Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий об антихр

Лишь немногие люди твердых убеждений не примут трех шестерок. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые (электронные) удостоверения, а несчастные, благоговейные люди останутся со старыми документами, и поэтому их будут мучить.

Прп. Паисий Святогорец

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

сщмч. Андроник Пермский о национальной политике
В Русской Земле под единым Русским народом и около его одного живут все прочие народы, всяк в свою меру пользуясь общим и своим благом… Пусть у нас, как встарь, будет сильный Русский народ, дающий жить всем иным народам, составляющим нераздельное целое с ним.
Сщмч. Андроник (Никольский) о национальной политике

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Ст. Николай Гурьянов о возрождении
«Батюшка, что мешает возрождению истинного Православия в России?» – «Потеря веры внутри Церкви».
Старец Николай Гурьянов об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Грозный русский меч для Ватикана: Святой благоверный, князь Довмонт Псковский – непобедимый
Грозный русский меч для Ватикана: Святой благоверный, князь Довмонт Псковский – непобедимый

Когда в нашу лютую годину оцениваешь духовную ситуацию, сложившуюся в современном Отечестве, где оскудение Веры дошло едва ли не до своего апофеоза (встреча Патриарха РПЦ с римским папой, критский волчий собор, реверансы украинских священников УПЦ МП в сторону прозападной униатской власти на Украине) то поневоле вспоминаются личности тех святых, которые с оружием в руках вставали на защиту Святого Православия и Родины от западного религиозно-военного диктата.

Сегодня у нас появился серьёзный повод (даже не один) обратить внимание на святого благоверного князя Довмонта Псковского. Во-первых, потому что 2 июня в православном календаре помечено, как День памяти этого уникального человека, воина, дипломата и управленца. Во-вторых, 2 года назад власти Пскова решили официально вспомнить о нём и ещё в 2016 год – объявили у себя годом святого Довмонта. Примерно 752 года назад, в мае-июне далёкого 1266 года он, будучи ещё литвином-католиком, явил себя православному миру.

История его жизни во многом загадочна. Её то и дело трактуют на основе гипотез и предвзятых антиканонических мнений, всячески принижая его смекалистые (но благочестивые) полководческие качества. Но когда изучаешь подробности жития и мастерство ратных подвигов святого Довмонта с точки зрения святоотеческой историософии, то поневоле удивляешься тому, как это имя до сих пор не стало легендарным по подобию имён Александра Невского (в эпоху которого он прославился) или Димитрия Донского. Ведь перед нами предстаёт образ непреклонного защитника вверенного ему Богом православного народа, своеобразного средневекового предтечи Суворова. Достаточно сказать, что оба они прожили по 70 лет, даже даты их рождения и смерти – с разрывом в 500 лет — во многом тождественны. Но самое главное, что подобно Суворову (1730-1800) Довмонт из Пскова после своего перехода в Святое Православие не проиграл ни одного сражения, самоотверженно защищая своё княжество от полчищ ливонских крестоносцев, датчан, земляков-литовцев и прочих «посланников римского папы».

Мы лишь вкратце изложим общеизвестные факты его славного жития (да и то не все).

   
По традиции, на иконах святой Довмонт Псковский, как правило,
изображается вместе со своим знаменитым мечом

Доподлинный год рождения Даумантаса, князя Нальшанского из Литовского королевства чётко не известен. Часто упоминают в этой связи 1230 год. А скрупулёзный исторический исследователь псковской истории Ирина Воропаева склоняется к 1227 году. Он был потомком знатного литовского рода. Уже чуть ли не с пелёнок Даумантас тяготел к воинскому ремеслу. Свой первый боевой опыт он приобрёл ещё в отрочестве и впоследствии слыл даровитым бойцом, умеющим устраивать хитроумные засады неприятелю. Также он был в родстве с объединителем литовских земель, первым (и последним) королём Литвы — Миндовгом (их жёны были родными сёстрами). Миндовг же был прагматичным и весьма непорядочным самодержцем. Сначала — под давлением Рима — он принял католичество (из политических соображений), а потом в 1260 году отрёкся даже от латинского христианства и опять вернулся в похотливое «прибалтийское» язычество.

 
Римская коронация князя Миндовга и его жены Марты на вселитовское
правление в городе Новогрудок 6 июля 1253 года

В 1262 году у Миндовга умерла жена Марта и он вызвал на её похороны супругу Даумантаса – княгиню Агну. Но после похорон престарелый Миндовг безцеремонно заточил Агну у себя, желая… жениться на ней. То есть на замужней женщине, сестре своей усопшей половины. И хотя убийства, подлость и всяческий обман были типичным для коварного Миндовга поведением, Даумантас, однако, не мог поверить в реальность произошедшего. Князь Нальшанский всё же стерпел вызывающее оскорбление короля. До поры — до времени. А Миндовг пошёл ещё дальше — в 1263 году приказал Довмонту пойти со своим войском на Брянск, намереваясь избавиться от неугодного ему свояка-соперника. Но Довмонт, выждав время, неожиданно вернулся из ненужного ему военного похода и вместе с другими (алчными до королевской власти) литовскими князьями Тройнятой и Товтивиллой проник в покои короля-прелюбодея и заколол его насмерть. [Уже по этой дерзкой выходке угадывается будущий великий грандиозный воин и стратег].

Вызволенная из неволи наложница Агна вскоре скончалась от выпавших на её долю потрясений. После этого в Литве началась междоусобица. Нальшанские владения Довмонта (что на территории теперешней северо-западной Беларуси) принялся выжигать сын убитого короля – великий литовский князь Войшелк, кстати, впоследствии оставивший трон и ушедший замаливать грехи в Православный монастырь. Но на тот момент Войшелк лютовал и желал заполучить голову нальшанского убийцы своего родителя. Силы были неравны. И Довмонт, собрав 300 воинов верной ему дружины, жён своих бойцов, оружие и провиант подался в бега. Так и дошёл он до русского Пскова, попросив там временного пристанища.

Любопытно, что крупные проблемы в Литве у Довмонта начались в тот самый период, когда Русь оплакивала смерть Александра Невского, то есть в 1263 году.

В своё время Александр Невский после Ледового побоища 5 апреля 1242 года, освободив их град от немецких рыцарей, взял с жителей Пскова клятву: принимать у себя всех странников, кто бы ни попросил у них ночлега. Создаётся впечатление, что будущий святой что-то предчувствовал в отношении Пскова наперёд.

Ради клятвы, весьма норовистые псковитяне, тяготившиеся старшинством своего побратима Новгорода, решили дать приют литовским беженцам. А испытав их предводителя в соревновательном бою, поняли, что к ним пожаловал искусный отважный воин, мастерски владеющий своим мечом и знающий толк в командовании. Узнав, что Пскову досаждает его литовский родич, нагловатый Полоцкий князь Герденя (марионетка убитого им Миндовга), в знак благодарности к горожанам, Довмонт предложил псковскому вече свои услуги ратника.

Вече хотело согласиться, но была одна серьёзная препона – благодарный иноземец был с религиозной точки зрения был для них из неверного племени. Ему дали понять: «Ты, барин, язычник. Вот ежели бы ты принял нашу Веру, то мы бы тогда, может тебе и доверились». И Довмонт, недолго думая — а вместе с ним и вся его ближняя дружина, почитавшая авторитет своего князя — погрузившись в крещенскую купель главного псковского Собора Живоначальной Троицы, принимает Святое Православие. В крещении наш герой получил имя Тимофей, в честь святого Тимофея Палестинского (Газского). Как пишет летописец той поры: «После сего дохнула на него благодать Божия».

Поскольку город тогда был без князя, то сразу же после крещения Довмонту неожиданно предлагают княжеский престол. Это шло вразрез с непреложным законом той поры, — ибо новый псковский князь был не то что не из Рюриковичей, но даже не из русских вообще. Однако уже в своём первом походе на Полоцк в 1267 году покрестившийся чужеземец показал такую верность новой Родине и христианским обетам, что злые языки были вынуждены замолчать.

Собрав своих 300 воинов и столько же псковской дружины воеводы Давида Якуновича он нанёс врагу Пскова упреждающий удар: ворвался в Полоцк, взял в плен семью, ближайших слуг и всю казну Гердени – и, посеяв в панику, ушёл до реки Двины. Там разделил войско, около пятисот человек отправил с добычей во Псков, а с оставшимися 70-ю ратниками остался в засаде. После чего лихим манёвром резко напал на настигавшее их по пятам — состоящее из 700-т (!) головорезов — войско Гердени, наспех собранное тем у близлежащей пролитовской коалиции.

Дождавшись пока вражеские отряды начнут переправляться в брод Довмонт просто не дал им опомниться. И изворотливо обрушившись из засады разбил их наголову. А через какое-то время он расправился и с самим проворным Герденей, скрывшимся, но не ушедшим от последующего возмездия. Псков ликовал, когда его новый князь вернулся домой со своей первой победой.

Но почивать на лаврах мудрому стратегу было некогда. Первые четыре-пять лет своего княжения Довмонт просто не вылезал из постоянных кровавых битв с крестоносцами и с их близлежащими холуями, мечтавшими поставить на колени вольнолюбивые русские города Псков и Новгород.

Уже 18 февраля (3 марта по новому стилю) 1268 года, в сыропустную субботу, войско Довмонта — наряду с новгородским, переяславским, тверским и суздальскими полками — участвует в жуткой битве с ливонскими крестоносцами у датской крепости Раковор (или Раквере), что на территории современной Эстонии. Именно на этом знаменитом — но полном интриг — походе он познакомился со старшим сыном Александра Невского – князем Дмитрием Александровичем из Переславля-Залесского (позже они станут друзьями и сродниками, хотя Дмитрий будет на порядок младше Довмонта).

Против объединенного русского войска (их численность варьируется от 16 до 30 тысяч человек) выступило совместное немецко-датское войско численностью примерно 25 тысяч человек. В него входили также полки епископа Дерптского и епископа Рижского. Всей этой «эскадрой» командовал ливонский магистр Отто фон Роденштайн.

 «И было побоище страшное, какого не ведали ни отцы ни деды» — говорил летописец, намекая на то, что по своему масштабу битва при Раковоре ничуть не уступала знаменитому Ледовому побоищу. А по конечному числу убитых и раненых, возможно, и превосходила его (просто сие сражение менее почитаемо в исторических «таблоидах», нежели Чудское сражение).

Довмонт вместе с князем Дмитрием талантливо командовал правым флангом и внёс свой неоспоримый вклад в победу русской армии. А после этой неслыханной мясорубки неутомимый покрестившийся литвин вместе с верной ему ближней дружиной отправился вдоль Финского залива в датские владения Вируян (теперешняя Эстония). И до первых подснежников умудрился разгромить там несколько мелких крепостей, уничтожив тем самым северо-западные вражьи плацдармы латинян, выстроенные ими для нападения на Русь. Домой он вернулся с богатой добычей и пленными. Псковитяне поняли, что с новым князем они явно не прогадали, осознав, что Довмонта им послал сам Господь.

Но в мае очередного 1269 года Псков ожидали новые потрясения. Всё тот же посрамившийся при Раковоре германский магистр Отто фон Роденштайн, предварительно сравняв с землей русский город Изборск и жаждая реванша, привёл на ладьях по Чудскому и Псковскому озёрам под владения русского литовца свою 18-тысячную армаду. Хронист пишет, что рыцари подошли к Пскову «в боевом настроении». Но «не ведали окаянные, что приключится с ними», — как замечает русская летопись.

10 дней фон Роденштайн волна за волной гнал своих рыцарей на стены Пскова. Воины Довмонта отражали крестоносцев мечами, стрелами и кипящей смолой. Внутри града началась деморализация. Некоторые стали роптать и говорить о сдаче града «на милость победителю». Ещё накануне первого штурма большинство простого люда и знатных бояр всю ночь молились в Соборе Живоначальной Троицы о помощи Божией. Но потом и сам князь, сняв с себя меч и положив его пред алтарём кафедрального Собора усердно молился вместе с дружиной, умоляя Бога дать ему сил на отражение крестоносных полчищ. Он взывал ко Господу молитвой: «Господи, Боже сил, мы людие твои и овцы пажити Твоея, Имя Твое призываем. Призри на кроткия, смиренныя возвыси, гордыя и высокия мыслию низложи, да не опустеет пажить Твоя». Как пишет в своём исследовании исторический аналитик Пскова Ирина Воропаева: «Теперь это был не меч убийства – это был священный меч защиты. И таким он и остался по сию пору» (т.е. сакральной реликвией, до сих пор хранящейся в Псковском историческом музее — прим. авт.).

 «И препоясавыйся мечем от игумена Исидора – как пишется в акафисте сему святому – нападе на врагов и обрати их в бегство, поя Богу помогающему ти: Алиллуиа». Эти строки подразуемвают тот факт, что на 11-й день осады, в неделю Всех Святых (а именно — в день великомученика Феодора Стратилата), 8 июня 1269 года, при помощи подоспевших новгородцев, Довмонт решается на контрудар. Открыв городские ворота, он устраивает за пределами града кровопролитную «стенка на стенку». В ходе боя князь лично добирается до фон Роденштайна и своим знаменитым мечом рассекает ему голову.

Лишь покорёженный железный шлем спасает от смерти вражеского главаря. Тяжело раненного (и меченого) магистра быстро подхватывают его вассалы и… сворачивают наступление. Однако Довмонт, не давая им спуску, бросается добивать противника. Ему помогают пришедшие новгородцы. Оставшиеся в живых рыцари взмолились о пощаде. Затем, под давлением обстоятельств, германские нечестивцы соглашаются на подписание мира с Новгородом и Псковом на 10 лет. И Довмонт же сразу заказывает в кафедральном Соборе Живоначальной Троицы благодарственный молебен, на котором присутствуют даже раненые воины и мирные граждане. А потом приказывает расчищать место в центре града для строительства храма в честь святого великомученика Феодора Стратилата (ибо он свято верил в помощь святых, помогавших ему в славных победах по молитвам).

 Скульптурный барельеф святого Довмонта Псковского

И всё-таки фальшивые в обещаниях латиняне в 1272 году снова стали безчинствовать на окраинах Псковского княжества, сжигая сёла и насилуя русских жен и детей. «Однако, — снова цитируем И. Воропаеву– к разочарованию "латинян", Довмонт снова был на коне и дал им это прочувствовать, не замешкавшись. Исследователи единогласно приходят к выводу, что после этого удачного предприятия Псков получил относительную мирную передышку. Во многом это явилось заслугой псковского князя, решимость которого заставляла врагов умерять свои захватнические амбиции». С тех пор католические меченосцы обходили Псковское княжество стороной. Неустрашимый князь обезпечил своим подданным мир даже не на десять, а на целых двадцать пять лет.


Часть сохранившейся Довмонтовой стены в современном Пскове

Он возвёл вокруг города крепкую каменную стену (прозванную Довмонтовой стеной), обустраивал псковский кремль (Кром), возводил храмы в честь тех святых, в дни которых одерживал победы над врагами своего нового Отечества (вот это ревность по Богу! – В отличие от современных матерящихся армейских командиров). Вспоминая свои мытарства до прихода на Русь князь чистосердечно выстраивал странноприимные дома, раздавая щедрую милостыню страждущим.

На рубеже 1281-1282 годов уже убелённый благородной сединой Довмонт создал новую, православную семью. Его избранницей стала молодая дочь его друга князя Дмитрия Переяславского (т.е. внучка Александра Невского) – княжна Мария Дмитриевна. Кстати, перед этим он активно вступился за будущего тестя перед предавшими его новгородскими боярами, захотевшими поставить на княжеский новгородский трон его нечестивого старшего брата Андрея Городецкого, коварно выкупившего у Золотой Орды ярлык на великое княжение. Новгородцы «одурели» настолько (иначе это не назовёшь), что в угоду татарам и самозванцу Городецкому заточили в Ладоге жену и двух детей Дмитрия Александровича и захватили его княжескую казну. Довмонт же, относившийся к сыну Александра Невского, как к брату ещё со времён Раковорской битвы, при поддержке псковского вече быстро собрал рать и пошёл выручать друга. Придя в Ладогу он напал на охрану, освободил семью переяславского князя и возвратил ему его же денежный фонд. Спустя немного времени растроганный Дмитрий Александрович почёл за честь отдать свою дочь Марию замуж за своего верного старшего друга. Так, оба князя-однополчанина и породнились. В браке с Марией у Довмонта родился сын Давид.

В отличие от других княжеств, стонавших тогда от татар, Псков в то время процветал. Но ему постоянно шла угроза с коварного Запада.

 Сохранившиеся доспехи непобедимого Довмонта

В 1299 году, в ночь с 4 на 5 марта, на уделы Довмонта снова неожиданно напали ливонские рыцари магистра Готтфрида фон Роге, которые вырезали и сожгли Снетогорский и Мирожский мужские монастыри (убив их игуменов и насельников), а также часть населения посада вместе с женщинами и детьми. До сих пор светские историки не могут взять в толк, как уже постаревшему 72-летнему Довмонту, проснувшемуся от тревожного лая своих кромских псов, посреди ночи удалось не спасовать, организовать слаженную оборону, переломать ход битвы, снова лично рубануть своим мечом вражеского предводителя и рассеять запаниковавшего врага по лесам! Казалось, для него не имели значения ни внезапность нападения вероломных врагов, ни в разы превосходящие силы ватиканских и литовских противников. После принятия этим находчивым литовским воином Святого Православия никто так и не смог застать его врасплох.

Через два месяца после его последнего (и выдающегося) ратного подвига Довмонт занемог. Как сказано в его житии: «Телесные недуги появились, изнемогать начал. И почувствовал отхождение свое ко Господу, тела умерщвление. Дух же к желаемому Христу потянулся». И 20 мая (2 июня по новому стилю) 1299 года вследствие внезапно вспыхнувшей эпидемии (говорят, что это была чума) великий и богомудрый защитник русских земель конца ХIII века отошёл ко Господу.

«Когда же он умер, была во Пскове туча великая» — пишет летописец. Другая же летопись почти в унисон ей повторяет: «Был же тогда плач великий в Плескове и мужей, и жен, и детей малых по добром господине своем, благоверном князе Тимофее». И было от чего плакать. Целых 33 года – сакральное «совпадение» с земным возрастом Христа Спасителя (!) – он был для псковитян и строгим (но справедливым) отцом, и самоотверженным покровителем, и добытчиком, и градостроителем, и искренним христианским благодетелем.

Великая княгиня Мария после смерти своего храброго супруга приняла монашеский постриг с именем Марфа и вскорости, 8 ноября 1300 года также переступила порог земной жизни. Их сын Давид впоследствии также стал достойным воином и княжеским защитником белорусских городов Гродно и Новогрудок.

 
Икона Святого Довмонта Псковского
 (именно такой образ верующие могут лицезреть на стене при спуске
в печерский храм неувядаемой Почаевской Лавры,
что на Тернопольщине (современная западная Украина)

Есть некоторая доля нашей неблагодарности в том, что сия личность великого русского князя абсолютна незнакома верующим сегодня. И для теперешнего (шаткого в вопросах чистоты Веры) времени мы должны высветить из забвения имя этого неустрашимого Богоугодного бойца и ревностного христианина, который перед уходом на Суд Божий завещал своему сыну Давиду: никогда – даже перед лицом лютой смерти – не отрекаться от Православной Веры, всегда хранить верность воинской присяге и никогда не брататься с вероломными католиками и крестоносцами.

Святый благоверный княже Довмонте, моли Бога о нас!

Борис Швец

Источник: Русский путь
http://rossiyaplyus.info/knyaz-dovmont/

___________________
См. также:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100