Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Прав. Иоанн Кронштадтский об экуменизме
К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной,.. она у них ...обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим, что во всякой вере можно угождать Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу... Вот, до чего затмилось понятие о Православии, о неправославии и иноверии!
Прав. Иоанн Крондштадский об экуменизме

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни

Вновь возвращаемся к бОлгарской практике «молитвы по соглашению», ставшей нынче уже «всемирной» и «вселенской», хотя дотоле никем в Православной Церкви не виданной за все 2000 лет ее существования. «Молимся акафистом!» — постоянно провозглашает прот. Владимир Головин... Пришла пора кратко рассмотреть историю возникновения акафистов и ценность этой формы церковной гимнографии немного подробнее.

Строго говоря, Устав Церкви знает только один Акафист — хвалебно-догматическое песнопение ко Пресвятой Богородице, поемое на 5-й седмице Великого Поста, в день, который называется Суббота Акафиста. Слово «Акафист» (неседальная песнь, нельзя сидеть) употреблялось только по отношению к этому, одному-единственному песнопению. Много позже, когда появились плоды благочестивого творчества, созданные по формальному образцу Акафиста, слово «акафист» стало как бы нарицательным и стало обозначать жанр церковной гимнографии.

Впервые такие гимны появились в XIV веке в Византии и иногда читались в монастырях. В приходской практике никогда не использовались.

Переводные акафисты появились на Руси во 2-й пол. XIV—XV вв., и наши монашествующие тоже стали иногда включать их в свое правило. В XVI в. появились и свои акафисты. Первые из них принадлежали автору католического исповедания и имели поначалу распространение только в Южной и Западной Руси. А на остальной территории нашей страны интерес к акафистам был весьма невелик. Ежедневным молитвенным правилом русских людей был Часослов — 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час, вечерня, утреня. Наше правило, то, которое печатается в молитвословах, возникло только в петровские времена, а раньше наши христиане читали Псалтирь и акафистами не интересовались, потому что Псалтирь и акафисты совершенно несопоставимы, сравнивать их невозможно вообще — выше Псалтири человечество ничего не имеет и не будет иметь никогда.

Начало увлеченности акафистами, а также широкого народного акафистного творчества — это период с 40-х годов XIX в. до 10-х годов XX в. Но особенно массовым стало это творчество в последние 30 лет нашего времени. 

Так сложилось, что наши акафисты имели и имеют хвалебный характер, а не богословско-догматический. Предполагалось, что православные будут их читать у мощей, у иконы святого, в храмах, связанных в его именем, и конечно, дома. В уставное литургическое употребление акафисты не включены, хотя по благословению настоятеля они иногда читаются и в храмах, потому что мы, прихожане, акафисты любим.

Поскольку в акафистах шаблонно используются одни и те же слова и выражения, зачастую неглубокие и не очень литературные, то они часто подвергались критике. 

...По своему достоинству можно отметить разве только Акафист Иисусу Сладчайшему, своим частым и многочисленным повторением имени Иисусова напоминающий Иисусову молитву. Может быть, еще два-три акафиста могут по своему содержанию выдержать строгую критику литургиста и богослова. Но все безконечное количество особенно в России распространившихся акафистов зачастую есть убогое старание перефразировать классический Акафист… Некоторые из них представляют просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами.

Внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила, конечно, не может быть возбранено, хотя надо бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир, чем убогих по содержанию акафистов, составленных часто лицами малоцерковными.

А теперь расскажем об отношении к акафистам великого литургиста и песнописца нашего времени свт. Афанасия (Сахарова), того самого, который вздыхал, что наступает время акафистов — он откуда-то это знал. Расскажем о нем поподробнее, так как в этом возникла нужда. 

Свт. Афанасий — автор службы «Всем святым, в земле Русской просиявшим», всем известные слова «Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение» — оттуда, из этой службы. А вздохи святителя Афанасия происходили оттого, что ему часто присылали новописанные акафисты на отзыв — и священники, и благочестивые девицы, то есть разные люди. Много присылали. Обычно владыка их проглядывал, отвечал «молодец» и вот тут-то горестно вздыхал. 

Из воспоминаний современника:
   «Он не любил акафистов и тяготился тем, что некоторые их составители присылают их ему на оценку и благословение. В современных акафистах угнетает искусственность их составления, обязательность этих именно 144 "радуйся"... Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. 
   Помню, как Владыка говорит: "Вот опять прислали новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками, с прикреплением к каждому слова 'радуйся'. Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили и получился такой стишок: 'Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся'"». 

Для самого свт. Афанасия существовали три акафиста — Иисусу Сладчайшему, Николаю Чудотворцу и, конечно, Акафист акафистов — Божией Матери. И всё.

Мы нисколько не хотим уничижать народное творчество. Существуют, к примеру, прекрасные народные православные канты — песни-переложения на стихи житий или событий Священной Истории. Любовь к акафистам, а не к Псалтири — это следствие нашей духовной незрелости, наша беда, и тут упрекать кого-либо безполезно. В конце концов, тексты издаваемых акафистов имеют одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. Мы не литургисты, наше эстетическое чувство никогда не страдает за частым его отсутствием. Поэтому мы, конечно, будем читать акафисты — и в праздники, и святым, и петь их будем хором в храме, аще изволит настоятель... Но следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости богослужебного употребления все новых и новых акафистов.

А теперь хочется обратиться к головинцам и сказать вот о чем. Когда вам говорят «Молимся акафистом!» — это не молитва, это всего лишь чтение акафиста. Посмотрите на наши утренние и вечерние молитвы, многие из них имеют авторов — это Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, истинные святые Божии. И эти молитвы совсем не похожи на акафисты. Центром нашей молитвенной жизни должны быть именно они. 

Когда вам предлагают читать акафисты за то и за сё, против того и против этого — будем помнить, что Церковь сберегла и донесла до нас через столетия именно настоящие молитвы на всякую потребу, а не акафисты. 

Когда вам говорят, что если акафист читают «тыщи и тыщи», и это очень могучая «молитва» — это неправда. Повторим, что если молитвенная жизнь современного христианина имеет центром акафисты, то это неизбежно искривит его духовный облик, поскольку это еще не молитвенная жизнь, и именно на отсутствие молитвы толкают вас сомнительные бОлгарские практики. Если вы думали, что акафисты — это глубокие сакральные тексты, освященные временем и опытом святых, то теперь вы знаете, что это не так.

Последние предсмертные слова святителя Афанасия (Сахарова) были обращены ко всем нам: «Молитва вас всех спасет». Молитва, а не акафисты по соглашению...

Ирина Фр., г. Москва

По материалам: http://www.ansobor.ru/page.php?id=60

___________________
См. по теме: 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100