Вторник, 21 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»: Размышления о переименовании площади в Ульяновске
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»: Размышления о переименовании площади в Ульяновске

27 апреля 2018 года центральной площади города Ульяновска вернули историческое название – Соборная. Кому-то событие могло показаться рядовым: по всей стране не спеша переименовывают улицы, проспекты, парки. Но надо понимать, что площадь Ленина перестала существовать именно на родине «вождя мирового пролетариата». О значении этого с виду незначительного события поразмышляем вместе.

Оплот самодержавия

В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича, как бы сказали сегодня, «в рамках укрепления обороноспособности страны», воевода Богдан Хитрово начинает строительство города-крепости на Волге – Симбирска. Новый град входил в цепочку засечных городов и благодаря своему географическому положению стал главным населенным пунктом уезда. На волжском косогоре вырос городской рубленый кремль, огороженный прочными стенами, валом и рвом. Центральная площадь Симбирска была названа Соборной. Очевидно, именно здесь происходили важнейшие городские события, собиравшие жителей. Внизу, под горой, игуменом Макарием была построена Успенская церковь, а затем целый монастырь. Храм, пострадавший от набегов Стеньки Разина, через 200 лет стал единоверческим. Кстати, именно под Симбирском революционер Разин потерпел сокрушительное поражение, ознаменовавшее начало конца его повстанческой войны.

Симбиряне активно участвовали в войне 1812 года против наполеоновских войск. 4-й пехотный полк сражался на Бородинском поле, дрался под Житомиром, в Польше, Дрездене, на Эльбе и победоносно вошел в Париж в 1815 году. В память о славе русского оружия и о героях-земляках в 1824 году в Симбирске был заложен Свято-Троицкий кафедральный собор. Событие было приурочено к приезду императора Александра I, который принял участие в закладке. Храм решили построить в центре города на Соборной площади. Дворянство города даже учредило для этого специальный комитет. Архитектором стал знаменитый Михаил Коринфский. Освящен собор был в 1841 году. Несколькими годами ранее Симбирск посещал император Николай I. Самодержец не ограничился формальным визитом, а активно давал указания по внесению изменений в архитектурный облик города, в том числе и строящегося кафедрального собора. Здесь в 1894 году служил Литургию святой Иоанн Кронштадтский.

В 1918 году Соборной площади не стало. На смену приходили новые названия, и кафедральный собор теперь располагался на Площади 1 мая. С 1940 года – имени Ленина. А красавец Троицкий собор, гордость города, в 1936 году был взорван. Как, впрочем, большинство храмов Симбирска. В 1924 году город переименовали в Ульяновск.

До известных событий 1917 года Симбирск было принято считать дворянским городом. Его даже называли «барином на Волге». Здесь жили и творили в разное время знаменитые подданные Российской империи: Николай Карамзин, Иван Гончаров, Аполлон Коринфский, Николай Языков, Денис Давыдов и… Илья Ульянов.

Симбирск и Ульяновы

Отец Владимира Ильича был чиновником от образования. В какой-то степени и борцом за права и свободы: Илья Николаевич ратовал за всеобщее равное для всех национальностей образование. Но по-настоящему известным директор народных училищ Симбирской губернии стал не благодаря трудам на педагогической ниве. «Славу» Ульянову принесли дети-революционеры: Александр, Владимир, Дмитрий и Мария.

Сами дети вспоминали об Илье Николаевиче как о человеке религиозном. Вот что писала о нем дочь Анна: «Отец наш был искренне и глубоко верующим человеком и воспитывал в этом духе детей. Дома дети видели искренне убежденного человека, за которым шли, пока были малы». Мать Ульяновых Мария Александровна «не была богомольна и одинаково мало посещала как русскую церковь, так и немецкую». Несмотря на старания отца воспитать детей в вере, увлечение их с ранних лет революционными идеями пересилило. Интеллигенция того времени с презрением относилась к православной вере. В 16 лет Владимир Ульянов сорвал с себя крест и бросил его на землю. Позже, заполняя анкету всероссийской переписи членов РКП(б), Ленин напишет об этом.

Илья Ульянов умер от кровоизлияния в мозг в январе 1886-го. Спустя год за покушение на императора Александра III казнили Александра – старшего сына. В 1891 году от брюшного тифа в Петербурге умирает Ольга Ульянова. Владимир, Анна, Дмитрий и Мария стали яростными революционерами, а впоследствии – государственными деятелями СССР.

В Симбирске, крепком губернском городе, население было довольно религиозным. Но если прогуляться по современному центру Ульяновска, мы увидим лишь спрятанный среди домов исторической застройки храм Трех святителей да восстанавливающийся древний Спасский монастырь. А до революции церкви в центре Симбирска располагались буквально на каждом шагу. «Шаговая доступность» – это про храмы старого города, архитектурный облик которого резко поменялся в 1920–1930 годы.

После революции из-за разрушений, которым город подвергли красноармейцы, Симбирск впал в глубокий кризис. Заводы и фабрики либо сворачивались, либо работали с перебоями. Постоянно проводились сокращения. Бульвары и парки пришли в запустение, на улицах перестало работать освещение. Ухудшилась криминогенная обстановка. После смерти Ленина в 1924 году коммунисты решили увековечить имя вождя. Поскольку Ленинград уже появился, родину «вождя» решили переименовать по его настоящей фамилии.

Город лидера революции не мог по своему облику и содержанию не соответствовать духу идущего в «светлое будущее» коммунизма. Кроме борьбы со зданиями большевики развернули настоящий террор против жителей старой России: духовенства, дворянства, купечества и всех верующих людей. На волжском склоне (и в подвале здания епархии, ставшего штабом ЧК/НКВД) проходили массовые расстрелы. Некоторые из жертв той бойни причислены Русской Православной Церковью к лику святых…

Деленинизация по-симбирски

Соборная площадь, потерявшая свое имя в 1918 году, до последнего времени носила имя Ленина. И памятник Владимиру Ильичу. По эспланаде вверх расположился Дворец книги имени Ленина, а чуть повыше – Ленинский мемориал, который стоит на площади 100-летия Ленина. Да, по другую сторону той же эспланады расположен младший блок гимназии № 1, которая также носит имя «вождя».

Но вернемся назад, на Соборную. От нее вниз уходит улица имени… догадались, кого? Улицу Ленина пересекает Спасская, отвоевавшая историческое имя у Советской.

В 2008 году мэр Ульяновска Сергей Ермаков выступал с предложением вернуть городу историческое название. В мэрии обсуждалась возможность переименования без референдума. Ведь именно так сделали в 1924-м большевики. В мае 2015 года губернатор региона Сергей Морозов предложил переименовать Ульяновск в Симбирск.

В 2002–2005 годах в городе шла дискуссия о возможности восстановления Свято-Троицкого кафедрального собора на площади Ленина. В 2005 году за зданием сельскохозяйственной академии, на месте Никольского храма (стоявшего в непосредственной близости от Троицкого), была огорожена площадка, вывешен паспорт объекта, но стройка с места не сдвинулась. Несколькими годами позже был установлен поклонный крест.

В апреле 2018 года комиссия Управления архитектуры Ульяновска, рассмотрев обращение инициативной группы с просьбой о возвращении главной площади города имени «Соборная», приняла положительное решение. Спустя несколько дней в Общественной палате региона разгорелись жаркие споры о целесообразности этого переименования. Противники, в основном приверженцы коммунистической идеологии, утверждали, что имя Владимира Ильича «сделало» город: промышленный бум, туристическая направленность и, наконец, память для целого поколения – важные факторы развития Ульяновска. Однако сторонники исторической справедливости резонно парировали, что и до революции город был местом процветающим, а «захолустным», как назвал его один краевед, Симбирск стал сразу после гражданской войны. Соборная – исконное название главной городской площади. Название, кстати, очень хорошо отражает правильное целеполагание предков: «соборно» – значит, вместе, сообща, в духе любви, уважения и взаимопонимания. Что радикально отличается от позиции Владимира Ульянова, мало считавшегося с оппонентами и идеологическими противниками, проще сказать – старавшегося их физически устранить.

Опросным центром «Аналитика» были проведены исследования, показавшие, что большинство горожан идею переименования площади поддерживает. 27 апреля в газете «Ульяновск сегодня» появилось соответствующее постановление администрации города.

Правильные символы: почему это важно

Хорошо бы, чтобы маленькая победа православной общественности Ульяновска стала сдвигом тектонических плит сознания всего Русского мира. Модернисты и постмодернисты, отказавшись по навету Ницше от Бога, сумели родить лишь ограниченные идеологии, разделявшие народы, калечившие разум и сердца людей. «Я есть свет миру; кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12), – говорит нам Господь. 1000 лет назад Россия встретилась со Христом и, видя Свет и данный Им ориентир, старалась следовать незыблемым духовным ценностям. Как получилось, что сорвавший с себя крест Володя Ульянов, собрав вокруг себя тысячи подобных богоборцев, сумел сбить с ног русского колосса? Сегодня это уже скорее риторический вопрос, ведь история совершилась. Но и правда восторжествовала. Советской химеры больше нет. Увы, ее инерция до сих пор живет в умах наших граждан. Почему так часто можно видеть в головах соотечественников мешанину из религиозного и советского одновременно? Ответ прост: большевики сделали все, чтобы стереть былую Россию, ее дух, традицию из сознания людей. Общаясь с людьми советской эпохи, кажется, что до СССР и страны-то нашей не было. И вообще все было очень плохо…

Отрезанные от корней люди «питались», возрастая, тем, что было, – коммунистическими идеалами, образами и символами времени. «Дух творит себе формы», – говорили святые отцы. Справедливо заметить, что форма содержит в себе дух. Посмотрим на православную икону рублевского письма. И люди неверующие порой с умилением взирают на шедевры «богословия в красках». В чем дело? А в том, что визуальное изображение проникает в нашу душу и вызывает в нас состояние, заставляющее думать, переживать, взывающее к покаянию. А песня и ее слова? Время информационного шума сделало нас поверхностными, усталыми, безответственными. Слово уже не серебро, и молчание не золото.

Взгляните на православный храм. Он радует глаз и, как икона, свидетельствует о вечном и светлом. Может ли о вечном и светлом свидетельствовать имя человека, построившего империю-голем на костях, разрушениях и горе? Вряд ли. Цветущий храмами Симбирск был выкошен взрывами красного террора. Что осталось? Мрачные и серые советские здания и памятники. Даже архитектура самых нейтральных построек, созданных под воздействием определенного духа, может оказать колоссальное влияние на целые поколения людей.

Владимир Ленин стал для представителей нескольких поколений самым настоящим идолом. Идолом, отвратившим людей от Бога и направившим их по маршруту ложного, тупикового учения. Деленинизация сродни свержению идолов князем Владимиром при крещении Киевской Руси. Дабы не соблазнять народ дурной памятью и вернуть ему правильные ориентиры, нужно постепенно исключать из жизни любую символику «лукавого духа». Соборно, как в Симбирске, городе, породившем «вождя».


Источник: http://www.pravoslavie.ru/112801.html

___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100