Среда, 11 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Тебя без тебя создать возмог Я, но спасти тебя без тебя не могу»: Есть ли за гробом вечные муки?


2018-04-05.jpg

Статья болгарского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993, память 13/26 января), духовного сына святителя Серафима Богучарского (Соболева). Критический отзыв разоблачает модернизм в книге известного в Болгарии доктора богословия И.Г. Панчовского «Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием». Несмотря на то, что высказанные отцом Серафимом замечания относятся к конкретному сочинению, они весьма актуальны, поскольку подобные идеи и ошибки можно встретить и в наши дни у многих авторов, размышляющих над ключевыми философскими и духовными вопросами.

Священное Писание изображает ад объективной бытийной сферой. Читал ли д-р Панчовский притчу о богаче и нищем Лазаре (см.: Лк. 16, 19–31)? В ней ад представлен настолько реально, что его бытийность не вызывает и тени сомнения. Страдая в пламени, богач разговаривает, рассуждает, просит о милости. В другом месте Господь Иисус Христос открывает, что там будет плач и скрежет зубов, и, словно предвидя возможные недоумения и возражения, добавляет: Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25, 30).

Если ад существует лишь субъективно, то куда в таком случае спускался Господь после Своей смерти на Голгофе? Святой апостол Петр свидетельствует, что Он сошел именно в действительную, реальную сферу ада и проповедовал узникам этой темницы (см.: 1 Пет. 3, 19). Такое убеждение Святая Церковь выразила в своих богослужебных песнопениях (см.: Октоих, глас 1-й в субботу вечера, стихира 3-я и стихира на стиховне; глас 4-й в субботу вечера на «Господи воззвах», стихира 2-я и 2-я стихира на стиховне; глас 7-й в субботу вечера на «Господи воззвах», стихира 6-я; глас 8-й в субботу вечера, 2-я стихира на стиховне и мн. др.). На каком же основании д-р Панчовский так уверенно заявляет, что объективный ад, открытый Господом Иисусом Христом, – «сатанинский вымысел», а его мифологические представления якобы «ясно и недвусмысленно» засвидетельствованы в Священном Писании (С. 209. Здесь и далее цит. по: Панчовский И.Г. Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием. София, 1944)?!

Другая абсурдная идея нашего автора – мучения в аду не целостного человека, а некой его части, точнее – его грехов (см.: Там же. С. 204). Но допустимо ли как-либо рассекать человека? Господь говорит нам, что в аду будут страдать не грехи, а грешники (см.: Мф. 25, 46). Совершая грех, беззаконник становится с ним единым целым. Если в земной жизни он покаянием разорвет эту связь и сможет отсечь от себя свои пороки – целиком спасется. Если же пребудет приверженным ко греху – целиком погибнет. Ни в Священном Писании, ни в святооотеческой литературе нет никаких упоминаний о некоем разделении человека и частичном спасении. Искусственное и явно притянутое толкование автором третьей главы из Первого послания апостола Павла к Коринфянам опровергается противоположным по смыслу объяснением святителя Иоанна Златоуста. Слово Божие просто и четко говорит, что весь человек – с телом и душой – или спасется, если творил добро, или, если злодействовал, пойдет в адские муки (см.: 2 Кор. 5, 10; Ин. 5, 29; Мф. 10, 28; Мф. 25).

Можно ли отделить грех от грешника и допустить его обособленное существование? Нет, ибо грех есть последствие злоупотребления свободной волей, и вне диавола и человека его быть не может. Поэтому утверждение д-ра Панчовского, что грех способен жить как нечто независимое и самобытное, хотя и в небытийной сфере ада, создает грубейший дуализм похлестче персидского.

Теория о рассечении противоречит и истине о свободной воле человека. Удивительно, что д-р Панчовский этого не понимает, хотя в другом месте он сам заявляет, что с радостью принял бы оригеново учение о восстановлении, если бы оно совмещалось со свободой человеческой воли (см.: Панчовский И.Г. Указ. соч. С. 178–183). Если человек полюбил грех, если он сросся с ним так, что вечному пребыванию с Богом самовластно предпочел жизнь во грехе, – как Бог может принудить его отказаться от этого и войти в рай? Если Бог отсечет грехи насильно, ненавидящий Его грешник не сможет блаженствовать с Ним в райских обителях. Весьма мудро говорит святитель Димитрий Ростовский, в одной из своих проповедей обращаясь к грешнику от лица Божия: «Тебя без тебя создать возмог Я, но спасти тебя без тебя не могу».

Кроме того, бывают и осатаневшие люди, подобные Иуде, в которых все доброе закостенело и умерло (см.: Еп. Феофан. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 16). Что останется от них, если согласиться с теорией рассечения? Но даже признавая наличие в каждом человеке под пеплом грехов некой искорки добра, как быть с сатаной и его ангелами, о которых д-р Панчовский в своих рассуждениях не упоминает? Где окажутся они по его учению? Можно предположить, что в аду как свободные осатаневшие духи. Но как тогда быть со «всеобщим, космическим спасением»?! С «Божией любовью»?! Вот так в его новой теории, как кошмары из прошлого, восстают старые противоречия! В своей фантастичной и мифологичной системе он не ушел от них и не разрешил их, но просто проигнорировал и потому успокоился напрасно.

Не будем углубляться в прочие заблуждения и несоответствия, поскольку это приведет нас к абсолютной путанице. (Например, утверждение автора на с. 196 об аде как человеческим вымысле не согласуется со сказанным на с. 235, где он признает, что Господь Иисус Христос проповедовал в аду. На с. 234 говорится, что учение об аде и рае не использовалось Спасителем для стимуляции нравственной деятельности человека, но на с. 235 – что Спаситель проповедовал его в воспитательных целях, т. е. именно для мотивации). Нам достаточно того, что с помощью Божией мы доказали: теория д-ра Панчовского об аде противна Священному Писанию, святоотеческому учению, церковному убеждению и, в конце концов, противоречива сама по себе.

Возможно, наш богослов, несмотря на свой самоуверенный тон, все же ощущал тревожные сомнения в правильности сформулированных им выводов и потому эпиграфом к книге избрал замечательные слова Марка Аврелия: «Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве».

Нет оснований помышлять, что это изречение д-р Панчовский поставил в начале своего труда лишь для красоты. Поэтому смеем надеяться, что после нашего братского обличения его ошибочных идей он осознает свои заблуждения и откажется от них в интересах Православия и своего спасения.

 Перевод с болгарского языка 
Анны Самсоновой

Печатается 
с небольшими сокращениями



___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. по теме: 

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100