Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни

Вновь возвращаемся к бОлгарской практике «молитвы по соглашению», ставшей нынче уже «всемирной» и «вселенской», хотя дотоле никем в Православной Церкви не виданной за все 2000 лет ее существования. «Молимся акафистом!» — постоянно провозглашает прот. Владимир Головин... Пришла пора кратко рассмотреть историю возникновения акафистов и ценность этой формы церковной гимнографии немного подробнее.

Строго говоря, Устав Церкви знает только один Акафист — хвалебно-догматическое песнопение ко Пресвятой Богородице, поемое на 5-й седмице Великого Поста, в день, который называется Суббота Акафиста. Слово «Акафист» (неседальная песнь, нельзя сидеть) употреблялось только по отношению к этому, одному-единственному песнопению. Много позже, когда появились плоды благочестивого творчества, созданные по формальному образцу Акафиста, слово «акафист» стало как бы нарицательным и стало обозначать жанр церковной гимнографии.

Впервые такие гимны появились в XIV веке в Византии и иногда читались в монастырях. В приходской практике никогда не использовались.

Переводные акафисты появились на Руси во 2-й пол. XIV—XV вв., и наши монашествующие тоже стали иногда включать их в свое правило. В XVI в. появились и свои акафисты. Первые из них принадлежали автору католического исповедания и имели поначалу распространение только в Южной и Западной Руси. А на остальной территории нашей страны интерес к акафистам был весьма невелик. Ежедневным молитвенным правилом русских людей был Часослов — 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час, вечерня, утреня. Наше правило, то, которое печатается в молитвословах, возникло только в петровские времена, а раньше наши христиане читали Псалтирь и акафистами не интересовались, потому что Псалтирь и акафисты совершенно несопоставимы, сравнивать их невозможно вообще — выше Псалтири человечество ничего не имеет и не будет иметь никогда.

Начало увлеченности акафистами, а также широкого народного акафистного творчества — это период с 40-х годов XIX в. до 10-х годов XX в. Но особенно массовым стало это творчество в последние 30 лет нашего времени. 

Так сложилось, что наши акафисты имели и имеют хвалебный характер, а не богословско-догматический. Предполагалось, что православные будут их читать у мощей, у иконы святого, в храмах, связанных в его именем, и конечно, дома. В уставное литургическое употребление акафисты не включены, хотя по благословению настоятеля они иногда читаются и в храмах, потому что мы, прихожане, акафисты любим.

Поскольку в акафистах шаблонно используются одни и те же слова и выражения, зачастую неглубокие и не очень литературные, то они часто подвергались критике. 

...По своему достоинству можно отметить разве только Акафист Иисусу Сладчайшему, своим частым и многочисленным повторением имени Иисусова напоминающий Иисусову молитву. Может быть, еще два-три акафиста могут по своему содержанию выдержать строгую критику литургиста и богослова. Но все безконечное количество особенно в России распространившихся акафистов зачастую есть убогое старание перефразировать классический Акафист… Некоторые из них представляют просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами.

Внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила, конечно, не может быть возбранено, хотя надо бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир, чем убогих по содержанию акафистов, составленных часто лицами малоцерковными.

А теперь расскажем об отношении к акафистам великого литургиста и песнописца нашего времени свт. Афанасия (Сахарова), того самого, который вздыхал, что наступает время акафистов — он откуда-то это знал. Расскажем о нем поподробнее, так как в этом возникла нужда. 

Свт. Афанасий — автор службы «Всем святым, в земле Русской просиявшим», всем известные слова «Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение» — оттуда, из этой службы. А вздохи святителя Афанасия происходили оттого, что ему часто присылали новописанные акафисты на отзыв — и священники, и благочестивые девицы, то есть разные люди. Много присылали. Обычно владыка их проглядывал, отвечал «молодец» и вот тут-то горестно вздыхал. 

Из воспоминаний современника:
   «Он не любил акафистов и тяготился тем, что некоторые их составители присылают их ему на оценку и благословение. В современных акафистах угнетает искусственность их составления, обязательность этих именно 144 "радуйся"... Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. 
   Помню, как Владыка говорит: "Вот опять прислали новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками, с прикреплением к каждому слова 'радуйся'. Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили и получился такой стишок: 'Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся'"». 

Для самого свт. Афанасия существовали три акафиста — Иисусу Сладчайшему, Николаю Чудотворцу и, конечно, Акафист акафистов — Божией Матери. И всё.

Мы нисколько не хотим уничижать народное творчество. Существуют, к примеру, прекрасные народные православные канты — песни-переложения на стихи житий или событий Священной Истории. Любовь к акафистам, а не к Псалтири — это следствие нашей духовной незрелости, наша беда, и тут упрекать кого-либо безполезно. В конце концов, тексты издаваемых акафистов имеют одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. Мы не литургисты, наше эстетическое чувство никогда не страдает за частым его отсутствием. Поэтому мы, конечно, будем читать акафисты — и в праздники, и святым, и петь их будем хором в храме, аще изволит настоятель... Но следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости богослужебного употребления все новых и новых акафистов.

А теперь хочется обратиться к головинцам и сказать вот о чем. Когда вам говорят «Молимся акафистом!» — это не молитва, это всего лишь чтение акафиста. Посмотрите на наши утренние и вечерние молитвы, многие из них имеют авторов — это Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, истинные святые Божии. И эти молитвы совсем не похожи на акафисты. Центром нашей молитвенной жизни должны быть именно они. 

Когда вам предлагают читать акафисты за то и за сё, против того и против этого — будем помнить, что Церковь сберегла и донесла до нас через столетия именно настоящие молитвы на всякую потребу, а не акафисты. 

Когда вам говорят, что если акафист читают «тыщи и тыщи», и это очень могучая «молитва» — это неправда. Повторим, что если молитвенная жизнь современного христианина имеет центром акафисты, то это неизбежно искривит его духовный облик, поскольку это еще не молитвенная жизнь, и именно на отсутствие молитвы толкают вас сомнительные бОлгарские практики. Если вы думали, что акафисты — это глубокие сакральные тексты, освященные временем и опытом святых, то теперь вы знаете, что это не так.

Последние предсмертные слова святителя Афанасия (Сахарова) были обращены ко всем нам: «Молитва вас всех спасет». Молитва, а не акафисты по соглашению...

Ирина Фр., г. Москва

По материалам: http://www.ansobor.ru/page.php?id=60

___________________
См. по теме: 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100