Воскресенье, 15 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней
Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней

Публикуем небольшую заметку нашего читателя на актуальную тему, составленную на основании Священного Писания и Святоотеческих творений. Как сообщил нам автор, это плод дискуссии с человеком, пытавшимся доказать, что мнение о наказаниях Божиих не соответствует церковному учению и духу Святых Отцов.

Учение Церкви о наказаниях Божиих – источник утешения и спасения

Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает.
Евр. 12, 6

Призови Меня в день скорби;
Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
Пс. 49, 15

Актуальность недоумений о наказаниях Божиих

Вопрос о смысле и значении земных страданий занимал человека всегда. Сегодня после десятилетий господства безбожной идеологии и гонений на веру многие люди в России только начинают обретать дорогу в храм. К сожалению, будучи крещеными по традиции, в младенческом возрасте, они пока еще чужды Церкви. Именно поэтому вопрос о страданиях приобретает особую важность. Периоды же социальной напряженности, смут, нестроений, войн и прочих общественных бедствий, связанные с нарушением обычного жизненного порядка, ставят его особенно остро.

За что, по какому принципу, с какой целью нам посылаются различные беды и скорби? Говорят: «За грехи», – часто не вполне понимая смысл этой фразы и в глубине души бросая упрек Богу: «Если Ты так добр и милостив, если Ты, как учит Церковь, – Любовь, то почему наказываешь меня? Для чего мне эти мучения?»

В такой ситуации важно, чтобы страждущий не озлобился, сердечно не ожесточился, но, напротив, постиг значение переживаемых горестей и обратился к Богу. Где же он может найти правильный ответ на все свои «почему?», «за что?» и «зачем?»? Святая Православная Церковь, наша заботливая Мать, предлагает своим заблудшим, скорбящим и недоумевающим чадам, как и всякому человеку, душа которого в очах Божиих драгоценнее любых сокровищ мира, спасительную истину о безпредельно добром и в то же время безконечно справедливом Небесном Отце.

Зачем Добрый Бог наказывает людей?

а) Причина недоумений – незнание учения Церкви о свойствах Божиих

Недоумение относительно Божией благости и посылаемых Им людям бедствий не ново. Оно коренится в ошибочных представлениях о Всевышнем как Боге только любви, в незнании или отрицании такого существенного свойства Божия как правосудие.

По учению Церкви, Бог обладает одновременно совершенными добротой и справедливостью. Доброта в Боге – это качество, по которому Он дарует Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может вместить. Правосудие же побуждает Его воздавать всем нравственным существам по заслугам – добрых награждать, а злых наказывать [1].

б) Доброта Божия

О доброте Божией (иначе именуемой еще благостью, милосердием, долготерпением, милостью, любовью и т.п.) Священное Писание свидетельствует:
Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор. 7, 9);
Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать (Мих. 7, 18);
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57, 15);
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8);
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35);
Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16);
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей (2 Кор. 1, 3–4);
– Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17);
– Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф. 2, 4–7).

Святые Отцы Церкви об этом свойстве писали:
– «Причина бытия и горних, и дольних – одна любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам ничего не получив от них» [2];
– «Господь – истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою» [3];
– «Бог – наш высочайший благодетель, Он оказывает нам столько благодеяний, сколько мы дышим, так что мы и минуты без Его благ прожить не можем. Мы окружены Его любовью и заключены в ней. От Него получаем мы пищу и питие, одежду и жилища. Его свет нам светит и показывает путь, добро и зло, пользу и вред. Его огонь согревает нас и варит нам пищу. Его воздухом сохраняется наша жизнь. По Его повелению служит нам скот. Какой стала бы наша жизнь, если бы хоть некоторые из Своих благ отнял у нас Бог? Чем помогли бы наши глаза, если бы Он отнял Свой свет? – блуждали бы мы, как слепые. Разве дала бы земля плоды, если бы Бог не послал на нее дождя? „И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой“ (Пс. 84, 13). И минуты не может жить человек без воздуха. Все эти и прочие бесчисленные явные Божии благодеяния Он подает нам от одной любви Своей» [4];
– «Господи! Что же Ты нашел в нас, недостойных? Ты – Свет предвечный, озаряющий все творение, мы же только тьма, грубая, осязаемая египетская тьма. Ты – Источник чистоты, мы же – скверный грязный поток. Ты – великолепие, превосходящее всякую красоту „Блаженство в деснице Твоей вовек“ (Пс. 15, 11), мы же – одно скудное бытие, как говорит о нас Иеремия: „Темнее всего черного лице их“ (Пл. Иер. 4, 8). Ты есть то, что есть, а мы – ничто, мы как бы не существуем пред Твоим бытием. Зачем же мы нужны Тебе? Но любовь Его так велика, что, подобно восторгу, ни на что не обращает внимания и как бы забывает Себя. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой божественной любовью (если только сами с покаянием прибегаем к Нему) мы преображаемся в людей святых, светлых, чистых и высших, чем ангелы: „Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово“ (Евр. 2, 16). Вот как сильна любовь Божия к нам! Так возлюбил Он! О, любовь Твоя, Человеколюбец!» [5].

в) Правосудие Божие

Правосудие как существенное свойство Божие не менее ярко раскрывается в книгах Ветхого и Нового Заветов:
– Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен (Втор. 32, 4);
– Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны (Неем. 9, 33);
– Вседержитель, мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия (Иов. 37, 23);
– Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои (Пс. 118, 137);
– Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12);
– Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18);
– Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы (1 Кор. 3, 17);
– Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали (1 Фес. 4, 6);
– Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22, 12).

В творениях Святых Отцов:
– «Правда есть способность воздавать за все по достоинству» [6];

– «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что „Бог человеколюбив и не наказывает?“. А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым? <…> Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, потому что все это его [диавола] мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же?» [7];

– «Господь не без причины проклял смоковницу (см.: Мф. 21, 19), но с намерением показать неблагодарным иудеям, что и для наказания Он имеет достаточную силу. Во всех чудесах Своих Он никому не причинил скорби, и они предполагали, что Он только благотворит, не имея власти подвергать наказанию порочных. И Он на примере дерева показывает, что может и наказать, но не желает этого по благости. Дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но, по преданию мудрых старцев, с этим соединен и некий таинственный смысл. Смоковница – дерево преслушания: ее листья употреблены нарушившими заповедь для прикрытия; и она проклята Христом, чтобы не приносила плода, послужившего причиной греха. Ибо второе пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, а для воздаяния» [8];

– «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что Един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, – и что Он неизменяем» [9].

Поучительные примеры в этом отношении являет и история. 

«Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями», – свидетельствовал преподобный Феодосий Печерский [10].

Как известно, из-за уклонения своих граждан от истинной веры в ересь и нечестие подверглась падению Византия. В житии святителя Мефодия Константинопольского говорится: «Сия же вся (взятие сарацинами Византии, а ранее – Иерусалима с Палестиною, Сирии, Аравии и Египта) грех ради христиан, от истинного благочестия отпадших, к ересям же уклонившихся и святые иконы поправших, – от Бога попустилось» [11].

А вот что писал святитель Феофан Затворник о судьбе нашего Отечества: «Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там – впервые – восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но, бр[атья], припомним двенадцатый год. Зачем это приходили французы?.. Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия, и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления» [12].

г) Совместимость этих свойств

Итак, по учению Святой Православной Церкви Бог является одновременно безпредельно добрым и безконечно справедливым. Каким же образом совмещаются в Нем эти свойства? Митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Православно-догматическом богословии» поясняет: «Истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; <…> благость Его – благость праведная, и правда Его – правда благая; <…> Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; и, следовательно, самые казни Его суть более свидетельства Его Отеческой доброты к нам и любви, нежели правды» [13].

Т. е. Церковь свидетельствует о благости и пользе для человека наказаний Божиих, о том, что Господь всегда готов помиловать и действительно милует грешников, однако при одном условии – покаянии и исправлении, добровольном обращении к Нему – Источнику всех благ.

Божественное Откровение удостоверяет:

Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит все заповеди Мои, и сотворит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все согрешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, которую он сделал, жив будет. Разве Я хочу смерти грешника, говорит Адонаи Господь, а не того, чтобы он обратился от пути зла и жив был? (Иез. 18, 21–23);
– Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать (Иер. 3, 12);
– Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего (Ос. 14, 2);
– Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах. 1, 3);
– Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28);
– Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20);

– «Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот, но в таком только случае, если найдет, что ты по содеянии греха стал смирен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любит суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие врачевства, употребляет наконец в дело острые орудия. Посему любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит Исаия Богу: милость Твоя на мерилех (см.: Ис. 28, 17), потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого возмеривая мерою, числом и весом» [14];

– «Наказание за грехи, которое налагает Бог для нашего исправления, следует называть не гневом и негодованием, а, скорее, вразумлением. Если же некоторые и считают его гневом, то и тем возвещают Божие человеколюбие, предполагая, что Бог снисходит до страстного состояния ради людей, для которых сделался Он и человеком» [15];

– «Примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые предлагает Святое Писание, написанное Духом Святым, сохрани в памяти. Мытаря, великого грешника, возопившего к Нему, Бог простил (см.: Лк. 18, 13–14). Блудного сына, расточившего имение свое, живя распутно, Ты с любовью принял (см.: Лк. 15, 11–24). Плачущей великой грешнице отпустил грехи, сказал: „Прощаются грехи ее многие“ (Лк. 7, 47). Разбойника на кресте, в последний час взмолившегося: „Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое“ (Лк. 23, 42), простил и сказал: „Ныне же будешь со Мною в раю“ (Лк. 23, 43). Петра, трижды отрекшегося и плакавшего об этом, с любовью принял и возвел в апостольское достоинство. Манассию, царя Иудеи, ниневитян беззаконновавших и покаявшихся простил (см.: 2 Пар. 33 и Ион. 3, 10). Да и Сам говорил: „не хочу смерти грешника“ (Иез. 33, 11). Вот как милосерден Бог к кающимся грешникам! Тот же милосердный Бог проявляет и ныне ту же милость к грешникам кающимся» [16];

– «Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. Грешники, наказуемые Богом, ободритесь: "Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет" (Евр. 12, 6)» [17];

– «И как может не соответствовать правовое понятие о Боге представлению о Нем как источнике безконечной любви, когда Божественное правосудие в своем действии, т. е. в наградах и наказаниях людей, исходит из Божественной любви и совершается для спасения людей?! Вот почему в Священном Писании даже о карающем действии Божественного правосудия говорится: "Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет" (Прит. 3, 12)» [18];

– «Человеческая справедливость говорит: „Ты совершил погрешность и должен быть наказан“, а справедливость Божественная: „Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение“. Погляди, ведь если человек, совершивший преступление, искренне кается и сам сознается в содеянном – хотя на него еще не пало и малейшее подозрение, – то даже человеческий закон относится к нему снисходительно. И если такой человек снисходительно судится даже людьми, то насколько больше снисхождения оказывает ему Бог – праведный и сострадательный Судия!» [19].

Вся история христианской Церкви и особенно нашего народа обилует примерами помилования Богом кающихся грешников. Укажем лишь на один из самых известных.

Согласно церковному преданию, праздник Покрова Божией Матери был установлен по случаю чудесного явления Богородицы в Влахернском храме Константинополя в X веке. Тогда за уже начавшееся отступление от истинной веры и благочестия в пределы греческого государства по попущению Божию вторглось мусульманское войско. Военная мощь противника во много раз превосходила силы греков, и помощи ждать было неоткуда. Однако жители Константинополя не отчаялись. Осознав причину Небесной кары, все они, от мала до велика, затворились в храме, в посте и слезах умоляя Бога о помиловании. И Господь, по ходатайству Своей Матери, не посрамил их веры и упования – после явления Богородицы враги неожиданно отступили.

Подобные чудеса многократно происходили на нашей Русской Земле. Летописи, фиксировавшие нашествия иноплеменников и междоусобные брани, начинались словами: «По грехам нашим попустил Господь вражду и смуту…»/ Проникнув в истинную причину нагрянувших зол, наши предки прибегали к неизменно действенному средству – покаянию. Тогда Господь прощал их и отводил Свою карающую руку.

Учение Церкви – источник утешения и спасения

Что же за урок преподносит нам Церковь истиной о Божественных любви и справедливости? Неожиданно столкнувшись с какими-либо жизненными испытаниями, общественными или личными – скорбями, болезнями, нуждой, природными бедствиями, техногенными катастрофами, войнами и т. д., нам необходимо, в первую очередь, возблагодарить Бога, посредством их вразумляющего и ведущего нас к покаянию. А во-вторых, следует приложить все усилия, чтобы эти горькие лекарства Божии не остались бездейственными, но послужили нам к осознанию своих грехов, отвержению их, обращению к Небесному Отцу и исправлению. Тогда учение Церкви явится для нас источником утешения и спасения – как в нынешней жизни, так и в будущем веке.


Примечания:
[1] См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. Гл. 1. О Боге, едином в существе. §18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. 
[2] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. Т. 11. Ч. 1. Беседа 7.
[3] Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 2. На погребение странника.
[4] Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое.
[5] Димитрий Ростовский, свт. Поучения и слова. Т. 2. Поучение на Рождество Христово.
[6] Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1901., С. 176.
[7] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Т. 12. Ч. 2. Слово о будущем суде.
[8] Исидор Пелусиот, преп. Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений.
[9] Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Т. 2. 
[10] Феодосий Печерский, преп. Поучение о казнях Божиих.
[11] Четьи-минеи, 29 июня.
[12] Феофан Затворник, свт. Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, в 1859 и 1860 годах. СПб., 1861. С. 357.
[13] Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч.
[14] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. Электронная версия: http://predanie.ru/lib/book/70856.
[15] Исидор Пелусиот, преп. Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1859. Ч. 1. С. 198.
[16] Тихон Задонский, свт. Увещания и наставления. Электронная версия: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=uveschania.
[17] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Поучение в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих. Электронная версия: http://verapravoslavnaya.ru/?Sv_Ignatii_Asketicheskaya_propovedmz.
[18] Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. М., 1997. С. 155.
[19] Паисий Святогорец, преп. Слова. Tом III Духовная борьба. Электронная версия: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1892.


___________________
См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Подвиг Царской Семьи – наш маяк: Беседа с организатором Царских крестных ходов в Петербурге о. Алексием Масюком

В Петербурге еще с начала 90-х годов регулярно совершаются многолюдные Царские крестные ходы, организует которые протоиерей Алексий Масюк. Милостию Божией, посетив Северную столицу, мы познакомились с батюшкой и расспросили его об этом важном покаянно-просветительском подвиге...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100