Суббота, 19 Октября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

свт. Николай Сербский о Державе
Не вывози свои деньги из Державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой Державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие.
Свт. Николай Сербский

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

В кулуарах

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Древность и важность Страстной седмицы: Дни перед Пасхой Господь освятил Своим ежедневным пребыванием в храме
Древность и важность Страстной седмицы: Дни перед Пасхой Господь освятил Своим ежедневным пребыванием в храме

Древность и важность Страстной седмицы. По царском входе Своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти Своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра (Лк.21:37-38). В это время Спаситель между прочим произнес слова: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим (Лк.21:34-36). 

Таким образом, дни перед Пасхой Сам Господь освятил Своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейной бодрствовать преимущественно во дни Страстной седмицы, в которые эта заповедь произнесена, и наконец прославил Своими спасительными страданиями и смертью (Лк.19:47). 

Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и Воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее [1].

Согласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен апостольских дни Страстной седмицы посвящает особенному благоговению и называет седмицею Страстною и Великою. 

«Великою она называется, — говорит св. Златоуст, — не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она называется Великою неделей» [2]. 

Подобно Господу, ежедневно пред Своими страданиями пребывавшему в храме Иерусалимском для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений [3]. 

Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную седмицу, повествует, что однажды Наркисс, епископ Иерусалимский, живший в конце 2 и начале 3 века, во время бдения в один из дней Великой седмицы, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии в лампады, Божественною силою чудесно превратилась в елей [4]. 

Св. Епифаний, архиепископ Кипрский, живший в 4 веке, говорит: «У нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером» [5]. 

Св. Златоуст Великую седмицу называет всенародным праздником, в который:
   «все собираются для общественного богослужения [6], многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священные бдения, иные творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога.
   Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершенного: так и настоящее усердие к делам благочестия в Великую седмицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом. 
   Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во всей вселенной исходят безчисленные собрания верующих во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием» [7].

Посему, кроме ежедневного участия в общественном богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в помощи. Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже свободу, поступая по духу апостольских правил, внушающих праздновать Страстную неделю всем — рабам и свободным [8]. Цари в эту неделю прощали узников, если они виновны были не в уголовных преступлениях. 
 
Места присутственные прекращали судопроизводство, считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти Господа производить дела осуждения и наказания. 

   «Не мы только почитаем Страстную седмицу, — беседовал некогда св. Златоуст, — но наши цари, даруя во время ее свободу от дел всем, находящимся в общественной службе, чтобы они в дни Страстной недели, прекратив свои занятия, проводили эти дни в духовном служении Богу. Поэтому в Страстную неделю запираются двери судилищ; да прекратится, говорят, всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да успокоятся руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам.
   Эта неделя почтена не только таким усердием и такою честию, но и другою не меньшей. Во время ее рассылаются царские грамоты для освобождения узников. Как Господь наш Своим сошествием в ад освободил одержимых смертию (1Пет.3:19): так исполнители воли Его на земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа, разрешают видимые узы, будучи не в силах разрешить духовных» [9]. 

Таким образом древние христиане, святя Великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением приготовлялись «поклонитися и св. воскресению Его», подобно древним израильтянам, которые пред Пасхою своею совершали обрядовое очищение (Ин.11:55). 

Подражая первенствующей Церкви, и Церковь Кафолическая Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с особенным благоговением. Вступая в подвиги Страстной седмицы, Церковь взывает: «От ветвий и ваий, как от Божественного праздника, в Божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную» [10].

Богослужение Страстной седмицы

Приемля живое участие в страданиях Иисуса Христа, сообразуясь смерти Его (Флп.3:10), св. Церковь в седмицу страданий и смерти Его облекается в темные одежды, и действия свои согласует со своими печальными воспоминаниями. 

При богослужении на Страстную седмицу Церковь особенно произносит благовестия евангелистов. 

В первые три дня Страстной седмицы Церковь совершает одинаковое богослужение — великое повечерие, утреню и Литургию преждеосвященных даров. В целом своем состав богослужения Страстной седмицы продолжительнее и торжественнее ежедневного великопостного богослужения. 
 
Богослужением Страстной седмицы Церковь делает нас участниками Крестного пути Христова и призывает нас особенно на подвиг духовного бодрствования сообразно с заповедью Господа: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и произнесенной Господом пред Его страданиями: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк.21:34). 

Побуждая нас в Страстную седмицу особенно к духовному бодрствованию и деланию добра со Спасителем, Церковь в великие дни этой седмицы произносит умилительную песнь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Его же обрящет бдяща: недостоин же паки Его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». 

В три первые дня седмицы Церковь постановила прочитывать при богослужении весь Псалтырь, кроме 118 псалма, отнесенного к Великой Субботе, и этим чтением изображает нам живые ожидания древними Искупителя и вводит нас в сознание глубокого падения природы человеческой, чающей оправдания только свыше. 
 
Сопровождая Господа на вольные страдания и смерть, Церковь на утрене, на Часах и Литургии многократно произносит благовестия евангелистов об Иисусе Христе и этой радостной вестью и на крестном пути до Голгофы облегчает верующим следовать за Грядущим на вольную страсть. 

В первые три дня Страстной недели Церковь постановила благовествовать верующим среди храма на Часах глаголы всех евангелистов о жизни, учении и деяниях Господа, — начинать это благовестив с Рождества Его по плоти, продолжать до вольных Его страданий и смерти [11]. Этим продолжительнейшим благовестием о земной жизни Иисуса Христа Церковь всенародно свидетельствует, что Он есть Богочеловек — Ходатай Бога и людей, и что Он пострадал и умер невинно и добровольно для нашего спасения, потому что Его учение и дела, о которых благовествует Евангелие, самые благотворные для людей и должны возбуждать во всех благоговение и благодарность к Нему. 
 
Постановление Церкви совершать чтения Евангелия в продолжение первых трех дней Страстной седмицы восприняло начало свое с древних времен. В 4 веке св. Иоанн Златоуст указывает на это постановление в беседе своей на Великую Пятницу. Хотя в этой беседе, судя по времени, к которому она относится, святитель упоминает о чтении Евангелия собственно в Великий Пяток, но вероятно, указывает в ней и на чтение Евангелия в первые три дня Страстной седмицы, потому что он говорит в беседе: «По благодати Св. Духа установлено у нас прочитывать во всенародный праздник, именно в великий вечер Пасхи, о всех деяниях Господа» [12]. В Великий же Пяток Церковь благовествует о последних событиях земной жизни Иисуса Христа.

Из пророчеств об Иисусе Христе избрано для 6-го часа настоящих дней одно видение одушевленной колесницы у Иезекииля, — в понедельник (Иез.1:1-20); во вторник (Иез.1:21-2,1); в среду (Иез.2:3). Нетрудно уразуметь, что подобный Сыну человеческому, восседящий на многоочитой Херувимской колеснице, есть не кто другой, как правитель Церкви и Господь всего мира, Сын Божий. Но где является Владыка неба и земли пророку? При реке Ховар, посреди пленения является Он как вождь и защитник Своего народа и посылает проповедь покаяния. Так посреди пленения всемирного явился Он и в дни Своего истощания, и воссиял свет сидящим в сени смертной, принес жизнь узникам смерти и послал во весь мир многих проповедников спасения. Что приемлет пророк из рук явившегося ему Божественного мужа? свиток книжный, весь исписанный рыданием, жалостию и горем, но который в устах пророка был сладок, как мед. Не показывает ли и это, что рука, подавшая свиток, была рука Спасителя мира? Только Он, испивший всю горесть наших бедствий, делает для истинных последователей Своих все страдания и горести сладкими, спасительными.

На вечерне в первые четыре дня Страстной седмицы Церковь произносит паремии из книги Исхода, знаменательно изображающие состоянием тяжелого рабства и событием избавления евреев от рабства египетского духовное наше рабство греху и смерти и избавление от этого рабства Иисусом Христом. А другую паремию из книги Иова, которого невинные страдания были преобразованием невинных страданий Спасителя для спасения мира.

1491848164_strastnaya-nedelya.jpg

Великий Понедельник. Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. С Великого Понедельника Церковь прославляет «честные страдания Господа, которые, яко же светила совершенна, воссиявают миру. Христос грядет страдать благостью, вся содержа дланию, изволяет простреться на древе, чтобы спасти человека. Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. Приидите празднолюбцы, стретим песнями Создателя, грядущего прияти крест, испытания и раны. Приидите очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем» [13].

Созерцая образ уничижения и славы Сына Божия в прообразованиях ветхозаветных и побуждая нас в великие дни Страстной недели преимущественно к целомудренной и благочестивой жизни, Церковь в Великий понедельник воспоминает целомудренного Иосифа, бывшего преобразованием Иисуса Христа [14].

Любимый сын Иакова Иосиф из зависти продан был своими братьями по плоти; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. Сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу; осужденный на смерть Сын Божий снисходит в гроб. Непосредственным действием промысла освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, притекавших к нему за хлебом; Иисус Христос сделался для нас небесным хлебом для вечной жизни. 
 
Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в преобразованиях ветхозаветных, Церковь в Великий Понедельник приводит на память нам также и безплодную смоковницу, которая по слову Господа в день настоящего Великого понедельника иссохла. Вечером того же дня, в который Иисус Христос как Царь вошел в Иерусалим, Он удалился из Иерусалима в Вифанию и там провел ночь. Утром настоящего Великого Понедельника, возвращаясь в город, Иисус Христос взалкал и, увидев близ дороги смоковницу, подошел к ней. Смоковница покрыта была листьями, но на ней плодов не было. Господь сказал: да николиже от тебе плода будет во веки, и абие изеше смоковница — тотчас засохла (Мф.21:17-22; Мк.11:19-26). Высохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов знаменательной проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек перед Богом духовно мертв. Ибо Господь сказал им: аминь глаголю вам, аще имате веру и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите: но аще и горе сей речете: двигнися и верзися в море: будет. И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф.21:21-22). По изъяснению Церкви, высохшая смоковница знаменует также лицемерное сонмище иудейское, у которого Спаситель не нашел истинного плода, кроме лицемерной сени закона, и эту сень безплодного сонмища обличил и осудил. Смоковнице подобна и всякая душа, не имущая духовных плодов: кто не имеет истинно добрых дел, освящаемых верою и молитвою, того не защитит от осуждения одна наружность. На зеленеющей безплодной смоковнице Спаситель показал и то, что Он имеет силу не только благотворить, но и являть правосудие Свое [15].

Соборище смоковницу Христос еврейское,
Плодов чуждую духовных вообразуяй,
Клятвою усушает: еяже бежим страсти
[16].
 
Иосифа, бывшего преобразованием Иисуса Христа, и смоковницу, немедленно по слову Христову засохшую, Церковь вспоминает в Великий Понедельник с древних времен. Св. Иоанн Златоуст в одной из бесед своих на Страстную неделю говорит: «Господь прообразован в Иосифе задолго до того, что имело впоследствии произойти. В Иосифе есть великое подобие Господа. Иосифу сделаны были козни от единокровных. С Иосифа снята была разнотканная одежда; Господь имел одежду — всю истканную, которую воины сняли с Него и разделили. Иосиф оклеветан был: и Господа оклеветали. Иосиф продан был измаильтянам: Господь продан Иудой фарисеям, Иосиф брошен был в пустой ров и вышел из него невредим: Господь, погребенный в новом гробу, воскрес в третий день, и нужно ли еще больше говорить?» [17]. У св. Иоанна Златоуста есть также слово и о высохшей смоковнице [18]. Это именно слово и Уставом Церкви указывается для прочтения при богослужении в Великий Понедельник. 
 
В 6 веке св. Андрей Критский, в 8 св. Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский написали многие песнопения для богослужения Православной Церкви в Великий Понедельник, ныне исполняемые в этот день.

На утрени в Великий понедельник Церковь благовествует о высохшей смоковнице. Во храме Иерусалимском первосвященники и старейшины иудейские, изыскивая случай погубить Иисуса Христа, приступили к Нему и спросили: какою властию сия твориши, и кто Ти даде власть сию? Но Господь взаимным вопросом: крещение Иоанново откуду бе: с небеси ли, или от человек? привел их самих в недоумение, и притчами Своими показал им и народу крайнее их охлаждение к Богу, упорство в исполнении воли Божией, отвержение их от Бога и избрание на место их новых делателей винограда Божия, т.е. Церкви. 

Предложив притчу о двух сынах, посланных в виноград, из которых один сперва отказался перед отцом своим работать в винограднике, а после, раскаявшись, пошел и исполнил волю отца; другой же, дав отцу обещание возделывать виноград, и не пошел, — Иисус Христос последнему уподобил нераскаянных первосвященников и старейшин, которых предваряют в Царствии Божием мытари и грешники кающиеся. 

Другой пророчественной притчей о делателях винограда, внушая первосвященникам и старцам, главнейшим делателям в Церкви Божией, что она непрерывно пребывает на земле и достойные делатели в винограде Божием суть только творящие волю Божию, — Господь явно изобличил их, что они суть злые и недостойные виноградари в Царстве Божием, первоначально насажденном в народе богоизбранном; ибо, избив пророков — этих слуг, посланных Домовладыкой в виноградник требовать плодов, они не устыдились убить и возлюбленного Сына Домовладыки Небесного — Сына Божия. Но Правосудный Бог предаст злодеев злой смерти, а виноград Свой отдаст другим, достойнейшим делателям (Мф.21:18-43). 
 
На Литургии Церковь благовествует пророческими словами Господа о кресте последователей Его до того времени, когда явится знамение Сына человеческого на небеси, и узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. В этом пространном пророчественном ответе на вопросы учеников Своих: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века? Иисус Христос изобразил многочисленные бедствия и признаки разрушения Иерусалима и кончины века, побуждая верующих среди зол к великодушию, безпристрастию, терпению, молитве и бдению духовному, утешая распространением Евангелия в мире и прекращением бедствий ради избранных (Мф.24:9-35).


Примечания:
1. Constit. Apostol. Lib. 5, cap. 12.
2. Бесед. 30 на кн. Бытия, 1.
3. Тертуллиан. О молит. Господи. 14. Sermones Augustini, torn. 10.
4. Церковная история, кн. 6, гл. 9.
5. О евреях, 29, 5.
6. В 36 беседе на Евангелие от Матфея.
7. Златоуст. Беседа на 145 псалом, том 3.
8. Constit. Apostol, lib. 5. cap. 12.
9. Беседа на 145 псалом, том 3.
10. Церковная служба на неделю Ваий.
11. Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети Евангелия от Луки; а в среду остальное от Луки и Евангелие от Иоанна до половины 12 главы.
12. В 87 беседе на Евангелие от Матфея.
13. Церковная служба в Великий Понедельник.
14. Синаксарь в Великий Понедельник.
15. Златоуст. 1 беседа о Лазаре, 6. Синаксарь в Великий Понедельник. См. также песнопения в Великий Понедельник.
16. Стихи на Синаксарь Великий Понедельник.
17. Слово 70, том 6. См. также Ефрем Сирин. 31 слово.
18. Слово 61, том 6.
  
Протоиерей Григорий Дебольский
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Минск, 2002 г.

Источник: Русь-Фронт Информационный православный вестник
http://www.rusfront.ru

___________________
См. по теме:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


Миссия России в предантихристово время: Из доклала митр. Агафангела Одесского о глобализации

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100