Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Феодор Студит о молчании против истины
Молчанием предается Бог. А молчание против ереси есть отчасти согласие.
Прп. Феодор Студит о предательстве Истины

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха: Искупление как дело Божественной любви и Божественной правды
Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха: Искупление как дело Божественной любви и Божественной правды


В конце июля с. г. Синодальная библейско-богословская комиссия РПЦ обнародовала для общецерковного обсуждения проект нового катехизиса Русской Православной Церкви (http://theolcom.ru/images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf). В СМИ публикуются критические отзывы – в частности, священнослужители и миряне замечают, что «авторы, очевидно, пытаются создать такое Православие, которое выглядело бы „рукопожатным" для светской либеральной общественности»; «Одной из самых характерных особенностей проекта нового катехизиса <…> является его богословская неопределенность»; «[Проект] прерывает традицию установления критерия истинности вероучения в соответствии определяемому церковными соборами преемственному учению Церкви».   

Существенный момент, отмеченный практически всеми критиками, – неудовлетворительное изложение учения об Искуплении. Этот основной церковный догмат, «сердце Христианской веры» (по свт. Феофану Затворнику), фактически утрачивает статус объективной богооткровенной истины и представляется в виде ряда противоречивых богословских теорий. К сожалению, такое размытие догмата Искупления вообще характерно для современного богословия – известный священник из Одессы, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев называет его «симптомом болезни иудейства, вирус которой пытаются привить Русскому Православию».   

На сайте Патриархии сообщается, что отзывы на проект нового катехизиса принимаются до 1 ноября, т. е. возможно он будет утвержден на предстоящем в конце года Архиерейском Соборе. Однако никто не может заставить верующего человека принимать модернистские убеждения. Поэтому, во избежание каких-либо уклонений, нам нужно знать и понимать традиционное учение Церкви.   

Надеемся, нижеследующий перевод статьи почитаемого в Болгарии подвижника благочестия архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993), доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына святителя Серафима (Соболева), поможет нашим читателям разобраться в этом вопросе.
   

6. КРИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДВУХ ОДНОСТОРОННИХ
БОГОСЛОВСКИХ ТЕОРИЙ ОБ ИСКУПЛЕНИИ
 
Православное понимание Искупления как дела Божией любви и Божией правды, взятое целиком из Слова Божия, источника веры, и зиждущееся на его толкованиях Святыми Отцами, по праву может называться и библейским, и святоотеческим.

Отличительным для святоотеческой мысли, как видим, является то, что она не создавала теорий об Искуплении, но раскрывала его в согласии с его благовестническими штрихами в Библии. Святоотеческое богословие непрестанно черпало из полноты этой священной Книги, чтобы осветить по возможности со всех сторон великую тайну нашего избавления, насколько это постижимо для человеческого разума. Так у Святых Отцов получилась единая, верная Священному Писанию, богатая по содержанию и всесторонне разработанная картина Искупления.

Вот как бегло можно очертить эту картину: согласно Святым Отцам, Иисус Христос воплотился, чтобы осуществить план Божественного домостроительства, т. е. сокрушить грех и победить смерть, чтобы извести нас из бездн греховности в светлые просторы Богоподобной святости, чтобы дать нам благодатную жизнь и из рабов диаволу сделать нас свободными чадами Божиими, получившими усыновление. В Искуплении, согласно святоотеческому богословию, не только уплачивается наш долг пред Божией правдой, но и проявляется непостижимая Божия любовь, дающая нам сугубую благодать и возможность вернуться к состоянию Адама в его райской невинности и даже превзойти его с помощью благодатных волевых стремлений к богоуподоблению и обожению. Здесь нужно вспомнить знаменитую и часто повторяемую Святыми Отцами мысль, что Бог вочеловечился, чтобы человек обожился (см.: Ириней Лионский, сщмч. Contra haer. lib. 5. Migne. P. g. T. 7. Col. 1120; Афанасий Великий, свт. De Incarnat. Verbi. Cap. 54. Migne. P. g. T. 25. Col. 192 B; Григорий Богослов, свт. Poёm. dogm., X, 5–9. Migne. P. g. T. 37. Col. 465; Григорий Нисский, свт. Orat. Catech., 25. Migne. P. g. T. 45. Col. 65 D). Эта величественная мысль об обожении человека как крайней цели Божиего домостроительства исчерпывает весь смысл Христова искупительного дела.

2018-03-29.1.jpgСвятоотеческое богатство идей не прослеживается в юридическом взгляде на Искупление Ансельма Кентерберийского. Философ по умонастроению, Ансельм создал по нашему вопросу одностороннюю и рационалистично ориентированную теорию – сатисфакционную, которая отличалась чрезмерным подчеркиванием юридического элемента в картине Божией любви и связанных с ней домостроительных целей Искупления. Далекая от оригинальности, – поскольку юридическое понимание Искупления библейское и, следовательно, изначально церковное, – сатисфакционная теория, вопреки своим точкам соприкосновения с Библией, не может считаться возникшей на чисто библейской почве. Римо-католические авторы это признают. Сопоставивший ее со святоотеческим учением об Искуплении Ф. Лакнер пишет: «Перспектива святоотеческого богословия относительно Искупления ориентирована совершенно согласно библейскому откровению и ясно отличается от этой схоластики, которая сосредоточивается в идее заступнической сатисфакции» (Lakner F. Erlosung. III-Jn der Dogmengeschichle. Lexikon fur Theologie und Kirche. III Baud zweite Auflage. Freiburg, 1959. Col. 1021). Бедность односторонней юридической теории в сравнении с богатством идей святоотеческого понимания Искупления не в состоянии удовлетворить современных римо-католических богословов, и те с нескрываемой симпатией к святоотеческому пониманию Искупления исповедуют: «Неоспоримо, что Отцы целостно видят космический аспект Искупления, в частности Искупления как сообщения божественной жизни, а не только как искоренения греха, гораздо яснее, чем это происходит в сатисфакционной теории средневековья» (Ibid.).

Кентерберийский архиепископ погрешил в том, что хотел превратить необъятное для человеческого разума таинство Искупления в рационалистически аргументированное и полностью понятное для человеческого ума учение. Вдохновленный этим стремлением, он руководствовался при изъяснении Искупления не столько Божественным Откровением, сколько человеческими взаимоотношениями. В его теории наглядно запечатлен «западный дух – римское правовое сознание, соединенное с германским пониманием чести» (Ibid. Col. 1022). С этими чисто человеческими предпосылками «с помощью морально-юридических понятий» оформилась Ансельмова сотериология, которая внедрилась на Западе настолько, что вошла в известнейшие догматические труды средневековья, хотя и немного смягченной Бонавентурой и Фомой Аквинским; была полностью воспринята реформаторами 16-го столетия и составляет и до сего дня в римо-католической церкви неизбежную основу сотериологических трактатов (см.: Ibid. Col. 1023) при отсутствии официально сформулированного римо-катлического учения об Искуплении (см.: Ibid.).

Кентерберийский архиепископ исчерпывает все содержание Искупления в следующих строго логично выстроенных силлогизмах: грех есть оскорбление Бога, посягательство на Божию честь. Это оскорбление безконечно и требует безконечной уплаты оскорбленной Божией чести, или, если этого не произойдет, требует наказания (aut satisfactio, aut poena). Человек, как неравный с Богом, не мог дать необходимого удовлетворения. Потому это должен был сделать Богочеловек, Который по Своей Божественной природе был способен совершить безконечное удовлетворение Своими добрыми делами и ради Своей человеческой природы мог заступиться за людей, осуществив за них удовлетворение. Это заступническое удовлетворение совершено Иисусом Христом добровольно. Его жизнь целиком была посвящена Божией чести, и Его смерть отменила надлежащее наказание. Бог принял Искупление как дело безконечной цены (см.: Bartmann B. Lehrbuch der Dogmatik. I. Band, Fr. I Br., 1923. S. 41).

Здесь главную роль играют, как видно, Божия честь и грех, который ее оскорбляет. Центр тяжести в Искуплении падает не на человека, нуждающегося по своей извращенной и падшей природе в Искуплении, а как бы на Бога, Чья честь удовлетворяется и восстанавливается актом Искупления. Библейская домостроительная целенаправленность Искупления только к человеку, предмету Христова спасительного дела, претерпевает в Ансельмовой теории очень странное отклонение от объекта к субъекту, от человека к Богу, из чего напрашивается вывод, что чуть ли не только для восстановления Божией чести и нужно было Искупление. Этот факт, как и чисто антропоморфичное представление о Боге как лично оскорбленном человеком – представление, взятое из отношений средневековых рыцарей, которые при оскорблении чести жаждали отмщения и изыскивали кровного удовлетворения – делают Ансельмову сатисфакционную теорию неудовлетворительной. Она не удовлетворяет православное сознание – подчеркнем – не потому, что Божия правда представлена в ней как играющая важную роль в Искуплении, т. к. и согласно Священному Писанию, и согласно Святым Отцам, Божия правда требовала непременно быть удовлетворенной в искупительном деле. Она неудовлетворительна из-за того обстоятельства, что Божия правда трактуется в ней очень антропоморфично, крайне формалистично и при этом с совершенно обратной направленностью – более со вниманием к удовлетворению Божией оскорбленной чести, чем к необходимости спасения человека. Она представлена сухой законнической придиркой, а не любвеобильным актом Неба для исцеления человеческой извращенной природы.

В этом чисто формальном понимании Искупления отразилось, безспорно, Ансельмово, ставшее позже и общим римо-католическим поверхностное понимание грехопадения как утраты только дара первоначальной праведности, а не как радикального повреждения человеческой природы, нуждающейся в радикальном восстановлении (см. мою статью «Состояние человека до и после грехопадения с православной, римо-католической и протестантской точек зрения» // Ежегодник Духовной академии. Т. 12 (38). София, 1963. С. 276–282). В свете этого становится ясно, что мы имеем дело с системой неправильных догматических положений, которые состоят в тесной взаимосвязи. Ансельм последователен, когда, исходя из своей точки зрения на грехопадение и его результаты, как бы отчуждает от человека принесенное удовлетворение, т. к. человек и после грехопадения сохранил почти неповрежденную первичную природу, почему в крайнем логическом итоге ему нужно было не Искупление, а только изменение Божиего отношения к нему, возвращение благодати. Кентерберийский архиепископ, конечно, не сказал, что Искупление было излишним для человека, но к этому ведут неумолимые логические заключения указанных предпосылок.

Прав Лосский, когда в критике Ансельмовой сатисфакционной теории говорит: «Подвиг Христа-Искупителя <…> представляется урезанным, обедненным, сведенным к перемене отношения Бога к падшим людям, вне какого-либо отношения к самой природе человечества» (Redemption et deification. Paris, 1953. P. 4).

Православие утверждает, что удовлетворение Божией правды совершено для людей, для исцеления их извращенной природы, так что они могут, после восстановления союза с Богом, покинуть орбиту греха, переродиться и следовать по пути правды. Эта направленность Искупления к человеку прекрасно отмечена в Никео-Цареградском Символе веры, где читаем про Божиего Сына, «нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны» и т. д.

Удовлетворение не нужно Богу, Который не может быть оскорблен лично человеческим грехом, не может хотеть для Себя восстановления Своего имени пред людьми. Его имя свято само по себе и не зависит в своей святости от человеческого прославления. От удовлетворения имеет пользу человек, и только человек!

Насколько неверно действовал «отец схоластики», исходя при объяснении тайны Искупления из «римского правосознания, соединенного с германским пониманием чести» – очевидно, если просто задать вопрос: где в Священном Писании говорится об Искуплении как акте удовлетворения оскорбленной Божией чести? Если там есть антропоморфизмы, они должны, согласно святоотеческому принципу, толковаться соответственным духовным образом. Бог не может быть оскорблен человеком. У Бога нет аффектов и изменений, настроений и чувств, каковым является чувство оскорбленности. С точки зрения Писания Бог не может хотеть для Себя удовлетворения. И если Он его хочет, и если принимает удовлетворяющую жертву, то это – для нас, или, как выразился святитель Григорий Богослов, ради домостроительства. Потому что при удовлетворении Божией правды мы сами учимся правде и, подражая Иисусу Христу, упражняемся в добродетели. Через все это становимся способными войти в общения с Ним, Праведным (см.: 1 Ин. 1, 6; 3, 7; 1 Кор. 6, 14), и вкусить Его любовь.

Божия правда есть не что иное, как другая сторона Божией любви, согласно святителю Иоанну Златоусту, который учит: «У людей правда не соединяется с милостью; а у Бога не так, но с правдою соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда называется человеколюбием» (Homil in Psalm. 142, 1. Migne. P. g. T. 55. Col. 448). В милосердии Милостивейшего сияет всякая правда, и в Его правде – милосердие. Чего хочет Божия правда? – Не получить удовлетворение оскорбленной Божией чести, которая недосягаема для человека. Божия правда хочет спасения человека. Чего хочет Божия любовь? – Также спасения человека. Отсюда ясно, что Божия правда есть та же Божия любовь, но рассматриваемая в другом аспекте. Божия правда любвеобильна, Божия любовь справедлива.

Иисус Христос принес умилостивительную жертву с домостроительной целью, чтобы научить нас двум важным и спасительным истинам:
1. Что Бог по существу Своему есть не только любовь, но и правда, и
2. Что нужно, если хотим спастись, относиться к Божией правде со всей серьезностью, т. к. она неподкупна, безкомпромиссна. 
Путь к блаженству в любви таков: самим стать праведными.
Оскорбление Божией правды никак не затрагивает Бога, чтобы Он хотел удовлетворения для Своей чести. Он всеблажен и при тяжелейших наших преступлениях пред Его святой правдой. Но оскорбление Божией правды губит нас и лишает вечного блаженства.

Все Слово Божие учит нас, что таково закономерное соотношение вещей: с грехом связаны мука, угрызения, страдания, а с праведностью – радость, мир, блаженство. Согласно изречениям и неисчислимым свидетельствам Библии, Бог наказывает с правдой грех и награждает с любовью добродетель ради нашего спасения. Сообразуясь с правдой Божией, вкусишь Его любовь; но легкомысленно чрезмерно рассчитывая на Его любовь, встретишься с Его правдой.

 2018-03-29.2.jpg

Бог наказывает грешника. Что это означает? Это означает не то, что Бог хочет смерти грешника, оскорбившего Его честь, как во взаимоотношениях рыцарей с оскорбленной честью, жаждущих уничтожить друг друга. Выражение «Бог наказывает грешника» означает нечто совсем иное, а именно:

1. Бог лечит грешника, чтобы исправить его и возвратить к оставленному пути правды;

2. При непреклонном упорстве со стороны грешника, употребляющего свою свободную волю во зло и не желающего возвращаться на путь Божией правды, Бог позволяет ему удаляться от Него. В этом – тяжелейшее наказание для грешника, потому что вне Бога грешник находит только страдание и смерть. Так самонаказывается неисправимый грешник.

И это естественно. В силу вечных божественных духовно-нравственных законов, без которых невозможен никакой нравственный порядок, в нравственном царстве немыслимо общение Бога – света, и греха – тьмы (см.: 2 Кор. 6, 14).

Не может грешник быть в Боге, и Бог – в грешнике. Входя в грешника, грех отсекает его от Бога и от блаженства в Нем. Кто не светел сам, не может быть в общении со светом. Это выражают слова Писания: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем (1 Ин. 1, 5–6). Грешник не может быть в Боге, пока он грешник. В потустороннем мире есть два состояния – святость, и отсюда близость к Богу, и греховность, которая означает полную удаленность от Бога, т. е. гибель, ад, муку (см.: Пс. 118, 155). Неслучайно Царство Божие называется правдой, т. е. отсутствием греха. Правда делает человека способным к участию в мире и радости горнего Иерусалима. Смысл Христовых искупительных страданий на Голгофе – не восстановить оскорбленную Божию честь, но искупить нас от рабства греху, чтобы мы стали сынами правды и вошли в чертоги любви (см.: Рим. 6, 16–23).

Цель этой домостроительной стороны Искупления пренебрегается в сатисфакционной теории Ансельма Кентерберийского. Все там сведено к формальному удовлетворению оскорбленной Божией чести. Последствия этой крайне ограниченной по кругозору юридической сатисфакционной теории весьма печальны. «Систематичным стеснением на морально-юридической плоскости Искупление представляется в иной перспективе в сравнении с Писанием и святоотеческим богословием, – признает римо-католический автор Лакнер. – Искупление не есть уже исцеление падшего человечества через и в Божием Логосе, Который принял плоть, но удовлетворение со стороны человечества во и через Христа как Заместителя. Христово замещение превращается в чисто юридическое уполномочивание. Поскольку всякий малейший отдельный акт Христа представляется безкрайним удовлетворением, крестная смерть становится излишней; поэтому предлагаются дополнительные конвенции – гипотезы для изъяснения значения крестной смерти» (Lakner F. Idib. Col. 1023).

Итак, следуя по рационалистическому пути, сатисфакционная теория все более и более теряет свою библейскую основу и начинает блуждать в лабиринтах человеческой мысли, изыскивая логическое дополнение то одной, то другой гипотезы. Отсюда становятся понятными следующие слова Лакнера: «Постановка проблем и сложностей, которые в новейшее время создались вследствие этой [сатисфакционной] формулировки, раскрывает не только недостатки этой юридической системы, но приводит ко все сильнее проявляющейся тенденции – низвести тайну [Искупления] на чисто человеческий уровень вплоть до ее полного извращения и разрушения в либерализме».

К этому римо-католическому признанию крайней неудовлетворительности односторонней сатисфакционной теории и ее опасных логических последствий нечего добавить.

Перевод с болгарского языка Анны Самсоновой


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. по теме:     
Бог справедлив и любвеобилен одновременно: Искупление – дело Божественной любви и Божественной правды     

Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней     

Сердце Христианской веры: Архим. Серафим (Алексиев) о святоотеческом толковании догмата об Искуплении     

Учение об Искуплении: Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева)     

ПОНЯТИЕ О ЕРЕСИ И РАСКОЛЕ: свт. Игнатий (Брянчанинов) I. Ересь - ложное учение о христианстве 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100