Вторник, 19 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
    
2018-07-09_001530.jpg

Сегодняшние рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви.

«Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12:6–8).

По единогласному мнению наших толковников, здесь перечисляются виды служений, бывших в древней Церкви. На сегодняшний день некоторые из них уже отошли в область церковной истории, некоторые приобрели другое название или получили несколько иной характер. Не стоит смущаться. То, что должно оставаться неизменяемым в Церкви – присутствие Духа Святого – так и осталось неизменным; меняются лишь формы выражения этой внутренней сути. Дух один, а дары различны (ср.1 Кор. 12:4), и Господь может забирать старые дары и давать новые. Об этом и говорят первые слова сегодняшнего чтения: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования». По мысли апостола, вид служения зависит от дарования Божьего. В разные же эпохи дарования могут быть различны.

Итак, первое служение, упоминаемое апостолом, это пророчество. «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры». Пророчество – это не только прозрение будущего, но и возвещение воли Божией в самом широком смысле. Если собрать все значения этого слова в одно, то можно сказать так: пророчество есть правильная проповедь о воле Божией. «Пророчествуй по мере веры». Святые отцы дают два возможных толкования. Первое: «пророчествуй по мере веры», которую ты имеешь. Второе: «пророчествуй по мере веры», которая есть у твоих слушателей. Примем ли мы первое или второе толкование, вывод из них очевиден: как и дар проповеди, так и возможность ее расслышать зависит от состояния, в котором мы содержим нашу веру. Если наша вера питается Писанием, молитвой, Таинствами, добрыми делами, то мы не только поймем слова христианской проповеди и отзовемся на них, но и в наши уста Господь вложит пророческое слово в нужный момент.

«Имеешь ли служение, пребывай в служении». Укажем на греческое слово «диакониа». Им, по словам свт. Феофана Затворника, «обнимается не диаконский только, но и весь священноцерковнослужебный чин» (толк. на Рим. 12). Диаконствуешь ли – диаконствуй, пономаришь ли – пономарь. И не заглядывайся на иерейские кресты и на епископские панагии, делай дело, на которое ты поставлен.

«Учитель ли, – в учении». «Под учением разумеется истолкование Божественных догматов», – определяет блаженный Феодорит Киррский (толк. на Рим. 12). Заметим, что Златоуст учительство («дидаскалиа») ставил выше служения (диакониа). Проще говоря, катехизатор в глазах Златоуста выше всех низших церковных чинов вплоть до диакона. Вот пища для размышления всем учащимся на катехизаторских курсах: любящий свое дело и отдающий ему все свое время катехизатор, согласно мнению Златоуста, будет вознагражден Господом более, чем служитель алтаря!

«Увещатель ли, увещевай». Имеются два варианта перевода: «утешающий» и «назидающий». Видимо, был в древней Церкви такой чин, функция которого сводилась к тому, что у нас сегодня входит в понятие «духовничества». В наши время этим, как правило, занимаются священники. Но и все мы в общении с нашими ближними должны быть готовы сказать в нужный момент слово утешения и назидания, как и пишет апостол: «Увещавайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11).

«Раздаватель ли, раздавай в простоте». Послушание церковного эконома, кассира, бухгалтера; в монастырях – келаря. Вспомним, что апостольская община выбрала для этой должности людей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3). Для чего же духовные дары в такой, казалось бы, «недуховной» работе? Именно для того, чтобы раздавать «в простоте». Только тогда деньги не будут «прилипать» к рукам, когда Дух Святой очистит человека от страсти любостяжания. Людям, занимающим такие должности, как никаким другим нужна высокая духовная жизнь.

«Начальник ли, начальствуй с усердием». Более точно переведено по-церковнославянски: «предстояй, со тщанием». Это пожелание адресовано предстоятелям, т. е. священникам.

«Благотворитель ли, благотвори с радушием». Свт. Феофан толкует, что здесь Павел заканчивает перечисление церковных чинов и начинает говорить о добродетелях, общих для всех христиан. Следуют слова о любви, братолюбии, взаимной почтительности, усердии и прочих христианских добродетелях, каждая из которых требует отдельного разговора. Но мы давайте попытаемся осмыслить то, о чем уже было сказано.

Прочитанный отрывок ясно говорит о том, в Церковь нужно не просто ходить – в Ней нужно служить, согласно своему дарованию. Разнообразие служений в Церкви (а каждому их них, по мысли апостола Павла, соответствует некий особый дар) должно заставить человека с некоторым безпокойством размышлять: какую же нишу в этой многоярусной конструкции мог бы занять я? 

Вопрос очень важный. Действительно, есть опасность встать не на свое место, прожить не свою жизнь. Много может навредить учитель, выбравший эту профессию по ошибке; небезопасен врач, занимающийся явно не своим делом; но если человек в Церкви занял не свое место, это может быть просто разрушительно и для него, и для тех, кто с ним соприкасается. Как же избежать этой ошибки?

Готовых рецептов нет. Очевидно, что христианин сердцем должен услышать волю Божию о себе. Этому предшествует не один год внимательной жизни в Церкви. Без всякой спешки, эмоций и восторгов молящийся и работающий над собой человек в нужное время обязательно увидит в себе талант, подаренный Богом. Это произойдет тогда, когда луч благодати озарит темноту души и отблеск его заиграет на золотом слитке, вложенном в человека его Творцом. 

Однако это не значит, что до наступления этих счастливых минут не нужно искать и пробовать себя то в одном, то в другом (но только в том, что дозволено; нельзя, скажем, «попробовать» быть священником). Не нужно бояться и ошибок в этом поиске. Через наши искания и ошибки Господь и приведет нас туда, куда Он хочет. Дарованное же Богом церковное служение непременно будет засвидетельствовано радостным чувством обретения себя.

Дай Бог всем нам занять свое место в Божием мире – для того, чтобы обрести его и в Божием Царстве.


Источник: Портал «Православная жизнь»

___________________
См. также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100