Среда, 17 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

Прп.Иустин об экуменизме
Экуменизм – это общее имя для лжехристианств, для лжецерквей Западной Европы. В нем находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с папизмом. Все эти лжехристианства, все эти лжецеркви являются ни чем иным как ересью во всех отношениях в другой ереси. Ее общее евангельское имя – всеересь.
Прп. Иустин (Попович)

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни
«Молимся акафистом»?: О призывах головинцев и подлинной церковной жизни

Вновь возвращаемся к бОлгарской практике «молитвы по соглашению», ставшей нынче уже «всемирной» и «вселенской», хотя дотоле никем в Православной Церкви не виданной за все 2000 лет ее существования. «Молимся акафистом!» — постоянно провозглашает прот. Владимир Головин... Пришла пора кратко рассмотреть историю возникновения акафистов и ценность этой формы церковной гимнографии немного подробнее.

Строго говоря, Устав Церкви знает только один Акафист — хвалебно-догматическое песнопение ко Пресвятой Богородице, поемое на 5-й седмице Великого Поста, в день, который называется Суббота Акафиста. Слово «Акафист» (неседальная песнь, нельзя сидеть) употреблялось только по отношению к этому, одному-единственному песнопению. Много позже, когда появились плоды благочестивого творчества, созданные по формальному образцу Акафиста, слово «акафист» стало как бы нарицательным и стало обозначать жанр церковной гимнографии.

Впервые такие гимны появились в XIV веке в Византии и иногда читались в монастырях. В приходской практике никогда не использовались.

Переводные акафисты появились на Руси во 2-й пол. XIV—XV вв., и наши монашествующие тоже стали иногда включать их в свое правило. В XVI в. появились и свои акафисты. Первые из них принадлежали автору католического исповедания и имели поначалу распространение только в Южной и Западной Руси. А на остальной территории нашей страны интерес к акафистам был весьма невелик. Ежедневным молитвенным правилом русских людей был Часослов — 1-й, 3-й, 6-й, 9-й час, вечерня, утреня. Наше правило, то, которое печатается в молитвословах, возникло только в петровские времена, а раньше наши христиане читали Псалтирь и акафистами не интересовались, потому что Псалтирь и акафисты совершенно несопоставимы, сравнивать их невозможно вообще — выше Псалтири человечество ничего не имеет и не будет иметь никогда.

Начало увлеченности акафистами, а также широкого народного акафистного творчества — это период с 40-х годов XIX в. до 10-х годов XX в. Но особенно массовым стало это творчество в последние 30 лет нашего времени. 

Так сложилось, что наши акафисты имели и имеют хвалебный характер, а не богословско-догматический. Предполагалось, что православные будут их читать у мощей, у иконы святого, в храмах, связанных в его именем, и конечно, дома. В уставное литургическое употребление акафисты не включены, хотя по благословению настоятеля они иногда читаются и в храмах, потому что мы, прихожане, акафисты любим.

Поскольку в акафистах шаблонно используются одни и те же слова и выражения, зачастую неглубокие и не очень литературные, то они часто подвергались критике. 

...По своему достоинству можно отметить разве только Акафист Иисусу Сладчайшему, своим частым и многочисленным повторением имени Иисусова напоминающий Иисусову молитву. Может быть, еще два-три акафиста могут по своему содержанию выдержать строгую критику литургиста и богослова. Но все безконечное количество особенно в России распространившихся акафистов зачастую есть убогое старание перефразировать классический Акафист… Некоторые из них представляют просто перечисление географических и личных имен князей, святителей и преподобных с очень немногочисленными и малосодержательными похвалами.

Внебогослужебное употребление акафистов для домашнего, келейного молитвенного правила, конечно, не может быть возбранено, хотя надо бы пожелать, чтобы душа верующего и его эстетическое церковное чувство питалось больше чистой поэзией псалмов, стихир, чем убогих по содержанию акафистов, составленных часто лицами малоцерковными.

А теперь расскажем об отношении к акафистам великого литургиста и песнописца нашего времени свт. Афанасия (Сахарова), того самого, который вздыхал, что наступает время акафистов — он откуда-то это знал. Расскажем о нем поподробнее, так как в этом возникла нужда. 

Свт. Афанасий — автор службы «Всем святым, в земле Русской просиявшим», всем известные слова «Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение» — оттуда, из этой службы. А вздохи святителя Афанасия происходили оттого, что ему часто присылали новописанные акафисты на отзыв — и священники, и благочестивые девицы, то есть разные люди. Много присылали. Обычно владыка их проглядывал, отвечал «молодец» и вот тут-то горестно вздыхал. 

Из воспоминаний современника:
   «Он не любил акафистов и тяготился тем, что некоторые их составители присылают их ему на оценку и благословение. В современных акафистах угнетает искусственность их составления, обязательность этих именно 144 "радуйся"... Каноны, составлявшиеся в древности, неизмеримо глубже, свободнее и богаче акафистов. 
   Помню, как Владыка говорит: "Вот опять прислали новосоставленный акафист святому. Вы знаете, как они теперь составляются: берется житие и перелагается отдельными стишками, с прикреплением к каждому слова 'радуйся'. Вот и в этом: в житии святого был случай, что он, не желая нарушить закон любви, в постный день не отказался в гостях от рыбы. В акафисте насчет любви сократили и получился такой стишок: 'Радуйся, иже в пяток от рыбныя пищи не отказавыйся'"». 

Для самого свт. Афанасия существовали три акафиста — Иисусу Сладчайшему, Николаю Чудотворцу и, конечно, Акафист акафистов — Божией Матери. И всё.

Мы нисколько не хотим уничижать народное творчество. Существуют, к примеру, прекрасные народные православные канты — песни-переложения на стихи житий или событий Священной Истории. Любовь к акафистам, а не к Псалтири — это следствие нашей духовной незрелости, наша беда, и тут упрекать кого-либо безполезно. В конце концов, тексты издаваемых акафистов имеют одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. Мы не литургисты, наше эстетическое чувство никогда не страдает за частым его отсутствием. Поэтому мы, конечно, будем читать акафисты — и в праздники, и святым, и петь их будем хором в храме, аще изволит настоятель... Но следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости богослужебного употребления все новых и новых акафистов.

А теперь хочется обратиться к головинцам и сказать вот о чем. Когда вам говорят «Молимся акафистом!» — это не молитва, это всего лишь чтение акафиста. Посмотрите на наши утренние и вечерние молитвы, многие из них имеют авторов — это Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, истинные святые Божии. И эти молитвы совсем не похожи на акафисты. Центром нашей молитвенной жизни должны быть именно они. 

Когда вам предлагают читать акафисты за то и за сё, против того и против этого — будем помнить, что Церковь сберегла и донесла до нас через столетия именно настоящие молитвы на всякую потребу, а не акафисты. 

Когда вам говорят, что если акафист читают «тыщи и тыщи», и это очень могучая «молитва» — это неправда. Повторим, что если молитвенная жизнь современного христианина имеет центром акафисты, то это неизбежно искривит его духовный облик, поскольку это еще не молитвенная жизнь, и именно на отсутствие молитвы толкают вас сомнительные бОлгарские практики. Если вы думали, что акафисты — это глубокие сакральные тексты, освященные временем и опытом святых, то теперь вы знаете, что это не так.

Последние предсмертные слова святителя Афанасия (Сахарова) были обращены ко всем нам: «Молитва вас всех спасет». Молитва, а не акафисты по соглашению...

Ирина Фр., г. Москва

По материалам: http://www.ansobor.ru/page.php?id=60

___________________
См. по теме: 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100