Вторник, 19 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Профессор Небесной Академии: Память блаженного Оптинского исповедника игумена Иоанна (Соколова)

181-16.jpg 
Отец Иоанн (Соколов) в лагере в арестантской робе

Сегодня день памяти замечательного священнослужителя, воспитанника знаменитой Оптиной Пустыни, духовного наследника ее великих Старцев, человека хоть и малоизвестного, но прошедшего скорбный и назидательный жизненный путь – блаженного игумена Иоанна (Соколова). Сведения о приснопамятном подвижнике в свое время благословлял собирать приходившим к нему людям старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который был духовным сыном сего «профессора Небесной Академии» и считал его прославление «священным долгом Оптиной Пустыни».

Родился игумен Иоанн (в миру – Иван Александрович Соколов) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1874 года в верующей и состоятельной семье. По некоторым данным, отец его трудился управляющим делами издательства знаменитого до революции книгопечатника Ивана Сытина и имел свой дом на Бутырской улице в Москве, напротив церкви Рождества Богородицы, где был ктитором.

Маленький Иван рано лишился матери; воспитывали его отец и бабушка, которые и привили будущему старцу страх Божий и добрые традиции православного благочестия. Родитель не жалел средств на образование сына – помимо гимназии, мальчик обучался языкам и музыке. Бабушка же часто с любовью принимала в доме странников и монахов-сборщиков, благодаря чему и совершилось однажды знакомство Вани с насельниками прославленной Оптиной Пустыни, которые пригласили его погостить в их обители. Дождавшись лета, юноша поехал монастырь, взяв с собой товарища. Там они пожили некоторое время. А через год, следующим летом 16-летний Иоанн опять поехал в полюбившееся святое место и уже остался там в качестве трудника, избрав тернистый, но благодатный и духовно отрадный монашеский путь.

Однако вскоре произошло несчастье: молодые будущие черноризцы спускались с колокольни, и Ваня заявил товарищам: «Что вы тихо идете, вот смотрите, как я пойду!» Стал прыгать через две ступеньки, но поскользнулся на крутой каменной лестнице, слетел вниз, упал и переломил бедро. Позвали старца отца Анатолия (Потапова), который, покачав головой, сказал: «Зачем теперь его наказывать? Он сам себя наказал…» В обитель вызвали отца юноши, и тот уговаривал сына оставить монастырь и поехать в Швейцарию к лучшим врачам, которые могли бы исправить ногу. Но подвижник твердо ответил: «Я пришел сюда не для красоты, а для убожества, вот и буду убогим!»

После перелома он долго болел и на всю жизнь остался хромым и немного сгорбленным. По причине болезни Ивана Соколова не принимали в братию, и почти 22 года блаженный прожил при монастыре в звании трудника. Но по благословению старцев он принял тайный монашеский постриг с сохранением имени и, окончив Калужскую духовную семинарию, в сентябре 1915 года указом Священного Синода за № 9101 был определен во священника к церкви поселка Дугуненского завода, располагавшегося рядом с родной для него Оптинской обителью.

После закрытия монастыря отец Иоанн был выслан с прихода, некоторое время нелегально жил в Москве. В 1927 году его арестовали и сослали в Тюмень. Старец прошел тяжелейший, исполненный горчайших испытаний путь: на одном из допросов ему выкололи глаз и выбили зубы. Не желая идти на компромиссы с безбожниками, истязуемый подвижник юродствовал – «ничего не помнил», в результате чего в связи с «полной потерей памяти» его помещали на время в психиатрическую больницу, где испытывали на нем новейшие нейролептики. Один из следователей надменно писал о батюшке, что это – «абсолютно невежественный, темный дед», не разумея, что в действительности имел дело с блестяще образованным, владевшим четырьмя европейскими языками человеком.

В ссылке отец Иоанн бывал дважды, а арестованный в третий раз был приговорен к десяти годам тюремного заключения. Но во всех этих страданиях блаженный старец всегда благодарил Бога и радовался, что идет за Христом истинным евангельским и монашеским путем клевет, изгнаний и мук. Видя, что народ тянется к святому, безбожные враги безпощадно его поносили, стремясь через это бросить тень и на всю Православную Церковь. Однако свет благодатной души угодника Божия никакие грязные домыслы и наветы затмить не могли, и люди продолжали обращаться к нему как к доброму служителю Господню, нуждаясь в его духовном окормлении. В 40–50-х годах минувшего века духовными чадами игумена Иоанна были многие священники из разных уголков России, в числе которых – и известный впоследствии всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Духовная дочь сначала одного, а впоследствии и второго батюшки Иоанна Галина Черепанова рассказывала о некоторых обстоятельствах их встречи. Однажды прихожане поведали молодому отцу Иоанну, что в Москве появился некий оптинский подвижник, только что освободившийся из тюрьмы. Но тот засомневался: истинный ли это раб Божий или очередной самозванец? В те годы многие духоносные пастыри нашей Церкви томились по лагерям, а за провидцев и чудотворцев нередко выдавали себя различные самозванцы-чернокнижники и завербованные НКВД провокаторы. Тогда отец Иоанн попросил свою духовную дочь Ольгу съездить «на разведку», вручив ей специально составленный «проверочный» список вопросов к игумену, из ответов на которые должно было проясниться подлинное положение дел.

Позже Ольга Алексеевна вспоминала, как буквально тряслась от страха, пробираясь огородами к домику, где скрывался гонимый праведник. Подвижник встретил ее на пороге кельи, назвал по имени и сказал, улыбаясь: «Олюшка приехала, да сомневается. Не бойся, проходи, радость моя. А уж отец-то Иоанн, отец-то Иоанн – какие хитрые вопросы придумал!» Затем он пересказал гостье содержание записки отца Иоанна и добавил: «Передай ему – пусть приезжает, благословляю».

Наплыв посетителей к блаженному пугал власти, и хотя старец уже был предсмертно болен и не вставал с постели, к нему нагрянул однажды сотрудник КГБ с ордером на арест. «Детка моя, я ведь лежачий и никуда не сбегу. А у тебя дома беда, поспеши поскорей», – сказал ему старец и что-то шепнул на ухо. Незваный гость тут же переменился в лице, выбежал из дома и больше там не появлялся. А потом кто-то узнал этого человека на отпевании игумена Иоанна – он со слезами стоял у гроба прозорливого праведника.

Незадолго до смерти батюшка предсказал, что отпевать его будет отец Иоанн (Крестьянкин), а погребение состоится на Армянском участке Ваганьковского кладбища, где у него – «много родных». Старцу не поверили: священник Иоанн служил тогда на дальнем приходе Рязанской епархии, а про Армянское кладбище хожалка подвижника Степанида и слышать не хотела. Она уже твердо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище, возле могилы своей родственницы. Но после его кончины выяснилось, что получить разрешение на захоронение не прописанного и нелегально проживавшего в Москве «зэка» практически невозможно. И тогда другая духовная дочь блаженного, Евпраксия Семеновна, поехала на Армянское кладбище, где у нее покоились родные. Промыслом Божиим столкнувшись в воротах с директором кладбища, она попросила разрешения на погребение «своего дедушки». И случилось невероятное – даже не заглянув в документы, куда-то торопившийся начальник дал положительный ответ. А отпевание действительно проводил отец Иоанн, причем очевидцы вспоминали, что, приподняв воздух (покров) над лицом почившего, он воскликнул: «Видели?! Видели?!» – И присутствовавшие узрели сияющий, светоносный лик угодника Божия.

Приведем также некоторые свидетельства посмертных чудес Батеньки,
как называли игумена Иоанна его духовные чада

Впервые о батюшке отце Иоанне, последнем старце Оптинском, я услышала от своей близкой подруги, которая часто посещает Псково-Печерский монастырь и много знает о Божиих людях настоящего, прошлого и совсем недавнего времени. Позднее Господь удостоил меня побывать на могилке игумена Иоанна, которая находится на Армянском кладбище в Москве.

Верующие люди хорошо знают, что у Бога нет ничего случайного, все промыслительно. Так было и в моем случае, когда я почувствовала любовь и благодать, даримую отцом Иоанном всем и ныне к нему приходящим, часто вовсе не знакомым ему людям.

Это было в 1997 году. Моя подруга (она рано осталась вдовой) пригласила меня на панихиду по ее мужу, похороненному на Армянском кладбище. Стоял душный июньский день. Моя голова просто раскалывалась, каждый шаг отдавался в ней болью. На старом кладбище было прохладнее, панихиду служил знакомый батюшка, а мы, как могли, подпевали. От могилы мы немного отошли, служба продолжалась. Я оказалась напротив черного мраморного креста, на котором была фотография старца. С этой фотографии на меня смотрело лицо – тихое, любящее, родное и как бы с детства знакомое – лицо игумена Иоанна. После панихиды я подошла приложиться к кресту, прижалась к камню головой... Была уверенность, что батюшка меня слышит и любит. После окончания панихиды, притихшие, мы покинули кладбище. Надо было ехать на работу. Мелькнула мысль: как дотяну день... И тут вдруг я поняла, что боли-то нет, и я хорошо себя чувствую!

Мне всегда казалось, что чудес исцеления удостаиваются или особенно хорошие люди, или те, за кого молятся чистые и крепко верующие души. Но в том-то и сила истинной любви Христовой, дающейся святым, что они любят и помогают всем, к ним приходящим – достойным и совсем недостойным. Спасибо тебе, Батюшка, за твое милосердие и помощь, не взирающую на наши недостоинства!

Р. Б. Елена, г. Москва

+   +   +

Когда мне бывало скорбно от жизненных обстоятельств, я шла на могилку к батюшке Иоанну. Приду, все уберу, памятник помою и оградку, цветы посажу, а потом сяду, помяну Батеньку, чем Бог послал. Пройдет два-три часа, и незаметно душа успокоится, да так хорошо становится, что и про все на свете забываешь.

Тихо и благостно рядом с его могилкой. Нигде я так спокойно себя не чувствовала, как здесь. А скорбей как и не бывало. Все сразу становится таким незначительным, что как-то и думается совсем по-другому.

Как раньше, бывало, еще при жизни его, я приду к нему, сяду и молчу. И он молчит. И тихо мы так сидим. Уходя же от него, спрошу, можно ли еще прийти, а он отвечает: «Можно, можно, детка моя, будет нужда – приходи».

Так и теперь как бы слышится его голос: «Можно, можно, детка моя». Как-то особенно благостно Батенька говорил: «Я всегда вам рад. Приходите на холмик мой, постучите – и я отвечу».

Р. Б. Ольга, г. Москва

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 13 (181) от 1 июля 2017 г.   
http://www.pkrest.ru
  

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:  




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100