Пятница, 25 Мая 2018 г.
Духовная мудрость

прп.Иустин о псевдохрист
Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь... И здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион.
Прп. Иустин (Попович) о лжехристианах

Прп. Паисий Святогорец об экуменизме
Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, – говорят, – тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»!
Прп. Паисий Святогорец об экуменизме

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

свт.Феофан о Западе
Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя… Тайными путями входят они в область нашу.
Свт. Феофан Затворник

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

В кулуарах

Царство Божие и антицарство «цифровых евангелистов»: Для тех, кто хочет знать правду и не желает вечной погибели
В данном исследовании мы будем говорить о происходящих на наших глазах грозных и неопровержимых событиях и процессах, которые несут опасность для спасения безсмертной души, поэтому необходимо положить в основание духовные начала, ибо нет ничего важнее спасения души для блаженной вечности. Спасение –...

Язык есть живой доступ к духу народа: Святые отцы, писатели, поэты, философы, политики о русской словесности
Много безценных и разнообразных сокровищ даровал Всемогущий Господь русскому народу. Одно из этих сокровищ – наш неисчерпаемый, глубокий, звучный, гибкий и емкий язык. По своей выразительности, певучести, по словарному запасу и многообразию значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческой...

Третий Рим обязан победить Карфаген: Злоба и истеричность Запада к России с точки зрения духовной «войны миров»
В последнее время мы наблюдаем со стороны Великобритании невероятно злобные и наглые нападки на нашу страну. Даже в условиях развязанной против России ожесточенной информационной войны они поражают своей бешеной злобой и истеричностью, а высказывания первых лиц Англии настолько вызывающи и оскорбительны,...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Живи сообразно с Божией правдой – станешь участником Божией любви»: О догмате Искупления как сердце Христианской веры


018-04-24.jpg
Продажа индульгенций

В конце июля с. г. Синодальная библейско-богословская комиссия РПЦ обнародовала для общецерковного обсуждения проект нового катехизиса Русской Православной Церкви (http://theolcom.ru/images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf). В СМИ публикуются критические отзывы – в частности, священнослужители и миряне замечают, что «авторы, очевидно, пытаются создать такое Православие, которое выглядело бы „рукопожатным" для светской либеральной общественности»; «Одной из самых характерных особенностей проекта нового катехизиса <…> является его богословская неопределенность»; «[Проект] прерывает традицию установления критерия истинности вероучения в соответствии определяемому церковными соборами преемственному учению Церкви».    

Существенный момент, отмеченный практически всеми критиками, – неудовлетворительное изложение учения об Искуплении. Этот основной церковный догмат, «сердце Христианской веры» (по свт. Феофану Затворнику), фактически утрачивает статус объективной богооткровенной истины и представляется в виде ряда противоречивых богословских теорий. К сожалению, такое размытие догмата Искупления вообще характерно для современного богословия – известный священник из Одессы, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев называет его «симптомом болезни иудейства, вирус которой пытаются привить Русскому Православию».    

На сайте Патриархии сообщается, что отзывы на проект нового катехизиса принимаются до 1 ноября, т. е. возможно он будет утвержден на предстоящем в конце года Архиерейском Соборе. Однако никто не может заставить верующего человека принимать модернистские убеждения. Поэтому, во избежание каких-либо уклонений, нам нужно знать и понимать традиционное учение Церкви.    

Надеемся, нижеследующий перевод статьи почитаемого в Болгарии подвижника благочестия архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993), доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына святителя Серафима (Соболева), поможет нашим читателям разобраться в этом вопросе.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Оглядывая проделанный путь, мы должны обобщить, хотя и очень кратко, результаты вышеизложенного и сделать соответствующие практические выводы.

Достаточно убедительно было доказано, что и в Ветхом, и в Новом Завете Бог представлен как правда и любовь, а Искупление – как совершенное откровение Его любви и полное удовлетворение Его правды.

Это было убеждением и Святых Отцов. Это отразилось и в богослужебных песнях Православной Церкви. Это было руководящим началом и борцов за Православное вероисповедание во всех христологических спорах.

В свете этих результатов нашего исследования выявлены ошибки и чисто юридической, и чисто этической теорий Искупления. Противоположные друг другу, они похожи в том, что одинаково односторонни. Истину нужно искать не в согласовании или объединении их, т. к. каждая из них имеет свои слабые стороны, сочетание которых не может дать правильный взгляд на Искупление. Истина – в богооткровенном и святоотеческом учении, не разделяющем, а объединяющем в одно неделимое целое Божию любовь и Божию правду.

Юридическая теория ведет к рационалистическому обезцвечиванию искупительной тайны. Многие моменты неисследимого Божественного домостроительства в ней игнорируются, а иные – приспособлены к человеческому разуму, чтобы стать понятыми для него; но этим уничтожается непостижимость и парадоксальность искупительной тайны, отвергается ее апофатический характер.

Ансельмова теория оказалась более направленной к Богу в защите Его чести, чем к человеку и его спасению. Это ведет – при одностороннем подчеркивании безкрайней сатисфакционной цены любого Христова дела – к логическому отрицанию необходимости крестной смерти Спасителя, а в окончательной консеквенции (логическом заключении, выводе, – примеч. ред.) – к полному разрушению тайны Искупления, что и произошло в либерализме.

Этическая теория так же, отвергая правовую сторону Искупления, входит в противоречие со Священным Писанием, оказывается безсильной объяснить смысл Христовых страданий и крестной смерти, ведет к логическому отрицанию не только догмата Искупления, но даже и самой Божией любви, потому что отвержением правового элемента в Искуплении подрывается именно проявление безкрайней и величественной Божией любви на Кресте.

Что касается практических выводов из этих односторонних теорий, нужно сказать следующее.

Благодаря своему крайне юридическому духу и своей внутренней связанности с учением о первородном грехе как лишь потере благодати, а не коренном повреждении человеческой природы, сатисфакционная теория создала ту благоприятную атмосферу, которая породила ложную римо-католическую доктрину о делах, понимаемых в качестве заслуг перед Богом, о сверхдолжных заслугах святых и о сокровищнице этих сверхдолжных заслуг. Бедные добрыми делами верующие направляются этой человеческой доктриной не к глубокому покаянию и искреннему исправлению, а к готовой и всегда находящейся в распоряжении папы сокровищнице сверхдолжных заслуг, из которой могут получить недостающие им для собственного спасения чужие заслуги. Использование этих заслуг происходит через т. н. индульгенции. Они и сегодня практикуются в римо-католической церкви. Злоупотребления ими, как известно из истории, привели к возникновению Реформации (см.: Малиновский Н., прот. О Боге Искупителе. Каменец-Подольск, 1906. С. 289).

И этической теории не свойственно хорошо отражаться на духовной жизни. Она создает условия для крайне неправославных догматико-нравственных выводов, граничащих с оригеновыми (см.: Серафим (Соболев), архиеп. Проповеди. София, 1944. С. 102), осужденными на Пятом Вселенском Соборе, взглядами об апокатастасисе. Из нее как бы естественно рождается искусительное умозаключение, что поскольку Бог есть любовь и совершил Искупление только по любви, не требуя удовлетворения Своей правды, – Он не требует и от нас особой праведности и какого-либо особого глубокого покаяния, но спасет нас лишь Своей любовью, как бы мы ни жили. Это совершенно ошибочная мысль с точки зрения Божественного Откровения. Ее принятие ведет к демобилизации нравственных сил и отсюда – к потере спасения. В этом и состоит ее пагубная обманность. Во всем Священном Писании верующим постоянно внушается необходимость вести праведную жизнь, исполнять заповеди Господни, эти яснейшие откровения Божией правды, чтобы не лишиться Божией любви.

 2018-04-24.jpg

Если практические последствия юридической теории характеризуются снижением идеала христианской нравственности до уровня наемнической праведности, а этической теории – легкомысленным умалением трудностей спасения, – практические последствия православного взгляда на Искупление как дело одновременно Божией правды и Божией любви находятся в полной гармонии с этическими нормами Священного Писания и ведут к благословенным результатам. Только они побуждают к правильной нравственной жизни, предохраняют от уклонения то в одну, то в другую крайность и направляют точно к достижению крайней цели нашей веры – спасению души (см.: 1 Пет. 1, 9).

Божия любовь, проявленная в Искуплении, воодушевляет человека не впадать в малодушие по причине своей греховности. Божия правда, выраженная в Искуплении, отрезвляет верующих не поддаваться лености и легкомысленным надеждам. Любовь возбуждает нравственные силы, а правда направляет их к действию. Любовь предохраняет от отчаяния, а правда – от чрезмерного упования, не менее гибельного, чем отчаяние. Любовь говорит малодушному: «Христос положил за тебя душу Свою! Не смущайся!» Правда же предупреждает легкомысленного: «Хотя и совершено для тебя Искупление, ты не вкусишь его плодов, если не последуешь стезей праведности!»

Так в православном взгляде на Искупление как дело Божией любви и Божией правды уничтожаются крайности чисто юридической и чисто этической теорий, предотвращаются опасности наемнической самонадеянности и нравственного малодушия и достигается познание богооткровенной истины, которая гласит: «Живи сообразно с Божией правдой – и станешь участником Божией любви!»

К этому православному взгляду приводят непредубежденные исследования Божия слова. С ним согласуются святоотеческие мысли. Его отразили наши богослужебные книги. Его разделяет Святая Христова Церковь с самого начала и будет разделять до конца веков. Да и как не разделять его, если наш Искупитель, Который прекрасно знает тайны Божественного домостроительства и Который потому имеет последнее слово в вопросах спасения, указывает следование путем Божией правды, выраженной в заповедях, необходимым условием участия в Божией любви: Если заповеди Мои соблюдете, – сказал Он, – пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 15, 10).

Перевод с болгарского языка Анны Самсоновой


___________________
 Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию).  
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции: 89153536998.


См. по теме:       
Бог справедлив и любвеобилен одновременно: Искупление – дело Божественной любви и Божественной правды       

Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней       

Сердце Христианской веры: Архим. Серафим (Алексиев) о святоотеческом толковании догмата об Искуплении       

Учение об Искуплении: Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева)       

ПОНЯТИЕ О ЕРЕСИ И РАСКОЛЕ: свт. Игнатий (Брянчанинов) I. Ересь - ложное учение о христианстве 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


Господи, сохрани от апостасийного порабощения: Краткие молитва и обращение против цифровой экономики с биометрией

К нам в редакцию пришло сразу два обращения против навязываемой обществу цифровой экономики и внедрением биометрии: молитвенное -составленное современными духовниками, и общественное - от движения «Царский Крест». Напомним, что православный народ уже начал отсылать самостоятельно обращения...


Россия, выступи против антихристовой глобализации: Проповедь-воззвание схииг. Сергия (Романова) с чином изгнания духов (+ВИДЕО)

...Дорогие братья и сестры, будьте внимательны! Добровольное согласие на обработку персональных данных и получение «карты мира» – это ваше согласие жить в электронном рабстве сатаны. Оно дает право нанести вам метку лазером на правую руку или чело (лоб) при получении любых документов. То есть...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Почитание Царя – вопрос нашего существования: Беседа с поэтом, композитором и певцом Геннадием Пономаревым, мужем Жанны Бичевской

...Далеко не всем известно, что исключительное место в жизни и творчестве Ж. Бичевской занимает ее супруг – поэт, композитор, музыкант и певец Геннадий Пономарев. Именно связав свою судьбу с ним, Жанна Владимировна сконцентрировалась на православно-патриотической тематике. Геннадий Романович – автор...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100