Пятница, 26 Апреля 2019 г.
Духовная мудрость

митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме
Любовь к Богу <...> не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно <...> борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями.
Митр. Иоанн (Снычев)

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадтский об экуменизме
К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной,.. она у них ...обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим, что во всякой вере можно угождать Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу... Вот, до чего затмилось понятие о Православии, о неправославии и иноверии!
Прав. Иоанн Крондштадский об экуменизме

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

В кулуарах

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Айфоны и цифровизация – это для нищих и тупых: «Новое будущее» не коснется его лоббистов – мирового олигархата
Популярная американская газета «взрывает мозг» среднестатистическому российскому либералу и технократу, опубликовав статью о том, что нынешнее «цифровое обучение» как и остальная цифровизация – это удел общества нищих. Оказывается, богатые в США отказываются не просто от услуг «цифровой экономики», а...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
К спорам вокруг «неправильной канонизации»: О ложном толковании лика «Страстотерпцы» как умученных от соотечественников
К спорам вокруг «неправильной канонизации»: О ложном толковании лика «Страстотерпцы» как умученных от соотечественников

Некоторые горячие головы среди нас [православных царистов] стали заявлять, что все те, кто не понимает смысла искупительной жертвы Государя и потому не чтит Царского искупительного подвига, тот в принципе лишается возможности спасения в России для Жизни Вечной. Их радикализм особенно усилился после того, когда Русская Православная Церковь Московского Патриархата в Августе 2000 года канонизировала Царскую Семью не в Лике Мучеников, а в Лике Страстотерпцев. В своем простодушии они приняли совершенно ложное толкование Лика Страстотерпцев, навязанное еще в XIX столетии российскими казенными теологами, — как Святых, которые были убиты или жестоко замучены своими единоверцами.

На самом деле доXI столетия титул Святости «Страстотерпец» во Вселенской Православной Церкви, как правило, усваивался только Христу-Спасителю, а иногда и Пресвятой Богородице. В греческом варианте наименование этого подвига соответствует двум богословским терминам — Атлофор (Ἀθλοφόρος) или Тропаиофор (Τροπαιοφόρος). В первом случае так именовался победитель в состязании (атлетическом состязании), носитель победы. В Богословии подразумевалась победа Христа-Атлофора-Страстотерпца над смертью. Во втором случае титул Тропаиофор употреблялся не только в качестве титула Иисуса Христа, но и личного титула некоторых Святых.

В частности, Святой Воевода Великомученик Георгий Никомидийский именовался Тропаиофор. Нам сейчас такой титул широко известен под именем «Победоносец». А при буквальном переводе термин означает «носитель победных трофеев».

Есть и греческое слово, которое буквальное также переводится на русский язык как «Победоносец», — «Никифор»! Но поскольку Никифор издревле является греческим личным именем, а у православных греков практически отсутствовала традиция двойных и тройных личных имен, характерная для Рима, слово «Никифор» в качестве титульного прозвища ими не употреблялось ни по отношению к Иисусу Христу, ни по отношению к Святому Георгию.

По русской церковной истории известно, что в X—XII веках личный титул Великомученика Георгия «Тропаиофор» переводился как «Страстотерпец»! Впрочем, и позже — в старорусской литературе наименование некоторых храмов в честь Страстотерпца Георгия сохранялось вплоть до конца XVII столетия. Окончательная унификация титула «Георгий Победоносец» произошла только в XVIII веке, а словосочетание «Страстотерпец Георгий» затем полностью исчезло из Богослужебных гимнов и церковных или государственных документов (писцовые, дозорные, переписные книги, жалованные грамоты) [i].

Именно знамение Христианской Победы видели православные русские люди XI—XII веков, когда усваивали редкий титул «Страстотерпцы» Князьям-Мученикам Борису и Глебу. Тот же Победоносный смысл данного титула они сохраняли, когда употребляли его относительно умученных Великих Князей Андрея Боголюбского и Михаила Тверского в XII—XIV веках, а потом и при прославлении Царевича Димитрия Углического в самом начале XVIIстолетия.

Но затем такой Победоносный духовный смысл термина «Страстотерпец» совершенно затуманился в сознании казенных российских теологов XIX и XXвеков, а в церковных справочниках стало преобладать ложное толкование Лика Страстотерпцев как умученных от своих соотечественников и даже от единоверцев. Ошибочный буквализм такого толкования российскими теологами вполне понятен из содержания агиографических сюжетов, посвященных Святым Князьям Борису, Глебу, Великому Князю Андрею Боголюбскому: Государей мучают и убивают собственные слуги. 

Но Богословская суть титула Страстотерпец-Трофеофор из такой ошибочности не поменялась. 

Однако именно таким ложным толкованием руководствовались их прямые наследники по казенному мышлению в Синодальной комиссии по канонизации Святых, когда готовилась канонизация Святой Царской Семьи. Естественно в такой трактовке подвиг Страстотерпчества совершенно не устраивал многочисленных почитателей подвигов Святых Царственных Мучеников.

Именно на почве такого недовольства возникла и радикальная оппозиция относительно «неправильной канонизации». Кризисная ситуация по-настоящему в Церкви не разъяснена до сих пор! Полагаю, что в церковной администрации есть подковерные либеральные силы, которые совершенно сознательно противятся разъяснению православным народам России подлинного значения титула Святости «Страстотерпец»: им просто выгодна смута среди верующих людей, смута, благодаря которой они сохраняют свои позиции на ключевых административных постах в Синодальных структурах.

А радикальные ревнители почитания искупительного подвига Святого Царя Николая свой радикализм усилили категоричным отвержением канонизации Царской Семьи в Лике Страстотерпцев. Мне неизвестны публикации на данный счет девяностых и «нулевых», но в частных и общественных собеседованиях мне доводилось слышать от подобных совсем немногочисленных радикалов заявления, что все, кто не исповедуют Святого Царя Николая в качестве Искупителя наследных революционных грехов Русского Народа, и те, кто чтут Святых Царственных Мучеников в качестве Страстотерпцев, якобы идут по погибельному пути.

Вот у нас был жизненный пример: Василий Вадимович Бойко-Великий организовал в Манеже конференцию, и В.М. Лавров, и Б.Г. Галенин, и Анна Владимировна присутствовали на ней… Тогда один из моих бывших соратников стал воинственно рассуждать на данную тему. По сути дела, под конец нашей конференции он сорвал весь ее положительный настрой, стращая публику карами небесными, если мы не будем молится Святому Государю Николаю как Искупителю. И это притом, что практически все участники конференции и подавляющее большинство слушателей почитали и почитают искупительный подвиг Святого Царя.

Василий Бойко-Великий: Вы фамилию назовите.

Л. Болотин: Вадим Кузнецов…
 
Нелепость данного тезиса о «погибельности неправильного почитания» тех или иных Святых в том или ином Лике Святости, конечно, совершенно очевидна людям, хотя бы в общих чертах знакомым с Церковной Историей. Не было такого никогда в Истории Церкви Христовой, да и теоретически быть не могло! Главный титул прославленных у Бога Подвижников — Святые! И во множестве случаев на протяжении столетий все Мученики, Великомученики, Священномученики, Исповедники, Святители, Безсребреники, Целители, Преподобные, Преподобномученики, Благоверные Князья и Цари так кратко именовались — Святой! И никогда такая простота исповедания не была препятствием для спасения душ верующих. Для Жизни Вечной души верующих спасает Сам Иисус Христос, и Он никогда не ставил условием спасения души верующего исповедание того или иного титула Святости. Но именно такая радикальная трактовка в связи с вопросом о спасении души и создала лазейку для критиков, что ревнители почитания искупительного подвига уравнивают догматический Искупительный подвиг Иисуса Христа с искупительной жертвой Царя. В этом вопросе следовало бы спокойно разобраться, но радикалы породили и радикальную критику, сваливающую в одну кучу разнородные исповедания.


Примечание:
[i] В древнерусской духовной повести «Чудо, бывшее с Святым Великомучеником Георгием о змии», которая была переведена с греческого, видимо, ещё в первой половине XI столетия — во времена Великого Княжения Ярослава-Георгия Владимировича Мудрого, привычный нам титул Святого «Победоносец» ни разу не употребляется, но семь раз в этом тексте он титулуется Страстотерпцем: «Аз убо грешен есмь человек, но надеюся на милосердие Святого и Великого Мученика и Страстотерпьца Христова Георгия; возвещаю вам чюдо сие, избранное во всехъ чюдесехъ его… Святый же и Великий Мученик и Страстотерпец Христов Георгие, почтенный от Небеснаго Царя воинъ, и по смерти живый, сияя великими чудесы, по смотрению убо Божию хотя спасти нас погибающих и избавити града нашего от толикия беды, в той убо час приста на месте том, якоже некии воин, грядый отъ рати, и со тщанием во свое отечество идый… Слышав же сия Великий Мученик и Страстотерпец Христов Георгий, и глагола… И абие силою Божиею и Великого Мученика и Страстотерпца Христова Георгия паде под коленьми ног его страшный он змий…. И внезапу видевше отроковицу, влекущу змия, и чудотворца Святаго Христова и Великого Сученика и Страстотерпьца Георгия, преди идуща, ужаснув же ся зело, начатъ бежати… И повеле Царь создати церковь во имя преславнаго и Великого Мученика и Страстотерпьца Христова Георьгия и украси церковь ону златомъ и сребромъ и камениемъ драгимъ. И повеле память его творити месяца апрелия въ 23 день… Сего ради и мы, братие, последующе дадимъ славу милосердому Богу, да молитвами Его Святаго и преславнаго и Великаго Мученика и Страстотерпьца Христова Георьгия улучимъ вечных и не мимоходящихъ благъ о Христе Исусе, Господе нашемъ, Ему же подобаетъ всяка слава и держава, честь и покланяние со Отъцем и со Святым и Животворящим Его Духомъ и ныне, и присно, и во вѣки векомъ. Аминь» (Древнерусская редакция повести по списку XVI в. — РНБ, Погодинское собрание, 808, лл. 178—186 об.; списки в кн.: Рыстенко А.В. Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах // Записки Новороссийского университета. Т. 112. Одесса, 1909. С. 36–42). Очевидно, что древнерусский писатель греческий титул Святого Георгия Τροπαιοφόρος переводил как Страстотерпец и не просто как Страстотерпец, а Страстотерпец Христов. Надо отметить, что и гораздо позже — в старорусских писцовых книгах или аналогичных документах храмы Святого Воеводы-Великомученика назывались церквями Страстотерпца Георгия или Егория. Церковью Страстотерпца Георгия, к примеру, в старину именовался московский Георгиевский храм на Псковской горке (ул. Варварка, д. 12). В царской описи утрат большого Московского пожара «лета 7137» о ныне не существующем университетском храме Великомученика Георгия Победоносца на Красной Горке (ул. Моховая, д. 16) сообщалось: «По пожарному месту с Тверские улицы налево церкви: церковь Георгия Страстотерпца, что на Горке, древяна згорела…» (Троицкий В.И. Из истории Москвы. Опись г. Москвы после пожара 10 апреля 1629 г. // Красный архив, № 4 (101), 1940. С. 208). В Дмитровской писцовой книге того же времени говорится: «Погост на реке Хотче а на погосте церковь Георгия Страстотерпца…» (Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. Сообщил Член Тверской Ученой Архивной Комиссии Священник Лев Крылов. Калязин, 1908. С. 171. Список с Дмитровской Писцовой книги 7135–7137 [1627–1629] гг., письма и меры Андрея Загряжскаго. Московский Архив Министерства Юстиции МАМЮ № 877 — ныне РГАДА). Мартом 1691 года датирована «Сказка священника Софрония церкви Георгия Страстотерпца Боровской вол. Чарондской округи на дворе духовных дел в Чаронде…» В списке монастырей и церквей старинной Великоустюжской епархии, составленном по материалам окладной книги 1755 года, упоминается церковь Георгия Страстотерпца — Устюжского уезда, Южской трети, Шарденской (Шарденьгской) волости (Суворов Н.И.Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. Прибавления к № 16. С. 465–475 и к № 18. С. 517–526). В Ликах Святых Мучеников или Великомучеников мы видим не только буквально читаемых — мучимых перед смертью Христиан, но и Свидетелей и Великих Свидетелей Божественности Христа — Μάρτυς, Μάρτῠρος, Μεγαλομάρτυς, как их в первую очередь понимала Древняя Церковь, так в Страстотерпцах мы должны видеть победные трофеи христианского Подвижника, а не только его страдания, видеть за церковнославянским титулом Святой Страстотерпец Того, Кто является Подвигоположником данного исключительно высокого по своему духовному достоинству духовного подвига — Иисуса Христа. Именно Его молил сам Святой Князь Борис: «Господи Исус Христе! Иже симь образъм явися на земли изволивы волею пригвоздитися на Крьсте и приимъ страсть грехъ ради нашихъ, съподоби и мя прияти страсть!» («Съказание и Страсть и Похвала Святюю Мученику Бориса и Глеба»). Именно такой подвиг видел Преподобный Нестор Летописец, восклицая о Князьях Борисе и Глебе: «Радуйтася, Страстотерпца Христова, заступьника Руськой Земли, еже ицеление подаета приходящим к вам верою и любовью!» (ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. Стб. 126). Не страдания, принятые от коварных единоверцев, а главным образом видимое всему мiру победное достоинство Страстотерпцев-Атлофоров-Тропаиофоров особо отличает их от Других Святых Мучеников.

Леонид Евгеньевич Болотин, историк, публицист, общественный деятель.
Из выступления на Научном историческом собрании (конференции) 
в Екатеринбурге «Мученический Подвиг Царской Семьи» 14 июля 2018 года 

Источник: Дух христианина
http://www.christian-spirit.ru


__________________
См. по теме:
Должен ли Бог творить чудеса по заказу?: Екатеринбургские останки хотят «открыть для почитания и понаблюдать за народом»

Над нами довлеет заклятие: Л.Е. Болотин о ритуальных убийствах и духовно-мистических причинах Февральской революции

Прости нас, Господи, прости нас, Государь!: Воззвание Русскому народу от движения «Царский Крест»

Христоподражательный подвиг Царя: Обличение лжи об «отречении от Престола» Государя-мученика Николая II (КНИГА полностью)

Царь принес себя в жертву: Митр. Вениамин, схииг. Митрофан и И.М. Друзь о Русской Голгофе в преддверии 100-летия


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Одухотворенный странник: Беседа с историком Д.И. Стоговым о Григории Ефимовиче Распутине-Новом

В нынешнем году, 9/22 января, исполнилось 150 лет со дня рождения одной из самых загадочных и мифологизированных фигур Русской истории начала ХХ века – Григория Ефимовича Распутина-Нового.  По случаю юбилейной даты мы подготовили  беседу с уже знакомым читателю историком, кандидатом...


2019-й год поставил перед нами новые задачи: И.М. Друзь о ситуации в мировом Православии и геополитике

Вся внешняя геополитика на самом деле является производной религиозных, духовных процессов в мире. Важно осознать, что на Украине находится около 13000 приходов Русской Православной Церкви, а на всю Российскую Федерацию их всего около 16000. Так что можно сказать, что сейчас уже идет атака на Россию,...


Какое покаяние – такими будут дети: Беседа о воспитании и Иисусовой молитве в семье

Предлагаем к прочтению беседу на неизменно актуальную для всех православных родителей тему воспитания. Однако затронутые вопросы – о взаимосвязи духовной жизни и отношений человека с окружающими (не только детьми), о необходимости благодатной помощи и важности Иисусовой молитвы для мирян и др....


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100