Понедельник, 22 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

Зиновий Мних
Зрите братие, аще и много понудят вас печать или карту приятии, то аще и кровь пролияти или имения лишитеся, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести.
Сказания Зиновия Мниха

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Если бы вы знали, как сладко с Богом жить!»: Память Санаксарского старца cхиигумена Иеронима (Верендякина)

 2018-06-06.jpg

Мы все имеем крест, 
который даровал нам Господь. 
Каждому – свой. И нести его надо
с любовью и благодарением. 
Схиигумен 
Иероним (Верендякин)

В 1931 году, в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа, в семье крестьян Верендякиных из мордовского села Малые Ичалки на свет появился мальчик. При Крещении его нарекли Иоанном. И только 14 сентября родители зарегистрировали сына в органах местной власти как Ивана Яковлевича Верендякина*.

Семья жила бедно – как и все в ту пору. Маленькому Ване приходилось много трудиться: сначала – в домашнем хозяйстве, а затем – в колхозе. Уже будучи в монастыре, старец Иероним вспоминал: «Еще с детских лет ненормальным меня называли. Потому что когда меня спрашивали: „Кем ты хочешь быть?“, я отвечал: „Попом буду“. Они смеялись надо мной, а я действительно попом стал. И в шесть, и в семь лет я говорил, что стану попом. Все братья мои, мои дяди были грамотными, были среди них и учителя. И они удивлялись, почему я не хочу учиться…» Господь сохранил детскую душу незапятнанной, не отравленной ядом большевистской богоборческой пропаганды.

Всех, кто знал батюшку Иеронима и в детстве, и в зрелые годы, и в старчестве, поражало отсутствие в нем даже намека на всеобщую болезнь нашего века – самость, эгоизм. У него всегда было так: все людям и ничего для себя. Все общавшиеся с ним чувствовали себя не только наравне, а даже чуть «повыше» – так он умел сделать себя незаметным, так уважал и ценил душу каждого человека.

Сестра батюшки Мария вспоминала: «Работали в колхозе мы, подростки. Копали землю лопатами. Расшалились. Одна девочка, Тамара, вывернула брату руку, в которой он лопату держал. В результате, как потом выяснилось, – вывих и перелом одновременно. Все замерли: что будет? Накостыляет он сейчас ей здоровой рукой по шее. Тишина. Долгая. Девочка берет свою лопату и, понурив голову, идет в сторону. И слышит вслед тихий голос: „Тамара, возьми мою лопату, она острая...“ Он ей помог о многом задуматься и прийти к Богу».

Недолго длилось Ванино деревенское детство, чуть повзрослев, он уехал в город Саранск на заработки. Трудился на стройке. Потом – армия, Казахстан. После года службы его воинскую часть отправили на строительство железной дороги Москва – Пекин. Там и встретил Иван свою вторую половинку, под стать себе – высокую, стройную, красивую – Анну Демидовну Сурай, которая приехала на стройку из Сумской области.

После окончания службы супруги обосновались в Саранске. Учиться Ивана все же заставили – в вечерней школе, и весь курс он прошел за три года; поступил в строительный техникум. Но свою детскую мечту – стать священником – Иван Верендякин не забыл. Ощутив в сердце Божие призвание к нелегкому пастырскому труду, он уволился с работы. Написал заявление церковным властям, что хочет стать священником, и 6 апреля 1975 года епископом Пензенским и Саранским Мелхиседеком Иван Яковлевич был рукоположен в сан диакона, а уже через день, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – в иерейский сан, с назначением настоятелем Покровской церкви села Спасское Рузаевского района Мордовской АССР.

В 1977 году, ко дню Святой Пасхи, иерей Иоанн был награжден набедренником, а в 1978 году – камилавкой. В 1979 году переведен на служение священником в Иоанно-Богословский собор Саранска. В 1982 году, ко дню Святой Пасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен наградил батюшку наперсным крестом. В 1983 году его перевели в Никольскую церковь в селе Колопине Краснослободского района Мордовской АССР, в 1987-м – возвели в сан протоиерея. В те годы правящий архиерей Пензенской и Саранской епархии Преосвященнейший Серафим (Тихонов, † 2000) отзывался о нем так: «Священник Иоанн Верендякин скромный и исполнительный. Любим прихожанами. Образ жизни ведет безупречный». В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна написали прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество, и 27 апреля 1990 года, в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии, батюшка принял постриг с сохранением прежнего имени. В том же году настоятель Никольской церкви в селе Колопине иеромонах Иоанн был назначен одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старом Синдрове Краснослободского района, а в 1991 году, ко дню Святой Пасхи, по представлению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского, за усердное служение Святой Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел иеромонаха Иоанна в сан игумена.

Затем – краткое служение настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии, и вот, 24 мая 1991 года, указом правящего архиерея игумен Иоанн определяется насельником только что возвращенного Русской Православной Церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником. 19 декабря 1992 года наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил постриг игумена Иоанна в схиму с наречением имени Иероним, в честь святого Иеронима Стридонского (память 15 / 28 июня). В 1998 году, ко дню Святой Пасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил схиигумена Иеронима права ношения креста с украшениями.

Тысячи паломников, посещавшие Санаксарский монастырь, знали схиигумена Иеронима как любвеобильного старца-утешителя, множеству страдавших от физических и душевных болезней он помог своими молитвами. Вся жизнь батюшки была ярчайшим примером истинного смирения и послушания Богу и Его Заповедям. За такое послушание его, как испокон веков водится, по голове не гладили. Как верный последователь Христа, схимник получил сполна положенное ему количество ударов.

Отец Иероним никогда не жалел себя, свое здоровье, жертвовал им ради страждущих людей. Уже будучи больным, он не оставлял без помощи всех, нуждающихся в ней, – служил молебны, принимал у себя в келии. Известен случай, когда после отслуженного молебна старцу пришлось выливать из своей обуви кровь, хлынувшую из открытых трофических язв. А на молебне он ничем не выдал свою боль – только едва заметно переступал с ноги на ногу.

Батюшка переселился в небесные Обители 6 июня 2001 года, накануне причастившись Святых Христовых Таин.

+ + +

Схиигумен Иероним говорил: «Что бы с тобой ни случилось, ищи причину в себе. Обидели, наказали, заболел, „испортили“ – значит в „броне“ брешь, – грех твой или твоих родителей, или дальних предков. И первое, самое надежное лекарство – покаяние».

Старец предупреждал, что приближается время, когда далеко не в каждый храм можно будет ходить и тяжело придется новоначальным – не будет у них достойных примеров для подражания ни среди прихожан, ни среди священнослужителей, вплоть до самых вышестоящих иерархов, в руководство останутся только писания Святых Отцов и жития святых.

«Сейчас наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь, – говорил батюшка. – Смотрите, какие сейчас встречаются грехи! Диавол расставил все сети. Человек делает себя уязвимым для темных сил через блуд, курение, употребление спиртного и наркотиков. Но мы должны быть доблестными воинами Христовыми. Должны каждый час, каждую минуту следить за собой – какой путь мы прошли, какие перед нами поставлены преграды на пути ко спасению, какие грехи мы совершаем. И надо немедленно покаяться, немедленно нужно исправиться, пока мы не погрязли полностью в грязи греховной. Нужно очиститься от греха и идти по Божиему пути».

Схиигумен Иероним не раз говорил о том, что в последние времена натиск злых сил будет настолько мощным, поражающим ум, волю, способность к сопротивлению, что с трудом «будете держать слова молитв в памяти – едва ли „Отче наш...“ сумеете произнести – память отнимется!» Старец советовал заучивать краткие молитовки.

Батюшка Иероним также предупреждал, что в последние времена ад опустеет – полчища бесов будут метаться по земле, заполнят дома, вселятся в людей, в домашних животных. Говорил, что если в доме есть телевизор, то там обитает множество духов злобы.

О том, насколько близок к Богу был схиигумен Иероним, насколько совершенной была его любовь и горячей молитва, свидетельствует следующий случай, произошедший в одной из мордовских женских обителей. Монастырь этот тогда только открылся, и против настоятельницы восстал практически весь город, неподалеку от которого поселились монашествующие – всего несколько человек. Прозрев духом готовящуюся расправу, старец накануне приехал в обитель, отправил настоятельницу навестить больных родителей, а сам остался с несколькими послушницами. К вечеру разъяренная толпа изрядно подвыпивших людей, вооруженных кольями, топорами, вилами, цепями, ринулась к монастырю с дикими непристойными выкриками – «игуменьшу» убивать. Навстречу этой толпе вышел схиигумен Иероним – один, в монашеской рясе, с непокрытой головой, на груди – священнический крест: «Начинайте с меня, я великий грешник!.

Наступила тишина, долгая-предолгая. Время остановилось. В небо шла огненная молитва. Казалось, сами собой стали вдруг падать на землю орудия замышляемого убийства. Притихшие, пристыженные, вмиг отрезвевшие люди, уже не озверевшая толпа, не глядя друг на друга, склонив головы, расходились кто куда...

Старец Иероним признавался: «У меня каждый день – Пасха! Во мне радость такая живет, так и хочется скакать и прыгать на одной ножке как мальчишке, а я уже старый ведь – скажут, ненормальный! Если бы вы знали, как сладко с Богом жить!»

Подготовила Ксения Миронова
По неизданной книге 
С. ПЕСТОВОЙ «Крестный путь. 
О жизни и духовном подвиге старца схиигумена Иеронима» 
и материалам интернет-СМИ

* Данные о дате и годе рождения старца в разных источниках отличаются. Есть сведения, что он родился 14 сентября 1931 или 1932 года. – Примеч. ред.


http://www.pkrest.ru   

___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также: 




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100