Вторник, 16 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Игнатий о лжезнамениях
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Вл.Агафангел о сути 3
С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание их является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония».
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

свт. Феофан о наукообразности
Целость, полнота и истина знания собственно принадлежат людям, восстановленным благодатию и в Боге живущим.
Свт. Феофан об ученых и наукообразности

Прп. Паисий Величковский о латинянах-не христианах
Латиняне не суть христиане.
Прп. Паисий Величковский о католиках

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Мать София свята»: О послушнице старца Амвросия в день ее памяти
«Мать София свята»: О послушнице старца Амвросия в день ее памяти

Сегодня, 6 февраля, Церковь празднует день памяти необыкновенной угодницы Божией, блаженной Ксении Петербургской! Поздравляем наших читателей и хотим познакомить с не менее замечательной подвижницей – преподобной Софией Шамординской, по молитвам к которой получают просимое как монашествующие, так и мирские люди, особенно молящиеся о деторождении. 


Схимонахиня София (Болотова, 1845–1888) была первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия Оптинского в устроении Шамординской обители. Находясь в полном послушании у великого старца, ради Небесного Царствия она отказалась от своей воли и от всех земных радостей. После кончины подвижницы сам батюшка Амвросий свидетельствовал о ней: «Мать София свята».

Схимонахиня София родилась 16 июня 1845 года и принадлежала к старинному дворянскому роду Болотовых, достойно послужившему России. Родители ее были дворянами Тульской губернии. Отец, Михаил Павлович, имел чин титулярного советника. Мать, Александра Дмитриевна, относилась к благочестивой дворянской фамилии, внесенной в «Бархатную книгу». Родительница подвижницы отличалась глубокой верой; шумной светской жизни предпочитала тихую семейную в кругу своих детей, которых горячо любила. Почти все чада Болотовых, благодаря материнскому духовному воспитанию, посвятили свою жизнь Господу: четверо из пятерых стали монахами.

«София Михайловна, – писал отец Вениамин (Воронцов-Вельяминов), – получила основательное домашнее образование. Обладая хорошими природными способностями, она легко усваивала себе учение и, казалось, не было такой отрасли знания, в которой бы она не обнаруживала своих незаурядных природных дарований. Благодаря таким разносторонним способностям и той легкости, с которой ей удавалось совершенствоваться во всем, что ее интересовало, она не могла долго сосредоточиваться на каком-либо одном предмете, но безпрестанно меняла свои занятия, словно ища чего-либо такого, что потребовало бы от нее напряжения всех ее выдающихся природных сил. <…> В ней совмещались самые несовместимые противоречия. Религиозность ее матери, серьезный ум, стремление к внутренней сосредоточенной жизни странно совмещались в ней с жизнерадостностью отца ее, с его веселостью и живостью его характера. Чрезвычайно впечатлительная и красивая собой, то необузданно веселая, то сосредоточенная в себе, горячая и вспыльчивая и вместе с тем замечательно добрая и решительная, она производила на всех знавших ее сильное впечатление».

Горя любовью ко Господу и имея стремление к христианскому совершенству, София часто уединялась для молитвы, покидая дом. Как-то раз она даже уехала на весь Великий Пост и поселилась у монахинь, близ храма, чтобы провести это время в покаянии и духовном подвиге.

В 1875 году матушка вышла замуж за дворянина Андрея Янькова, бывшего студента Медико-хирургической академии. Венчание состоялось в Сергиевом Посаде. Но по воле Божией их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Спустя три дня после похорон мужа, 17 января 1877 года, у Софии родилась дочь Надежда. Когда к ней в первый раз поднесли маленькую Надю, матушка перекрестила ее и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей!» – видимо, уже приняв решение свою дальнейшую жизнь посвятить служению Христу.

Некоторое время подвижница жила в родовом имении, вела хозяйство и занималась благотворительностью. Свою материнскую любовь к дочери, которой уделяла много внимания, она перенесла и на обездоленных детей-сирот, собирая их у себя в доме и ухаживая за ними с состраданием, теплотой и заботой. Она помогала выдавать замуж бедных невест, старалась поддерживать малоимущих крестьян. Живя около большой дороги, матушка нередко видела погибавших в непогоду пьяных мужчин. Желая спасти и этих несчастных, она предоставляла им приют в своей усадьбе – до отрезвления. С помощью горничной София Михайловна подбирала их в безсознательном состоянии – не брезгуя, не осуждая, а любя и всем сердцем стремясь помочь. Все эти благодеяния совершались в тайне.

Через три года София продала имение с намерением переехать к отцу, однако вскоре получила известие о его смерти и осталась на съемной квартире в Туле. От местных богомольцев, посещавших Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшего жизненного пути. По Промыслу Божию подвижница стала духовной дочерью преподобного, открыв ему заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Но старец, провидя твердость ее намерения, подверг Софию тяжелому испытанию: он повелел ей выйти замуж за пожилого господина, козельского помещика Н.И. Астафьева. Ошеломленная таким благословением, матушка, тем не менее, не задумываясь покорилась указанию духовного отца как воле Божией.

Астафьев также духовно окормлялся у батюшки Амвросия, и хотя имел большое желание поступить в монастырь, но не посмел ослушаться старца, благословившего его на брак с невестой из Тулы. Они обвенчались, и София переехала со своей дочерью в его имение неподалеку от Оптиной, получив возможность чаще бывать у своего наставника. Николай Иванович был человеком добрым, но тяжело больным и с весьма сложным характером. Жизнь с ним из послушания духовнику стала для матушки хорошей подготовительной школой по отсечению своей воли.

2018-02-06.jpg 
  Казанский собор Шамординского монастыря

Ее замужество по времени совпало с началом устройства батюшкой Амвросием женской общины близ Шамордино, и многие связанные с этим дела преподобный поручал Софии. Исполняла она их с большой ответственностью и любовью, по поводу чего великий Оптинский старец говорил, что другой такой послушницы у него не было и не будет.

Муж часто болел, и София заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением. Николай Иванович нежно любил свою жену. Будучи уверен, что после его смерти она уйдет в монастырь, он пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить себя там. Скончался Н.И. Астафьев 19 мая 1884 года.

Срок испытания, возложенного батюшкой Амвросием на подвижницу, завершился, и наконец-то у нее появилась возможность посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. Поручив девятилетнюю Надежду ее крестной матери, 22 августа 1884 года София подала епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) прошение о поступлении в Шамординскую общину. Вслед за этим письмом 25 августа настоятель Оптиной Пустыни преподобный Исаакий и батюшка Амвросий направили Владыке представление к утверждению матушки Софии настоятельницей общины.

4 сентября 1884 года преподобный Амвросий облек свою верную послушницу Софию в иноческое одеяние, позже был совершен и ее постриг в мантию, с оставлением прежнего имени. По воле Божией она приняла руководство созидавшейся обителью: вопреки скудости материальных средств нужно было строить новые корпуса для сестер, выкупать участки земли, заботиться об обезпечении насельниц, число которых ежедневно увеличивалось... 1 октября 1884 года состоялись открытие Казанской общины, освящение в ней храма в честь Казанской иконы Божией Матери и назначение монахини Софии ее настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству монастыря, отныне матушка полностью посвятила себя этому служению.

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884–1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия и лично знавший матушку Софию, свидетельствовал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице, матери Софии – деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если не более) – больных, увечных, не способных ни к какому труду. <…> Население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была <...> начальница – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: <…> она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность старцу, которая одушевляла все ее духовное существо».

По отношению к себе самой матушка была чрезвычайно строга: носила простую грубую одежду, в пище имела крайнее воздержание. Никто не видел ее возмущенной или раздраженной. Подвижница очень любила церковную службу и даже говаривала, что в церковь следует спешить как на пожар. Будучи снисходительной к немощам человеческим, она однако требовала безприкословного подчинения всем монастырским правилам, придавала первостепенное значение молитве как главному монашескому деланию.

Труды настоятельства, заботы в соединении с сугубой аскетической жизнью подорвали здоровье монахини Софии. Преосвященный Владимир, в июле 1886 года побывавший в Шамордине, был поражен ее болезненным видом и посоветовал ей принять тайную схиму. Матушка весьма утешилась этим предложением, и 25-го числа батюшка Амвросий в своей келье постриг ее в великий ангельский образ. У подвижницы развились серьезные болезни, и она быстро угасла. В первый день Рождества 1887 года матушка почувствовала себя очень плохо и поспешила в Оптину, чтобы увидеть старца. Она с большим трудом два раза съездила к нему. Это были последние ее беседы с преподобным Амвросием. Матушку пособоровали и каждый день приобщали Святых Христовых Таин. 24 января 1888 года, в 8 часов утра она тихо скончалась. Первую панихиду по усопшей совершил преподобный Исаакий Оптинский. На следующий день после соборной панихиды тело праведницы было перевезено в Шамордино и погребено за алтарем храма.

В 1987 году, за год до причисления к лику святых преподобного Амвросия Оптинского, 6 февраля его духовная дочь схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых как преподобная София Шамординская

31288443.jpg

О том, что матушка угодила Богу, свидетельствуют происходящие по ее молитвам многочисленные чудеса и исцеления.

По книге «Премудрости тезоименитая. 
Жизнеописание схимонахини Софии – 
первоначальницы Шамординской
обители». Шамордино, 2013.


___________________ 
Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Реквизиты «ПК»: ИНН 7717694098, к/с 301018101 45250000479, наименование банка «КБ РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении №3 Московского ГТУ Банка России, р/с 40702810200000003926, БИК 044525479.
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.
   

См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Возрождение – в единстве православного народа: Беседа с потомком Русских князей А.А. Трубецким о монархии и «кирилловичах»

...На монархию должна быть воля народа. Путь возрождения России в любом случае – в единстве православного народа. Мы не должны поддаваться ни на какие провокации, нападки и уловки со стороны тех, кто хочет нас разъединить – будь то церковный раскол, гражданский мятеж или внешнее вмешательство...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100