Суббота, 15 Декабря 2018 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

прп. Анатолий Оптинский об апостасии священства
Враг не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное святыми отцами и от Святого Духа учение Церкви, сами его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

В кулуарах

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Пора сказать правду о «русском» мате: Еп. Митрофан о духовных истоках этой национальной беды
Исследование епископа Митрофана (Баданина) посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о мате, о духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа… 

Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении
Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Великий пост – время усиленной работы над собой: Беседа с митр. Киевским и всея Украины Онуфрием

Наша беседа о том, как правильно проводить Великий пост, как избежать ошибок и крайностей, чтобы найти «свою меру» в великопостных трудах.

  Если нет заповеди, человек не может духовно развиваться, совершенствоваться

Ваше Блаженство, в среде нецерковной часто звучит одна и та же претензия в отношении Великого поста: зачем такие крайности – полтора месяца перед Пасхой сидеть на растительной пище, часто и без растительного масла, а в определенные дни вообще ничего не вкушать? В самом понятии «запрет», по мнению оппонентов Церкви, проглядывает нечто диктаторское, даже жестокое…

– Нельзя рассматривать пост как запрет. Пост – это одно из добровольных слагаемых духовной практики, и исполнение поста – это выражение нашего послушания Господу и Его Святой Церкви. Послушание было предложено Господом еще нашим праотцам Адаму и Еве. В Эдемском саду было много деревьев, которые приносили прекрасные и вожделенные плоды, и Адам мог вкушать от любого из них, кроме одного. Господь запретил не потому, что ему было жалко этого плода для Адама. А для того, чтобы дать ему заповедь послушания, через которую он мог бы совершенствовать свою любовь ко Творцу. Если нет заповеди, человек не может духовно развиваться, совершенствоваться.

Когда дети оказывают послушание своим родителям, они так выражают свою любовь к ним. Им жаль огорчить родителей, и, когда они совершают непослушание, дурные поступки, совесть тут же начинает укорять их, возникает психологическая преграда в общении с родителями. И часто дети со слезами раскаяния прибегают к родителям, чтобы снять тяжесть с детской души. И нам, взрослым, нужно оказывать послушание Святой Церкви, исполняя ее предписания, покоряясь ее уставу, ее правилам. И благодаря этому послушанию у нас возрастает любовь к Богу через полученную от Него благодать. Когда же мы поступаем вопреки воле Божией, мы удаляемся от Него, нам трудно быть с Ним, как трудно было в раю согрешившему Адаму.

Пост нужен нам для восстановления нашего духовного здоровья. Ведь мы не удивляемся, когда врач во время болезни приписывает нам строгую диету, воздержание от каких-то продуктов. И вот Церковь напоминает нам, что пост – это время исправления своих ошибок, своих немощей, преодоления своих недостатков, духовного оздоровления, время шествия к Богу, а не удаления от Него. И в этом нам помогает телесное воздержание и молитва.

Вкушая постную пищу с молитвой, мы оздоравливаем душу и тело

– Любимый аргумент противников поста: в конце зимы организм ослаблен, обезсилен, нужно получать калории, питание должно быть обильным…

– Знаете, человек в угоду себе придумает многое. Курильщики говорят, что сигарета помогает сосредоточиться, а любители спиртного оправдывают его употребление снятием стресса и усталости. В Великий пост Церковь благословляет воздерживаться от скоромной пищи, употреблять преимущественно растительную пищу не случайно. Это не жестокость по отношению к человеку. Бог сотворил человека и дал ему изначально пищу растительную – разнообразную, прекрасную. Эта пища натуральная, природная – самая полезная, которая подходит нам более всего. Когда мы вкушаем ее, то мы восстанавливаем гармонию в своем теле.

Привыкнув к мясной пище, мы думаем, что без нее невозможно жить. Но оказывается, можно жить, и весьма полноценно. Если человек никогда не постился, привык в своем рационе постоянно иметь скоромную пищу, ему поначалу может показаться такой переход довольно трудным. Но нужно пережить эту перестройку в организме, быть внимательным к употреблению пищи, стараться есть то, что полезно организму для жизни. Ведь пищей можно лечить организм, как и травами, свежими овощами, соками. Белок имеют многие растительные продукты: разные орехи, различные семена. Вкушая такую пищу с молитвой, мы оздоравливаем и душу, и тело.

Конечно, не следует накладывать на себя какие-то особые подвиги, голодовки, а придерживаться разумного воздержания, как говорят святые отцы – золотой середины, идти царским путем, исходя из своего самочувствия. Бог каждому из нас дал разум, и мы должны корректировать норму и качество своей пищи. Также есть духовники, с которыми можно посоветоваться в этом вопросе, если возникают какие-то трудности и недоумения.

Мы уподобляемся Христу, Который учил нас воздержанию

– А почему, Ваше Блаженство, этот пост назван Великим? Ведь не только же из-за своей протяженности в 40 дней с последующей Страстной седмицей?

– Великий пост предшествует самому великому празднику – Пасхе, Воскресению Христову, величайшему событию в истории человечества: победе над смертью. Пасха дает нам залог того, что мы тоже воскреснем, что мы будем неразлучны с Господом и с теми, кого мы любим. Христос является нашим Спасителем, Богом Чистым, Богом Совершенным, Богом Милостивым, исполненным Премудрости. Для того чтобы встретить праздник Пасхи Христовой, праздник Света и Жизни, Праздник, который несет с собой обилие Божественной благодати, мы должны приготовить свои души к этой встрече через покаяние и молитву. И Церковь учредила святой Великий пост, чтобы мы могли это приуготовление успешно совершить.

И это касается не только воздержания телесного, но и воздержания в чувствах, в помыслах, в языке при общении. Потому что пост и молитва – это два крыла, которые приближают человека к Богу, помогают ему себя очищать и давать в своей душе место для благодати Божией. И блажен тот человек, который с усердием совершает пост и молитву. В истории Церкви нет ни одного святого, который не прибегал бы к посту и молитве. В этом делании мы уподобляемся Христу, Который учил нас воздержанию, постясь 40 дней в пустыне. Ему не было нужды очищать Свою душу, ибо Господь безгрешен. Но постясь, Он подал пример приготовления к встрече с Ним.

– Всякое ограничение вызывает дискомфорт, влечет за собой раздражительность. Как избежать этого во время поста?

– Пост не случайно назван весной духовной. А весна всегда радостна для человека. Пост приближает нас к Богу, помогает нам восстановить в себе образ Божий, искаженный грехом, помогает нам стать богоподобными. Поэтому пост нужно совершать не в унынии, не в тоске, но со светлым лицом. Спаситель учит нас, как мы должны поститься.

В Евангелии говорится, чтобы мы умыли свое лицо, умастили свою главу елеем, чтобы явиться постящимися пред Богом, а не пред людьми. И Бог, видя наше усердие, которое мы совершаем для того, чтобы к Нему приблизиться, чтобы быть похожими на Его образ, видя наш подвиг в тайне, воздает нам явно (см.: Мф. 6: 17–18). Умастить главу елеем – это может означать для нас быть исполненными добрыми мыслями, добрыми пожеланиями по отношению к другим людям. Отбросить недовольство, ропот, зависть, уныние, неприязнь. Господь, видя наши добрые устремления и расположения души, не оставит ее без вознаграждения.

Важна мера и рассудительность

– Владыка, скажите, как избежать крайностей, ведь у людей разные духовные и физические силы, да и возможность поститься и молиться не у всех одинакова?

– Пост – это время усиленной работы над собой. В этот период телесное воздержание должно быть большим, нежели когда-либо, также и молитв должно быть больше, нежели мы обычно совершаем. Но при этом нужно уметь чувствовать свою меру и стараться не переходить ее. Потому что всякая крайность вредна. Вредно, когда человек объедается, и вредно, когда постится до такой степени, что становится нетрудоспособным. Бог дал человеку пост, чтобы он нормализовал духовные и телесные силы, восстановил здоровье духовное и телесное. А не для того, чтобы, неразумно постясь, стать инвалидом. Поэтому постепенно нужно входить в пост. Каждый знает, с какого уровня он начинает свой пост. И постепенно по мере прохождения поста уже может ограничивать свою меру еды, пития, увеличивать молитвенное правило.

– А если человек болен?

– Если человек болен и ему рекомендован какой-то особый род пищи, то с этими вопросами нужно обращаться к духовникам и брать благословение на ослабление поста. Церковь дает такое благословение на послабление беременным женщинам, питающим младенцев и людям больным. Но меру послабления нужно также согласовывать с духовником.

– Во время поста церковные службы особенно продолжительны. Как совмещать их с работой, учебой, хозяйством?

– Каждый человек выстраивает свою духовную жизнь самостоятельно, исходя из своих возможностей во времени. Если нет возможности посетить Литургию Преждеосвященных Даров среди недели, можно прийти ненадолго на вечернюю службу, можно самому помолиться дома, почитать Псалтирь, Священное Писание, поучения святых отцов. Отложить привычные развлечения у телевизора, устраниться от потока политической информации, подумать о том, кто нуждается в нашей помощи, кто страдает в одиночестве. Стараться время проводить с рассуждением, с пользой для души. Все зависит от нашего желания и настроя.

Неосуждение – главная добродетель

– Говорят, что в молитве преподобного Ефрема Сирина изложен краткий устав Великого поста и покаяния так такового…

– Это действительно так. В этой молитве перечислены все главные страсти человека, которые нужно искоренять, и противоположные этим страстям добродетели, которые следует им противопоставлять. И главная добродетель, венчающая эту молитву, – неосуждение: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Господь говорит в Евангелии: если мы хотим, чтобы Бог нам простил согрешения, нужно простить согрешения тем, кто согрешил против нас. Если это условие не будет соблюдаться, то никакой пост, никакая молитва не помогут нам освободиться от греха. Ибо злоба, которая наполняет человека и не дает ему простить грех брата своего, не дает места для благодати Божией в душе человека. Поэтому нужно стараться искоренять грех обиды, осуждения и неприязни. В жизни всякое бывает. Бывают ссоры, обиды, и чаще всего каждый считает, что именно он более прав в спорном вопросе, чем его оппонент. Но если мы хотим получить прощение грехов, мы должны отбросить все свои аргументы, которые нас оправдывают, подойти и сказать: «Брат, сестра, прости меня Христа ради». Хотя случается и так, что устами скажем, а обида остается лежать на сердце. Но и то хорошо, что мы сделали первый шаг – испросили прощение. Постепенно и обида уйдет из души.

– Владыка, уже не первый год ежедневно во всех храмах Украины возносится молитва о мире, о прекращении военных действий на востоке страны. А в течение этого поста, как и в минувшие годы, Вы благословили всем верным читать по одной кафизме в день.

– Это наша скромная молитвенная жертва за нашу землю, за наш украинский народ, чтобы Господь благословил нас миром и помиловал всех нас. И мы знаем из истории Церкви, что усиленная молитва о мире никогда не бывает напрасной и всегда приносит плоды.

– Ваше Блаженство, по традиции хочется завершить беседу Вашим пожеланием и благословением читателям.

– Пусть Господь помогает нам, чтобы мы в телесном воздержании и в посильной молитве провели время святой Четыредесятницы, чтобы мы сподобились встретить в радости, в мире великий праздник светлого Христова Воскресения.

Источник: Православие.Ru
http://www.pravoslavie.ru/111128.html


___________________
См. также:

Постное завещание радостно восприимем: Свт. Серафим (Соболев) о показателе любви к Богу

Приидет Сын человеческий во славе Своей: Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду

Чин внимания себе для живущего посреди мира: Наставления свт. Игнатия (Брянчанинова) желающим спастись среди суеты


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Спецназ Ватикана в недрах Православия: В.Н. Крупин о возрождении деятельности католического Ордена иезуитов в России с 90-х годов

Мы привыкли относить иезуитов к средним векам. Выражения “иезуитски пронырлив, расчетлив”, “иезуитская хитрость” кажутся нам пришедшими из романов прошлых веков. Как и киношные черные плащи и куртки, и шляпы с загнутыми сбоку полями. Между тем нет ничего живее и живучее Ордена иезуитов. И заметка в “Известиях”...


Впервые в мире: Власти России наносят сокрушительный удар по личному и государственному суверенитету

Преобразование традиционного человеческого общества в общество «цифровое» будет иметь непоправимые последствия! За бурным потоком информационных сообщений, связанных с последними политическими и церковно-общественными событиями, большинство граждан совершенно не видит самого главного – надвигающейся на всех и каждого системы беспросветного цифрового рабства...


Переворот: Правительство готовится передать власть Сбербанку (+ОБРАЩЕНИЕ)

16 ноября 2018 года многие издания и информационные агентства продублировали впервые опубликованную в «Известиях» статью «Паспорт без переплат: Сбербанк готов выдавать электронный документ», в которой говорилось: «Сбербанк готов выдавать в своих отделениях с функцией госуслуг электронные паспорта...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Сегодня массированной атаке подвергается Православие, Царь, государство, народ, семья: Беседа с главредом РИА «Катюша» А.Б. Цыгановым

Беседа с  главным редактором православно-патриотического СМИ РИА «Катюша» а также сопредседателем Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и области, сопредседателем Гражданского комитета возрождения науки и образования, руководителем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетным отцом Андреем Борисовичем Цыгановым...


Возрождение Русского духа, казачества, через него – Монархии: Беседа с о. Василием Извековым, племянником патриарха Пимена (+ВИДЕО)

Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990) протоиереем Василием Извековым...


Чтобы Русь стала Святой: Рано или поздно, но каждый окажется перед выбором – остаться верным или предать

Сегодня в рубрике «Год Царской Голгофы» своими размышлениями о ситуации в Церкви и стране и чаемом воскресении Руси делится протоиерей Алексий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно под Псковом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100