Пятница, 18 Октября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об экуменистах
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», – говорят они и всё ставят на одну доску.
Прп. Паисий Святогорец

Свт. Серафим о еретиках
Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на Самого Бога.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и еретиках

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

В кулуарах

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни

Вновь возвращаемся к бОлгарской практике «молитвы по соглашению», ставшей нынче уже «всемирной» и «вселенской», хотя дотоле никем в Православной Церкви не виданной за все 2000 лет ее существования. «Молимся акафистом!» — постоянно провозглашает прот. Владимир Головин... Пришла пора кратко рассмотреть историю возникновения акафистов и ценность этой формы церковной гимнографии немного подробнее.

Строго говоря, Устав Церкви знает только один Акафист — хвалебно-догматическое песнопение ко Пресвятой Богородице, поемое на 5-й седмице Великого Поста, в день, который называется Суббота Акафиста. Слово «Акафист» (неседальная песнь, нельзя сидеть) употреблялось только по отношению к этому, одному-единственному песнопению. Много позже, когда появились плоды благочестивого творчества, созданные по формальному образцу Акафиста, слово «акафист» стало как бы нарицательным и стало обозначать жанр церковной гимнографии.

Впервые такие гимны появились в XIV веке в Византии и иногда читались в монастырях. В приходской практике никогда не использовались.

Переводные акафисты появились на Руси во 2-й пол. XIV—XV вв., и наши монашествующие тоже стали иногда включать их в свое правило. В XVI в. появились и свои акафисты. Первые из них принадлежали автору католического исповедания и имели поначалу распространение только в Южной и Западной Руси. А на остальной территории нашей страны интерес к акафистам был весьма невелик. Ежедневным молитвенным правилом русских людей был Часослов — 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час, вечерня, утреня. Наше правило, то, которое печатается в молитвословах, возникло только в петровские времена, а раньше наши христиане читали Псалтирь и акафистами не интересовались, потому что Псалтирь и акафисты совершенно несопоставимы, сравнивать их невозможно вообще — выше Псалтири человечество ничего не имеет и не будет иметь никогда.

Начало увлеченности акафистами, а также широкого народного акафистного творчества — это период с 40-х годов XIX в. до 10-х годов XX в. Но особенно массовым стало это творчество в последние 30 лет нашего времени. 

Так сложилось, что наши акафисты имели и имеют хвалебный характер, а не богословско-догматический. Предполагалось, что православные будут их читать у мощей, у иконы святого, в храмах, связанных в его именем, и конечно, дома. В уставное литургическое употребление акафисты не включены, хотя по благословению настоятеля они иногда читаются и в храмах, потому что мы, прихожане, акафисты любим.

Поскольку в акафистах шаблонно используются одни и те же слова и выражения, зачастую неглубокие и не очень литературные, то они часто подвергались критике. 

...По своему достоинству можно отметить разве только Акафист Иисусу Сладчайшему, своим частым и многочисленным повторением имени Иисусова напоминающий Иисусову молитву. Может быть, еще два-три акафиста могут по своему содержанию выдержать строгую критику литургиста и богослова. Но все безконечное количество особенно в России распространившихся акафистов зачастую есть убогое старание перефразировать классический Акафист… Некоторые из них представляют просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами.

Внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила, конечно, не может быть возбранено, хотя надо бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир, чем убогих по содержанию акафистов, составленных часто лицами малоцерковными.

А теперь расскажем об отношении к акафистам великого литургиста и песнописца нашего времени свт. Афанасия (Сахарова), того самого, который вздыхал, что наступает время акафистов — он откуда-то это знал. Расскажем о нем поподробнее, так как в этом возникла нужда. 

Свт. Афанасий — автор службы «Всем святым, в земле Русской просиявшим», всем известные слова «Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение» — оттуда, из этой службы. А вздохи святителя Афанасия происходили оттого, что ему часто присылали новописанные акафисты на отзыв — и священники, и благочестивые девицы, то есть разные люди. Много присылали. Обычно владыка их проглядывал, отвечал «молодец» и вот тут-то горестно вздыхал. 

Из воспоминаний современника:
   «Он не любил акафистов и тяготился тем, что некоторые их составители присылают их ему на оценку и благословение. В современных акафистах угнетает искусственность их составления, обязательность этих именно 144 "радуйся"... Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. 
   Помню, как Владыка говорит: "Вот опять прислали новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками, с прикреплением к каждому слова 'радуйся'. Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили и получился такой стишок: 'Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся'"». 

Для самого свт. Афанасия существовали три акафиста — Иисусу Сладчайшему, Николаю Чудотворцу и, конечно, Акафист акафистов — Божией Матери. И всё.

Мы нисколько не хотим уничижать народное творчество. Существуют, к примеру, прекрасные народные православные канты — песни-переложения на стихи житий или событий Священной Истории. Любовь к акафистам, а не к Псалтири — это следствие нашей духовной незрелости, наша беда, и тут упрекать кого-либо безполезно. В конце концов, тексты издаваемых акафистов имеют одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. Мы не литургисты, наше эстетическое чувство никогда не страдает за частым его отсутствием. Поэтому мы, конечно, будем читать акафисты — и в праздники, и святым, и петь их будем хором в храме, аще изволит настоятель... Но следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости богослужебного употребления все новых и новых акафистов.

А теперь хочется обратиться к головинцам и сказать вот о чем. Когда вам говорят «Молимся акафистом!» — это не молитва, это всего лишь чтение акафиста. Посмотрите на наши утренние и вечерние молитвы, многие из них имеют авторов — это Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, истинные святые Божии. И эти молитвы совсем не похожи на акафисты. Центром нашей молитвенной жизни должны быть именно они. 

Когда вам предлагают читать акафисты за то и за сё, против того и против этого — будем помнить, что Церковь сберегла и донесла до нас через столетия именно настоящие молитвы на всякую потребу, а не акафисты. 

Когда вам говорят, что если акафист читают «тыщи и тыщи», и это очень могучая «молитва» — это неправда. Повторим, что если молитвенная жизнь современного христианина имеет центром акафисты, то это неизбежно искривит его духовный облик, поскольку это еще не молитвенная жизнь, и именно на отсутствие молитвы толкают вас сомнительные бОлгарские практики. Если вы думали, что акафисты — это глубокие сакральные тексты, освященные временем и опытом святых, то теперь вы знаете, что это не так.

Последние предсмертные слова святителя Афанасия (Сахарова) были обращены ко всем нам: «Молитва вас всех спасет». Молитва, а не акафисты по соглашению...

Ирина Фр., г. Москва

По материалам: http://www.ansobor.ru/page.php?id=60

___________________
См. по теме: 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


Миссия России в предантихристово время: Из доклала митр. Агафангела Одесского о глобализации

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100