Суббота, 8 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

Свт.Серафим о масонском экуменизме
В самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) об апостасии

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Благодетелю и Спасителю наш...: Богооткровенное и святоотеческое учение в Богослужебных книгах об Искуплении
Благодетелю и Спасителю наш...: Богооткровенное и святоотеческое учение в Богослужебных книгах об Искуплении


Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдается попытка размыть ключевую основу Христианства – догмат Искупления. Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.   

Модернисты объявили Церковь „больным организмом“, зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков».
   

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993). 

4. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ  И ИСКУПЛЕНИЕ

Богослужебные книги Святой Православной Церкви, согласно удачному определению архиепископа Серафима [Соболева], «выражают собою богооткровенное и святоотеческое учение» (Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в Русской богословской мысли. София, 1943. С. 92).

Что мы встречаем в этих богослужебных книгах? Во многих и многих местах там подчеркивается Божия любовь как фактор Искупления. В одной из богослужебных песен, например, сказано: «Царь сый небесе и земли, Непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие» (Октоих, гл. 1, в субботу вечера, стихиры на стиховне). В прекрасном догматике 8-го гласа читаем: «Царь небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе» (Октоих, гл. 8, в субботу вечера, Слава на Господи воззвах).

А о Божией правде, также понимаемой как фактор Искупления, находим такие сильные и ясные мысли в «Последовании исходном монахов»: «Ты правда же и освящение нам был еси и душам избавление: Отцу бо привел еси оправданы и избавлены, восприим наше должное запрещение. И ныне молим Тя, преставльшагося упокой в радости и светлости святых, Благодетелю Спасе наш» (Антифон 4, стихира 3).

Здесь церковный поэт обращается ко Христу со словами: Ты стал для нас правдой и освящением, и избавлением (искуплением) душ наших. Потому что привел нас к Отцу, оправданных и искупленных, взяв на Себя наше долговое запрещение (если переводить свободнее: взяв на Себя наш долг, произошедший от запрещения). И сегодня просим Тебя: упокой преставившегося в радости и светлости святых, Благодетелю и Спасителю наш!

Цитируемая песнь целиком пронизана чистым библейским богословием. Начальные ее слова явно взяты из 1 Кор. 1, 30, где о Христе сказано, что Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление. Как Он стал этим для нас, церковным певец объясняет словами, что Христос привел нас Отцу оправданных и искупленных. Эта мысль полностью совпадает с Ин. 14, 2–3, где Спаситель говорит о Себе апостолам, а через них и всем уверовавшим в Него: Иду уготовати место вам: и аще [аще пойду и] уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз и вы будете. Само Искупление, согласно стихире, состояло в том, что Христос взял на Себя наш долг, произошедший от запрещения, т. е. Он уплатил вместо нас наш долг. Что это за долг, о котором намекает песнописец? Явно, что это долг непослушания, которое проявил Адам, не исполнив заповедь не есть плоды запретного древа (см.: Быт. 2, 17). Это наш долг, произошедший от нарушения Божиих запрещений вообще. Этот наш долг не прощался просто так по Божией любви, но взялся от Христа, Который уплатил его ради нас пред Божией правдой. И поскольку Христос оказал нам это великое благодеяние, песнописец называет Его в конце стихиры нашим Благодетелем. Это наименование после предварительного правового обоснования Искупления в стихире является вполне логичным.

2018-03-05.1.jpg

В том же «Последовании» далее читаем: «Законом греховным нас порабощенных свободила еси, Владычице, во утробе Законоположителя и Царя Христа заченшая, Едина Мати Дево, Имже оправдаемся, даром же и благодатию; Егоже ныне моли, душы поющих Тя, Богоматерь, учинити в книзе животней…» (Антифон 5, Богородичен).

Здесь мысль совершенно ясна. Мы были порабощены греховным законом, поскольку мы попрали закон Божией правды. Но вот через Святую Деву Марию рождается Законодатель. И что мы видим? Вместо искания от нас удовлетворения Он оправдывает нас даром, по благодати. Да, даром, потому что через Его крестную смерть уже удовлетворена Божия правда. Даром, потому что Законодатель исполнил закон за нас!

Подобные идеи переплетаются и в других церковных песнях. «Законодавца рождшая истиннаго, радуйся Владычице, беззакония всех туне очищающаго» (Канон с акафистом ко Пресвятой Богородице, песнь 4, ст. 4).

Правовой элемент Искупления проглядывает и в следующем ирмосе: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека» (Умилительный канон ко Господу Иисусу Христу, песнь 4, ирмос). Здесь мысль та, что была бы недостаточной жертва, принесенная пред судом Божией правды любым праведным человеком, как ходатаем за своих собратьев, или ангелом. Единственный, Кто мог принести наидостаточную за греховность всего мира жертву, есть Воплотившийся от святой Девы Марии Христос.

А в другой песне читаем: «Избавителю сый едине, цену Твою вдал еси спасительную кровь, и искупил еси плененныя ны, Преблагий, и Твоему Родителю привел еси, убив Крестом, Христе, мучителя» (Октоих, гл. 7, в среду утра. Канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 6).

В Октоихе есть много песен, содержание которых непосредственно подчеркивает Божию правду как фактор Искупления. Такова, например, песнь: «Род человеч, порабощен мучителем грехолюбивым, кровию Божественною Христос искупи» (Октоих, ч. 1. М., 1896. Служба 3-го гласа, л. 171).

Не менее ясен правовой элемент Искупления в шестом кондаке акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, <…> с человеки невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа».

Об удовлетворении Божией правды говорит следующая песнь: «Не устыдися всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися; но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет, и пророков проречения, яже о Нем» (Обрезание Господне, 1 января, на Господи воззвах, стихира 2). Правовой элемент здесь содержится в словах: «Закона Творец законная исполняет». Иисус Христос подчиняется закону и, исполняя его, удовлетворяет выраженную в нем Божию правду (см.: Мф. 3, 15).

Требование удовлетворения Божией правды в связи с нашим оправданием – скрытый мотив и следующей песни: «Неправедно зрящи заколение тя, Христе, Рождшая, рыдающи вопияше Ти: Правосуде Сыне, како неправедно осудился еси, хотяй оправдати преступлением осужденыя древле и к тлению поползшияся?» (Октоих, гл. 1, в среду утра. Канон, песнь 4, Крестобогородичен).

Здесь в форме недоуменного вопроса раскрыта глубокая тайна Искупления. Недоумение Святой Девы состоит в следующем: Божий Сын есть праведный Судия, Который имеет право судить людей, с древности справедливо осужденных за преступление Божией заповеди. Но вот сейчас этот праведный Судия, желающий оправдать виновных, несправедливо осуждается. Как возможны пред вечной Божией правдой такие неправды?

Церковь не допустила бы в своих богослужебных песнях эти недоумения, могущие привести к отрицанию всякой Божественной правды, если бы не имела на них определенный ответ. А ответ таков: только через несправедливое осуждение и заколение Невинного, не подлежавшего наказанию, поскольку в Нем не было греха, уплачивается долг справедливо осужденных пред Божией правдой, и этим они оправдываются и спасаются.

Эти мысли Церкви, подразумеваемые здесь, совершенно ясно выражены в Славе праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Там читаем: «Придите, вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда <…>. Кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведным судом Праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу» (Минея, 14 сентября. Слава на Господи воззвах).

Перевод этой песни с небольшими сопутствующими пояснениями убеждает нас в правовом, наряду с этическим, церковном понимании Искупления. Придите, все народы, поклонимся благословенному древу, которым осуществилась вечная правда. Эта Божия правда не терпит пренебрежения, а хочет полного удовлетворения послушанием! Это послушание проявил за непослушных Христос, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Следовательно, крестным древом осуществлена и удовлетворена Божия правда. Уплачен долг должников. Божией кровью отмывается змиев яд греха, и проклятие осуждения, произнесенное справедливым судом Праведного Судии (Бога), отменяется. Как отменилось проклятие, осуждавшее согрешившего человека на смерть? – Тем, что Праведник, т. е. Божий Сын, был осужден несправедливым судом, т. е. был осужден на смерть, не согрешив, не будучи виновным, не подлежа наказанию смерти... Так Он, невинный, пострадав незаслуженно, удовлетворил Божию правду на Кресте («имже бысть вечная правда»), уплатил долг должников и даровал им спасение как благой и человеколюбивый.

Здесь с предельной ясностью проводится правовой взгляд наряду с этическим.

 Перевод с болгарского языка Анны Самсоновой


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. по теме:   
Бог справедлив и любвеобилен одновременно: Искупление – дело Божественной любви и Божественной правды   

Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней   

Сердце Христианской веры: Архим. Серафим (Алексиев) о святоотеческом толковании догмата об Искуплении   

Учение об Искуплении: Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева)   

ПОНЯТИЕ О ЕРЕСИ И РАСКОЛЕ: свт. Игнатий (Брянчанинов) I. Ересь - ложное учение о христианстве 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Бой у станицы Кущёвской

В славной истории российского казачества одной из самых ярких страниц является бой у станицы Кущёвской, произошедший 2 августа 1942 года. Это была крупнейшая классическая атака в конном строю Второй мировой войны и блестящая тактическая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ. Однако в многочисленных современных публикациях сейчас очень трудно найти сколько-нибудь последовательное, а главное, правдоподобное, описание всего сражения.


Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100