«Богослужение любви»?: Синодом разрешено отпевать некрещеных младенцев
На последнем заседании церковного Синода утвержден т.н. «чин отпевания некрещеных младенцев», он станет обязательным для всех ее приходов, сообщил журналистам в субботу пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.
«Как вы знаете, раньше у Церкви не было возможности отпевать некрещеных младенцев. Бывает, что они рождаются на свет мертвыми, бывает, что впервые часы или дни скоропостижно умирают в силу разных обстоятельств, выходящих за рамки человеческих возможностей. Конечно, скорбящие родители приходят в храм и просят священников совершить хоть какой-то чин над умершими, ищут собственного утешения», – сказал представитель патриарха.
По его словам, богословское понимание состояния души умершего младенца до конца неопределено, существуют разные точки зрения касательно данного вопроса. «Но в любом случае отпевание в той форме, в которой оно относится к умершим в сознательном возрасте, связано в первую очередь с молитвой опрощении грехов. Это нельзя отнести к некрещеным младенцам, которые не могут обладать личными грехами», – уточнил пресс-секретарь.
Утвержденный Синодом чин отпевания, по его словам, призван помочь родителям, скорбящим в связи с ранней смертью своих детей, и станет «богослужением любви» по отношению ко ставшимся в одиночестве.
Ранее священноначалие утвердило богослужебный чин утешения родных, чьи близкие совершили самоубийство.
Текст ни того, ни нового чина еще не обнародован, остается надеяться, что он будет соответствовать церковному преданию.
О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании (!), высказывались многие Святые Отцы.
Преподобный Феодор Студит находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» [13, с. 634].
Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), благословлял молиться за них келейно (!) так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» [2, с. 204].
О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании (!), высказывались многие Святые Отцы.
Преподобный Феодор Студит находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» [13, с. 634].
Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), благословлял молиться за них келейно (!) так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» [2, с. 204].
Было ли у Святых Отцов меньше «богослужения любви», чем у современных синодалов
___________________
См. по теме:
По канонам и по любви: Священник УПЦ МП отказался отпевать греко-католиков
Прот. Константин Буфеев о неуставной службе мученику Уару: Церковная молитва о неправославных недопустима
Важный духовный экзамен: Предстоятель УПЦ об отношении Церкви к смерти, эвтаназии, кремации
–
вопрос риторический.
___________________
См. по теме:
По канонам и по любви: Священник УПЦ МП отказался отпевать греко-католиков
Прот. Константин Буфеев о неуставной службе мученику Уару: Церковная молитва о неправославных недопустима
Важный духовный экзамен: Предстоятель УПЦ об отношении Церкви к смерти, эвтаназии, кремации
<-назад в раздел