Вторник, 19 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Нельзя забыть: Воспоминания морского офицера о духовном облике Царской Семьи

2018-04-25.1.jpg
Императрица с Дочерями на «Штандарте», 1910 год

В прошлом году мы напечатали маленький фрагмент из книги воспоминаний о святой Царской Семье «Нельзя забыть» капитана 2-го ранга Бориса Апрелева (1888–1951). Этот глубоко верующий офицер-патриот служил на императорской яхте «Штандарт» и имел счастье быть лично знакомым с Царственными Мучениками. Опубликованное трогательное описание духовного облика Государя Николая II вызвало благодарные отклики читателей. Поэтому в год столетия Царской Голгофы мы решили продолжить знакомство с воспоминаниями Б. Апрелева – в надежде на их переиздание в России.

ОБЛИК ИМПЕРАТРИЦЫ

Государыня… была очень больна и часто оставалась весь день в своей маленькой рубке, полулежа на диване, но все время рукодельничая или рисуя. С нами, по крайней мере, со мной, Она говорила очень редко и точно стеснялась. Со мной она говорила по-русски, но, видимо, это было Ей трудно, и у Нее был слышен немного английский акцент.

Однажды мне пришлось быть с Нею подольше, в день, когда Она взяла меня на прогулку в лес за ягодами и грибами. Государыня была с Дочерьми и с одной фрейлиной. Гуляя по лесу, Она меня подробно расспрашивала о моей матери, о нашей совместной жизни, о том, что я думаю делать в будущем, не трудна ли для меня морская служба, которая так отрывает людей от семьи. Государыня подчеркивала, что, по Ее мнению, семья является основой всего; что она есть радость и счастье и бедного, и богатого, и она же является основой государства. Во время этой прогулки я видел, как Она ласкова со Своими Детьми, какая любовь светится в Ее глазах, и тут я первый раз понял, что та холодность и как бы сухость, которые казались присущими Государыне, вероятно, были просто результатом Ее застенчивости и болезненности. И в Ней я видел какую-то грусть, тогда мне еще не понятную.

Однажды, когда я стоял вахту днем, Государыня попросила меня постоять неподвижно и сняла меня своим маленьким «Кодаком». Год спустя, уже плавая на другом корабле, я получил из Царского Села маленький конверт, на котором рукою Государыни было написано: «Мичману Апрелеву». В конверт была вложена моя фотография, снятая Ею на «Штандарте». Если только подумать: сколько людей окружало Государыню, я же на «Штандарте» был случайно, и тем не менее Она через год вспомнила обо мне, узнала, где я плаваю, и прислала на память тот снимок, который Она сама сделала с меня!

ПОДАРОК ГОСУДАРЫНИ

Перед окончанием плаванья на «Штандарте», который пришел из шхер в Кронштадт, Государыня вызвала меня к Себе и как-то застенчиво сказала: «Вот, мы уедем скоро. Возьмите это от Нас на память. Я выбрала это для Вас по цвету Ваших глаз и волос. Это будет Вам приятно». С этими словами Она подала мне маленькую красную коробочку с золотым двуглавым орлом на крышке. В коробочке лежали прелестные золотые запонки, работы Фаберже, отделанные эмалью цвета перламутра с голубоватым отливом и с брильянтовыми коронками в середине поля. Я поцеловал руку Государыни и взволнованно поблагодарил Ее за эту ласку. В этот момент я увидел в Ее глазах точно материнскую нежность, и Она сказала: «Поклонитесь Вашей маме и оставайтесь таким же хорошим, какой Вы теперь».

Это отношение, эти слова, а главное – взгляд, тон, – все это дает облик Государыни совсем не тот, который Она могла производить и производила на мало знавших Ее людей. Я вышел от Нее совсем растроганный и со слезами на глазах.

ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ

Великие Княжны на «Штандарте» были тогда еще детьми, но детьми, которых любили все, кто только был к Ним близок. Я лично носился с Ними по палубе, играя в «пятнашки» и другие игры. Они были прекрасно воспитаны и были совершенно Русскими по духу и по воспитанию. 

Может быть, мало кто знает, что каждая из Них на «Штандарте» имела около Себя «дядьку» – матроса из команды «Штандарта». Задача дядек была неотлучно находиться при «Княжнах», как они Их называли, и смотреть, чтобы Они не упали за борт, не разбились бы во время игр и т. д. Государь не хотел, чтобы Его дочерей на «Штандарте» титуловали полным титулом. Они назывались просто Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Со своими дядьками Они были прямо трогательны. Они писали им письма «домой», знали все их деревенские горести и заботы, а что самое главное – от этих дядек они выучили чисто Русский язык, выучили и полюбили Русские народные песни, знали разные обычаи, приметы и поговорки нашей деревни.

Помнится мне, как-то старший офицер рассердился на дядек, что они от безделья и нематросского дела жиреют и отучаются от службы. Он решил собрать всех четырех дядек, младшего фельдшера и писарей и составить из них шлюпку, которую приказал посылать на тренировку перед гребной гонкой.

Однажды дядьки, фельдшер и писари были выстроены на левом шкафуте, и старший офицер, строго пройдя по фронту, требовал от них, чтобы они «не подгадили» и «не подвели бы» команду Гвардейского экипажа на гонке, долженствующей состояться в тот же день. Перед глазами моими стоит и сейчас эта картина. Дядьки, фельдшер и писари, вытянувшись в струнку, смотрят прямо в глаза старшему офицеру, который имеет строгий и суровый вид, а в отдалении все четыре «Княжны» скорбно глядят на своих дядек и заливаются горькими слезами, которые Они вытирают своими ручонками и жалобно всхлипывают.

Мне Их стало так жаль, что я подошел и спросил Их, почему Они так горько плачут. И сквозь рыдания я слышу милые детские голоса: «Сергей Николаевич (старший офицер) мучает наших дядек. Чем они виноваты, что они с Нами возятся? А их все и офицеры, и матросы презирают. Почему?..», и опять рыдания. Эта сцена разве не рисует нам весь душевный мир милых «Княжон»?

Дядьки «не подгадили» и, обливаясь потом, пришли с гонки на яхту с призом. Надо было видеть восторг «Княжон». Они с горящими глазами ждали у трапа возвращения своих дядек и приветствовали их громкими криками и аплодисментами…

НАСЛЕДНИК ЦЕСАРЕВИЧ

Несколько особо было положение на «Штандарте» Наследника Цесаревича. Он был еще совсем маленький, почти все время на руках у своего «дядьки», который с Ним играл. По приказанию Государя офицеры, особенно стоящие на вахте, старались быть с Наследником построже, понемногу приучая его к морской службе.

2018-04-25.jpg  
Наследник играет с котятами на палубе

Иногда Государь разрешал ему поздороваться с командой или с караулом, чтобы Он приучался здороваться и принимать ответ. Офицеры учили его понемногу различным морским терминам и командам. Иногда днем Наследник с группой маленьких юнг «Штандарта», с которыми Он играл, устраивал на юте примерный «спуск флага». Юнги играли роль караула, горнистов и музыкантов, а Наследник был вахтенным начальником. Настоящий вахтенный начальник в этот момент делался или «командиром» или «флаг-капитаном», или же «Государем». Наследник должен был командовать и рапортовать точно по Уставу. Я помню, как маленький Наследник конфузился, как ему трудно было громко командовать и отдавать приказания. Иногда мне казалось, что у Него просто капризный характер, что Он не хочет учиться морской службе. Но потом, много лет спустя, узнав о Его болезни, я понял, как бедный малютка должен был страдать и как Ему хотелось быть здоровым, лихим, веселым и «молодчиной». Понятно мне стало, что, имея такую страшную болезнь, Он не мог быть тем, чем Ему бы хотелось и что было бы Ему свойственно по возрасту.

Надо отметить еще характерную черту в жизни Царской Семьи на «Штандарте». Плавая на нем, будучи совсем близко к этой Семье, я даже не подозревал, что Наследник тяжело болен, может быть, неизлечимой болезнью гемофилией. Между тем, когда я узнал об этом впоследствии, как мне стало понятно многое – и грусть Государя, и нервность и кажущаяся сухость Государыни, и печальные глазки маленького Наследника. Какую Они должны были переживать душевную драму и скрывать ее даже в тесном кругу на «Штандарте»!

В связи с этим мне вспоминается случай, когда я играл с «Княжнами» на верхней палубе «в прятки». К нам подбежал маленький Наследник и заявил, что он тоже желает играть. «Княжны» сказали, что Они не желают с ним играть, что Они решили, что девочки играют с девочками, а мальчики – с мальчиками. Тогда Наследник заявил: «А почему с Вами офицер?» «Княжны» объяснили, что Они всегда со мной играют, что Они сами меня «выбрали», а Его не хотят приглашать. Малютка горько заплакал, и в Его грустных глазках, похожих на глаза Государя, я увидел совсем недетское страдание и обиду. Мне казалось, что почему бы Ему с нами не побегать? Но Ольга Николаевна, выразительно взглянув на меня и приложив свой пальчик к губам, взяла Его за ручку и увела вниз.

Сколько бедный Наследник должен был испытать за свою короткую страдальческую жизнь, лишенный возможности играть и развиваться как все дети! По немногим моим разговорам с Ним я видел, как Ему хотелось бы быть сильным, бодрым. Как радостно Он улыбался, когда кто-нибудь из офицеров говорил Ему, что Он сделал то или другое, как подобает настоящему «строевому» матросу Гвардейского экипажа. Видно было, как бедный мальчик интересуется различными приборами и механизмами на корабле, но заметно было, что что-то ему мешает быть веселым и счастливым. Впоследствии только я узнал, что это «что-то» была Его ужасная болезнь.

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

Уносясь мысленным взором в наше прошлое, я вижу, как блистательная Динаcтия Романовых сумела, в течение всего 300 лет, создать из Московского Великого Княжества, бывшего западного «улуса» Золотой Орды, необъятную Poccийскую Империю. При этой Династии Россия гигантскими шагами нагоняла, а в некоторых областях и перегоняла более старую и бывшую в более выгодных условиях Западную Европу. Династия Романовых, неразрывно связанная с величием и прогрессом Poccии, началась в Ипатьевском монастыре. В момент наибольшего развития и величия Poccии Империя пала с мученической смертью Государя и Его Семьи в подвалах Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Какое жуткое совпадение!..

«Бывший Государь», как называл Его я после отречения Его от Престола и как называли Его некоторые Рyccкиe и иностранцы; «Николай» в устах Русских либералов и полуинтеллигенции; «Николай кровавый», как звали и зовут Его Рyccкиe социалисты, замучен со Своею Семьею и больше не нуждается ни в нашей похвале, ни в наших порицаниях. Позорная для всего мирa клевета на эту Семью, в противоречие пословице, что «от клеветы всегда что-нибудь остается», грязным потоком льется на головы самих клеветников. Какая бы злоба или «правда о Царской Семье» не появлялись вновь, мученические облики Государя и Его Семьи становятся все чище и все светлее, озаряясь неземным Светом.

…Дай Бог, чтобы грядущая Россия жила бы не «пятачком», как сегодня, а красотою. Такая Россия будет горько оплакивать всех своих детей, погибших в страшные годы смуты; будет Она плакать о замученном Государе и о Его Семье и вряд ли сможет Она забыть когда-нибудь о злодеянии в подвалах Ипатьевского дома…
 
Подготовила 
Серафима Смолина


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.

См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100