«Покаянием соделай ны новыя Грядущему Царю»: Празднование Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы
Непобедимая Победо, Владычице Ченстоховская:
древняго иже о нас благоволения Самозрительнице,
будущаго спасения Хранительнице:
покаянием соделай ны новыя Грядущему Царю.
Тропарь, глас 4
Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (пам. 18 октября). Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66 - 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена (пам. 21 мая) ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов (сегодня же воспоминание этого события), она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Таким образом, Ченстоховская икона Божией Матери словно предназначалась для рода Царского. Причем палестинские христиане дарили Царице Елене икону Богородицы под названием «Одигитрия», а называться «Ченстоховской» она стала более чем через тысячу лет.
В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга - 1268 - 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.
Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы.
Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе - (горе «свидения» - так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение Паулинскому ордену. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были слепотою.
В середине XVII века шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.
Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков, распространившихся среди католиков и православных.
В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.
Считается, что именно Владычица Ченстоховская взяла под свой покров и охранение последнего Русского Царя. 6/19 марта 1917 года, в день празднования Ченстоховской иконы Богородицы, Синодом издаётся серия определений об обнародовании в православных храмах актов так называемого «отречения» Царя, о признании Временного правительства и об изменениях в церковном Богослужении в связи с прекращением поминовения Царствовавшего Дома. По всем епархиям рассылаются телеграммы с распоряжением, что «моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство ея».
«Россия стала на путь погибели в тот день, когда перестала открыто молиться за Царя», – сказал кто-то из угодников Божиих.
Но не оставила Царя и Царский род Хранительница рода Царского.
Многочисленные знамения в последние годы, связанные с иконами Пресвятой Богородицы Ченстоховская и произошедшие в разных городах, словно говорят нам о том, что Царице Небесной угодны наши молитвы перед этим образом.
Чтение акафистов Ченстоховскому образу Божией Матери, Царю-мученику Николаю, молебны перед святыми образами - напоминают, что только сердечная молитва и покаяние могут спасти и возродить Святую Русь.
По материалам: ИПВ Русь-Фронт
___________________
См. также:
Только Царь может быть Отцом народа: Беседа с прот. Артемием Владимировым о нашей трагедии и надежде
<-назад в раздел