Воскресенье, 31 Мая 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»: Размышления о переименовании площади в Ульяновске
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»: Размышления о переименовании площади в Ульяновске

27 апреля 2018 года центральной площади города Ульяновска вернули историческое название – Соборная. Кому-то событие могло показаться рядовым: по всей стране не спеша переименовывают улицы, проспекты, парки. Но надо понимать, что площадь Ленина перестала существовать именно на родине «вождя мирового пролетариата». О значении этого с виду незначительного события поразмышляем вместе.

Оплот самодержавия

В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича, как бы сказали сегодня, «в рамках укрепления обороноспособности страны», воевода Богдан Хитрово начинает строительство города-крепости на Волге – Симбирска. Новый град входил в цепочку засечных городов и благодаря своему географическому положению стал главным населенным пунктом уезда. На волжском косогоре вырос городской рубленый кремль, огороженный прочными стенами, валом и рвом. Центральная площадь Симбирска была названа Соборной. Очевидно, именно здесь происходили важнейшие городские события, собиравшие жителей. Внизу, под горой, игуменом Макарием была построена Успенская церковь, а затем целый монастырь. Храм, пострадавший от набегов Стеньки Разина, через 200 лет стал единоверческим. Кстати, именно под Симбирском революционер Разин потерпел сокрушительное поражение, ознаменовавшее начало конца его повстанческой войны.

Симбиряне активно участвовали в войне 1812 года против наполеоновских войск. 4-й пехотный полк сражался на Бородинском поле, дрался под Житомиром, в Польше, Дрездене, на Эльбе и победоносно вошел в Париж в 1815 году. В память о славе русского оружия и о героях-земляках в 1824 году в Симбирске был заложен Свято-Троицкий кафедральный собор. Событие было приурочено к приезду императора Александра I, который принял участие в закладке. Храм решили построить в центре города на Соборной площади. Дворянство города даже учредило для этого специальный комитет. Архитектором стал знаменитый Михаил Коринфский. Освящен собор был в 1841 году. Несколькими годами ранее Симбирск посещал император Николай I. Самодержец не ограничился формальным визитом, а активно давал указания по внесению изменений в архитектурный облик города, в том числе и строящегося кафедрального собора. Здесь в 1894 году служил Литургию святой Иоанн Кронштадтский.

В 1918 году Соборной площади не стало. На смену приходили новые названия, и кафедральный собор теперь располагался на Площади 1 мая. С 1940 года – имени Ленина. А красавец Троицкий собор, гордость города, в 1936 году был взорван. Как, впрочем, большинство храмов Симбирска. В 1924 году город переименовали в Ульяновск.

До известных событий 1917 года Симбирск было принято считать дворянским городом. Его даже называли «барином на Волге». Здесь жили и творили в разное время знаменитые подданные Российской империи: Николай Карамзин, Иван Гончаров, Аполлон Коринфский, Николай Языков, Денис Давыдов и… Илья Ульянов.

Симбирск и Ульяновы

Отец Владимира Ильича был чиновником от образования. В какой-то степени и борцом за права и свободы: Илья Николаевич ратовал за всеобщее равное для всех национальностей образование. Но по-настоящему известным директор народных училищ Симбирской губернии стал не благодаря трудам на педагогической ниве. «Славу» Ульянову принесли дети-революционеры: Александр, Владимир, Дмитрий и Мария.

Сами дети вспоминали об Илье Николаевиче как о человеке религиозном. Вот что писала о нем дочь Анна: «Отец наш был искренне и глубоко верующим человеком и воспитывал в этом духе детей. Дома дети видели искренне убежденного человека, за которым шли, пока были малы». Мать Ульяновых Мария Александровна «не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую». Несмотря на старания отца воспитать детей в вере, увлечение их с ранних лет революционными идеями пересилило. Интеллигенция того времени с презрением относилась к православной вере. В 16 лет Владимир Ульянов сорвал с себя крест и бросил его на землю. Позже, заполняя анкету всероссийской переписи членов РКП(б), Ленин напишет об этом.

Илья Ульянов умер от кровоизлияния в мозг в январе 1886-го. Спустя год за покушение на императора Александра III казнили Александра – старшего сына. В 1891 году от брюшного тифа в Петербурге умирает Ольга Ульянова. Владимир, Анна, Дмитрий и Мария стали яростными революционерами, а впоследствии – государственными деятелями СССР.

В Симбирске, крепком губернском городе, население было довольно религиозным. Но если прогуляться по современному центру Ульяновска, мы увидим лишь спрятанный среди домов исторической застройки храм Трех святителей да восстанавливающийся древний Спасский монастырь. А до революции церкви в центре Симбирска располагались буквально на каждом шагу. «Шаговая доступность» – это про храмы старого города, архитектурный облик которого резко поменялся в 1920–1930 годы.

После революции из-за разрушений, которым город подвергли красноармейцы, Симбирск впал в глубокий кризис. Заводы и фабрики либо сворачивались, либо работали с перебоями. Постоянно проводились сокращения. Бульвары и парки пришли в запустение, на улицах перестало работать освещение. Ухудшилась криминогенная обстановка. После смерти Ленина в 1924 году коммунисты решили увековечить имя вождя. Поскольку Ленинград уже появился, родину «вождя» решили переименовать по его настоящей фамилии.

Город лидера революции не мог по своему облику и содержанию не соответствовать духу идущего в «светлое будущее» коммунизма. Кроме борьбы со зданиями большевики развернули настоящий террор против жителей старой России: духовенства, дворянства, купечества и всех верующих людей. На волжском склоне (и в подвале здания епархии, ставшего штабом ЧК/НКВД) проходили массовые расстрелы. Некоторые из жертв той бойни причислены Русской Православной Церковью к лику святых…

Деленинизация по-симбирски

Соборная площадь, потерявшая свое имя в 1918 году, до последнего времени носила имя Ленина. И памятник Владимиру Ильичу. По эспланаде вверх расположился Дворец книги имени Ленина, а чуть повыше – Ленинский мемориал, который стоит на площади 100-летия Ленина. Да, по другую сторону той же эспланады расположен младший блок гимназии № 1, которая также носит имя «вождя».

Но вернемся назад, на Соборную. От нее вниз уходит улица имени… догадались, кого? Улицу Ленина пересекает Спасская, отвоевавшая историческое имя у Советской.

В 2008 году мэр Ульяновска Сергей Ермаков выступал с предложением вернуть городу историческое название. В мэрии обсуждалась возможность переименования без референдума. Ведь именно так сделали в 1924-м большевики. В мае 2015 года губернатор региона Сергей Морозов предложил переименовать Ульяновск в Симбирск.

В 2002–2005 годах в городе шла дискуссия о возможности восстановления Свято-Троицкого кафедрального собора на площади Ленина. В 2005 году за зданием сельскохозяйственной академии, на месте Никольского храма (стоявшего в непосредственной близости от Троицкого), была огорожена площадка, вывешен паспорт объекта, но стройка с места не сдвинулась. Несколькими годами позже был установлен поклонный крест.

В апреле 2018 года комиссия Управления архитектуры Ульяновска, рассмотрев обращение инициативной группы с просьбой о возвращении главной площади города имени «Соборная», приняла положительное решение. Спустя несколько дней в Общественной палате региона разгорелись жаркие споры о целесообразности этого переименования. Противники, в основном приверженцы коммунистической идеологии, утверждали, что имя Владимира Ильича «сделало» город: промышленный бум, туристическая направленность и, наконец, память для целого поколения – важные факторы развития Ульяновска. Однако сторонники исторической справедливости резонно парировали, что и до революции город был местом процветающим, а «захолустным», как назвал его один краевед, Симбирск стал сразу после гражданской войны. Соборная – исконное название главной городской площади. Название, кстати, очень хорошо отражает правильное целеполагание предков: «соборно» – значит, вместе, сообща, в духе любви, уважения и взаимопонимания. Что радикально отличается от позиции Владимира Ульянова, мало считавшегося с оппонентами и идеологическими противниками, проще сказать – старавшегося их физически устранить.

Опросным центром «Аналитика» были проведены исследования, показавшие, что большинство горожан идею переименования площади поддерживает. 27 апреля в газете «Ульяновск сегодня» появилось соответствующее постановление администрации города.

Правильные символы: почему это важно

Хорошо бы, чтобы маленькая победа православной общественности Ульяновска стала сдвигом тектонических плит сознания всего Русского мира. Модернисты и постмодернисты, отказавшись по навету Ницше от Бога, сумели родить лишь ограниченные идеологии, разделявшие народы, калечившие разум и сердца людей. «Я есть свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12), – говорит нам Господь. 1000 лет назад Россия встретилась со Христом и, видя Свет и данный Им ориентир, старалась следовать незыблемым духовным ценностям. Как получилось, что сорвавший с себя крест Володя Ульянов, собрав вокруг себя тысячи подобных богоборцев, сумел сбить с ног русского колосса? Сегодня это уже скорее риторический вопрос, ведь история совершилась. Но и правда восторжествовала. Советской химеры больше нет. Увы, ее инерция до сих пор живет в умах наших граждан. Почему так часто можно видеть в головах соотечественников мешанину из религиозного и советского одновременно? Ответ прост: большевики сделали все, чтобы стереть былую Россию, ее дух, традицию из сознания людей. Общаясь с людьми советской эпохи, кажется, что до СССР и страны-то нашей не было. И вообще все было очень плохо…

Отрезанные от корней люди «питались», возрастая, тем, что было, – коммунистическими идеалами, образами и символами времени. «Дух творит себе формы», – говорили святые отцы. Справедливо заметить, что форма содержит в себе дух. Посмотрим на православную икону рублевского письма. И люди неверующие порой с умилением взирают на шедевры «богословия в красках». В чем дело? А в том, что визуальное изображение проникает в нашу душу и вызывает в нас состояние, заставляющее думать, переживать, взывающее к покаянию. А песня и ее слова? Время информационного шума сделало нас поверхностными, усталыми, безответственными. Слово уже не серебро, и молчание не золото.

Взгляните на православный храм. Он радует глаз и, как икона, свидетельствует о вечном и светлом. Может ли о вечном и светлом свидетельствовать имя человека, построившего империю-голем на костях, разрушениях и горе? Вряд ли. Цветущий храмами Симбирск был выкошен взрывами красного террора. Что осталось? Мрачные и серые советские здания и памятники. Даже архитектура самых нейтральных построек, созданных под воздействием определенного духа, может оказать колоссальное влияние на целые поколения людей.

Владимир Ленин стал для представителей нескольких поколений самым настоящим идолом. Идолом, отвратившим людей от Бога и направившим их по маршруту ложного, тупикового учения. Деленинизация сродни свержению идолов князем Владимиром при крещении Киевской Руси. Дабы не соблазнять народ дурной памятью и вернуть ему правильные ориентиры, нужно постепенно исключать из жизни любую символику «лукавого духа». Соборно, как в Симбирске, городе, породившем «вождя».


Источник: http://www.pravoslavie.ru/112801.html

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100