеко не все придерживаются правильного взгляда на Царскую Семью и монархическое устройство.

Но в то же время у старцев, которых я посещал, было другое видение состояния общества. Когда у батюшки Николая Гурьянова спрашивали: почему так тяжело в России, плохо и трудно, он говорил, что легко и хорошо; также на вопрос «как возродить Святую Русь?» Старец отвечал: «А она и не умирала!»

Конечно, старцы говорят, что Царя в России может и не быть, потому что его надо заслужить, а в нашем современном состоянии государства до изменений еще далеко. Но закваска есть. Она заложена нашими святыми и подвижниками благочестия, которые много потрудились. И, повторюсь, в Царском деле, в просвещении действовать необходимо прежде всего качественно и от души. Есть же у нас вера, надежда и любовь. Человек должен жить надеждой, сам быть достойным ожидаемого и прикладывать к исполнению ее все усилия. Мы вкладываем свою душу, свою жизнь в эту Царскую копилку, – ну, а что будет – увидим!

– Последний вопрос, батюшка: что наиболее важно для спасения в современном мире?

– Думаю, иметь духовного наставника с правильными взглядами и устроением. Потому что дерево познается по плодам, а когда один слепой ведет другого, в яму упадут оба. Чтобы люди задумывались, я спрашиваю не просто «есть ли у Вас духовник?», а «кто духовник Вашего духовника?» Так истоки духовные можно проследить. Что проистекает от духоносных наставников, то и плоды имеет добрые. Окормление и послушание очень важно, особенно сегодня.

Беседовала Анастасия Державина


___________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100