Вторник, 19 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«С Богом все творящий и за Него борющийся»: Память святого благоверного великого князя Димитрия Донского

2018-06-01.5.jpg
Святой благоверный великий князь Димитрий Донской

Святой благоверный великий князь Димитрий Донской родился 12 октября 1350 года в семье московского князя Иоанна Иоанновича II Красного и его второй жены княгини Александры Васильевны Вельяминовой, внучки тысяцкого Протасия (Вельямина). Оставшись в девять лет без отца, он рос и воспитывался под руководством святителя Алексия. Благочестие сочеталось в Великом князе Димитрии с талантом выдающегося государственного деятеля. Закрепив за собой в 1363 году ярлык на Владимирское Великое княжение, Димитрий Иоаннович посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от ордынского ига. Практически, ни одного значительного государственного решения Великий князь не принимал без церковного благословения. «С Богом все творящий и за Него борющийся», – так характеризует его автор «Слова о житии и о преставлении Великого князя Димитрия Ивановича, царя русского». «Землею Русскою управляя и на престоле сидя, – говорится о Великом князе в этом произведении, – он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил. Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и Небесный человек». 

  2018-06-01.2.jpg
Благословение князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским.  
Фреска Святых врат Троице-Сергиевой Лавры  

На христианских началах строилась и семейная жизнь Великого князя. Димитрий Иоаннович и его супруга Евдокия имели двенадцать детей. Крестным отцом двоих из них стал преподобный Сергий, а восприемниками других – преподобные Феодор Симоновский и Димитрий Прилуцкий. Преподобный Сергий, посещая Москву, неоднократно встречался для бесед с Великим князем.

В 1378 году, узнав о готовящемся походе на Русь войск Мамаевой Орды, Великий князь Димитрий Иоаннович дал обет основать монастырь, чтобы собрать в нем молитвенников о победе над врагом. О своем желании он сказал преподобному Сергию Радонежскому. После победы 11 августа 1378 года над ордынцами на реке Воже в пятидесяти верстах к северо-востоку от Москвы на речке Дубенке, впадающей в Шерну, по благословению преподобного Сергия был основан Стромынский, или Дубенский, монастырь в честь Успения Божией Матери. Первым игуменом новой обители стал ученик преподобного Сергия Леонтий Стромынский. 

В августе 1380 года перед битвой с Мамаем Великий князь Димитрий Иоаннович со своей дружиной вновь посетил Троицкую обитель на горе Маковец, чтобы поклониться Богу и принять напутственное благословение преподобного Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», осенив преклонившегося перед ним Великого князя и его воинов святым крестом, Преподобный с воодушевлением произнес: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, тихо добавил, чтобы слышал один Великий князь: «Победиши враги твоя». Преподобный Сергий Радонежский напутствовал Великого князя словами: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, Великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь против врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы». Из числа братии Троицкой обители по благословению преподобного Сергия с Великим князем отправились два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые славились как доблестные воины.

 2018-06-01.3.jpg
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем. 
Литография XIX в.

Весть о том, что Великий князь ходил к Троице и получил благословение на брань с Мамаем от великого старца, быстро облетела Землю Русскую, пробудив надежду на избавление от иноземного владычества. Перед началом Куликовской битвы инок Нектарий, сопровождаемый другими насельниками Троицкого монастыря, передал Великому князю от преподобного Сергия Богородичную просфору и благословенную грамоту, в которой старец увещевал мужественно сражаться и пребывать в несомненном уповании на помощь Божию. Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице которых Великий печальник Русской Земли как бы сам посетил и благословил воинство святого Великого князя. Теперь и слабые духом обрели решимость бесстрашно идти на битву за веру православную, за дорогое Отечество. 

На Куликовом поле Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колени и, простирая руки к образу Спасителя, сиявшему вдали на великокняжеском знамени, вознес горячую молитву Богу. Потом он сел на коня и объехал все полки, обращаясь к ним со словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших».  

 2018-06-01.4.jpg
Свв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). 

С именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество преподобного Сергия воины начали бой. Великий князь сражался в первых рядах, не щадя своей жизни. Его нашли лежащим без сознания, но Бог хранил Димитрия Иоанновича: несмотря на многочисленные удары, нанесенные врагами, серьезных ранений у него не было. Услышав голоса русских воинов, Великий князь пришел в себя. Известие о победе над ордынцами окончательно вернуло ему силы. 

После разгрома войск Мамаевой Орды Великий князь незамедлительно отправился в Троицкий монастырь, чтобы вместе с преподобным Сергием восславить всесильного Бога, возблагодарить старца и братию за молитвы и рассказать о том, как была одержана победа над татарами. Димитрий Иоаннович пожертвовал обители большие средства и напомнил преподобному Сергию о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богородицы, прося его выбрать подходящее место, чтобы незамедлительно приступить к исполнению этого замысла. Преподобный Сергий нашел красивое место в сорока верстах от Троицкой обители на реке Дубенке, недалеко от Стромынского монастыря. С соизволения Великого князя он поставил там церковь в честь Успения Божией Матери. В скором времени, благодаря помощи Димитрия Иоанновича, строительство Дубенского Шавыкинского Успенского монастыря было закончено. Игуменство преподобный Сергий поручил одному из своих учеников по имени Савва.

В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды. Позднее был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой (перед 26 октября, днем ангела Великого князя). После победы в Куликовской битве Великий князь Димитрий Иоаннович получил наименование Донского. 

По обету Димитрий Иоаннович в своих вотчинных землях под Коломной основал Голутвинский Богоявленский монастырь. Великий князь просил преподобного Сергия благословить место для этой обители, и Преподобный, выполняя его просьбу, воздвиг на том месте церковь в честь Богоявления. Строителем нового монастыря стал его ученик Григорий.

В последние годы жизни Димитрия Иоанновича тревожило враждебное отношение рязанского князя Олега. Не раз Великий князь посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег и слышать не хотел о мире. Видя безуспешность своих попыток, Димитрий Иоаннович призвал на помощь преподобного Сергия. Великий князь попросил старца взять на себя труд убедить несговорчивого правителя в необходимости примирения. Поздней осенью 1385 года преподобный Сергий пешком отправился в Рязанскую землю. Олег, много слышавший о Радонежском игумене, в свое время не присоединился к полчищам Мамая только потому, что Великий князь получил от преподобного Сергия благословение на битву с ханом. И теперь Олег рад был видеть святого старца у себя в гостях. Кроткие увещания богомудрого Сергия смягчили сердце Олега, и он «взял с Великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род».

В 1388 году Великий князь Димитрий Иоаннович тяжело заболел – сказались раны, полученные им в битве на Куликовом поле. В конце апреля – начале мая 1389 года, почувствовав скорое приближение кончины, он послал за преподобным Сергием Радонежским, чтобы при нем составить духовное завещание. Ссылаясь на Священное Писание, Великий князь заповедал детям глубоко почитать свою мать Великую княгиню Евдокию. Приближенных бояр он призвал хранить мир между собой и честно служить делу, которое должны были продолжить его потомки.

Изнуренный трудами и битвами, Великий князь Димитрий Донской отошел ко Господу 16 мая 1389 года. 20 мая он был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. В отпевании Великого князя участвовал и преподобный Сергий Радонежский.

Память о ревностном служении Великого князя Димитрия Донского Богу, ближним и Церкви Христовой сохранялась в сознании православных русских людей на протяжении веков. Уже вскоре после кончины Димитрия Донского началось его почитание как избранника Божия. Почиталась гробница Великого князя в Архангельском соборе. В Степенной книге говорится, что в правление Василия III Иоанновича «у гроба святопочившаго самодержавнаго Великаго князя Дмитрия» чудесным образом «свеща небесным огнем сама по себе возгореся» и горела, не сгорая, много дней. Образ Димитрия Донского встречается в произведениях древнерусской литературы. Самым крупным из них является «Сказание о Мамаевом побоище». В годы Великой Отечественной войны его имя поминалось в одном ряду с именем прославленного защитника Русской Земли святого князя Александра Невского. Оба князя-воина призывались на помощь страждущему Отечеству. В честь Димитрия Донского была названа танковая колонна, построенная на пожертвования верующих.

Великий князь Димитрий Иоаннович канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году. «В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига, – говорится в определении Собора, – он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям».

Память святого благоверного великого князя Димитрия Донского совершается 19 мая/1 июня.

Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
http://www.stsl.ru/

____________________
См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100