Четверг, 21 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о смерти
Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные нигода не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью.
Прп. Паисий Святогорец о смерти

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Служить Богу, любить Россию и заражать этой любовью читателей: В.Н. Крупин о духовности культуры + Письмо школьницы

В продолжение публикации:


2018-02-25.jpg
Портрет В.Н. Крупина.
Худ. В.Г. Харлов

«Восстановите духовность культуры!» – с таким призывом обращался к деятелям культуры и искусства подвижник нашего времени приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Владыка замечал: «Сегодня, когда на обломках нашего великого Отечества правят бал лицемерие и корысть, предательство и подлость, политиканство и вседозволенность – особую ценность, особую значимость приобретает любая попытка противостоять творимому злу, отстоять Великую Россию, возродить Русскую душу во всей ее благодатной полноте и духовой красе».

Всероссийский пастырь сокрушался: «Процветает пропаганда порока и насилия, космополитизма и антипатриотизма, русофобии, безнравственности и патологического индивидуализма. Забыты и отброшены тысячелетние духовные традиции великой Русской культуры: соборной, державной, одновременно смиренной и мужественной, милосердной и отважной, кроткой и героической. При этом особенно печально сознавать, что значительная часть российской интеллигенции, развращенная десятилетиями богоборческой диктатуры, совершенно утратила нравственную чуткость и связь с многовековыми народными святынями, предпочитая поклоняться золотому тельцу коммерческого успеха да идолу самообожающей гордыни».

В этих условиях святитель призывал к возрождению «мудрого и благочестивого искусства, которое опиралось бы не на сребролюбивую западную масскультуру, не на пошлые стереотипы общества потребления, но на вечные истины Божии, гласящие: „Блаженны алчущие и жаждущие правды… Блаженны миротворцы… Блаженны чистые сердцем…“ (Мф. 5, 6, 9, 8)».

Он был убежден: «Я верю, что Русское сердце живо. Что общими усилиями мы вместе сумеем одолеть напасти, обрушившиеся на Святую Русь со всех сторон. Что молитвами всех святых, в земле Российской просиявших, Господь помилует наше многострадальное Отечество и даст Русскому народу душевные силы, потребные для того, чтобы жизнь его обрела высший, непреходящий, вечный смысл».

Продолжая тему духовности и культуры на страницах «ПК», предлагаем к прочтению новую заметку нашего автора, известного православного писателя В. Н. Крупина, а также воодушевляющее и вселяющее надежду письмо Владимиру Николаевичу от 13-летней школьницы.

Эта статья написана специально к Съезду писателей России, который состоится на праздник Сретения Господня. О Союзе писателей идет много разговоров, часто весьма нелестных для писателей. Значение Союза почти незаметно в теперешней жизни. Это прискорбно: художественная литература всегда была для России определяющей общественное сознание. Конечно, есть и привходящие причины, но, как говорят Святые Отцы, во всех наших несчастиях виноваты прежде всего мы сами. Будем надеяться, что учительная роль Русской литературы не утрачена. И что она вернет себе необходимейшее место в духовном посредничестве меж жизнью обыденной и церковной.

Есть какие-то похожие на заклинания выражения в писательском обиходе. Например: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но я, например, не знаю и знать не хочу. Имеется в виду, надо понимать, сор жизни, его отбросы. В переводе: вот была пьяная ночь разврата, но в стихах мы ее изобразим волшебной, чарующей. Так что ли?

У Блока – того чище. В пересказе: «Космос как порядок, гармония, хаос – разрушение. Из хаоса вырастает гармония». Но это даже не красивость, претензия. То же, что уверения, что возникла жизнь из первичного космического бульона. Или – от всяких живых клеток, инфузорий-туфелек, которые развились, увеличились, стали обезьянами, полезли на деревья, потом спрыгнули, хвост отпал, они от радости заговорили и поехали в античность. А далее – по тексту.

Что угодно будут говорить идеологи обезбоженного мира, лишь бы доказать, что не Господь сотворил видимый и невидимый мир, что жизнь на Земле обошлась без Него. От этих теорий эволюции возник фашизм. Как? Ну, если человек от обезьяны дошел до человека, то надо идти дальше, к сверхчеловеку. Но кто-то пойдет, а кому-то и не дадут, надо же сверхчеловекам обслугу. Нас, славян, как раз в нее записывают. А это уже фашизм. Уже бывали всякие теории расовой чистоты, уже звучали гитлеровские лозунги: славяне – удобрение для немецкой нации.

Но что с Гитлера взять, не сам до такого додумался. У Гегеля учился. Который – икона для марксо-лениных. Гегель считал славян неисторической расой, определенной на духовное рабство.

Но то немцы. А как культурные англо-саксы? Вот они, вот их идеолог Марк Твен: «Мы – англо-саксы. А когда англо-саксу что-то надо, он приходит и берет». Маугли у Киплинга, выросший среди зверей, исповедующий законы звериного царства, куда благороднее людей.

Ссылок достаточно, чтобы определить главную задачу Русского писателя. Как он может смотреть на то, что люди российские обмануты всесветной ложью безбожия? Что мир якобы не сотворен Господом, а возник из какого-то взрыва? Дикость. Поверившие в эту дикость уже сами творят взрывы, от которых сами же и гибнут.

Главная задача Русского писателя – служить Богу, любить Россию и заражать этой любовью читателей. И они потянутся именно к такому писателю. Никто не отменял высшее звание писателя – это защитник народный. Господь дает талант слова для служения этим словом Отечеству. И такие писатели есть сейчас и работают. Ничтожны тиражи и гонорары, а то и вовсе их нет, но лучшие писатели сердцем чувствуют: люди ждут от них слово правды. Но в силу двух причин влияние писательского слова на жизнь в России в последние годы резко упало. Первая причина внешняя – грязь, которая льется на Союз писателей, убавляет к нему уважение. И вторая, внутренняя – неурядицы в самом Союзе писателей. Сейчас он уже стал притчей во языцех. Для обывателей. И недоумением – для властей. Что слышно о нас: дележ собственности, разборки, и при этом барабанный бой объявления все новых и новых классиков.

А, может, они и есть? Хорошо бы. Но мы же в России. А в России писателю надо вначале умереть и подождать лет 15, тогда только более-менее начнет проявляться его значение. А оно в главном: что он такое для России. Как он ей служил? А служить России – это прежде всего служить Богу.

И, конечно, мы – пишущие старики – смотрим на вслед идущих с тревогой и надеждой. Нам было трудно, но нынешней нашей смене многократно труднее. Смена поколений была всегда, неизбежна и сейчас. Но доселе она была, в основном, традиционно-нормальной. Мы подпирали фронтовое поколение, нас подперли вслед идущие. Но идущие теми же путями, что и мы, что и фронтовики. Исповедующие те же нравственные устои общества: любовь к Отечеству, целомудрие, честность. И это объединяло сердца писателей и их читателей.

А сейчас началось время разноголосицы и сумятицы. Идущие за нами уже не подперли нас, элементарно отодвинули и поперли. Количеством написанного завалены не только полки магазинов, интернет, но и умы. Это количество растет и будет расти, ибо производство ноутбуков множится, писать становится все легче, массовый читатель пошел невзыскательный – чего не писать. Сейчас все массовое: вранье в политике, похабщина в театре, пошлость в телевизоре… В общем, время цифры.

Цифровое поколение. Понимает ли это поколение, что количеством в литературе ничего не возьмешь? В литературе все определяет качество текста и чистота убеждений. Да, раз в сто сократилось число читателей. Самое малое. Фактически это всероссийская катастрофа культуры. Но мы, благодаря запасам классики, выжили! Сохранилось же малое стадо настоящих читателей? Да. Понятие «малого стада» взято из Священного Писания. Истина – не в толпе, а в тех, кто идет за Христом. И им сказано Господом: «Не бойся, малое стадо!» И чего нам бояться: мы же в России!

Малое стадо. Оно-то не дает совестливым писателям уменьшить требования к себе, писать левой лапой, спустя рукава. Таким писателям надо держаться, они – преданные служители слова, последняя надежда на то, что нравственный свод над Россией не рухнет на головы. А если еще в теперешнее тревожнейшее время писатель будет склочничать, рваться к власти, то и данный ему Господом талант Господь же и отнимет. Время Апокалипсиса отодвигается молитвой, вот и надо и самому идти, и читателей вести к Богу. Высокая цель возвышает чувства, очищает душу. Душа-то безсмертна. Тело сгниет, а ей отвечать.

Живем в последние времена. Но с чего тут паниковать? Последние времена начались с момента Вознесения Господа с Елеонской горы. И о них всегда справедливо говорили, что они неизбежны. Что же их отодвигало? Праведная жизнь, молитвы, Исповедь… Нет этого, не умываемся слезами покаяния – умоемся кровью. И Распутин, и Белов – великие страдальцы за Русь Святую. Они всегда исповедовались и причащались. Как и Солоухин. Представим, что они сейчас с нами. Да так оно и есть. Живы их книги, и они живы. И с ними возвращаются великие слова: «Господь», «совесть», «любовь», «Родина», «земля родины», «жертвенность», «радость друг за друга». Тут не место словам: «зависть», «жадность», «славолюбие», «сребролюбие».

Спросим себя: а наши книги переживут нас? Этого я не знаю. Но наши предшественники – нам пример. И тем пример, кто идет за нами, на кого оставим нашу, ставшую одинокой в мире Россию. Вспомним завет преподобного Серафима: прежде всего спасать свою душу, и тогда около тебя тоже спасутся. Это и к России относится.
 

+ + +

«ВСЛЕД ИДУЩИЕ»
Письмо писателю В.Н. Крупину 
от ученицы 7-го класса

2018-02-25.1.jpg 
Автор письма

Дорогой Владимир Николаевич, я участвовала в конкурсе детских сочинений имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Мне кажется, что вы, как писатели, очень похожи. И вот, я написала свою работу о Вас в форме письма.

С раннего детства помню Вашу светлую улыбку. Мы прогуливались с мамой недалеко от Вашей дачи – маленькой, загадочной, похожей на кораблик в тихой гавани! Вы всегда приглашали на чай – или с вятским малиновым вареньем, или с вятским медом. У порога терлась о ноги ласковая серая кошка – Ваша любимица! Вашей любви хватает на всех – даже на кошку! От порога до кухоньки – несколько шагов по домотканным цветным половикам. Помолившись, мы садились за стол. Мне навсегда запомнился белый рассыпчатый монастырский хлеб, которым Вы нас потчевали! Он казался вкуснее и душистее печатного пряника! Меня поразило Ваше святое бережное отношение к хлебу: «Нельзя выбрасывать даже маленькую крошечку», – сказали Вы. А еще – запомнила на всю жизнь: «Бросишь хлеб – и он тебя бросит»…

Вы все мое детство дарили нам сказочные подарки – свои книги с автографами (почерк очень похож на Вас, Владимир Николаевич, – динамичный и веселый), синие маленькие лапоточки, бусики, вятскую глиняную свистульку и сладости, но самый большой подарок – это дружба с Вами!

Вы – седой дедушка, а у Вас душа ребенка. Вы так стремительно движетесь и, хотя быстро-быстро говорите, но все очень понятно. А как заразительно громко смеетесь! Помните, мы с Вами и Вашими внуками играли в индейцев и прятались в вигваме, который Вы сами соорудили, как вождь краснокожих? До сих пор при виде чего-то необычного Вы испытываете озорство, которое свойственно только детям. Обычно взрослые ходят такие важные, решают собственные проблемы; ведь и у Вас тоже проблем достаточно – не только своих, но и чужих, однако Вы не потеряли радость жизни и стараетесь поделиться этой радостью! Как же мне нравится играть с Вами в словесные игры или босиком мчаться по шелковистой траве! В эти мгновения я вспоминаю Ваш рассказ «Босиком по голубому небу» и представляю скачущего вприпрыжку по цветущему льну мальчика, у которого «только пятки мелькают».

Вы – один из тех, кто научил меня любить Родину. Ваша «Богом спасаемая земля» – это милая Вятка, которую Вы воспели с сыновьей нежностью! В «Вятской тетради» Вы написали: «Лучшее место Вселенной – Россия. Лучшее место России – Вятка… Еду сюда как писатель, чтобы слушать язык, родной говор…» Для меня большая загадка – как Вы сохранили этот говор, ведь уже более 50-ти лет Вы живете в Москве! Вот бы мне попасть на Вятку, чтобы насладиться запахами Вашего детства – сенокоса, колосьев, костра, речки, печеной картошки, сушеной малины… Эх, отведать бы ее! В одноименном рассказе так заманчиво Вы о ней пишете! «У нас в детстве это были такие тоненькие темно-красные лепешечки. Взял их в руки, вдохнул родной запах целебной ягоды, ощутил аромат лесных полян, на которых собирали ягоду малину». Вот бы попробовать вятской родниковой воды, окунуться в сверкающую реку Лобань, и тогда «все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая – красивая, спокойная, добрая». Мне кажется, Вы описываете не реку Лобань, а верховья реки Урал – я гостила у бабушки с дедушкой на Южном Урале и, забравшись на гору, читала Ваши книги и узнавала в увиденном картины Вашей Родины. Позже я узнала, что Вятка – это Предуралье, – значит, я побывала на краешке Вашей земли! Когда купалась в реке, думала, что Вы – счастливый человек, ведь в Вашем детстве реки были чистыми, и можно было «накупавшись, макать пряники в воду и есть на спор, кто быстрее съест» (повесть «Дымковская слобода»). Как же это вкусно, наверное!

Владимир Николаевич, не так давно у Вас вышла новая книга «Большая жизнь маленького Ванечки». Спасибо за царский подарок! Сегодня я взяла в руки эту красочную добрую книгу, вдохнула вкусный запах ее страниц, буду читать с радостью! Младшая моя сестра – Мариша – первая ее прочитала (у нее в школе не такие нагрузки) и сообщила, что даже зимой теперь полакомимся «арбузом» «дедушки Володи» – герой этой книги Ваня намазывал мед на огурец – по вкусу это напоминает настоящий арбуз! Мы так и сделали – а ведь и точно: арбуз, да еще и без косточек!

Мне кажется, Ваши произведения интересны и маленьким, и взрослым, ведь каждый Ваш рассказ – это глоток чистой родниковой воды. Иногда так грустно бывает, а распахнешь Ваши книги – и легче становится жить. Плохое уходит, а хорошее усиливается. И в обычном находишь светлые и чудесные моменты!

У Вас, как у Шмелева, с огромной любовью говорится о Боге, о Его присутствии в нашей жизни.

Всегда очень жду встречи с Вами! Конечно, Вы очень заняты, у Вас много выступлений – то на Вятке, то в Хабаровске, в Иркутске, в Евпатории, в Вологде, Ярославле, Ташкенте, но мы подкопили еловых шишек и березовых прутьев – вот бы у Вас выдался денек, Вы бы снова разожгли костер в нашем лесу! Обычно Вы это делаете с азартом, огоньком в глазах – наверное, сказывается, что Вы – сын лесничего! Приезжайте, будем пить чай с травами и малиновым вареньем!

Крепкого Вам здоровья, сил и тепла!

Ваша Таня Воронова


___________________ 
* Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия «Православного Креста», выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998

___________________
См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100