Суббота, 22 Сентября 2018 г.
Духовная мудрость

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

свт. Феофан о ВОв
Жаль смотреть, как у наших богословов... все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование.
Пророчество свт. Феофана Затворника о ВОв 

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

Митр.Агафангел
В настоящий исторический момент абсолютно все, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия – апокалиптические! Без учета этого невозможно правильно понять суть происходящего. Всему православному миру, в том числе и России, брошен вызов глобализма. В этом понятии сконцентрирована вся мировая ложь, и обличение этой величайшей лжи нашего времени является на сегодняшний день главной задачей Православия... Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми...
Митр. Агафангел Одесский и Измаильский

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Пока у нас нет Царя-батюшки, нас опекает Сама Божия Матушка: Правда о «Черной сотне», беседа с историком Д.И. Стоговым

2018-04-16.1.jpg
Листовка Московского комитета РСДРП (б) 1917 года

Предлагаем к прочтению третью, завершающую часть интервью с исследователем «Черной сотни», кандидатом исторических наук, доцентом, заместителем заведующего кафедрой истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» по учебной работе Дмитрием Игоревичем Стоговым.


– Самый животрепещущий, горький вопрос – о причинах поражения черносотенцев. Как я понимаю, в качестве основных факторов исследователи отмечают: 1) внутренние разделения и расколы; 2) отсутствие поддержки (вплоть до гонений) со стороны правительства и, в частности, его тогдашнего главы П. А. Столыпина; 3) численные потери на фронтах Первой мировой войны. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих и иных значимых обстоятельствах. Какие уроки мы должны отсюда извлечь?

– Напомню, что сразу после поражения революции 1905–1907 годов черносотенное движение было самым многочисленным в пестром спектре политических партий и движений Российской Империи. Так, в одном «Союзе Русского народа» к концу 1907 года состояло более 400 тыс. человек. И это только официально записанные в «Союз»! А сколько было еще сочувствующих?! Миллионы! Прошло несколько лет, и численность СРН сократилась в десятки раз. Что же произошло? Почему столь резко упал интерес к монархизму?

На мой взгляд, самыми главными причинами были следующие:

1. Поражение правых в идеологической войне. Либералы и революционеры, увы, оказались сильнее правых и выиграли эту войну. В условиях развязанной либеральными средствами массовой информации травли Императорской Семьи, которая резко усилилась с началом Первой мировой войны, при муссировании слухов о «зловещей роли» Г. Е. Распутина в жизни Императорского Двора, правые стали восприниматься в обществе как представители «темных сил», только того и желающие, чтобы Россия заключила с Германией сепаратный мир. Хотя это, как показывают факты (достаточно полистать материалы созданной Временным правительством Чрезвычайной следственной комиссии), совершенно не соответствовало действительности.

В либеральной и левой печати широко распространились следующие лживые утверждения. Черносотенцы – это:
1) немецкие агенты влияния;
2) скандалисты, безнравственные люди;
3) реакционеры и мракобесы, желающие повернуть Россию вспять;
4) политические аутсайдеры (выражаясь современным языком);
5) антисемиты и погромщики.

Речи правых, произнесенные в Государственной думе, их статьи в газетах трактовались искусно поставленной либеральной пропагандой (имевшей к тому же значительно большие финансовые возможности, чем правые) как пустые, никчемные, не отражавшие реального положения дел в стране и т. д. Именно так они и стали восприниматься широкой общественностью, и популярность правых в этих условиях неуклонно снижалась, их численность стала резко падать.

В итоге, пуская в ход откровенную клевету, либеральная печать, имевшая, в отличие от черносотенной печати, несравненно большие тиражи, специально формировала в сознании обывателя негативный образ монархистов. И, надо сказать, в этом она весьма преуспела. В предреволюционные годы авторитетность монархистов в народе стремительно упала.

Заметим здесь, что зачастую и сами монархисты попадали на крючок либеральной и левой пропаганды. Характерный пример – резко негативное отношение значительной части черносотенцев (В. М. Пуришкевича, Е. В. Богдановича, Б. В. Никольского, Е. А. Шабельской и многих других) к личности Царева Друга Григория Ефимовича Распутина. Вслед за либералами и «леваками» черносотенцы повторяли и тиражировали гнусные слухи и сплетни антираспутинского содержания – о «проходимце-хлысте», «развратнике», «конокраде», «грязном авантюристе, втершемся в доверие к Царской Семье» и т. п. Казалось бы, черносотенцы всеми силами боролись с «жидовской» пропагандой, пытаясь, по меткому выражению профессора Б. В. Никольского, «сокрушить крамолу». Но возникает парадокс: будучи вполне искренними (уж, по крайней мере, Б. В. Никольского я не могу заподозрить в двуличности и в тайном служении революции), монархисты тем не менее сами легко поддаются на удочку все той же «жидовской» пропаганды, рисующей зловещий образ Друга Царской Семьи, ставя перед собой, казалось бы, всем понятную цель – дискредитировать монархию и монархическую идею вообще! Таково было страшное влияние либеральной и левой пропаганды. Впрочем, вопрос о причинах негативного отношения монархистов к Распутину требует глубокого анализа и всестороннего изучения…

Почему бы черносотенцам было не ответить на революционную пропаганду контрпропагандой? Однако низкая эффективность контрпропаганды правых в печати объясняется в первую очередь их относительно скромными финансовыми возможностями. На издание газет требовались большие деньги, а их постоянно не хватало. Часто правые обращались в правительство, требуя финансовых субсидий, однако, особенно в период после 1911 года, т. е. после убийства премьера П. А. Столыпина, эти субсидии им уже почти не выделялись. Правительство активно использовало монархическую пропаганду в революции 1905–1907 годов для борьбы с революционными настроениями. В относительно спокойные 1912–1914 годы помощь правых уже не требовалась, и финансирование их изданий было сокращено. Как показало развитие событий, власти жестоко просчитались… А тем временем революционеры всех мастей получали значительные финансовые средства, причем из разных источников (от «благодетелей» из-за рубежа, от местных «благотворителей», подобных пресловутому Савве Морозову, и, наконец, пополняли доходы революционеров знаменитые «эксы», или «экспроприации экспроприаторов», а проще говоря, откровенный грабеж).

2018-04-16.2.jpg 
  
Отметим здесь, что недостаток финансирования правых структур в целом негативно сказывался на эффективности монархической пропаганды в широких народных массах.   

Что же касается поддержки монархистов (или ее отсутствия) со стороны правительства, то к сказанному необходимо добавить следующее. Зачастую правительственные чиновники относились к деятельности правых с подозрением, осуществляли предварительную цензуру, ограничивали тираж или вообще временно прекращали выпуск некоторых правых изданий. Почему так происходило? Отчасти – «страха ради иудейска», отчасти – из-за того, что многие правительственные чиновники (мы об этом уже говорили) являлись агентами влияния разного рода антигосударственных сил.

2018-04-16.3.jpg 

Важно и еще одно обстоятельство. Правые, будучи трезвомыслящими политиками, охранителями традиционного порядка и закона, не могли себе позволить популистские и демагогические лозунги (такие, как «земля – крестьянам», «заводы – рабочим»), которые способны были привлечь на их сторону широкие народные массы, желавшие решить все свои многочисленные социально-экономические проблемы быстро и сразу (напомню, что эти проблемы резко обострились в условиях кровопролитной Первой мировой войны). В свою очередь революционеры, наоборот, широко использовали популизм в агитации и пропаганде, получая таким образом несметное количество своих сторонников. Другое дело, что последующие послереволюционные события показали всю демагогичность и нереализуемость этих лозунгов (вместо «земли – крестьянам» сельские жители в итоге получили колхозы, вместо «заводов – рабочим» – «архипелаг ГУЛАГ» и т. д.).

В общем, в своей пропаганде либералы и левые вели себя куда более цинично и нагло, чем правые. В итоге, однако, черносотенцы, проиграв информационную войну, теряли популярность в народе, а революционеры ее, напротив, завоевывали упомянутыми лукавыми методами.

2. Неспособность правых скоординировать свои усилия, взаимные обвинения и распри, внутрипартийная борьба, закончившаяся расколом «Союза Русского народа» в 1909–1912 годах.

Об этом расколе, имевшем катастрофические последствия, мы уже говорили. Личные амбиции для некоторых лидеров СРН (в первую очередь Н. Е. Маркова и его сторонников) оказались, увы, более значимыми, чем общее дело, ради которого СРН изначально создавался. Расколу способствовало и правительство П. А. Столыпина, который по ряду причин боясь усиления черносотенного движения, делал ставку на создание более умеренного националистического движения – «Всероссийского национального союза» (ВНС). (Здесь надо сказать, что отношения Столыпина с большинством правых, мягко говоря, не сложились; в частности, черносотенцы во главе с А. И. Дубровиным резко критиковали столыпинскую аграрную реформу – в первую очередь потому, что значительная часть крестьянского населения, получив землю в собственность, чаще всего ее продавала, а сама уходила в города или переселялась на новые места, пополняя таким образом, выражаясь словами Дубровина, «фабрику пролетариата», а значит, создавала дополнительную почву для революционного движения). История показала, насколько неправ был Столыпин и другие сторонники «умеренной» линии. Столыпин вскоре был убит, ВНС канул в Лету. Итог – еще один забитый гвоздь в гроб монархической идеи.

Правда, в годы Первой мировой войны монархисты словно опомнились, почувствовав приближение революционной бури. Они старались отстраниться от взаимной неприязни и личных амбиций и попытались в 1915 – начале 1917 годов скоординировать свои усилия; созывали Саратовское, Петроградское и Нижегородское совещания монархических организаций, а затем готовились к проведению еще одного объединенного съезда в Петрограде. Однако их усилия уже были слишком запоздалыми и далеко не последовательными. Таким образом, монархистам так и не удалось полностью преодолеть межпартийные трения и целиком скоординировать свои действия.

2018-04-16.4.jpg

Наконец, свою роль сыграла ситуация, связанная с началом Первой мировой войны и ее катастрофическими последствиями. Действительно, значительное количество правых в начале войны отошло от партийной деятельности и непосредственно принимало участие в боевых действиях, а также в работе военно-санитарных поездов, что приводило к сокращению численности членов монархических организаций.

В итоге правые так и не смогли заручиться поддержкой ни властных структур, которые, как правило, отвергали все их предложения, ни широких народных масс. Народ же в условиях продолжавшейся затяжной войны с туманными для него целями и задачами, поддаваясь на пропаганду либералов и левых, постепенно все в большей степени проявлял сочувствие либеральным и революционным идеям, покидал правые структуры и активно вступал в либеральные и левые организации.

Что касается уроков, которые можно было бы извлечь из трагедии русского монархизма начала ХХ века, то, думаю, главный урок заключается в том, что нынешним консерваторам нужно большее внимание уделять идеологической борьбе. Нужно тратить огромное количество времени, сил и, в конце концов, денег (если их не хватает, необходимо использовать все возможные законные способы их добывания; достаточно вспомнить, к примеру, как Козьма Минин в 1612 году собирал для организации Второго ополчения буквально по копеечке с простого народа) – для того, чтобы противостоять либеральной пропаганде. И пусть сейчас не грохочут пушки и не стреляют танки, но все мы наблюдаем, как продолжается «гибридная», идеологическая война, развязанная Западом и его союзниками против России и Русского народа.

Во-вторых, следует не поддаваться на провокации и не допускать раскола в своих рядах; там, где нужно – смиряться и не опускать знамя борьбы за правое дело. В этой связи представляется поучительным (с положительной точки зрения) пример, связанный с деятельностью «Братства свободы и порядка». Напомню, что эта организация, основанная А. Н. Борком и Е. А. Шабельской, к 1907 году вобрала в себя около 8000 членов. Однако получилось так, что она фактически жила в долг, ее участники далеко не регулярно платили членские взносы, да и выплачиваемых, конечно, не хватало. О деятельности «Братства» в красочной художественной форме рассказала в своем замечательном романе «Красные и черные» (часть третья) Е. А. Шабельская (книга, к сожалению, до сих пор не переиздана и является раритетом). В итоге, смирившись, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, члены «Братства» в полном составе влились в СРН (в дальнейшем – Дубровинского СРН). Вот это действительно достойный пример, показывающий нам, как нужно себя вести русским патриотам!

– Что Вы думаете о перспективах современных консерваторов? К чему нам стремиться, над чем в первую очередь работать? И какими способами можно реализовывать поставленные задачи?

– Я бы хотел начать ответ на этот вопрос словами видного ученого, монархиста Б. В. Никольского, расстрелянного большевиками в июне 1919 года. Еще в апреле 1918 года, в письме к литератору Б. А. Садовскому, Никольский высказал свою точку зрения по поводу будущего монархической идеи и свое отношение к пришедшим к власти большевикам: «Царствовавшая династия кончена, и на меня ее представителям рассчитывать не приходится. Та монархия, к которой мы летим, должна быть цезаризмом, т. е. таким же отрицанием монархической идеи, как революция. До настоящей же Монархии, неизбежной, благодатной и воскресной, дожить я не надеюсь. До нее далеко, и путь наш тернист, опасен и мучителен...»

2018-04-16.5.jpg 

Прошло ровно сто лет. Но под каждым этим словом можно подписаться и сегодня.

Да, до Монархии нам далеко. Но это не значит, что нам нужно впадать в уныние и «вешать нос». Ведь в трагические дни оставления Государем Николаем II своего Престола была явлена Державная икона Божией Матери. Сама Пресвятая Богородица и ныне ограждает и защищает народ Русский от несметных сил зла. Вся героическая и трагическая история России и Русского народа ХХ – начала XXI века (после 1917 г.) показывает нам это самым наглядным образом.

Медленно, но верно Русь идет по пути покаяния. Много великих событий свершилось за последнее время. Десятки тысяч храмов по всей России восстали из пепла, народ постепенно воцерковляется.

В первую очередь всем нам необходимо работать над возрождением традиционных основ бытия Русского народа. Обращение к вере отцов – главный, но не единственный шаг в этом направлении. Представляется крайне важным возрождение российского села, возрождение крестьянства как традиционного сословия на Руси. К сожалению, многочисленные горе-реформаторы нанесли сокрушительный удар по Русской деревне, от которого она до сих пор не может оправиться. Уходят в далекое прошлое исконные, вековые национальные обычаи Русского народа. И если срочно не будут приняты меры по противодействию космополитизму, охватившему нашу родную землю, то скоро и впрямь народ превратится (и ведь превращается уже) в скопище вечно пьянствующих человекоподобных «безродных космополитов», воспитанных на массовой культуре, – без роду-племени, без прошлого и без будущего, не помнящих ни отца, ни матери.

Огромные просторы Русской земли, кормившие народ веками, сейчас оказались никому не нужными, зарастают травой и лесами. Эта проблема – вопрос национальной безопасности, ибо пустующие Русские земли могут представлять интерес для других государств. Возрождение духовности и традиционных основ бытия Русского народа способны отчасти решить эту актуальную проблему.

Резюмируя все сказанное, отметим, что нужно начинать с самих себя…

Быть может, после того как весь наш народ воцерковится и покается за отступничество своих предков, Господь помилует нас и дарует Православного Царя. Главное – не ускорять этот процесс искусственно. Все должно произойти само собой, по воле Божией. И уж, конечно, не стоит рассматривать всерьез притязания на Русский престол всякого рода заморских «Кирилловичей» и их потомков.

Пока у нас нет Отца, Помазанника Божия, Царя, зато нас опекает Сама Божия Матерь. И мы, православные люди, уповаем на помощь святых угодников Божиих, молящихся о благоденствии нашего Отечества!

Беседовала Анна Самсонова
 


____________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку газете «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Школьникам можно сдавать ГИА-9 без согласия на обработку персональных данных: Разъяснительный ответ Рособрнадзора

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 №02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы... Экзамен проводится в штатном режиме за исключением того,...


«Расцениваю это как объявление религиозной войны»: Священноначалие РПЦ признало, наконец, угрозу восточного папизма

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты России, профессор философского факультета МГУ Александр Щипков в эксклюзивном интервью РИА Новости прокомментировал последние действия Константинопольского...


«Руками детей»: Цифролоббисты продвигают электронный концлагерь через школы (+Форма ОБРАЩЕНИЯ для родителей)

Происходящий на наших глазах большой «распил» бюджета под кодовым названием «цифровая экономика» вступает в новую фазу. Столкнувшись с массовым нежеланием верующих и просто думающих людей попадать в «электронный концлагерь», а банков – вкладываться в дорогостоящее оборудование для снятия биометрии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках

В связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик...


Предательством Царя утрачена связь с Богом: Беседа с наместником Никандровой пустыни архим. Спиридоном (Иващенко)

...Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко)...


Конец эпохи «церковного менеджерства»: Экуменическая дипломатия привела Русь к новой эпохе мученичества и исповедничества

Оказалось, что эта самая дипломатия и менеджмент совсем неэффективны. Во многом именно они и привели Русь к неслыханной духовной катастрофе. Тот же папа Римский, коего патриарх Кирилл дипломатически называл своим «братом», как оказалось, давно готовил небывалого масштаба раскол Русской Церкви и всего...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100