Понедельник, 18 Июня 2018 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Сщмч. Андроник Никольский о монархии
Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни <...> ибо тот или иной строй может содействовать или препятствовать делу спасения.
Сщмч. Андроник (Никольский) о монархии

В кулуарах

Уничтожение русской души как сущность либерализма: Об эволюции русофобии в России
Либеральное сознание онтологически, глубинно, сущностно негативно относится к Православному кодексу нравственного поведения и враждебно к цивилизационной роли Русского мира. И ничто так не отделяет настоящего либерала от России, как учение Иисуса Христа с Его проповедью любви к ближнему...

Царство Божие и антицарство «цифровых евангелистов»: Для тех, кто хочет знать правду и не желает вечной погибели
В данном исследовании мы будем говорить о происходящих на наших глазах грозных и неопровержимых событиях и процессах, которые несут опасность для спасения безсмертной души, поэтому необходимо положить в основание духовные начала, ибо нет ничего важнее спасения души для блаженной вечности. Спасение –...

Язык есть живой доступ к духу народа: Святые отцы, писатели, поэты, философы, политики о русской словесности
Много безценных и разнообразных сокровищ даровал Всемогущий Господь русскому народу. Одно из этих сокровищ – наш неисчерпаемый, глубокий, звучный, гибкий и емкий язык. По своей выразительности, певучести, по словарному запасу и многообразию значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческой...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Русь Святая, храни Веру Православную!: О празднике Собора Новомучеников и Исповедников Российских с Царской Семьей во главе

2018-02-04_014949+.jpg

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА 
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
 
На основании решения Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., по определению Патриарха Тихона, было положено начало празднованию Собора новомучеников и исповедников Российских.

За долгие годы гонений на Церковь после переворота в 1917 году злодейски были убиты и замучены многие православные: миряне, священники, монахи. Перед той властью их вина была в том, что они верили в Бога.

В этот день Святая Церковь поминает всех пострадавших, кто принял мучения и смерть за веру Христову, дата упокоения многих из них — неизвестна.

Их поминовение было установлено на 7 февраля по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года. А на Архиерейском Соборе 2013 года было изменено исчисление этого праздника, которое применяется и сегодня: если 7 февраля приходится на понедельник-среду, то поминовение осуществляется в предшествующее воскресенье. А если на четверг-субботу, то праздник переносится на ближайшее последующее воскресенье.

После открытия архивов было изучено много документов, протоколов допросов, расстрельных списков. На основании этих материалов, Церковью к 2011 году, были канонизированы в лике новомучеников и исповедников более 1700 человек. Это первый случай в мировой истории, когда столько новых небесных заступников было явлено миру.

Среди тех, кто пострадал за веру в годы террора, были святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, (избрание в 1925 г.); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и многие другие.

Священномученик-протоиерей-Иоанн-Кочуров-2018-02-04.1.jpg
Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров стал первомучеником среди русского духовенства. Вечером 8 ноября 1917 г. к отцу Иоанну, который утром совершил вместе с прихожанами моление об умиротворении России, пришли революционеры и избили священника до полусмерти. Потом его долго тащили по железнодорожным шпалам, во время этих мучений он скончался.
Митрополит-Владимир-Киевский-2018-02-04.2.jpg

29 января 1918 г. в Киеве был расстрелян митрополит Владимир – он стал первым мучеником из числа архиереев.  Со временем волна насилия и террора стала набирать обороты.

В Соликамске зимой епископ Феофан (Ильинский) был выведен на реку, мучители сорвали с него одежду, заплели волосы в косы, продели их через палку и стали медленно опускать и поднимать человека в прорубь, пока он не покрылся коркой льда в несколько сантиметров.

В Самаре епископ Исидор Михайловский (Колоколов). Был посажен на кол.

Епископ Пермский Андроник был закопан живым в землю.

Архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) сброшен с высокой стены.

Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был повешен вниз головой в соборе.

Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) инквизиторы прикрутили к хвосту лошади и погнали ее вскачь.

В 1919 году в Воронеже в котле с кипящей смолой были заживо сварены семь монахинь.

Над священниками прилюдно издевались, унижали, их сжигали, истязали, вешали. Не щадили женщин и стариков. Остались многие свидетельства того, что новомученики шли на казнь без колебаний – они знали, что умирают так же, как и Иисус Христос. За веру. Они страдали за Него. И перед казнью они благословили своих убийц: «Господь вас да простит».

Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) стоял под наведенными на него винтовками и проповедовал солдатам о будущем спасении России. После его слов солдаты отказались приводить приговор в исполнение, после чего он был расстрелян китайцами.

Петроградского священника Философа Орнатского приговорили к расстрелу вместе с его сыновьями. Перед казнью его спросили: «Кого сначала расстреливать — тебя или сыновей?». «Сыновей» — сказал священник и, опустившись на колени, стал читать отходные молитвы. Солдаты отказались его расстреливать, и комиссар сам привел приговор в исполнение.

В 1918 году епископ Макарий (Гневушев), когда проходил мимо шеренги солдат, которые должны были его расстрелять, остановился и благословил одного из них: «Сын мой, да не смущается сердце твое — твори волю пославшего тебя».

Этот солдат, которого благословил священник, перед смертью рассказывал: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…».

Русские-святые2018-02-04.3.jpgПо статистике в России до 1918 года было около 150 тысяч священников, а к 1941 году около 130 тысяч их было уничтожено. Сегодня известна лишь небольшая часть имен тех, кто на самом деле достоин прославления в лике святых и в этот праздник, Собор Новомучеников и Исповедников Российских, мы вспоминаем этих людей, дата смерти которых осталась неизвестной.

Праздник является нам напоминанием о силе духа этих людей и в этот день мы должны молиться о том, чтобы мы сами имели мужество встречать тяжелые испытания с такой же стойкостью и непоколебимостью, как это сделали святые Русской Церкви.

+ + +

Публикуем проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина), произнесенную в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

И когда Он снял пятую печать, 
я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие 
и за свидетельство, которое они имели. 
И возопили они громким голосом, говоря: 
доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
…и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, 
пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. 
(Откр. 6, 9-10, 11)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой».

И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.

Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла Христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? 

«…Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк.21,12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период — за семьдесят лет — земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

И сегодня мы прославляем всех тех, кто пронес подвиг веры до исповедничества и мученичества в этот новый период истории государства Российского и его Святой Церкви.

Только через семьдесят пять лет постановление, прозвучавшее на Соборе 1917 года, ожило и стало деянием. И в этот день мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях — принял мученическую кончину за веру Христову. За поименованными мучениками, стоит безчисленное множество клириков, мирян, имена коих знает один Бог, и кои свидетельством своим о вере Христовой «даже до смерти» стали молитвенниками и предстателями пред Престолом Божиим за нас, за землю Русскую.

Первый период кровопролитных массовых гонений на Церковь Христову начался после декрета об изъятии церковных ценностей и опубликования в печати списка «врагов народа», первым в котором был Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники — вся лучшая часть российского духовенства. А сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах.

Первый, кто стал во главе новомучеников Российских, — это Патриарх и отец — Святейший Тихон. Это он своим первосвятительским благословением указал чадам Церкви Российской единственно верный путь в «новой» жизни: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою… Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него», — звучит голос отца. Таков путь Христа, таков путь Его Святой Церкви. Таков путь каждого, кто стал христианином. И Церковь Божия, и подвижник Христов свободно идут на крест и взойдут на него. В свободе — и сила подвига, и его ценность.

Принимая патриарший посох в 1918 году, митрополит Тихон знал предлежащий ему путь и не отрекся от крестного подвига. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: "Плач, и стон, и горе…" "Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни"», — сказал Владыка Тихон в день своего избрания. И его умирание началось с первых дней.

Против Христианства, вооруженного лишь крестом и молитвой, ополчились власть и вся сила зла в безумном порыве уничтожить, растоптать в нем Христа. И Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу.

Патриарх Тихон в сонме мучеников Российских, казалось, был лишен радости мученического венца, но по силе страданий он стал первым. Его безкровное мученичество было непрестанным в течение долгих семи лет.

Ежедневно, ежечасно, до последнего дня жизни, до смерти. Для пользы Церкви он принял подвиг менее видный, более будничный, подвигом и не кажущийся. Он боролся с врагом, его насилием, издевательством и коварством за свободу Церкви. И Церковь, сохраненная его подвигом, взывает ныне: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас».

С Всероссийского Собора, не дождавшись его окончания, только получив благословение Богом дарованного Патриарха, уехал на страдание и смерть митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Священномученик митрополит Владимир шестьдесят лет шел по жизни за Богом.

Его жизнь была исполнена трудов и страданий. Ими учился он всегда и во всем исполнять волю Божию. В Церкви он прошел послушание от семинариста до митрополита. В трагической смерти своей жены и единственного ребенка тогда еще молодой священник, он усмотрел Промысел Божий.

И путь монашеского послушания стал единственным для него до конца дней. Владыка всегда был с народом Божиим как истинный пастырь во всех его бедах. Особенно это поразительно проявилось во время холерной эпидемии и неурожая в Самарской губернии. С крестом и молитвой он появлялся в холерных бараках, совершал молебствия на площадях — безстрашный воин Христов и пастырь добрый. Он учил, вразумлял, лечил, кормил, согревал. И любовь народная была ему наградой.

Истинное смирение вознесло святителя Владимира на такую высоту, какая только была возможна на положении иерарха. Он с застенчивостью и удивлением говорил о себе, что стал как бы Всероссийским митрополитом, последовательно занимая все основные митрополичьи кафедры России — Москвы, Петербурга и Киева.

Нельзя умолчать об одной весьма важной детали. В 1915 году Владыку перевели на Киевскую кафедру, и он, словно предвидя предлежащее ему, был удручен. Но на вопрос близкого ему человека: «Не лучше ли теперь уйти ему на покой?» — митрополит Владимир ответил спокойно: «Да, судя по человеческим соображениям, я с вами согласен. А по-Божиему как? Угодно ли испытывать и предупреждать волю Божию?» Вот она — общая черта в жизни всех святых людей — «А по-Божиему как?»

По-Божиему митрополиту Владимиру, митрополиту Вениамину, архимандриту Сергию, мирянам Юрию и Иоанну, Великой княгине Елисавете и инокине Варваре надлежало отвергнуться себя, отвергнуться человеческого и взять Божие — крест свой и следовать за Христом. И они, движимые духом любви ко Христу, пошли на подвиг. Они ощущали присутствие Святаго Духа, когда радость становится вечной.

Отстаивая единство Украинской Церкви со Всероссийской Православной Церковью, владыка Владимир незадолго до своей гибели сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я на всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову, за веру Православную, чтобы не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно начиналось». Как перекликаются эти слова его со словами Патриарха Тихона: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».

И там, где крестилась Русь во Христа, где руками апостола Андрея Первозванного было воздвигнуто знамение победы — Крест Христов — в Киеве над Днепром был вознесен на крест преемник апостольского служения священномученик митрополит Владимир, и с этого же места началось крещение Русской Церкви огнем и кровью.

Без суда, без объявления вины, как на разбойника, вышли взять митрополита неведомые, не знаемые никем, новые хозяева жизни со штыками и огнем. Издевались над ним, вывели за ворота Киево-Печерской Лавры. А он, воздев руки свои к небу, молился. Потом, благословляя крестообразно обеими руками своих убийц, сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Мученик сам благословил смерть свою и вымолил убийцам прощение. «Господь вас прощает!» А распоясавшийся мир зла, не вынося укоризн правды и света, смертельными пулевыми и штыковыми ранами завершил суд над правдой.

Это было первое кровавое злодеяние, и «судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим… что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки России», — сказал святой Патриарх Тихон о священномученике митрополите Владимире и о всех будущих священномучениках и мучениках земли Российской, которым должно было явиться вослед за этой первой жертвой.

Через четыре года вслед за митрополитом Владимиром мученичеством завершил свой жизненный путь святитель Петербургской епархии — митрополит Вениамин (Казанский). Он помышлял о мученичестве еще в детстве. И это было так глубоко и сердечно, что Господь исполнил желание того, кто возлюбил Его и всей жизнью своей Господу отдал свое сердце. «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых, — писал о себе владыка Вениамин, — восхищался их героизмом… жалея, что времена не те и не придется пережить то, что они переживали».

Небывалая разруха и голод охватили страну в 1921 году. С ними начались и гонения на Церковь, которые проводились якобы с целью изъятия церковных ценностей. Владыка Вениамин, являя пример высокой христианской любви, благословил передачу ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих. «Мы все отдадим сами», — говорил он. Но изъятие было не основной целью власть предержащих. Им нужно было устроить показательный судебный процесс над духовенством, обвинив его в заговоре.

Взятый в заточение по этому сфабрикованному делу, владыка митрополит особенно страдал за тех, кто был судим вместе с ним. Страдал от клеветы беззаконных судей и от лукавства лжебратьев — новоявленных «иуд» — обновленцев, предающих истину — Церковь.

Напрасно любящая владыку паства ходатайствовала за него, напрасны были и его духовная мудрость, и разум, изобличавшие всякие клеветы на подсудимых. Приговор — «повинен смерти» — ничто не могло изменить. И, ожидая исполнения своей участи, митрополит Вениамин оставляет своим ученикам и сопастырям заповедь — безсмертные слова возвышенной силы. «Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий». «Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение, — пишет он. — Я радостен и покоен… Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией».

На суде в своем последнем слове владыка Вениамин сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, но, что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горé, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все"».

Незадолго до исполнения приговора близкие получили митрополичий клобук владыки Вениамина, и на донышке его с внутренней стороны было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным». По достоверным сведениям владыка митрополит шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь.

Участь владыки разделили и миряне, активные участники в церковной жизни: мученики Юрий и Иоанн, а также священномученик архимандрит Сергий. Архимандрит Сергий, обращаясь к суду, в последнем слове сказал, что монах очень тонкой нитью связан с жизнью. Его удел — богомыслие и молитва, и разрыв этой нити для монаха не страшен. «Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь о вас…»  Последними словами его перед смертью были слова молитвы: «Прости им, Боже, не ведают бо, что творят».

«Господи, прости им, не знают, что делают!» — была и последняя молитва Великой княгини Елисаветы перед тем, как черная бездна заброшенной шахты поглотила ее.

Она шла к этой зияющей бездне сознательно, категорически отказавшись выехать из России, когда начались беззакония. Она шла за Христом, и ее душевным очам оттуда, из бездны, бил свет Воскресения. Что привело ее, аристократку, чужестранку в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи? А по-Божьи это был суд человеческий — «за Бога» или «против Бога».

И Великая княгиня Елисавета, бывшая протестантка, принявшая Православие на своей новой Родине, в России, и возлюбившая Православную Церковь и Россию «даже до смерти», ответила злу. Какой бы приговор не вынесло ей разнузданное, обезумевшее зло, она примет его как приговор свыше, как ниспосланную ей возможность делом подтвердить то, что составляло смысл и содержание ее жизни.

Любовь к Богу и любовь к людям была истинно смыслом ее жизни, и она привела Великую княгиню на крест. И ее крест вырос и преложился в Крест Христов и стал ее наслаждением.

Великая княгиня потеряла супруга, погибшего от злонамеренной руки террориста. Своими руками она собирает то, что осталось от любимого ею человека, и, неся в сердце боль страшной утраты, идет в темницу к преступнику с Евангелием, чтобы простить его и привести ко Христу с раскаянием.

Вся дальнейшая ее жизнь в России стала делом милосердия в служении Богу и людям. Великая княгиня собрала сестричество, устроив Марфо-Мариинскую обитель и служа по примеру двух евангельских сестер всем обездоленным и скорбящим. Она вложила в это дело все свои средства, отдала все без остатка, и сама отдалась вся до конца. Ее любовь к людям возвращалась к ней ответной любовью людей.

Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге — умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей.

В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля — обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени «Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям, — пишет она, — которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок… Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему… Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет... Полностью разрушена Великая Россия, безстрашная и безукоризненная».

И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из безчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: «Святая Россия и Православная Церковь, которую врата ада не одолеют, — существует, и существует более, чем когда бы то ни было». Эти слова были написаны ею в преддверии могилы.

«Я… уверена, — продолжает Великая княгиня, — что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит». Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие — голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.

Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут!

И русские новомученики — это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?

«Новые страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное претекшии, страданьми дерзновение приимшии, молитеся Христу, вас укрепившему, да и мы, егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем. Образ бо есте лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогша».

А мы, взирая на сияние славы сих Российских мучеников с надеждой на возрождение нашей Церкви, нашей Родины — многострадальной России, — из глубины своих верующих сердец взываем ныне: «Святии новомученики и исповедники Российстии, молите Бога о нас!» Аминь.

+ + +

Отдельное место в Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской занимает Царская Семья, возглавляющая этот сонм святых (на момент произнесения проповеди старца Иоанна (Крестьянкина) еще не канонизирована).

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦАРЯ

Канонизация сонма Новомучеников и Исповедников Российских во главе со святыми Царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года - величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших "свидетелей", ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся - не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов "мира сего".

Пример тому - небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого Царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории Русской Церкви.

Икона Царя-мученика написана русским художником Павлом Тихомировым в США. В 1998 году литографии иконы были привезены в Москву. Одна из литографий попала в Рязань, где в Свято-Никольской богадельне сделали несколько цветных ксерокопий. Оформленная в раму и кивот ксерокопия была подарена рабу Божию Олегу 15 марта 1998 года. На иконе образ Царя-мученика Николая II в великокняжеском одеянии со скипетром и державою в руках. В верхних углах иконы два клейма: Иова Многострадального, день памяти которого является днем памяти Николая II, и святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя Государя. Под образом в овале слова: "Сия святая икона писана к прославлению Царя в России". 6 сентября 1998 года икона заблагоухала в Сретенском монастыре Москвы. По благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая (Гурьянова) с острова Залит и Валаамского старца иеросхимонаха Рафаила (Берестова) она переносилась из храма в храм для поклонения верующим.

2018-02-04_014949.jpg

Благоуханная икона благочестивого Царя-мученика посетила различные храмы и монастыри свыше двух десятков епархий.

От этой иконы за последнее время было множество чудес. Но, пожалуй, самое известное и славное из них - это чудо схождения благодатного огня на престол 15 февраля 2000 года в соборе Свято-Иверского мужского монастыря Одессы, когда там пребывала эта икона. Иеромонах Петр (Голубенков), служивший в этот день, так рассказывает об этом событии. "Когда я закончил причащать людей и со Святыми Дарами вошел в алтарь, после слов: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое" на престоле (на дискосе) появилась вспышка огня. Я поначалу не понял, что это такое, но потом, когда разглядел этот огонь, было невозможно описать той радости, которая охватила мое сердце. Сначала я подумал, что это - кусочек угля от кадила. Но этот маленький лепесточек огня был величиной с тополиный листок и весь белый-белый. Потом я сравнивал белый цвет снега - и невозможно даже сравнить - снег кажется сероватым. Я подумал, что это искушение бесовское такое бывает. И когда отнес чашу со Святыми Дарами на жертвенник, возле престола никого не было, и многие прихожане видели, как лепестки Благодатного огня рассыпались по антиминсу, затем собрались воедино и вошли в напрестольную лампаду. Свидетельство того чуда схождения Святого огня продолжалось в течение дня..." ("По молитвам святого царя" (Новая книга. Ковчег. 2000). Из серии "Чудеса Царственных мучников", вып. 5). С. 41-42.)

Другое известное чудо, связанное с изображением святого Царя, - появление его образа на покрытой известью стене в алтаре Боголюбского собора города Владимира, вызвавшее массовые паломничества православных. Фотография этого образа приведена, например, в книге "Православные чудеса в ХХ веке" ("Православные чудеса в ХХ веке". Свидетельства очевидцев. Книга 3-я. (М., Паломник, 2001)).

Чудотворный образ, с которого мы начали наш рассказ, время от времени источает благоуханное миро. Мироточение особенно усиливается во время богослужений перед иконой. Девять исцелений от различных болезней было зафиксировано за период с 1998 по 2000 год (то есть в то время, когда государь еще не был официально канонизирован, и шла борьба за эту канонизацию, встречавшая бешеное сопротивление безбожных, либеральных сил (вплоть до прямых кощунств). Только за время пребывания иконы в Тульчино-Брацловской епархии в июне 2000 года произошло четыре исцеления. Рапорты об этих случаях исцелений были переданы священноначалию. Вот рассказ одной из исцеленных.

"Меня зовут Ободовская Наталья Сергеевна, год рождения 1981, 16 октября, проживаю в Одесской области, г. Ананьеве, по улице Независимости д. 26, кв.4. В мае 2001 г. я попала в автомобильную катастрофу. Мотоцикл, на котором мы ехали, столкнулся с машиной. Я вылетела и упала животом на бордюр, в результате чего у меня произошёл полный разрыв поджелудочной железы, разрыв печени, сотрясение мозга, перелом челюсти. В г. Первомайске Николаевской области мне сделали сложную операцию, и через несколько дней я была госпитализирована в г. Киев в клинику Шалимова. 12 суток я провела в реанимации. Больше месяца ничего не ела и не вставала с постели, шансов на выживание врачи мне не давали. Но они боролись за мою жизнь и на осень назначили вторую операцию. Летом к нам с крестным ходом прибыла икона царя-мученика. Отец Иоанн (ныне покойный) благословил меня сидеть возле иконы, поскольку я не могла стоять, и поставить за ней масло, которое я потом принимала. И вот по молитвам и заступничеству царя - мученика я исцелилась, правда осталась небольшая послеоперационная грыжа..." При рассказе девушки присутствовала её мать, которая и подтвердила его правдивость.

Аналогичный случай произошел в Приднестровье, в городе Рени, во время пребывания там чудотворной иконы. Последним храмом города, который посетила икона, был Свято-Георгиевский кладбищенский храм. Все это время образ сопровождало дивное благоухание. В день пребывания иконы в городе, благочинный Ренийского округа протоиерей Илия Манита официально, в присутствии духовенства благочиния, объявил о своем чудесном исцелении после молитвы царю - мученику. Долгое время отец Илия страдал от болезни поджелудочной железы (панкреотита). Утром этого дня, перед встречей иконы, его одолел приступ нестерпимой боли. Священник не мог ни сидеть ни стоять. До этого он сомневался в святости царя и его семьи, но тут в душе его неожиданно возникло желание помолиться Государю. Как только он произнес имя Царя-мученика, боль мгновенно исчезла. Это очередное свидетельство исцеления было зафиксировано на видеопленку Виталием Атанасовым.

Подобные случаи к настоящему времени исчисляются многими десятками, причем большинство из них запротоколированы официальной церковной "Комиссией по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви", выпускающей свои сборники, посвященные этим явлениям (См.: "Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах". (Вып. 1 - М., 2000)). Для подробного изложения чудес, происходящих только от Царских икон, приход московского храма святителя Николая в Пыжах издал уже пять сборников общим объемом более шестисот стандартных страниц.

Надо сказать, что мироточения и обновления икон носят в настоящее время массовый характер, сравнимый лишь с тем, что происходило в нашей Церкви в 20-е годы прошлого столетия. Особую известность получили эти чудесные явления в Ивановской епархии. Мало кто знает, что св. миро, которое появляется в результате мироточений, было подвергнуто химическому анализу (о чем также имеется соответствующим образом заверенное научное заключение). Результаты исследования были поистине сенсационными. Ученые выяснили, что, во-первых, вещество, называемое миром, обладает двумя взаимоисключающими свойствами - жира и эфира (спирта), и, стало быть, такого вещества в природе просто не существует, а, во-вторых, спираль ДНК у него развернута в обратную сторону, что вообще невозможно с точки зрения известных науке природных закономерностей.

Как же следует воспринимать все эти многочисленные чудеса с точки зрения православного сознания? В Священном Писании отмечены два принципиально важных момента в оценке чудес. Во-первых, чудеса представляются как "явление силы", которое Бог осуществляет через Своих служителей, о чем прямо говорится в проповеди св. апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2, 22 ). Во-вторых, Сам Господь Иисус Христос видит в чудесах действенное знамение победы Божией на сатаной (Лк. 10, 17-20; 11, 18-19). Чудеса - всегда настойчивый призыв Божий к покаянию. Господь говорит, что во многих городах явленные Им чудеса своей цели не достигли, и предрекает горькую судьбу этим городам (Лк. 10, 13-15). Чудеса - также знамения пришествия Царствия Божия (Лк. 11, 20). Наконец, через чудеса осуществляется замысел Божий о последних временах (Лк. 7, 19-23).

Господь говорит, что чудеса являются знамениями, смысл которых человек может постигнуть только глубиной веры. Враги Христовы далеко не всегда оспаривают реальность чудесных исцелений, совершенных Им. (Хотя наши нынешние либералы от Христианства доходят и до этого, соперничая в этом кощунственном неприятии Божиего промысла с печальной памяти Емельяном Ярославским и К). Они, как правило, отвергают только то истолкование, которое дает чудесам Сам Господь, говоря, что он изгоняет бесов силою веельзевула (Мк. 3, 22).

Слово Божие говорит нам, что веровать во Христа - не значит просто признавать, что Он совершал потрясающие чудеса - это неоспоримый факт, как неоспоримый факт то, что предстательством св. царственных мучеников совершаются многочисленные исцеления и подается чудесная божественная помощь в трудных житейских обстоятельствах или то, что икона царя-мученика благоуханно мироточит. Веровать во Христа Бога, "дивного во святых Своих", и веровать во святых Его - значит услышать и принять то истолкование, которое Христос и Церковь дают этим чудесным знамениям. Полное и подлинное понимание этого дается только благодатно - Духом Святым, только Церкви и святым ее.

Протоиерей Александр Шаргунов в своей проповеди, произнесенной на конференции "Христианство-2000" в г. Самаре 16-18 мая 2000 года, говорил: "Слово Божие ясно говорит нам, что предупреждения о конце времен даются для того, чтобы мы увидели, что Бог сподобляет Свою Церковь великой милости и чести - быть причастной тем испытаниям, которые Он прошел. Это край бездны, последний рубеж, и Сам Бог, Победитель ада и смерти, попускающий злу раскрыться до конца с тем, чтобы сокрушить его до конца, стоит со Своими. Потому утешайте друг друга этими словами, говорит нам Церковь. Мы должны делать то, что можем, в послушании слову Истины, и Бог довершит остальное. Он еще может спасти наш народ, и это может, веруем, произойти участием в том, что происходит с нами, Царственных мучеников и всех новых мучеников и исповедников Российских, и нашим участием в том, что они совершили. Но если и весь мир будет охвачен духом обольщения и погибели, все верные тайне Креста и Воскресения Христова не должны терять радости о Господе, Который говорит: "Поднимите головы ваши, ибо избавление ваше приближается" (Лк. 21, 28).

Владимир Семенко
16 июля 2002 г.

___________________
См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Христианину для размышления: В краткую, последнюю, страшную эпоху зверя

Грех ли или добродетель для христианина ожидание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? Очевидно, что добродетель. Это подтверждает и Священное Писание и опыт жизни святых отцов. Почему тогда в наши дни как посмешище и даже объект презрения выставляются те, кто замечает признаки последних времен?..


Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100